Программа по оригами "Волшебный квадратик"
учебно-методический материал по развитию речи
Занятия по оригами позволяют детям сделать первые шаги на пути овладения удивительным искусством оригами. Учат пользоваться условными знаками, знакомят с базовыми формами и, конечно, складывать интересные модели. Среди них очень сложные и простые двигающиеся фигурки, звёзды, цветы, насекомые, звери и птицы…. Всего сразу и не перечислишь! Если вы захотите научиться, и Вас заинтересовало это искусство, воспользуйтесь программой «Волшебный квадратик»!
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 320.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет образования МО «Березовский район»
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Олененок»
п. Саранпауль
Н.Ю. Ерошевич
Программа по оригами «Волшебный квадратик»
с. Саранпауль – 2023 год
Автор-составитель – Надежда Юрьевна Ерошевич – учитель-логопед МДОУ «Оленёнок» п.Саранпауль
Ответственный за выпуск –
Рецензенты:
Герасимова Диана Васильевна – кандидат филологических наук, профессор кафедры мансийской филологии, зам.проректора по учебной работе Югорского государственного университета г.Ханты-Мансийск
Сметанин Николай Иванович – учитель начальных классов, научный сотрудник Обско-угорского института прикладных исследований и разработок г.Ханты-Мансийск
Н.Ю. Ерошевич. Программа по оригами «Волшебный квадратик» для детей дошкольного возраста.
Занятия по оригами позволяют детям сделать первые шаги на пути овладения удивительным искусством оригами. Учат пользоваться условными знаками, знакомят с базовыми формами и, конечно, складывать интересные модели. Среди них очень сложные и простые двигающиеся фигурки, звёзды, цветы, насекомые, звери и птицы…. Всего сразу и не перечислишь! Если вы захотите научиться, и Вас заинтересовало это искусство, воспользуйтесь программой «Волшебный квадратик»!
- Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Волшебный квадратик» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе изучения искусства оригами и результатов собственного опыта работы по обучению детей дошкольного возраста основам данного искусства.
Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
Необходимость развития у детей ещё в дошкольном возрасте базисных интеллектуальных способностей: внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи – ни для кого не секрет. Как следствие, такой ребёнок начинает более успешно учиться в школе, повышается его интерес к обучению, к познавательной деятельности вообще, укрепляется его уверенность в себе, в своих силах и возможностях. Возникает другой вопрос: «Как помочь ребёнку учиться легко и с удовольствием?»
Оригами доступно всем, оно помогает творить чудеса. Из обычного листа бумаги можно создать целый мир. Фигурки довольно условные, что позволяет детям думать и фантазировать. Фигурка, сложенная из листа бумаги, оживает в руках ребёнка. Он ей играет. Можно устроить соревнования, можно поиграть в ролевые игры, пообщаться через героев друг с другом, а может быть инсценировать сказку уже известную или свою.
Таким образом, занятия оригами развивают коммуникативные способности, воспитывают доброту, дружелюбие и снижают комплексы застенчивости. В программе подобраны несложные в изготовлении модели. Успешность и быстрота достижения результата вызовут всплеск положительных эмоций,
основы эмоционального комфорта, необходимого для стимулирования познавательной деятельности. Занятия Оригами способствуют развитию мелкой моторики рук, достижения точности и аккуратности в исполнении, воспитывают усидчивость у самых неугомонных.
Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, неокрашенные собственными положительными отношениями и эмоциями, не становятся полезными. Поэтому занимательность, игровая мотивация, решение неожиданной задачи, проблемной ситуации, знакомство с окружающим миром и т.д., через путешествие в сказку и изготовление сказочного персонажа, дают прекрасную возможность поддерживать интерес к познавательному процессу. Иными словами: Оригами позволяет дошкольникам учиться легко и с удовольствием.
Оригами является универсальным способом обучения, его можно прекрасно сочетать с занятиями по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, математике, обучению грамоте.
Еще сто лет назад выдающиеся педагоги знали, что для маленьких детей, а особенно для детей с речевой патологией немалую сложность представляют движения пальцев рук, так как мелкая моторика тесно связана с речевой функцией. Ведь на пальцах и ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данная программа рекомендована для коррекционного обучения детей с нарушениями речи.
Цель программы:
развитие у детей дошкольного возраста художественного вкуса, творческого воображения, конструктивного мышления, речи и мелкой моторики руки.
Задачи программы:
Обучающие:
- Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
- Формирование умения следовать устным инструкциям, читать схемы изделий.
- Обучение различным приемам работы с бумагой.
- Применение знаний в школе на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
- Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
- Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
- Развитие художественного и эстетического вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные:
- Воспитание интереса к искусству оригами.
- Расширение коммуникативных способностей детей.
- Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
- Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми.
Актуальность: в последнее время у детей дошкольного возраста отмечается слабое развитие мелкой моторики пальцев рук, которая характеризуется двигательной неловкостью, малым объёмом движений, недостаточным темпом и переключаемостью, что вызывают серьезные трудности в овладении навыков письма, которые требуют выполнение тонких координированных движений руки и слаженной работы мелких мышц кисти.
Значение оригами для развития ребенка
Многое должен знать и уметь ребёнок, вступая в незнакомую, но такую притягивающую школьную жизнь. Из опыта работы можно сказать, что подготовить ребёнка к этому важному моменту жизни помогает оригами - искусство, близкое ему и доступное.
Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
Предмет “оригами” предполагает не только и не столько знакомство со складыванием конкретных фигурок из бумаги, но и использование радостного для ребят занятия с целью развития у них целого комплекса навыков.
- Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.
- Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
- Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.
- Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
- Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и тт. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.
- Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
- Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д.
- Оригами развивает пространственное воображение – учит читать схемы изготовления поделок, по которым складываются фигурки.
- Оригами расширяет коммуникативные способности детей.
- Оригами совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Притягательная сила этого искусства в способности оживлять плоский и немой лист бумаги, за считанные минуты, превращать его в различные предметы; придумывать сказки, главными героями которых являются поделки, сложенные самими же детьми. А ещё больше притягивает то, что конечный результат ребёнок видит сразу. Дж. Локк считал, что лучшей игрушкой для ребёнка будет та, которую он создал своими руками.
1.2. Концепция программы.
1. В процессе занятий конструирования из бумаги формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.
2. Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с творчеством, культурой и эстетическими ценностями.
3. Досуговая деятельность способствует приобщению старших дошкольников к труду, предоставляет детям свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности.
- 3. Основные принципы
1. Принцип добровольности участия.
- Принцип сотворчества-участия детей, педагогов и родителей в поисках новых эффективных методов и целенаправленной деятельности по конструированию и моделированию.
- Принцип результативности, гарантия положительного результата.
- 4. Отличительные особенности данной программы
Появившиеся в последнее время вариативные программы для детского сада, по-разному решают вопрос об организации образовательного процесса в группах детей старшего дошкольного возраста. В одних программах делается акцент на обучающих занятиях, в других предпочтение отдается более свободным формам развития детей.
Изучив ряд методических пособий и литературы по обучению детей дошкольного возраста оригами (см. список литературы), опыт работы других детских садов, выявлено, что оригами включено в занятия по ручному труду (наряду с конструированием из строительного и природного материала, аппликацией), но количество их ограничено и предполагает, в основном, деятельность репродуктивного характера.
Опыт работы с детьми других педагогов позволил систематизировать и обобщить “наработанный” материал в программу кружка по оригами «Волшебный квадратик» для детей дошкольного возраста (всех возрастных групп).
В отличие от программы годичного обучения оригами в школе (автор – Афонькин С.Ю.), данная разработанная программа рассчитана на полный курс обучения детей в детском саду и адаптирована для детей дошкольного возраста. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.
1.5. Формы и методы обучения, используемые при реализации программы.
В процессе занятий используются различные формы. Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия, так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских и взрослых работ, непосредственное изготовление поделок, обсуждение и выбор схемы выполнения поделки, конкурс поделок, выполненных в технике оригами, вручение готовых работ родителям, малышам в качестве подарков;
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, КВНы, соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.);
• наглядный (показ видео материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
• репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми детьми;
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
• групповой – организация работы в группах;
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем;
• другие.
