Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.98 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ детский сад №79
Комбинированного вида
Выборгского района
г. Санкт – Петербурга
Воспитатель: Кутьина Юлия
Владимировна
Конспект занятия по
развитию речи в подготовительной к школе группе
на тему: «Зимующие птицы»
Цель: Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц.
Задачи:
- Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском и женском родах, глаголов от звукоподражаний.
- Закрепить звуки «С» и «Сь» с помощью чистоговорки.
- Совершенствовать фонематическое восприятие.
- Продолжать учить выразительно драматизировать небольшие литературные тексты.
- Развивать мышление - умение сравнивать, выделять, обобщать.
- Развивать мелкую моторику рук, навыки складывания птиц из бумаги по типу оригами.
- Воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе, любовь к птицам, желание им помогать.
- Создать благоприятную доброжелательную атмосферу на занятии.
Словарная работа: существительные - снегирь, синица, свиристель, корм, семена, зерно; прилагательные - арбузные, тыквенные, подсолнечные, желтогрудая, красногрудый, белобокая, чернокрылая, сизокрылая, длиннохвостая, крупный, мелкий; глаголы - каркает, свистит, трещит, стрекочет, чирикает, воркует.
Предварительная работа: рассматривание картин, книг, открыток, иллюстраций с изображением птиц, чтение рассказов о птицах, загадывание загадок, составление описательных рассказов по картинкам, изготовление кормушек для птиц, кормление птиц, наблюдения за птицами.
Материалы: картины с изображением зимующих птиц, кормушка, шесть одинаковых мешочков из тонкой ткани, наполненные семенами и зернами разных растений, поднос, емкости с семенами арбуза, тыквы, подсолнуха, дыни, зерна риса и пшена, шапочки - маски птиц, мяч, цветная бумага, ножницы.
Индивидуальная работа: активизировать малоактивных детей.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о птицах.
Я загадаю вам загадки, а вы найдите картинки - отгадки.
В серой шубке перьевой
И в морозы он герой
Назови его скорее
Кто там скачет?
Дети: воробей.
Воспитатель: Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка,
И полоска шарфика,
Дети: синица.
Воспитатель: Грудка ярче, чем заря
У кого?
Дети: у снегиря.
Воспитатель: Кто присел на толстый сук
И стучит: «тук-тук-тук-тук»?
Дети: дятел.
Воспитатель: Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зеленых кронах.
А зовут ее...
Дети: ворона.
Воспитатель: Всех я за день навещу
Все, что знаю растрещу.
Дети: сорока.
(На доску выставляются картинки - отгадки.)
Воспитатель: Ребята, кто это?
Дети: птицы.
Воспитатель: Почему это птицы?
Дети: Потому что у них тело покрыто перьями, у них 2 крыла, они умеют летать, у них есть клюв, 2 лапы, хвост.
Воспитатель: Какую пользу птицы приносят людям?
Дети: Спасают от вредителей поля, огороды, радуют нас песнями, украшают природу.
Воспитатель: Это, какие птицы?
Дети: Зимующие.
Воспитатель: Почему их называют зимующими?
Дети: Они не улетают на юг, остаются зимовать в наших краях.
Воспитатель: Почему они не улетают?
Дети: Потому что могут добывать себе корм, они питаются не только насекомыми, но и семенами, зернышками, семечками, ягодами, пищевыми отходами.
Воспитатель: Теперь изобразите птичью стайку, взмахните крыльями и летите в свои гнезда.
Егор, ты какую птицу изображал? - дятла.
Даша, ты какую птицу изображала? - синицу.
Алена, ты какую птицу изображала? - снегиря.
Воспитатель: Как живется птицам зимой?
Дети: Трудно, голодно и холодно.
Воспитатель: Почему?
Дети: Снег укрыл землю, зернышек не найти.
Воспитатель: Поэтому птицы прилетают поближе к нашим жилищам и просят у нас помощи.
Как и чем мы можем помочь птицам зимой?
