Открытое занятие по речевому развитию: " Путешествие в страну Красивой речи"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Никулина Наталья Федоровна

Конспект проведения открытого занятия по речевому развитию : "Путешествие в страну Красивой речи".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

(МКДОУ детский сад с.Молька)

Конспект проведения открытого занятия по речевому развитию

«Путешествие в страну Красивой речи»

Тема: Путешествие в страну Красивой речи.

Возраст детей: Старшая разновозрастная группа ( 5-8 лет)

Подготовила и провела воспитатель: Никулина Н.Ф.

Дата: 30 марта 2022 учебный год.

Цель: обогащать и активизировать словарный запас посредством участия в словесно-речевых играх.

Образовательные задачи:

  • совершенствовать навыки коммуникативного общения, словоизменения словообразования;
  • упражнять в употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов;
  • формировать умения обобщать, классифицировать;
  • закреплять умение раскатывать пластилин прямыми движениями, создавая лучики;
  • учить детей передавать образ пластическим способом, используя прием разглаживания пластилина по контуру.

Развивающие задачи:

  • развивать диалогическую связную речь, образное представление;
  • расширять словарный запас через участие в словесно – речевых играх;
  • развивать активность, самостоятельность, уверенность в своих силах;

Воспитательные:

  • воспитание в детях добрых чувств, взаимопомощи и сопереживания в сложившейся ситуации;

Интеграция образовательных областей:

  • речевое развитие;
  • познавательное развитие;
  • социально-коммуникативное;
  • физическое развитие.

Словарная работа: фантазия, повторение и закрепление словаря детей за счет слов и выражений – солнце: лучистое, горячее, светлое.

Предварительная работа:

  • чтение русских народных сказок;
  • просмотр мультипликационных фильмов;
  • отгадывание загадок;
  • выполнение физкультурных разминок.

Методические приемы:

  • словесные;
  • наглядные;
  • практические.

Материалы и оборудование:

  • воздушный шар;
  • письмо;
  • «Лучи солнышка» с заданиями;
  • мелодия «волшебной музыки»;
  • магнитная доска с картинками;
  • колокольчик.

Ход занятия.

Организационный момент.

Здравствуйте, дети! Сегодня в нашей группе светло и весело! А весело от ваших светлых улыбок, ведь каждая улыбка — это маленькое солнышко, от которого становится тепло и уютно.

Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг,
Слева – друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель: Дети, сегодня мы проведем необычное занятие. Мы отправимся в путешествие в сказочную страну Красивой речи. А отправимся мы с помощью фантазии.

— А что такое фантазия? (ответы детей)

Дети: Фантазия – это наши мечты, когда мы о чем-то мечтаем, выдумываем то, чего на самом деле нет.

— Прежде, чем отправимся в это путешествие, давайте вспомним правила:

Каждый день всегда, везде,
На занятиях в игре,
Громко, четко, говорим,
Никуда мы не спешим.

Если хочешь ответить, не шуми,
Только руку подними.

Чтобы разговаривать,
Надо выговаривать.
Все правильно и внятно,
Что б было всем понятно.

Воспитатель: Я предлагаю вам закрыть глаза и представить себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя.

(Включается сказочная музыка)

II Основная часть.

Воспитатель: Дети, открываем глаза. Вот мы и прибыли в сказочную страну. Посмотрите, на воздушном шарике прикреплено письмо. Давайте его прочитаем.

Воспитатель зачитывает письмо:

Здравствуйте наши юные друзья! Я, Фея сказочной страны Красивой речи, обращаюсь к вам за помощью. Злой волшебник заколдовал жителей страны Красивой речи, и теперь они не знают, что такое радость и смех.

Воспитатель: Дети, поможем Фее расколдовать жителей сказочной страны?

(ответ детей)

Сначала нам надо отгадать загадку:

Среди поля голубого,
Яркий блеск огня большого.
Не спеша огонь тот ходит,
Землю-матушку обходит.
Светит весело в оконце.
Догадались…… это (солнце)

(на доске висит солнышко без лучиков)

— А какое солнышко, посмотрите? (круглое, желтое)
— На что похоже солнышко? (на блин, на тарелочку, на апельсин)
— Ребята, а какое у него настроение? (грустное)
— Как вы думаете, почему оно грустное? (заколдованное, у него нет лучиков)

— Да, злые волшебники заколдовали наше солнышко и лучики.