Чтобы вызвать у ребенка интерес к конструированию и эмоционально настроить его на деятельность, используются в работе произведения художественной литературы и иллюстрации. Материал располагается по возрастам. Для каждого возраста предлагается несколько занятий с учетом степени сложности. Прежде чем перейти от одного изделия к другому, уточняется, хорошо ли ребенок овладел тем или иным приемом складывания, научился ли складывать игрушку от начала до конца самостоятельно.
Эпизодическая деятельность не может дать положительного эффекта, т.к. для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук регулярной, используя разные формы работы:
- выделив для этого время в блоке специально организованного обучения в форме занятий;
- в блоке совместной деятельности воспитателя с детьми;
- в блоке свободной самостоятельной деятельности самих детей.
Каждый из указанных блоков должен занимать свое место в педагогическом процессе, поскольку каждый имеет значение для наиболее эффективного решения тех или иных задач развития и воспитания ребенка.
В блок специально организованного обучения, в форме занятия, включаются цели, реализация которых требует систематической постановки перед детьми строгой последовательности специальных заданий, отвечающей логике развития тех или иных способностей (сенсорных, развитию мелкой моторики, мыслительных), логике отдельного предмета (грамоте) в рамках подготовки к школе, а также задачи по формированию у детей элементов учебной деятельности. Взрослый здесь всегда инициатор.
В блок совместной деятельности воспитателя с детьми входят задачи по развитию социальных навыков, освоение разных видов деятельности (конструирование, рисование, игры, макраме...). Работа с детьми в рамках этого блока исключает специально организованные занятия. Создается микроклимат, в основе которого уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между взрослым и ребенком.
Взрослый выступает в позиции партнера детей, участвующих в совместной деятельности, но партнера - инициатора. При этом не обязываю (или он не обязывает) детей к определенного рода активности, но предлагаю ее и приглашаю к ней своим примером и участием, демонстрируя образцы ее организации, в то же время, как партнер, поощряю, учитываю детскую инициативу в развертывании деятельности (в частности по развитию мелкой моторики). Обеспечиваю условия для деятельности с "открытым концом" так, чтобы дети при желании могли продолжать ее самостоятельно, пока не исчерпают свой интерес (начатую игру, конструирование, рисование, штриховка по трафаретам, плетение, пальчиковые игры, пальчиковый театр).
Блок свободной самостоятельной деятельности обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам.
Взрослый находится за кругом детской деятельности, обеспечивая предметную среду для свободной деятельности детей, изменяя и дополняя ее в соответствии с детскими интересами, одновременно являясь потенциальным партнером, готовым подключиться к их активности при просьбах: о поддержке и помощи, в реализации их свободных замыслов, а также в конфликтных ситуациях, требующих вмешательства или при необходимости, помогаю войти в группу сверстников тому или иному ребенку, обнаруживающему явное стремление к контактам, но не владеющему необходимыми способами поведения.
Как уже было отмечено, что каждый из этих блоков необходим для развития детей, и какой бы ни была программа нельзя реализовать ее в рамках лишь одного из блоков.
1.6. Организационные принципы
(возраст детей, сроки реализации программы,
условия набора, режим занятий, наполняемость групп)
Программа «Волшебный квадратик» адресована детям дошкольного возраста и рассчитана на 4 года – полный курс обучения детей в дошкольном учреждении.
Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Жёсткие требования должны быть предъявлены к количеству детей в группе (не более 10-15). Оптимально создать мини-группы по 5-8 человек. Это связано с необходимостью, уделять внимание продуктивной творческой деятельности всех детей в группе.
Занятия проводятся один раз в неделю с 1 сентября по 25 мая.
Время занятия – в подготовительной группе 30 минут, в старшей – 25 минут, в средней – 20 минут в младшей – 15 минут.
Занятие состоит из 2х частей.
Первая часть – сказка или развивающее путешествие с сюрпризным моментом.
Вторая часть – изготовление модели предмета, объекта в технике «Оригами».
Между частями физкультминутка для расслабления мышц, снятия напряжения, сочетающаяся с темой занятий – 3 минуты.
В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику. Комплексы пальчиковой гимнастики, физминуток воспитатель подбирает самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна.
Во время занятий оригами для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы используются аудиокассеты с записями звуков живой природы и музыки. В результате этого, у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений. Ведь всем известно, что музыка влияет на эмоциональное состояние и настроение человека.
На занятиях оригами эффективно использовать сказки-подсказки, они развивают интерес, облегчают изготовление и запоминание при выполнении игрушек, ведь механические задания (провести линию сгиба, сложить пополам, сложить уголок к центру) заменяются осмысленными, с точки зрения сюжетно-игрового замысла, действием. Оригамские сказки помогают найти наиболее короткий путь приобщения детей к одной из самых удивительных форм постижения красоты.
1.7. Таблица академических часов
Год обучения | Количество часов (академических) | Количество детей в группе | |
в месяц | в год | ||
1 | 2 | 18 | 15 |
2 | 4 | 36 | 15 |
3 | 4 | 36 | 15 |
4 | 4 | 36 | 15 |
1.8. Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе дошкольники:
– научатся различным приемам работы с бумагой;
– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
– научатся следовать устным инструкциям, читать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
– познакомятся с искусством оригами;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе;
– сформируется ручная умелость у детей: увеличится объём и темп движений пальцев рук, исчезнет двигательная неловкость, улучшится переключаемость движений и изолированных движений пальцев рук, свободное выполнение сложных манипуляций с предметами.
Требования к уровню подготовки.
Знать | Основные геометрические фигуры. Технику складывания базовых форм оригами. Приемы работы с бумагой. Основные свойства бумаги. |
Уметь | • 1 год обучения – делать квадрат из прямоугольного листа бумаги (2 способа), делать изделие, следя за показом учителя и слушая устные пояснения, вырезать геометрические фигуры: квадрат, треугольник. умение вырезать фигуры: круг, прямоугольник.
• организовать свое рабочее место, |
Иметь представление | Об искусстве оригами. О значении оригами в развитии ручной умелости. |
1.9. Способы мониторинга результатов
• Проведение диагностики детей в начале, середине и конце года.
• Составление диагностической карты «Оценка результатов освоения программы».
Диагностика
1-й год: Б.ф. «воздушный змей», «книжка».
2-й год: Б.ф. «треугольник», «дверь».
3-й год: Б.ф. «конверт», «дом».
4-й год: Б.ф. «двойной треугольник», «двойной квадрат», «катамаран».
1-й год: Следовать инструкциям педагога.
2-й год: Следовать инструкциям педагога, используя схемы.
3-й год: Частично самостоятельно выполнять несложные изделия по схеме.
4-й год: Выполнять несложные изделия по схеме самостоятельно с объяснением.
__________________________________________________________________
1-й год: Вырезать квадрат и треугольник, пальчиковые игры.
2-й год: Вырезать круг, прямоугольник, 1. Пальчик с носиком здороваются. 2. Уложи монеты. 3. Нарисуй пальцем круги.
3-й год: Вырезать звезду, цветок. 1. Скатать шарик. 2. Смотать клубок. 3. Пальчик с пальчиком здороваются. 4. Собери спички в 2 коробка.
4-й год: Вырезать кленовый лист. 1. Порази цель. 2. Разложи на кучки. 3. Угадай, какой пальчик? 4. Коза-заяц.
1-й, 2-й, 3-й год: не диагностируется.
4-й год: Подбор фона (цветовой спектр) по теме, размещение фигурок на панно.
На протяжении всего обучения (1-й – 4-й г.)
- Организация своего рабочего места.
- Рациональное использование необходимых материалов.
- Аккуратность выполнения работы.
__________________________________________________________________
Задания для детей 4 лет
1. «Пальчик с носиком здороваются».
После предварительного показа задания ребенку предлагается закрыть глаза и коснуться указательным пальцем правой руки:
а) кончика носа; б) мочки левого уха.
Задание повторяется в той же последовательности другой рукой.
Оценка-вывод: Правильно выполненное задание – норма; если ребенок допускает неточности (дотрагивается до середины или верхней части носа, уха), это свидетельствует о незрелости его координационных механизмов и несоответствии возрастной норме.
2. «Уложи монеты в коробку».
На стол ставится картонная коробка размером 10х10 см, перед которой на расстоянии 5 см раскладываются в беспорядке 20 монет (жетонов, пуговиц) диаметром 2 см. по сигналу взрослого ребенок должен уложить как можно быстрее все монеты по одной в коробку.
Задание выполняется поочередно левой и правой рукой.
