Конспект занятия "Домашние животные, и их детеныши"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Саяхова Елена Владимировна

Тема: "Домашние животные, и их детеныши"

Цель: расширять представления детей о домашних животных.

Задачи:

1. Расширять у детей 4-5лет интерес о жизни домашних животных, их пользе для человека.

2. Обучать способам через дидактические игры активизировать и обогащать словарь детей обозначающие действия (глаголы). Учить образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

3. Развитие умений, способствующих отражению и закреплению знаний.

 

Предварительная работа: рассматривание картинок из серии «Домашние животные», загадывание загадок, рассказывание сказок с участием домашних животных, проведение пальчиковой гимнастики.

Оборудование: картинки животных, мяч, игрушки домашних животных.

Здравствуйте, мои дорогие! Для того чтобы у нас с вами было утро добрым, и хорошее насторение. Предлагаю вам всем встать в круг.

Ход:

Ну-ка дети, встаньте в круг,

Ты мой друг, и я твой друг,

Дружно за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Если каждый улыбнется утро доброе начнется. (встаём в круг)

 

Воспитатель:

  1. Создание проблемно-поисковой ситуации. Ребята, сегодня мне на телефон пришло сообщение, которое адресовано не только мне, но и вам. Оно от дедушки Бори. «Дорогие дети, я прошу вас о помощи. У меня в моем дворе пропали все мои домашние животные. Для того чтобы их найти вам необходимо приехать ко мне в деревню. Боюсь что одному мне старенькому не справиться. Ведь для того чтобы их найти нужно показать свои знания, умения, и навыки. Желаю вам удачи! Дедушка Боря».

Воспитатель: Ну, что вы готовы отправиться в деревню и помочь дедушке Боре?

Дети:(Да).

Воспитатель: Давайте подумаем, на чем можно туда добраться?

Дети: На машине, поезде, самолете, автобусе, корабле и т.д .  

Воспитатель: Да, верно, добраться можно по-разному, а мы полетим на ковре самолете (садимся на ковер, закрываем глаза).

-1,2,3 - наш ковер скорей лети! (звучит таинственная музыка)

Воспитатель: Вот мы и прилетели  в деревню.

(Детей встречает дедушка Боря).

Говорит детям, для того чтобы узнать какие животные пропали нужно отгадать загадки:

Игра “загадки”.

Воспитатель: Ребята, вы готовы? (Да).

1)Вместо хвостика – крючок,

Вместо носа – пятачок.

Пятачок дырявый,

А крючок вертлявый. (Свинья).

2) Бородатая и рогатая,

Заберется в огород,

Съест капусту и укроп (Коза.)

3) Голодна – мычит,

Сыта – жует,

Малым ребяткам

Молоко дает.  (Корова).

4)Хоть и бархатные лапки,

Но зовут меня «царапкой».

Мышек ловко я ловлю,

Молоко из блюдца пью. (Кошка.)

5)С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живет под крылечком,

Хвост колечком. (Собака.)

Отгадывая загадку, дети по очереди находят отгадку и ставят фигурку животного.

Воспитатель: Ребята, а каких животных вы еще знаете? (Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы ребята. Как этих животных можно назвать одним словом?

Дети: Домашние животные!

Воспитатель: Почему их так называют?

Дети: Домашними они называются, потому что живут рядом с человеком, рядом с его домом. Человек за ними ухаживает, кормит, а взамен они приносят человеку пользу.

 

Воспитатель:  Ребята, а какую пользу приносят домашние животные?
Дети: Собака-сторожит дом; кошка-ловит мышей; корова – дает молоко и мясо; лошадь перевозит людей и грузы; коза-дает молоко, мясо, шерсть, овца-дает мясо, шерсть; свинья-мясо. (Ответы детей).

Воспитатель: Правильно! Ребята, а что еще умеют делать домашние животные? Вы, знаете?

Игровое упражнение «Назови слова-действия».

Дети стоят в кругу, воспитатель в центре. Воспитатель бросает каждому ребёнку мяч. Дети называют слова действия. (Что делает собака, корова..? Собака – лает, кусается, играет, рычит, прыгает, ласкается, нюхает, сторожит; корова – мычит, бодается, жуёт.)

Воспитатель: Молодцы ребята!  Все домашние животные живут рядом с человеком, и он для них строит жилище. И у каждого животного есть свое отдельное место, где оно живет. Кто знает название этих мест, их домиков?

Дети: Свинья живет в свинарнике, коровы- в коровнике, кошка – в доме, собаки в конуре, лошади – в конюшне.

