Артикуляционная гимнастика
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Ефимова Ольга Николаевна

Занятия артикуляционной гимнастикой с дошкольниками зависит от их индивидуальных потребностей и возможностей. Артикуляционная гимнастика для детей в любом возрасте направлена на выработку правильного положения для произнесения звука, но есть нюансы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx19.58 КБ

Предварительный просмотр:

Когда нужна артикуляционная гимнастика для детей

  • Улучшение дикции или коррекции звукопроизношения. Это важно для детей, у которых есть трудности с произношением звуков или звуковых комбинаций.
  • Логопедическая гимнастика применяется для коррекции дефектов речи, таких как замена, искажение или пропуск звуков. Она готовит артикуляционный аппарат к постановке звука.
  • Улучшение подвижности артикуляционных органов. Упражнения артикуляционной гимнастики способствуют улучшению подвижности и координации губ, языка, челюстей и других артикуляционных органов. Это помогает детям контролировать свою речь и произношение.
  • Подготовка к чтению и письму. Для овладения чтением и письмом ребенку нужно четко произносить звуки родного языка.

Занятия артикуляционной гимнастикой с дошкольниками зависит от их индивидуальных потребностей и возможностей. Артикуляционная гимнастика для детей в любом возрасте направлена на выработку правильного положения для произнесения звука, но есть нюансы.

  • 3-4 года. В этом возрасте артикуляционная гимнастика используется для развития речи и произношения основных звуков и комбинаций.
  • 5-6 лет. В этом возрасте гимнастика направлена на коррекцию дефектов речи и улучшение произношения. Дети могут осваивать более сложные звуки и фонемы.
  • 7 лет и старше. На этом этапе логопедическая гимнастика используется для улучшения четкости речи и коррекции дефектов, а также для подготовки к чтению и письму.

Комплекс упражнений для языка

«Качели»

Высунуть язык и коснуться его кончиком носа, а потом подбородка. Попеременно выполнять эти движения.

Убедитесь, что ребенок выполняет упражнение без напряжения.

«Часики»

Выполнять касания уголков рта кончиком узкого напряженного языка.

Следите, чтобы не работали губы и челюсти.

«Лошадка»

Нажать кончиком языка на верхнее нёбо и быстро оттянуть его назад, как будто лошадь цокает копытами.

Язык внутрь — наружу

Высунуть язык наружу так далеко, как только можно, затем втянуть его обратно в рот.

Помогите ребенку контролировать движение языка, чтобы избежать излишнего напряжения.

«Иголочка»

Сделать язык тонким и удлиненным, как иголка и удерживать в этой позиции. Выполнять упражнение медленно и контролировать движения языка.

«Башмак»

Представить, что язык – это башмак, и поочередно надевать его на каждый из зубов, начиная с передних зубов и двигаясь к задним.

«Наказать язык»

Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу и произнести звук «пя - пя». Задача ребенка – не напрягать язык.

Следите, чтобы язык был расслабленным и касался уголков губ, а нижняя губа не подворачивалась. Воздух задерживать не нужно.

«Лопатка»

В полуулыбке высунуть язык, положив его на нижнюю губу. Нужно удерживать язык в спокойном состоянии, не высовывать его далеко вперед, накрывая только нижнюю губу и касаясь уголков рта.

«Маляр»

Попросите ребенка представить себя маляром, который раскрашивает потолок языком. Пусть он медленно двигает языком по верхнему небу вперед и назад. Убедитесь, что ребенок двигает языком равномерно и контролирует его движения.

«Вкусное варенье»

Слизываем варенье с верхней и нижней губы, двигая языком вперед и назад, но не из стороны в сторону. Следите, чтобы работал только язык, а не челюсти.

«Грибок»

Попросите ребенка прижать язык к верхнему небу и, не отпуская язык, удерживать его в таком положении под счет. Цель упражнения – растянуть подъязычную уздечку.

«Гармошка»

Похожее на «Грибок» упражнение, но усложненное. Нужно не только удерживать язык в нужном положении, но при этом открывать и закрывать рот. Это можно сделать, если губы находятся в улыбке. Следите при этом, чтобы сами губы не работали.

«Фокус»

Подвернуть боковые края языка, чтобы получился желобок, язык положить на нижнюю губу.

Попросить ребенка в таком положении подуть на кусочек ваты. Если все сделано правильно, то вата взлетит вверх. Нижняя губа не должна подворачиваться, а боковые края языка нужно прижать к верхней губе.

«Чашечка»

Нужно удерживать язык в форме чашечки. Это легче делать возле верхних зубов. Если чашечка не получается, то можно начать с того, что распластать язык между губами и завернуть его на верхнюю губу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»

Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика

laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика      ...