Оценка-вывод: Нормой считается правильность и время выполнения: для ведущей руки – 15 секунд, для другой – 20 секунд.
3. «Нарисуй пальцами кружочки».
В течение 10 секунд указательными пальцами горизонтально вытянутых вперед рук ребенок должен описывать в воздухе одинаковые круги любого размера (руки движутся в противоположных направлениях).
Оценка-вывод: Задание не выполнено, если ребенок вращает руками одновременно в одну сторону или описывает круги разной величины.
4. «Давай поздороваемся» (задание на оценку механизмов автоматизации движений ведущей руки).
Взрослый предлагает ребенку протянуть:
а) левую руку для приветствия – «поздороваемся»; б) сначала правую руку, потом левую; в) обе руки.
Оценка-вывод: Если ребенок справился с «приветствием» - это норма. На низкий уровень коррекции произвольных действий указывают лишние движения: ребенок сжимает кисть противоположной руки; приподнимает плечи; открывает рот и т.п.
Задания для детей 4-5 лет
1. «Скатай шарики» (оценивается развитие мелкой моторики рук).
Ребенку дают лист папиросной бумаги (кальки) размером 5х5 см и предлагают скатать из нее шарик, но предупреждают: действовать надо одной рукой, вытянув ее вперед, а вторую опустить вниз и не помогать ей. Затем задание выполняется другой рукой.
Оценка-вывод: Нормой для ведущей руки считается 15 секунд, для второй – 20 секунд.
2. «Смотай клубок» (оценивается развитие мелкой моторики рук).
Ребенку дают нитку длиной 2 м и катушку (можно заменить любым маленьким цилиндром), на которую надо быстро намотать нитку.
Оценка-вывод: Нормой для ведущей руки считается 15 секунд, для второй – 20 секунд.
3. «Собери спички в два коробка».
На столе выкладывают два спичечных коробка и по 10 спичек около каждого. Ребенок должен быстро уложить спички двумя руками одновременно в два коробка.
Оценка-вывод: Нормой считается, если задание правильно выполнено за 20 секунд.
Задания для детей 5-6 лет
1. «Порази цель» (оценивается точность и координация движений).
На расстоянии 1,5 м и от ребенка вешают цель размером 25х25 см, в которую надо попасть мячом (диаметр 8 см).
Оценка-вывод: Нормой считается попадание в цель.
2. «Разложи на четыре кучки».
Ребенку дают 36 твердых карточек (можно использовать карточки лото такого же размера, как игральные карты) и просят одной рукой разложить их примерно на четыре одинаковые кучки. Затем то же задание выполняется второй рукой.
Оценка-вывод: Нормой считается, если ребенок справился с заданием за 35 секунд ведущей рукой и за 45 секунд – второй.
Оригинальный «пальцевый» тест был для определения «бюджета способностей» ребенка. В чем его суть? Ребенка старше 4-5 лет просят скрестить безымянный палец с мизинцем. «Чем больше безымянный палец охватывает мизинец, тем выше «бюджет» мозга…
Возьмите одну руку ребенка в свою, обязательно загородив ее своим телом или экраном с отверстием для кисти, и дотрагивайтесь до его пальцев. Попросите на второй руке вытягивать такой же палец, который вы трогаете. Если координация в норме, то трехлетний ребенок правильно определит большой палец, а шестилетний – большой, указательный и мизинец. Средний и безымянный пальцы определят только дети с очень хорошей координацией.
Авторы методики считают: если ребенок не сумел выполнить задание, он будет иметь проблемы не только с письмом и чтением, но и со счетом.
Диагностическая карта
«Оценка результатов освоения программы»
I. Знание основных геометрических понятий и
базовых форм оригами
• 1 год обучения – умение сделать простейшие базовые формы оригами: «треугольник», «книжка».
• 2 год обучения – умение сделать простейшие базовые формы оригами: «треугольник», «воздушный змей».
• 3 год обучения – сделать квадрат из прямоугольного листа бумаги (2 способа) и базовые формы: «конверт», «дом».
• 4 год обучения – умение сделать сложные базовые формы: «катамаран», «двойной треугольник», «двойной квадрат»,
- Высокий уровень – делает самостоятельно,
- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
- Низкий уровень – не может сделать.
II. Умение научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
создавать изделия оригами, пользуясь
инструкционными картами и схемами
• 1 год обучения – умение сделать изделие, следя за показом воспитателя и слушая устные пояснения.
• 2 год обучения – умение сделать изделие по инструкции педагога.
• 3 год обучения – умение сделать несложное изделие по схеме.
• 4 год обучения – умение сделать несложное изделие по схеме, самостоятельно объясняя выполнение поделки.
- Высокий уровень – делает самостоятельно,
- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
- Низкий уровень – не может сделать.
III. Развитие мелкой моторики рук и глазомера
• 1 год обучения – умение вырезать геометрические фигуры: квадрат, треугольник.
• 2 год обучения – умение вырезать фигуры: круг, прямоугольник.
• 3 год обучения – умение вырезать фигуры: звезду, цветок.
• 4 год обучения – умение вырезать сложные фигуры: звезду, цветок, кленовый лист по контуру.
- Высокий уровень – почти полное совпадение вырезанного контура с намеченными линиями;
- Средний уровень – имеются небольшие отклонения от контура (несколько миллиметров) по одну сторону образца;
- Низкий уровень – значительные отклонения от намеченного контура как в одну, так и в другую сторону.
IV. Создание композиций с изделиями, выполненными в технике оригами; развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; творческий подход к выполнению работы
- Высокий уровень – работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью;
- Средний уровень – работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню группы;
- Низкий уровень – работы выполнены на недостаточном уровне.
Примечание: этот параметр оценивается в конце 4-го года обучения.
V. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков
•Оцениваются умения:
– организовать свое рабочее место,
– рационально использовать необходимые материалы,
– аккуратность выполнения работы.
1.10. Формы подведения достижений реализации
дополнительной образовательной программы
• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок работ детей:
– в ДОУ,
– в поселковом музее.
• Участие в ежегодной районной выставке детского творчества.
• Участие в поселковых выставках.
• Конкурс поделок в технике оригами.
• Вручение готовых работ малышам в качестве подарков.
• Оформление групповых комнат композиционными картинами из поделок.
- 1.11. Соответствие требованиям государственного образовательного стандарта.
Работа кружка по оригами «Волшебный квадратик» основана на нормативных документах, в том числе:
- Приложение 2 к Приказу Министерства образования РФ от 22.08.96 № 448. Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении;
В приложении 2 указывается:
“Из 2. Педагоги создают условия для приобщения детей к миру искусства.
Из 2.2. Обращают внимание детей на средства выразительности, присущие различным видам искусства, на возможности различных материалов, используемых для художественного воплощения замыслов.
Из 12. Педагоги создают условия для овладения навыками художественного труда”.
- Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И.Логинова, Т.И.Ноткина и др.; под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович: Изд. 3-е, переработанное. – 244 с.- СПб.: Детство–Пресс, 2003.
В разделе 5.3. Самообслуживание и детский труд программы “Детство” рекомендуется:
“Задача педагога – помочь ребенку освоить позицию субъекта элементарной трудовой деятельности,… осознать свои способности, найти наиболее значительный для него вид трудовой деятельности…, где проявятся неповторимая детская индивидуальность, творческие способности.
…Осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с различными материалами (бумагой, картоном, деревом, тканью и пр.) и простейшими инструментами (ножницами, иголками…). Владеть обобщенными способами конструирования и ручного труда; уметь использовать в работе пооперационные карты”.
- 1.12. Преемственность
Программа кружка предполагает:
-сформировать у дошкольников специальные умения и навыки;
-развивать личностные качества;
-дать возможность ребёнку осваивать позицию субъекта трудовой деятельности;
-основу для дальнейшего знакомства детей 1 класса с художественным трудом.
В детском саду закладываются основы успешного школьного обучения. А школа, как приемник дошкольной ступени, не строит свою работу с “нуля”, а “подхватывает” достижения ребенка – дошкольника и развивает накопленный им потенциал.
1.13. Этапы реализации программы
1-й этап: информационно-аналитический.
Цель: сбор сведений о развитии ручной умелости у детей.
Задачи:
- Обследовать мелкую моторику руки дошкольника.
- Составить планирование работы групповых и индивидуальных занятий с детьми.
- Выработка общей стратегии и определение перспективы сотрудничества всех участников образовательного процесса.