(Перед детьми мягкие игрушки животных, дети называют животного, и ставят его к своему домику). 

Воспитатель: Молодцы, ребята. Человек содержит домашних животных, ухаживает за ними и очень их любит.

(Дедушка Боря, говорит что любит своих животных, а вот ласковыми словами совсем забывает их называть, может поэтому они все от него убежали).

Воспитатель: Ребята, а давайте мы с вами поиграем в игру «Назови ласково».

Дидактическая игра: «Назови ласково»: Кошка-кошечка; лошадь-лошадка; собака-собачка; и т. д.

Физкультминутка

Котик

Котик лапкой умывается,               гладят щечки

Видно, в гости собирается.           

Вымыл носик,                                   трут ладонью носик

Вымыл ротик,                                   проводят пальцем по губам

Вымыл ухо,                                       поглаживают одно ухо, затем другое

Вытер сухо.

Котик лапкой умывается,                поглаживают грудь

К детям в гости собирается.

Воспитатель: Молодцы! Все животные вернулись, уже в своих домиках (жилищах),  а вот почему то они все грустят, кого им так сильно не хватает, без кого они так тоскуют? Как вы думаете, что же все таки случилось? (Ответы детей).

Д/игра “Назови детеныша”

Воспитатель: У каждого домашнего животного есть детеныши. Назовите их.

- У кошки - … (котята) - У собаки - ... (щенята) - У коровы - …(телята) - У козы - … (козлята) - У овцы - … (ягнята) - У лошади - … (жеребята) - У свиньи - … (поросята).

Дети : Находят детенышей, называют, и ставят их возле свой мамы.

Воспитатель: Правильно, ребята. По деткам они грустили, поэтому и побежали за ними на полянку. А, деныши маленькие вот и заблудились, не нашли обратно дорогу домой. Теперь они повеселели, и спокойны рядом со своими детками. И дедушка Боря тоже очень рад, что все животные со своими детенышами во дворе.

Воспитатель: Они благодарят вас за помощь и отзывчивость. Потому что получилось всех животных найти и вернуть домой. Дедушка Боря для вас приготовил портреты своих животных , но не успел их дорисовать. Хотите посмотреть?

Дети садятся на места. Для начала поиграем с пальчиками.

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять,

Как животных нам назвать? (поочередно загибаем пальчики на левой руке)

Самых близких, самых верных —

Каждый знает их, наверно (хлопаем в ладоши).

Лошадь, корова, собака и кошка (указательным пальцем левой руки загибаем пальцы на правой руке).

Как назовем их?

Подумай немножко (разводим руки в стороны, как бы спрашивая у окружающих).

В доме с хозяином дружно живут (изображаем руками крышу дома над головой),

Значит, домашними все их зовут.

(На мольберте рисунки кошки, козы, собаки).

Д/И «Дорисуй»

Воспитатель: Подскажите, что не так.

Дети: кошка без ухая, коза безрогая, собака бесхвостая.

Воспитатель: Дорисуйте.

Некоторые дети дорисовывают детали.

Воспитатель: Молодцы! Мы с вами сегодня во вторую половину дня их разукрасим, и вечером вы их заберете домой, за одно и расскажите чем мы с вами занимались.

Рефлексия.

Воспитатель: Дети, вам понравилось в деревне у дедушки Бори, помогать ему находить его домашних животных? Как вы думаете, что вам помогло добиться результата и найти всех животных и их детенышей? Вы были сообразительными, внимательными, и правильно находили ответы на поставленные вопросы. Поэтому вам удалось отыскать путь к решению заданных задач.

Мне очень понравилось, как вы сегодня работали, отвечали! Молодцы!

Садимся на ковер –самолет! 1, 2, 3 - наш ковер домой лети! (музыка)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Животные и их детеныши" во второй младшей группе

Дать представление детям о животных, провести сравнительный анализ настоящего и игрушечного животного. Обогащать словарный запас  детей!...

Примерный план – конспект НОД по познавательному развитию Тема: «Путешествие в мир животных (домашние и дикие животные и их детеныши)

Примерный план – конспектнепосредственно – образовательной деятельностипо познавательному развитиюТема: «Путешествие в мир животных (домашние и дикие животные и их детеныши)1...

Конспект «Дикие животные и их детеныши»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию целостной картине мира «Дикие животные и их детеныши» 2-я младшая группа...

Конспект Домашние животные и их детеныши

Можно использовать в работе с детьми ранней группы...