А как мы можем ему помочь? (дети предлагают свои варианты)

— Посмотрите, а вот и лучики от нашего солнышка.

Чтобы расколдовать лучики нужно выполнить задания.

1 задание «Назови ласково»

Дети становятся в круг. Воспитатель, передавая ребенку мяч, называет слова, а он должен назвать ласково

бык – бычок;
жук – жучок;
обезьяна – обезьянка;
бегемот – бегемотик;
собака – собачка;
кабан – кабанчик; барсук – барсучок и т. д.

Прикрепляем первый лучик к солнышку.

2 задание Игра «Скажи наоборот»

— Я вам предлагаю в конце каждой фразы добавить слово, противоположное по значению:

Скажу я слово «далеко»,
А ты ответишь … («близко»)
Скажу я слово «высоко»,
А ты ответишь … («низко»)

Скажу я слово «уронил» — … («поднял»)
Скажу я слово «потерял» — … («нашёл»)
Что скажешь ты на слово «ложь» — … («правда»)
И вдруг скажу я слово «друг» — … («враг»)

Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты … («храбрец»)
Теперь «начало» я скажу, ответьте все … («конец»).

Прикрепляем лучик.

3 задание «Назови признаки»

В стране Красивой речи живут замечательные слова, которые могут называть разные признаки предметов.

  • матрешка из дерева, значит она деревянная;
  • дом из кирпича – кирпичный;
  • ваза из стекла – стеклянная;
  • ложка из железа – железная;
  • самолётик из бумаги – бумажный;
  • сумка из кожи – кожаная.

Прикрепляем лучик.

4 задание « Где спрятался звук»

А сейчас, мы поиграем с вами, в игру «Где спрятался звук». Но какой звук вы отгадаете в загадке.

Это кто жужжит сердито,
Жу-жу-жу да жу-жу-жу,
И летит к цветку с нектаром,
Всех, пугая на ходу! (жук)

Итак, где же спрятался звук Ж в слове жар, ножницы, еж.

Ребята, что мы сейчас повторили, с чем поработали? (со звуками)

Физкультминутка.

В стране Красивой речи любят играть, как и мы с вами. Выходит, ребята, поиграем.

Солнце рано встает (руки тянем вверх)

И лучи нам подает (руки вперед, крутим руками)

Лучики горячие ( потираем ладони друг о друга)

Скачут по лужайке ( руки вверх, вниз)

Попытаемся поймать мы их на лужайке! (руки из стороны в сторону, хлопки)

Молодцы ребята!

5 задание « Собери сказку»

Злой волшебник перепутал все сказки, и теперь сказочные герои не могут разобраться кто из какой сказки. Нужно помочь им. Дети выкладывают картинки в хронологическом порядке. Затем рассказывают сказку.

6 задание «Назови правильно»

«Назови правильно» (классификация) Суть задания заключается в том, чтобы распределить все картинки на группы и каждой группе дать обобщенные названия.

7 Задание « Сосчитай звуки»

«Сколько слогов в слове?»

— Ребята, что вы видите на экране? (ответы детей)

(Воспитатель показывает детям картинки с животными корова, лиса, волк, белка, воробей)

Все дети называют предмет хором при этом хлопками разделяют слово на слоги). Ребенок отвечает – сколько слогов в слове.

Жители страны говорят вам огромное спасибо! Вы помогли им, выполнили все задания, расколдовали все лучики. (воспитатель переворачивает макет солнышка). Какое теперь солнышко? (ответы детей: яркое, лучистое, горячее, веселое, дарит нам свет и тепло).

А сейчас мы отправляемся в обратный путь. Закрывайте глаза (включается музыка). Представьте, что мы летим на воздушном шаре, снова пролетаем над лесами, полями, слышим журчание реки. Вот мы и вернулись в детский сад!