2-й этап: внедренческий.
Цель: реализация и внедрение дополнительных занятий по развитию ручной деятельности.
Задачи:
- Устранение нарушений ручной умелости у детей.
- Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми.
- Замечать успехи ребёнка в разных видах деятельности, закрепляя его уверенность в себе.
3-й этап: результативный.
Цель: подведение итогов развития ручной деятельности детей.
Задачи:
- Показать результаты работы и успехи достижения детей.
1.14. Учебно-тематический план
1 год обучения (младшая группа)
1-е полугодие: Пальчиковые игры.
2-е полугодие:
№ | Тема | Количество часов |
Январь | ||
1. | Формирование группы (пальчиковые игры). | 1 |
2. | Знакомство с бумагой. | 1 |
3. | Знакомство с оригами. | 1 |
Февраль | ||
4. | Сказка Квадратика (показ готовых поделок). | 1 |
5. | Косынка для матрёшки (базовая форма «треугольник»: учить сгибать треугольник по диагонали, соединяя углы). | 1 |
6. | Подарок маме. Открытка (б.ф. «книжка»: учить складывать прямоугольник, украшать). | 1 |
7. | Подарок маме. Цветок «Тюльпан» (б.ф. «треугольник»). | 1 |
Март | ||
8. | Ёлочка (б.ф. «треугольник»). | 1 |
9. | Домик (б.ф. «треугольник», «книжка»). | 1 |
10. | Бабочка (б.ф. «треугольник»). | 1 |
11. | Гриб (б.ф. «треугольник», «книжка»). | 1 |
Апрель | ||
12. | Рыбка (б.ф. «треугольник»). | 1 |
13. | Мышка (б.ф. «треугольник»). | 1 |
14. | Самолёт (б.ф. «треугольник»). | 1 |
15. | Щенок (б.ф. «треугольник»). | 1 |
Май | ||
16. | Зайчик (б.ф. «треугольник»). | 1 |
17. | Кораблик (б.ф. «треугольник»). | 1 |
18. | Оформление готовых поделок в итоговую работу. | 2 |
19. | Выставка. Презентация готовых работ детей родителям. | 1 |
Всего часов | 20 | |
2 год обучения (средняя группа)
№ | Тема | Количество часов |
Сентябрь | ||
1. | Пальчиковые игры (диагностика). | 1 |
2. | Беседа по охране труда (правильное поведение на занятиях оригами, правила пользования материалами и инструментами). | 1 |
3. | Стаканчик (б.ф. «треугольник»). | 1 |
4. | Лягушка (б.ф. «треугольник»). | 1 |
Октябрь | ||
5. | Зайчик (б.ф. «треугольник»). | 1 |
6. | Курочка (б.ф. «воздушный змей»). | 1 |
7. | Солнышко (б.ф. «воздушный змей»). коллективная работа. | 1 |
8. | Щенок (б.ф. «треугольник», «воздушный змей»). | 1 |
Ноябрь | ||
9. | Зайчик (б.ф. «треугольник», «воздушный змей» + ножницы). | 1 |
10. | Ёлочка (б.ф. «треугольник»). | 1 |
11. | Дед Мороз (б.ф. «треугольник»). | 1 |
12. | Снегурочка (б.ф. «треугольник»). | 1 |
Декабрь | ||
13. | Пригласительный билет к Новому году (б.ф. «книжка»). | 1 |
14. | Новогодние игрушки. 1. Бусы (б.ф. «воздушный змей»). | 1 |
15. | 2. Звезда (б.ф. «воздушный змей»). | 1 |
16. | 3.Гирлянды из фигурок оригами. | 1 |
Январь | ||
17. | Листик (б.ф. «треугольник»). | 1 |
18. | Синичка (б.ф. «треугольник»). | 1 |
19. | Ворона (б.ф. «воздушный змей»). | 1 |
Февраль | ||
20. | Цветочные композиции. 1. Василёк (б.ф. «книжка»). | 1 |
21. | 2. Гвоздика (б.ф. «воздушный змей»). | 1 |
22. | 3. Колокольчик (б.ф. «треугольник»). | 1 |
23. | 4. Роза (б.ф. «треугольник»). | 1 |
Март | ||
24. | Открытка к 8 Марта (б.ф. «книжка»). | 1 |
25. | Слон (б.ф. «воздушный змей»). | 1 |
26. | Лебедь (б.ф. «воздушный змей»). | 1 |
27. | Гусь (б.ф. «воздушный змей»). | 1 |
Апрель | ||
28. | Рубашка (б.ф. «дверь»). | 1 |
29. | Складываем сказку «Кот, Петух и Лиса». 1. Домик (б.ф. «треугольник», «дверь»). | 1 |
30. | 2. Кот (б.ф. «треугольник», «воздушный змей»). | 1 |
31. | 3. Петух (б.ф. «треугольник», «воздушный змей»). | 1 |
Май | ||
32. | 4. Лиса (б.ф. «треугольник», «воздушный змей»). | 1 |
33. | 5. Оформление композиции по сказке. | 1 |
34. | Итоговое занятие «Чему мы научились за год?» | 1 |
35. | Оформление выставочных работ | 2 |
Всего часов | 36 | |
- год обучения (старшая группа)
№ | Тема | Количество часов |
Сентябрь | ||
1. | Пальчиковые игры. (Диагностика). | 1 |
2. | Беседы по охране труда. | 1 |
3. | Знакомство с оригами (термины, принятые в оригами; понятия «базовые формы»; изготовление квадрата из прямоугольника – 2 способа). | 1 |
4. | Базовые формы (знакомство с условными знаками, принятыми в оригами и основными приёмами складывания поделок, инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания). | 1 |
Октябрь | ||
5. | Сказка «Превращение Бумажного квадратика». Как найти центр квадрата. «Кораблик» (б.ф. «конверт»). | 1 |
6. | Грибы (б/ф «дверь»). | 1 |
7. | «Осень». Листик (б/ф «треугольник»). | 1 |
8. | «Домашние птицы». Курочка (б/ф «конверт»). | 1 |
Ноябрь | ||
9. | «Зимующие птицы». Снегирь (б/ф «треугольник». | 1 |
10. | «Деревья». Берёзка и ёлочка (б/ф «треугольник»). | 1 |
11. | «Дикие животные». Медведь (б/ф «треугольник», «воздушный змей»). | 1 |
12. | Зайчик (б/ф «треугольник», «воздушный змей»). | 1 |
Декабрь | ||
13. | Лиса (б/ф «треугольник», «воздушный змей»). | 1 |
14. | Волк (б/ф «треугольник», «воздушный змей»). | 1 |
15. | Лягушка(б/ф «треугольник», «воздушный змей»). | 1 |
16. | Мышка (б/ф «треугольник», «воздушный змей»). | 1 |
Январь | ||
17. | Домик (б/ф «дверь»). | 1 |
18. | Оформление композиции по сказке «Теремок». | 1 |
19. | Кот Матросскин (б/ф «треугольник», «воздушный змей»). | 1 |
Февраль | ||
20. | Собака Шарик (б/ф «треугольник», «воздушный змей»). | 1 |
21. | Галчонок (б/ф «конверт»). | 1 |
22. | Цветочки (б/ф «треугольник»). | 1 |
23. | Оформление композиции «Простоквашино». | 1 |
Март | ||
24. | Открытка для мам с розой (б/ф «книжка»,«треугольник»). | 1 |
25. | «Транспорт». Автомобиль (б/ф «книжка». | 1 |
26. | «День смеха». Игрушка-гадалка (б/ф «конверт»). | 1 |
27. | Весёлые человечки (б/ф «конверт», «воздушный змей»). | 1 |
Апрель | ||
28. | Оформление композиции «Цирк». | 1 |
29. | «Космос». Ракета (б/ф «воздушный змей»). | 1 |
30. | Космонавт (б/ф «конверт»). «Насекомые». Муха (б/ф «треугольник»). | 1 |
31. | «Насекомые». Муха (б/ф «треугольник»). | 1 |
Май | ||
32. | «Африканские животные». Черепаха (б/ф «конверт»). | 1 |
33. | «Жираф» (б/ф «треугольник»). | 1 |
34. | Итоговое занятие. | 1 |
35. | Оформление выставочных работ. | 2 |
Всего часов | 36 | |
- год обучения (подготовительная группа)
№ | Тема | Количество часов |
Сентябрь | ||
1. | Диагностика. | 1 |
2. | Беседы по охране труда. | 1 |
3. | Опыты с бумагой (свойства, структура, палитра цветовых гамм, сочетание комбинаций различных форм, величин). | 1 |
4. | Б/ф «катамаран». Маска «Настроение». | 1 |
Октябрь | ||
5. | Б/ф «Двойной квадрат». Майский жук. | 1 |
6. | Б/ф «Двойной треугольник». Ёлочка из 3-х модулей. | 1 |
7. | Надувная рыбка (б/ф «двойной треугольник»). | 1 |
8. | Оформление композиции «Подводный мир». | 1 |
Ноябрь | ||
9. | Кусудума (б/ф «катамаран»). Модульное оригами. | 1 |
10. | Дед мороз (б/ф «конверт»). | 2 |
11. | Оформление композиции «Великий Устюг». | 1 |
Декабрь | ||
12. | Ёлочка (б/ф «двойной треугольник»). Модульное оригами. | 2 |
13. | Украшение для ёлочки. Самостоятельное выполнение поделок, понравившихся детям. | 1 |
14. | Снежинка. (б/ф «книжка»). Модульное оригами. | 1 |
Январь | ||
15. | Бумажная оранжерея. Горшочек под цветы (б/ф «книжка»). | 1 |
16. | Цветок Василёк (б/ф «книжка»). Модульное оригами. | 1 |
17. | Хризантемы (б/ф «треугольник»). | 1 |
Февраль | ||
18. | Гвоздики (б/ф «книжка»). | 1 |
19. | Ирис (б/ф «двойной квадрат»). | 1 |
20. | Цветущий декабрист. Модульное оригами (б/ф «воздушный змей»). | 2 |
Март | ||
21. | Надувной тюльпан (б/ф «двойной треугольник»). | 1 |
22. | Ромашки (гафрировка). | 1 |
23. | Оформление композиций. | 2 |
Апрель | ||
24. | Оригамские сказки. Изготовление поделок – героев сказок. | 4 |
Май | ||
25. | Прыгающая лягушка (б/ф «двойной треугольник»). | 1 |
26. | Итоговое занятие. Игра «Что? Где? Когда?». | 1 |
27. | Диагностика. | 1 |
28. | Оформление выставки. Презентация работ родителям. | 2 |
Всего часов | 36 | |
1.15. Методическое обеспечение программы
Учебно-методический комплекс
I. Учебные и методические пособия:
• Научная, специальная, методическая литература
(См. список литературы).