Дети: Подкормить их.
Воспитатель: А как вы помогаете птицам зимой?
Дети: Повесили кормушку, насыпали в нее хлебные крошки и зерно.
Воспитатель: Сейчас я покажу вам разные виды корма для птиц, семена и зерна разных растений.
(На подносе в прозрачных контейнерах насыпаны семечки подсолнуха, тыквы, арбуза, дыни, пшена и риса.)
Воспитатель: Подойдите, посмотрите семена, каких растений здесь насыпаны?
Дети: Арбуза, дыни, подсолнуха, тыквы, пшена, рис.
Воспитатель: рассмотрите семена, потрогайте, обследуйте их.
Опишите семена подсолнуха и тыквы.
Дети: У подсолнуха семена мелкие и черные, а у тыквы крупные и белые.
Воспитатель: Опишите семена арбуза и дыни.
Дети: У арбуза семена коричневые и крупные, а у дыни мелкие и белые.
Воспитатель: Опишите зерна тлена и риса.
Дети: Пшено мелкое и желтое, а рис крупный и белый.
Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру «Угадай на ощупь».
Возьмите каждый по мешочку, в этих мешочках насыпан корм для птиц. Определите на ощупь, какой корм у вас в мешочках?
Скажи, что у вас в мешочке? (ответы детей)
Воспитатель: Развяжите мешочки и посмотрите, правильно ли вы определили. Дети развязывают мешочки и называют, что в них.
Воспитатель: Все мешочки положите на поднос.
Поиграем с пальчиками. «Покормим птиц».
Соберите пальцы рук в щепоть и подушечкой большого пальца массируйте подушечки остальных пальцев. Произносим чистоговорку:
Семь суток сорока старалась, спешила,
Себе сапоги сыромятные сшила,
Сказала со смехом соседка - синица:
-Стать самой скрипучей сорока стремится.
Воспитатель: Какой звук в этой чистоговорке вы слышите чаще других звуков?
Дети: Звук «С» и «Сь».
Воспитатель: В названии, каких зимующих птиц встречается звук «С» и «Сь»?
Дети: Снегирь, синица, сорока, сова, свиристель.
Воспитатель: На каком месте находятся звуки «С» и «Сь» в этих словах?
Дети: В начале слова.
«Игра с мячом».
Воспитатель: Если у сороки белый бок, то она какая?
Дети: Белобокая.
Воспитатель: Если у синицы желтая грудка, то она какая?
Дети: Желтогрудая.
Воспитатель: Если у снегиря красная грудь, он какой?
Дети: Красногрудый.
Воспитатель: Если у сороки длинный хвост, то она какая?
Дети: Длиннохвостая.
Воспитатель: Если у вороны черное крыло, то она какая?
Дети: Чернокрылая.
Воспитатель: Если у голубя сизое крыло, то он какой?
Дети: Сизокрылый.
Воспитатель: Как подает голос ворона?
Дети: Кар - кар.
Воспитатель: Значит, она что делает?
Дети: Каркает.
Воспитатель: Как подает голос синица?
Дети: Синь - синь - синь.
Воспитатель: Что она делает?
Дети: Свистит.
Воспитатель: Как подает голос сорока?
Дети: Тр - тр -тр.
Воспитатель: Что она делает?
Дети: Трещит, стрекочет.
Воспитатель: Как подает голос воробей?
Дети: Чик-чирик.
Воспитатель: Что он делает?
Дети: Чирикает.
Воспитатель: Как подают голос голуби?
Дети: Гур- гур - гур.
Воспитатель: Что они делают?
Дети: Воркуют.
Воспитатель: Ребята, птица голубь символизирует собой мир, дружбу и любовь. В народе говорят: «Голубь мира - птица счастья». Еще говорят: « Воркуют голуби». Протяните друг другу ладони, погладьте их, подарите любовь, теплоту своего сердца друзьям.
- Произнесите гур - гур -гур.
Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте послушаем, о чем разговаривали однажды птицы в лесу.
(Дети надевают шапочки - маски.)
Здравствуй, птичка - невеличка,
Желтогрудая синичка.
Были в жарких странах мы,
Не бывает там зимы.
Здравствуй, дятел, наш дружок,
Добрый день, сорока.
Много дней летали мы,
Далека дорога.
Расскажите, птицы, где вы побывали?
Что вы повидали,
Как вы зимовали?
Хорошо ли жили вы вдалеке от дома?
С кем вы подружились в странах незнакомых?
Мы подружились со слоном,
Играли с обезьянами,
Угощали нас они
Вкусными бананами.
Воспитатель: Это был разговор, каких птиц?
Дети: Перелетных и зимующих.
Воспитатель: Каких перелетных птиц вы знаете?
Дети: Ласточка, скворец, грач, стрижи, чайки.
Воспитатель: Что вы узнали из этого разговора о перелетных птицах?
Дети: Что они долго летели в жаркие страны. Летели много дней. Там не бывает зимы, там живут слоны, обезьяны и растут бананы.
Воспитатель: Когда птицы вернутся к нам?
Дети: Весной.
Воспитатель: Посмотрите, на нашей кормушке нет ни одной птички. Давайте изготовим из бумаги птиц по типу оригами.
Оригами «Птицы»
Наша бумажная заготовка представляет собой два квадрата. Чтобы сложить птицу - квадраты соединяют, цветной стороной вверх и делят пополам по диагонали к себе. Затем, немного отступив от диагонального сгиба, нижний угол верхнего слоя загибают вверх и проглаживают сгиб. Заготовку переворачивают согнутой стороной вниз так, чтобы сгиб находился в вертикальном положении, и делим фигуру пополам сверху вниз. Потом отворачиваем крылья вверх с одной и с другой стороны поделки, выделяем клюв, намечаем линию живота, форму хвоста и отрезаем детали по намеченным линиям.
Воспитатель: Какие красивые птички у вас получились ребята, давайте немного наши глазки отдохнут.
Зрительная гимнастика «Птички».
Летели птички, | Прослеживание глазами за предметом по кругу |
Собой невелички. | |
Как они летели, | Движения глазами вправо – влево |
Все люди глядели. | |
Как они садились, | Движения глазами вверх – вниз |
Люди все дивились. |
(Звучит музыка с голосами птиц.)
Воспитатель: Давайте пригласим птиц на нашу кормушку.
Дети размещают на кормушке птиц.
Воспитатель: Послушайте, как они щебечут.
Как вы думаете, о чем они щебечут?
Дети: Они благодарят нас за помощь, заботу, за то, что мы их пригласили кормушку.
Воспитатель: Чем мы сегодня с вами занимались? Понравилось вам занятие? Что вам понравилось больше всего?
(ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе по теме "Зимующие птицы"
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе по теме "Зимующие птицы"Используемые технологии:здоровьесберегающие, ИКТ, проблемно-игровые, технологии личностно-ориентированного вз...

Конспект занятия продуктивной деятельности в подготовительной к школе группе на тему "Гжельские птицы счастья" в технике пластилинография.
Конспект данного занятия направлен на развитие познавательного интереса старших дошкольников, закрепление представлений о декоративно-прикладном творчестве, развитие интереса к рисованию пластилином. ...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»
Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по окружающему миру для подготовительной к школе группы на тему "Зимующие птицы"
Конспект занятия по окружающему миру для подготовительной к школе группы на тему "Зимующие птицы". Путешествие в зимний лес....

Конспект по развитию речи в подготовительной к школе группе по теме «Зима»
Конспект по развитию речи в подготовительной к школе группе по теме «Зима»...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы »
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Программное содержание: Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жи...

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе на тему «Зима».
Цель:Создать условие для закрепления математических знаний детей.Задачи:Продолжать учить решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10;Закреплять счет в пределах 10 в прям...