III Заключительная часть

Итог:

  1. Что вам больше всего понравилось?
  2. Что было особенно трудно?
  3. Какое из заданий вам показалось самым интересным? Почему?

— Вы все сегодня очень старались, были активными, внимательными, дружными.

А сейчас мы встали в круг,
За руки все взялись вдруг,
Будем рядышком стоять.
Ручками махать.
Все вы занимались,
И немножко баловались,
А теперь детвора, Отдыхать нам всем пора!

Самоанализ открытого занятия по речевому развитию в старшей разновозрастной группе.

Тема: « Путешествие в страну Красивой речи».

Открытое занятие проводилось с детьми старшей разновозрастной группы в возрасте от 5 до 7 лет. При выборе темы занятия и материалов к нему я учитывала возрастные особенности детей, а также уровень их развития.

Цель занятия: Обогащать и активизировать словарный запас детей посредством участия в словесно– речевых играх.

Образовательные задачи: Совершенствовать навыки коммуникативного общения, словоизменения, словообразования;

Упражнять в употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов;

Формировать умение обобщать, классифицировать.

Развивающие задачи: Развивать образное представление;

Расширять словарный запас через участие детей в словесно-речевых играх;

Развивать активность, самостоятельность.

Воспитательные задачи: Воспитание в детях добрых чувств взаимопомощи.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное, физическое развитие.

Считаю, что структура занятия соответствовала поставленным задачам, темп занятия выбран оптимальный.

Структура занятия состоит из трех взаимосвязанных этапов:

Вводная часть, организация детей; основная часть, практическая деятельность; заключительная часть, подведение итогов.

При планировании занятия учитывала возрастные особенности детей. Наглядный материал подбирала с учетом содержания занятия. Дети с удовольствием отвечали на вопросы воспитателя, самостоятельно в своей речи употребляли уменьшительно-ласкательные суффиксы, обобщали свои ответы, находили общие признаки предметов и по признакам объединяли предметы в однородные группы, также узнавали русские народные сказки по иллюстрациям.

Считаю, что выбранная мною форма организации образовательной деятельности детей была достаточно эффективной.

Разнообразие материалов позволили мне удержать внимание и познавательный интерес детей на протяжении всей образовательной деятельности.

Для снятия общего переутомления была проведена физкультурная минутка.

На протяжении занятия следила за речью детей, добивалась полных и точных ответов.

Индивидуальная работа проявлялась в проведении словарной работы, в оказании помощи затрудняющимися в ответах, напоминаниях.

Считаю, что большая часть поставленных задач была выполнена хорошо, над некоторыми задачами нужно еще поработать. В целом поставленные задачи были выполнены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД в подготовительной группе по образовательной области «Познавательное развитие» Речевое развитие:«Путешествие в страну Красивой речи»

Цели: обобщать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память....

Конспект НОД в старшей группе по речевому развитию «Путешествие в страну Красивой речи»

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи.«Путешествие в страну Красивой речи». Возрастная группа: 5-6 лет.Продолжительность занятий: 25 минут.Цель:Обогащение и активиза...

Конспект открытого занятия непосредственной образовательной деятельности по (речевому развитию) «Путешествие в страну Красивой речи » для детей подготовительной группы.

Конспект открытого занятия непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию "Путешествие в страну Красивой речи" для детей подготовительной речи....

Конспект НОД ОО "Речевое развитие" Путешествие в страну красивой речи. Старшая группв

Конспект непосредственно образовательной деятельности (интегрированное) по образовательной области: «Речевое развитие» на тему: «Путешествие в страну Красивой речи» в старшей группе ДОУ....

Конспект занятия по речевому развитию «Путешествие в страну Красивой речи» в старшей группе.

Занятие способствует обогащению и активизации словарного запаса посредством участия в словесно-речевых играх....

Открытое занятие в старшей группе "Путешествие в страну красивой речи"

                    ООД «Путешествие в страну красивой речи»                    ...

Открытое занятие в подготовительной группе «Путешествие в страну Красивой речи»

Цель: обобщение и применение полученных ранее знаний.Задачи:-Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы;-Закрепление в речи детей употребления относительных ...