II. Материалы из опыта работы педагога:
Дидактические материалы:
• Инструкционные карты и схемы базовых форм оригами.
• Инструкционные карты сборки изделий для 1 и 2 года обучения.
• Схемы создания изделий оригами для 2, 3 и 4 годов обучения (размноженные на ксероксе).
• Образцы изделий.
• Композиционные картины из лучших работ детей.
• Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний.
Методические разработки:
• Интернет сайт www.origami-school.narod.ru
• Материалы районного конкурса педагогических достижений - 2008.
• Компьютерные презентации:
– Презентация «Моя образовательная программа» (для 1 тура конкурса педагогических достижений).
Конспекты открытых занятий:
• Вводное занятие по оригами (подготовительная группа).
• Итоговое занятие - игра «Что? Где? Когда?» (подготовительная группа).
• Занятие по сказке «Глупый мышонок» (2-я младшая группа).
Тексты выступлений:
• Текст презентации «Моя образовательная программа «Волшебный квадратик» по оригами для детей дошкольного возраста.
• Выступление на мастер-классе «Путешествие по стране оригами» для педагогов.
• Выступление на родительских собраниях «Мир под рукой», «Путешествие по стране Ориландии»
Публикации:
• Выпуск газеты в детском саду (2008 год) «Развитие моторики – залог успешно развитой речи».
Исследовательская деятельность:
• Разработка методики психолого-педагогической диагностики личности ребёнка.
• Составление диагностической карты «Оценка результатов освоения программы».
Список оборудования и материалов,
необходимых для занятий оригами
|
|
Наша фонотека, на сегодняшний день,
включает в себя следующие аудиозаписи:
«Живая планета»: «Звуки природы и музыка»: | - Ласковый прибой «Музыка для релаксации»: |
В дальнейшем, планируется значительно расширить и разнообразить нашу фонотеку для достижения еще лучших результатов в воспитании и развитии учащихся.
- Из опыта работы по программе дополнительного образования «Волшебный квадратик».
- Способы предъявления и объяснения материала.
Предлагаемый курс занятий по обучению оригами рассчитан на 3 этапа (4 года обучения). В процессе обучения постепенно возрастает уровень сложности выполняемых детьми работ. Многие фигурки, известные в оригами, начинают складывать одинаково до определенного момента. Одинаковые заготовки называются базовыми формами.
На 1 этапе (1 год обучения) все изделия основаны на простых базовых формах: «Треугольник», «Книжка». На этом этапе детям демонстрируется лишь сам процесс складывания. Воспитателям рекомендуют демонстрировать детям процесс складывания изделия на большом листе бумаги, контролируя на начальной стадии обучения каждое действие ребёнка. Обучение на данном этапе целесообразно начинать с пальчиковых игр (1-е полугодие), а затем с техникой складывания поделок (2-е полугодие). В конце года оформить работы детей, выполненные ими за данный период для каждого на отдельном листе и показать родителям.
2 этап обучения включает в себя 2-й и 3-й годы обучения. На 2 этапе усложняются поделки, выполненные на основе ранее изученных базовых форм. Кроме того, дети знакомятся с новыми базовыми формами: «Воздушный змей», «Дверь», «Дом», «Конверт» и выполняют изделия на их основе. В это время дети более подробно знакомятся с международной системой условных знаков оригами, учатся выполнять изделия, опираясь не только на демонстрацию процесса складывания, но и на схемы.
На втором году обучения детям предлагаются для работы простые схемы, демонстрирующие последовательность сборки изделия.
На третий год обучения оригами приобретает прикладное значение, так как темы занятий направлены не только на обучение складыванию, но и на применение изделий оригами в повседневной жизни. Особое внимание на данном этапе обучения следует уделять оформлению композиций. Например, композиция по сказке «Теремок». Это первая большая работа. Она рассчитана на несколько занятий. Каждое изделие (медведь, зайчик, лиса, волк, лягушка, мышка, домики) делается на отдельном занятии. Затем выполняют композицию, размещая фигурки на своём листе бумаги, и дополняют детали аппликацией.
На 3-м этапе (4-й год обучения) школьникам становятся доступны уже самые сложные базовые формы: «Катамаран», «Двойной квадрат», «Двойной треугольник». Учатся выполнять поделки из нескольких базовых фор и превращать одну фигуру в другую. Работы, выполняемые на 3-м этапе, отличаются своей сложностью. Большое место занимают объемные и двигающиеся изделия. Дети работают со схемами. Этот этап предполагает большой объём самостоятельной работы детьми со схемами. К концу первого полугодия подводится итог работы: дети выполняют поделки для украшения ёлки, которые им больше всего нравятся.
Во втором полугодии следует продолжить оформление композиций. Отдельное занятие посвящено созданию фона и приклеиванию фигурок. На этом занятии следует обратить внимание детей на то, что, например, на синий фон сначала приклеивается желтая заготовка для песчаной отмели, а затем на нее приклеивают зеленую лужайку, поэтому прямоугольник желтого цвета для изготовления песчаной отмели надо взять большего размера, чем зеленый для лужайки. Можно дать шаблоны прямоугольников или предложить детям готовые заготовки желтого и зеленого прямоугольников, из которых они сами вырежут лужайку и отмель любой формы.
По желанию дети могут добавить в композицию дополнительные маленькие острова или лист кувшинки, на которые можно приклеить насекомых. Прежде чем разрешить ученикам приклеивать детали аппликации, нужно проверить, красиво ли они расположили их на плоскости листа, и оказать детям необходимую индивидуальную помощь.
Из опыта работы можно сказать, что большое внимание при обучении оригами необходимо уделять созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.
Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Так, в зависимости от темы композиции, создают нужную окружающую обстановку, среду обитания: луг с цветами, островок в пруду, небо с облаками, тучами, ярким солнцем, бушующее море, аквариум и т.п.
Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы. В процессе создания композиций у детей формируется чувство центра, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом), что требует изменения величины фигур. Предметы, которые находятся вблизи, должны быть большими по размеру, чем те же предметы, но расположенные чуть дальше или вдали.
Таким образом, создание композиций при обучении оригами способствует применению школьниками знаний, полученных на кружковых занятиях в ДОУ.
Готовые композиции в виде картин, обрамлённых в рамочку, украшают лестничные пролёты и групповые комнаты. Из бумажных цветов (объёмные поделки) в горшочках можно создать оранжерею.
Дети создают своими руками не только фигурки, но и целые пейзажи. Например, перед тем, как сложить фигурки растений и животных, ребята рассматривают рисунки, фотографии луга, полянки, выбирают, кого из его обитателей они будут делать, выясняют строение трав, цветка, обращают внимание на их разнообразие. Педагог подчеркивает тесную связь растений и насекомых. Эти представления закрепляются во время складывания поделки.
Из опыта работы.
Использовать все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами, я решила через дополнительные занятия с детьми. Именно поэтому составила календарно-тематическое планирование для подготовительной группы и организовала кружок, который мы вместе с детьми назвали «Волшебный квадратик».
Работу начала с сентября с детьми подготовительной группы. Моя первая и самая главная задача заключалась в том, чтобы заинтересовать детей искусством складывания поделок в технике оригами и вызвать у них желание самим делать эти чудесные игрушки. Для этого я сначала делала их сама и дарила их детям. Сколько было радости и восторгов! Но сам процесс изготовления игрушек увлекал в начале лишь некоторых малышей. Дети иногда боялись листа бумаги – страшно взять его в руки, сделать с ним что-то. И поэтому в начале своей работы познакомила детей со свойствами бумаги как материала. Начинала занятия с сюрпризных моментов (к нам приходил лесной гость – Лесовичок). Создавала игровые ситуации, где дети сами сгибали и разгибали бумагу, сминали, разглаживали, пытались поиграть с ней. Проигрывали пальчиковые игры: – Здравствуй, левая рука! Здравствуй правая рука! Нагревали пальчик-утюжок, чтобы проглаживать линии сгиба. Так мы начали постигать грамоту оригами.
Индивидуально или в группах (не более 5 человек, чтобы уделить внимание каждому) мы занимались по 5-10 минут еженедельно. Нередко дети не умели правильно формировать линию сгиба – пришлёпывали, а не разглаживали складку, даже точно соединить два противоположных уголка квадрата бывало непросто.
На следующих занятиях отрабатывала точность движений, ведь от совпадения сторон и углов зависит внешний вид фигурки. Многократно показывала каждый приём в разных ситуациях, объясняя его словами. Детям необходимо поощрение и поддержка, и на первых порах я даже сама намечала некоторые сгибы. От полученных фигурок у детей возникала радость и желание заниматься дальше, а иногда и продолжать занятие дома. Сложенные фигурки можно было красить, украшать, оживлять любыми средствами. После раскрашивания каждая фигурка приобретала свой собственный неповторимый характер, даже если нарисованы только глаза и нос. Фигурка оживала. На занятиях дети начинали играть со своими раскрашенными изделиями. Начинались диалоги фигурок: “Здравствуй! Давай дружить! Что мы будем делать?” Ребята проговаривали эти реплики, они вступали в языковое общение друг с другом и со своими работами.
В работе с дошколятами для усвоения материала использовала элементы игровой технологии, где все условные обозначения в оригами имеют свои простые названия:
- стороны квадрата – это “сёстры”, углы – “братья”,
- треугольник – это платочек,
- диагонали и сгибы – “дорожки” и “тропинки” и т.д.
Пояснения по ходу выполнения той или иной фигурки превращала в сказку. “Пошел один брат к другому по дорожке, а младшие братики тоже захотели сходить в гости…” или «Приехали как-то к Дедушке Центру внуки…
Со временем работа усложнялась. Если дети раньше делали отдельные поделки, то в дальнейшем им предлагалось сделать различные композиции из знакомых фигур. Например, “Бабочки на лугу”, “Аквариум”. Если на начальном этапе дети делали поделки с помощью воспитателя или по инструкции, то в итоге воспитанники научились пользоваться чертежами и схемами и выполнять изделие самостоятельно.
Занятия проходили живо и эмоционально. Вместе с умениями у детей появлялась уверенность в своих силах и желание работать дальше. Дети стали более внимательны, усидчивы, сами пытаются что-то изобрести, придумать, занимаются с интересом.
В дальнейшей работе мы с детьми придумывали иллюстрации к сказкам, поздравительные открытки к праздникам, делали забавные поделки для малышей. Дети сами выдумывают свои работы и иногда учат и меня изготовлению своих поделок. Это очень интересно и сильно сближает меня с детьми.
В творческую деятельность кружка были вовлечены и родители. Их интересовали новые умения детей, и они активно старались помочь в изготовлении новых игрушек.
Интерес к искусству оригами проявили и педагоги. Для них проводились мастер-классы по обучению складывания поделок из бумаги, где они показали свои творческие способности и фантазию.
Региональный компонент.
Приоритетом государственной национальной политики является реализация регионального компонента. В связи с этим одним из важнейших направлений в воспитании и развитии дошкольников является приобщение к национальной культуре через родной язык, народные танцы, игры, песни, орнаментальное искусство. Для претворения целей этнокультурного образования на занятиях использую различные национальные элементы орнаментального искусства (изготовление частей орнамента), знакомлю детей с традиционными северными промыслами, такими, как: оленеводство (изготовление оленей и оленеводов), рыболовство (складывание рыбок, лодочек), использую прописи и раскраски.
- Результаты работы по программе.
На основе проделанной работы, можно сделать следующий вывод: дети научились управлять своими руками, пальцами. Они не испытывают страха перед пишущим предметом, держат уверенно и ручку и карандаш.
А результаты проведенной диагностики для определения уровня развития мелкой моторики и координации движений рук показали, что 85% детей готовы к овладению письмом. У них сформированы внимание и контроль за собственными действиями, скоординированы движения руки и глаза, развито умение анализировать образец.
Результаты успеваемости выпускников
детского сада «Оленёнок» 2023-2024 год
Развитие у детей мелкой моторики руки.
2023-2024 г, 2024-2025 г
Дети, поступив в школу, умеют применять отработанные операции в аналогичных или новых ситуациях, творчески используют полученные навыки в различных видах деятельности. (См. таблицу).
Таблица. «Соотношение развития детей 1-го и 2-го года выпусков, посещавших занятия кружка по оригами в ДОУ и не посещавших их».
Год выпуска | Количество детей | Развитие графических навыков | Техника чтения | Формирование грамм. строя речи | Формирование связной речи | Участие в разных видах деят-ти ручного труда | ||||||
посещали | Не посещали | посещали | Не посещали | посещали | Не посещали | посещали | Не посещали | посещали | Не посещали | |||
2023-202486 | 19 | 81% | 42% | 80% | 54% | 76% | 58% | 79% | 61% | 70% | 40% | |
8 | 11 | |||||||||||
2024-2025 | 15 | 86% | 54% | 92% | 48% | 81% | 63% | 85% | 72% | 90% | 50% | |
6 | 9 | |||||||||||
Программа «Волшебный квадратик» апробирована и внедрена в детском саду «Оленёнок». В данное время её используют педагоги нашего детского сада.
Заключение
Итоги и перспектива
Искусство оригами, используемое в работе, при целенаправленном применении определяет успешную работу по подготовке детей к обучению в школе, способствует развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук, мыслительных процессов, овладению навыками правильного звукопроизношения и речи в целом.
Наш кружок существует три года и с каждым годом уверенность в дальнейшем существовании кружка становится убедительной. Такую работу нужно продолжать, она полезна для всех.
В данный момент материал систематизирован. Составлена программа для дошкольников по развитию ручной умелости всех возрастных групп, рассчитанная на 4 года обучения.
В перспективе:
- Распространить опыт в других ДОУ.
- Продолжить накопление технического обеспечения программы и практического материала для занятий по оригами.
- Издать программу по оригами «Волшебный квадратик».
Литература
- Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. Санкт-Петербург, «Литера», 1997
- Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Все об оригами. Санкт-Петербург, «Химия», 1995. 271 с.
- Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение», 1992.
- Газета «Детский сад со всех сторон», № 14, 2000 г., № 31, 2002 г. – стр. 6, стр. 9. 24 стр.
