Артикуляционная гимнастика
консультация по развитию речи (подготовительная группа)
Занятия артикуляционной гимнастикой с дошкольниками зависит от их индивидуальных потребностей и возможностей. Артикуляционная гимнастика для детей в любом возрасте направлена на выработку правильного положения для произнесения звука, но есть нюансы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Когда нужна артикуляционная гимнастика для детей
- Улучшение дикции или коррекции звукопроизношения. Это важно для детей, у которых есть трудности с произношением звуков или звуковых комбинаций.
- Логопедическая гимнастика применяется для коррекции дефектов речи, таких как замена, искажение или пропуск звуков. Она готовит артикуляционный аппарат к постановке звука.
- Улучшение подвижности артикуляционных органов. Упражнения артикуляционной гимнастики способствуют улучшению подвижности и координации губ, языка, челюстей и других артикуляционных органов. Это помогает детям контролировать свою речь и произношение.
- Подготовка к чтению и письму. Для овладения чтением и письмом ребенку нужно четко произносить звуки родного языка.
Занятия артикуляционной гимнастикой с дошкольниками зависит от их индивидуальных потребностей и возможностей. Артикуляционная гимнастика для детей в любом возрасте направлена на выработку правильного положения для произнесения звука, но есть нюансы.
- 3-4 года. В этом возрасте артикуляционная гимнастика используется для развития речи и произношения основных звуков и комбинаций.
- 5-6 лет. В этом возрасте гимнастика направлена на коррекцию дефектов речи и улучшение произношения. Дети могут осваивать более сложные звуки и фонемы.
- 7 лет и старше. На этом этапе логопедическая гимнастика используется для улучшения четкости речи и коррекции дефектов, а также для подготовки к чтению и письму.
Комплекс упражнений для языка
«Качели»
Высунуть язык и коснуться его кончиком носа, а потом подбородка. Попеременно выполнять эти движения.
Убедитесь, что ребенок выполняет упражнение без напряжения.
«Часики»
Выполнять касания уголков рта кончиком узкого напряженного языка.
Следите, чтобы не работали губы и челюсти.
«Лошадка»
Нажать кончиком языка на верхнее нёбо и быстро оттянуть его назад, как будто лошадь цокает копытами.
Язык внутрь — наружу
Высунуть язык наружу так далеко, как только можно, затем втянуть его обратно в рот.
Помогите ребенку контролировать движение языка, чтобы избежать излишнего напряжения.
«Иголочка»
Сделать язык тонким и удлиненным, как иголка и удерживать в этой позиции. Выполнять упражнение медленно и контролировать движения языка.
«Башмак»
Представить, что язык – это башмак, и поочередно надевать его на каждый из зубов, начиная с передних зубов и двигаясь к задним.
«Наказать язык»
Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу и произнести звук «пя - пя». Задача ребенка – не напрягать язык.
Следите, чтобы язык был расслабленным и касался уголков губ, а нижняя губа не подворачивалась. Воздух задерживать не нужно.
«Лопатка»
В полуулыбке высунуть язык, положив его на нижнюю губу. Нужно удерживать язык в спокойном состоянии, не высовывать его далеко вперед, накрывая только нижнюю губу и касаясь уголков рта.
«Маляр»
Попросите ребенка представить себя маляром, который раскрашивает потолок языком. Пусть он медленно двигает языком по верхнему небу вперед и назад. Убедитесь, что ребенок двигает языком равномерно и контролирует его движения.
«Вкусное варенье»
Слизываем варенье с верхней и нижней губы, двигая языком вперед и назад, но не из стороны в сторону. Следите, чтобы работал только язык, а не челюсти.
«Грибок»
Попросите ребенка прижать язык к верхнему небу и, не отпуская язык, удерживать его в таком положении под счет. Цель упражнения – растянуть подъязычную уздечку.
«Гармошка»
Похожее на «Грибок» упражнение, но усложненное. Нужно не только удерживать язык в нужном положении, но при этом открывать и закрывать рот. Это можно сделать, если губы находятся в улыбке. Следите при этом, чтобы сами губы не работали.
«Фокус»
Подвернуть боковые края языка, чтобы получился желобок, язык положить на нижнюю губу.
Попросить ребенка в таком положении подуть на кусочек ваты. Если все сделано правильно, то вата взлетит вверх. Нижняя губа не должна подворачиваться, а боковые края языка нужно прижать к верхней губе.
«Чашечка»
Нужно удерживать язык в форме чашечки. Это легче делать возле верхних зубов. Если чашечка не получается, то можно начать с того, что распластать язык между губами и завернуть его на верхнюю губу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...
Семинар-практикум по артикуляционной гимнастике. Родителям об артикуляционной гимнастике и дыхательных упражнениях.
Важность проведения артикуляционной гимнастики...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)
Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика
Для чего нужна артикуляционная гимнастика...

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»
Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика
laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика ...