- Долженко Г.И. 100 оригами. Ярославль, «Академия развития», 1999.
- Журнал «Дошкольное воспитание», № 6, 2003 г. стр. 74.
- Журнал «Дошкольная педагогика», № 5, 2005 г. стр. 15.
- Журнал «Ребенок в детском саду», № 2 2004 г. стр. 10-19, № 3 2004 г. стр. 9-19.
- Игрушки из бумаги. Около 100 моделей простых и сложных для детей и взрослых. Санкт-Петербург, «Дельта», 1996.
- Сажина В.Н. Составление рабочих программ. Москва, «Сфера», 2007.
- Соколова С. Праздник оригами. Санкт-Петербург, «Литера», 2004, с. 351.
- Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребёнка. Ярославль, «Академия развития», 1996.
Приложение
Рекомендации для воспитателей по развитию моторики у детей.
1. Организовывать обучение в свободное время.
2. Вначале занятия используйте мимическую гимнастику, т.е. улыбнитесь друг другу, подари те хорошее настроение детям, вселите в них уверенность.
3. Подготовьте руки к работе, выполните пальчиковую гимнастику.
4. Имейте несколько дополнительных квадратиков для работы. Мелкие детали (глаза, язычки) готовьте заранее и предлагайте их детям для приклеивания.
5. Используйте (особенно на начальном этапе) сказки-подсказки. Это заинтересует детей, поможет в запоминании и выполнении поделок.
6. Изготавливайте поделку в совместной деятельности, поэтапно, дожидаясь выполнения детьми, а на первоначальном этапе и помогайте им. Займите место за столом так, чтобы всем детям были видны ваши действия с бумагой. Не бойтесь помочь ребенку, ваш труд не пройдет напрасно.
7. При объяснении называйте свои действия, соотносите с моделью, схемой и добивайтесь этого от детей.
8. Выучите названия и изготовление базовых форм, это облегчит объяснение и выполнение игрушки, сэкономит время.
9. Знакомьте детей с условными обозначениями, используйте в работе схемы, книги.
10. Используйте в работе игры и упражнения.
а) Превращение квадратика.
б) Угадай, во что превратили мой квадратик.
в) Найди схему данной фигуры.
г) На что похоже и др.
11. Устраивайте конкурсы, выставки по оригами, оформите ими группу, новогоднюю елку, для игр драматизаций, дарите к праздникам и т.д.
Рекомендации для самостоятельной работы детям.
1. Подготовь рабочее место, клей, ножницы, квадратики из цветной или писчей бумаги размером не менее 16-20 см. Помни, альбомный лист плотный и не годится для складывания.
2. Складывай на столе.
3.При выполнении поделки работай молча, не отвлекайся, строго следи за совпадением углов, сторон, не забывай проглаживать сгиб пальцем.
4. При работе с книгой располагай фигурки так, как они изображены на рисунке, следи за условными обозначениями и изменениями фигурки при последующих этапах.
5. В случае неудачи не огорчайся, отдохни и попробуй еще раз.
6. Заведи альбом для игрушек и поделок, которыми ты можешь порадовать друзей и родителей.
7. Научи свои близких выполнять игрушки, которые умеешь делать сам.
8. Содержи в чистоте рабочее место: материал для работы и игрушки. Не забудь навести порядок после занятия.
Методическое сопровождение для родителей
1.Поддержите своего ребенка, будьте рядом с ним, а главное – вместе с ним.
2. Творите вместе, ведь совместное творчество надолго останется в памяти и поможет найти контакт с ребенком.
3. В занятиях с детьми начинайте с самого простого, а затем постепенно усложняйте задание.
4. Наблюдайте за работой детей, умейте вовремя прийти на помощь. Формы ее могут быть разнообразны: совет, вопрос, непосредственная помощь.
5. Найдите, за что похвалить: за ровную складку, за красиво подобранные цвета, за то, какой он молодец и, вообще, – самый лучший.
6. Помните, приобщая ребенка к ручному труду, надо нацеливать его на интересное задание, выполнение которого способствует развитию, самостоятельности, умению преодолевать трудности.
Тема: «Знакомство с видами бумаги»
Цель: Познакомить с видами бумаги, ее происхождением, свойствами, окрашиванием.
Оборудование: бумага разных видов, трафарет, лупа, клей, полено-«человечек» с лицом и в шляпе - Лесовичок, набор бумаги разных видов для каждого ребенка (салфетка, газета, тетрадный лист, 3 альбомных листа для окрашивания, краски, кисти, вода, ножницы, клей, трафареты), аудиозапись, два кубика, коробок спичек.
Ход занятия:
Педагог: Ребята, посмотрите, кто к нам пришел в гости. Это - Лесовичок. (Рисунок 1). И пришел он к нам не с пустыми руками. Давайте посмотрим, что он нам принес?
(Достаем из сумки бумагу разных видов, коробка из под конфет, а в ней образцы нескольких видов бумаги для каждого ребенка. Затем коробку из под чая – в ней конфетные обертки).
Педагог: Ой, что такое? Наверное, ты что-то напутал. Как вы думаете, ребята? Лесовичок хочет рассказать вам про бумагу и проделать с ней опыты, а собрал он все это в лесу. Видимо люди насорили, когда приходили отдыхать.
Как вы думаете, из чего изготавливают бумагу? (из древесины).
Ответы детей.
Педагог: Основной материал для изготовления бумаги – древесина. Однако сейчас научились некоторые виды бумаги делать из соломы, хлопчатобумажного, шерстяного, шелкового утильсырья. Производство бумаги начинается с получения древесной массы, размалывают в воде при помощи специальных машин, главным образом из хвойных пород, лучше всего из ели. Для изготовления бумаги необходима также целлюлоза - бумага. Чем больше целлюлозы, тем бумага белее и выше ее качество. Для изменения цвета в бумажную массу добавляют необходимую краску. В зависимости от вида и назначения бумаге придают гладкость, окрашивают, делают гофрированной, бархатной.
Педагог: Для чего нужна бумага? Зачем ее изобрел человек?
Ответы детей.
Лесовичок: Человек всегда стремился рассказать о себе. До появления бумаги мысли, чувства, отношения людей отражались в загадочных рисунках, высеченных на скалах, гранитных глыбах, стенах пещер.
Позднее появились глиняные таблички, на них рисовали палочками по сырой глине. Эти таблички могли служить письмами. Затем появились деревянные дощечки, их покрывали краской или воском. На Руси применяли бересту. Но, наконец-то, в Китае много-много веков назад изобрели технологию по производству бумаги из бамбуковых стеблей. Китайцы долго держали в секрете рецепт получения бумаги, но один человек все равно передал этот секрет японцам. Вскоре искусством производства бумаги овладели и другие страны. Известно около 600 видов бумаги, но не все пригодны для складывания самоделок (показ бумаги и проведение опытов с ней).
Показ бумаги.
Педагог: Потрогайте, какая она? Гладкая, тонкая.
- Есть писчая бумага (из нее делают тетради, блокноты, конверты), она бывает в клеточку, в линейку. Бумага эта прочна, хороша.
- Газетная (на ней печатают новости) – это газеты.
- Лощеная – это журналы или обложки.
- Глянцевая – это фотобумага.
- Мягкая – салфеточная (промокашка).
- Цветная – для аппликаций.
- Бархатная – для аппликаций.
- Картон – также для поделок и коробок.
- Копировальная – копировать что-либо.
- Калька – для копирования, прокладывания между сыпучими предметами.
- Книжная – книги.
- Альбомная – для рисования и черчения.
- Компьютерная – А4.
- Гофрированная.
- Обойная.
- Обертки от конфет, шоколада, чая.
- На бумаге с водяными знаками печатают деньги и особые документы.
Лесовичок: Найдите в группе предметы, которые сделаны из бумаги. Назовите их.
Ответы детей.
Лесовичок: А сейчас мы посмотрим, из чего состоит бумага.
- рассмотрим бумагу на свет. Обратите внимание на светлые и темные участки. Это происходит из-за неравномерного распределения волокон бумажной массы.
- Бумага низкого качества (оберточная) с механическими примесями.
- Оторвите край листа бумаги и рассмотрите на свет или через лупу. Обратите внимание на мельчайшие волоконца на месте обрыва.
- Согните бумагу и прогладьте линию. Разорвите лист по линии. Лист легко рвется, т.к. в согнутой линии прочность бумаги понизилась: волокна от проглаживания прогнулись и частично сломались.
- Согните лист толстой бумаги в любом направлении. Обратите внимание, что линия сгиба будет неровной, с заломами, но, проведя тупым концом ножниц линию, она легко и ровно согнется.
- Между двух кубиков одинаковой высоты положить полоску бумаги. Положить на нее коробок спичек (полоска прогнется и коробок упадет).
Педагог: Что нужно сделать, чтобы полоска не прогибалась? (Сделать ее гармошкой и тогда она выдержит несколько коробков, т.е. она стала крепче и выдерживает большую нагрузку. (показать полоску от картонного упаковочного ящика).
- Сделайте надрезы ножницами, т.е. ее можно стричь.
- Бумага хорошо мнется. Мнем.
Педагог: Ребята, закройте глаза и определите, что я делаю с бумагой рву или мну ее. (Ответы детей).
Заметьте, бумага не кричит, не плачет, а шуршит, поет. Она хочет у вас спросить, кто из вас чего боится? (Ответы детей).
А как вы думаете, чего боится бумага? (ответы детей).
- Возьмите в руки кисть, обмокните ее в воду и намочите край. Мокрая бумага легко рвется, а сухая сохранила прочность.
- А теперь намочите салфетку.
Педагог: Какая бумага быстрее впитывает воду? (низкого качества – мягкая).
(Ответы детей).
- От старости бумага желтеет, становится непрочной.
- Бумагу можно складывать. Попробуйте свернуть лист бумаги пополам. Еще раз пополам. Попробуйте теперь свернуть картон. Получается?
(Ответы детей).
Педагог: Использовать можно любую бумагу для складывания? (Ответы детей).
Педагог: Техника складывания из бумаги бумажных фигурок называется оригами – перевод с японского языка – «ори» - складывать, «ками» - бумага. Родиной оригами является Япония. Красочными бумажными фигурками украшали статуи в храме. Умение складывать из бумаги считалось у придворных одним из признаков хорошего образования и изысканных манер. Фигурки служили гербом и печатью в некоторых знатных семьях. В те времена бумага была материалом редким и дорогим. Лишь спустя несколько столетий бумага стала доступна всем. А также люди из других стран стали овладевать техникой оригами. Так это умение складывать фигурки из бумаги дошло и до нас.
- Не всегда можно найти бумагу нужной окраски. Поэтому бумагу окрашивают в нужный цвет, чтобы сделать какую-нибудь поделку.
(Окрашиваем набрызком, печатанием трафаретом, мятой бумагой).
- Бумага хорошо склеивается. (Нарванные полоски бумаги, которые остались после опытов наклеиваем на ватман – это волны для будущей коллективной работы).
Педагог: Ребята, посмотрите, лесной друг нашего гостя Ёж подарил ему на память свой портрет. У него не было фотоаппарата, и он не мог подарить ему фотографию. Но он выполнил свой портрет из маленьких разноцветных кусочков бумаги (показ картины из обрывной бумаги).
Заключение:
Педагог: Давайте скажем спасибо нашему гостю – Лесовичку - за то, что он нам рассказал такую увлекательную историю про бумагу. Давайте мы как-нибудь с вами еще встретимся.
- Кто к нам приходил в гости? (Лесовичок).
- А как вы думаете, почему именно он?
- Вам понравилось проводить опыты?
А из чего изготавливают бумагу? (Из древесины, целлюлозы).
Лесовичок: Значит, ребята, деревья, лес нам нужны не только, чтобы дышать, собирать ягоды и грибы, чтобы в нем жили разные звери, а еще и для изготовления бумаги. Поэтому бумагу тоже надо экономить и относиться к ней бережно, чтобы меньше вырубалось леса. Вы согласны со мной?
Теперь вы знаете об этом. И даже исписанный листок оказывается можно не выбрасывать, а из него сделать бумажную поделку.
- Для чего и зачем? (чтобы выражать свои мысли, чувства, запечатлеть какие-либо моменты).
- Как называется техника складывания из бумаги, бумажных поделок? (оригами).
Тема: «Изготовление поделки «Вороненок»
Цель:
- Продолжать учить детей мастерить поделки из бумаги на основе
базовой формы «блин».
- Совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами.
- Совершенствовать объяснительную речь.
- Развивать глазомер, мелкую моторику руки.
Оборудование: на каждого ребёнка – квадрат чёрного цвета (15х15 см.), бумажная обрезь жёлтого, белого и чёрного цвета, ножницы, клей; конверт с загадкой, Лесовичок, иллюстрации возвращения птиц, аудиозапись «Голоса птиц».
Предварительная работа:
Заранее с детьми выполнить складывание двух поделок «Ворона», приготовить небольшие трубочки, скатанные из коричневой бумаги, из зелёной бумаги листья и макет дерева – для коллективной работы. Из трубочек складываем гнездо, которое крепится на ветках (трубочках) дерева, к которым приклеены листья. А на краях гнезда сидят вороны.
Ход занятия:
К нам в гости пришёл Лесовичок – наш лесной друг. Он снова нам что-то принёс. (конверт с загадкой)
Загадка: Зазвенели ручьи, прилетели грачи.
В дом свой – улей
Пчела первый мёд принесла.
Кто скажет? Кто знает
Когда это бывает? (Весной).
Педагог: Правильно, весной. Весной начинает пригревать солнышко, появляется зелёная травка, возвращаются птицы из разных стран.
А что делают птицы весной, когда возвращаются из тёплых мест? (Вьют гнёзда и выводят птенцов).
Рассматриваем иллюстрации. Звучит музыка «Голоса птиц».
Педагог: Ребята, Лесовичок пришёл рассказать вам, что в лесу случилась беда. У ворон-родителей пропали птенцы. Он надеется на вашу помощь
Я думаю, мы сможем помочь. Сложим из наших волшебных квадратиков маленьких птенчиков.
Пальчиковая гимнастика.
Изготовление поделки. (см. приложение).
Педагог: Теперь посадим своих птенчиков в гнездо к их родителям.
Лесовичок: Спасибо вам, ребята, за помощь. А мне нужно возвращаться домой. До свидания!
Примечание: Готовые поделки птиц можно использовать при оформлении помещения для одного из весенних праздников.
Счастливые родители радуются своим деткам и кормят их червячками.
Содержание:
1. Программа по оригами ………………………………………………….3-27
1.1. Пояснительная записка …………………………………………..3
1.2. Концепция программы …………………………………………..6
1. 3. Основные принципы ……………………………………………..7
1. 4. Отличительные особенности данной программы ……………...7
1.5. Формы и методы обучения, используемые при реализации
программы …………………………………………………………8
1.6. Организационные принципы (возраст детей, сроки реализации
программы, условия набора, режим занятий, наполняемость
групп) ……………………………………………………………10
1.7. Ожидаемые результаты …………………………………………..12
1.8. Способы мониторинга результатов ……………………………...14
- 1.9. Соответствие требованиям государственного образовательного
- стандарта …………………………………………………………18
1.10. Этапы реализации программы ………………………………….20
1.11. Учебно-тематический план ……………………………………..20
1.12. Методическое обеспечение программы ………………………..25
2. Из опыта работы по программе дополнительного образования «Волшебный квадратик» …………………………………………………..28-33
Заключение. Итоги и перспектива ……………………………………………34
Литература ……………………………………………………………………...35
Приложение …………………………………………………………………….36
Содержание ……………………………………………………………………..46
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка оригами "Волшебный квадратик"
Цель программыОзнакомление детей с искусством оригами, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, ...

Проект рабочей программы по теме «Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей с помощью техники оригами» (кружковая работа «Волшебный квадратик»)
Бумага– доступный для ребенка и универсальный материал – широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Особенно привлекает дошкольников возможность сами...

Проект рабочей программы по теме «Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей с помощью техники оригами» (кружковая работа «Волшебный квадратик»)
Проект рабочей программы по теме «Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей с помощью техники оригами» (кружковая работа «Волшебный квадратик») ...

Программа дополнительного образования по искусству оригами «Волшебный квадратик» для класса пред школьной подготовки.
Цель программы Ознакомление детей с искусством оригами, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приёмами техники ор...

Программа кружка "Волшебный квадратик"
Программа дополнительного образования по конструированию способом "Оригами" для старших дошкольников....
Ярмарка педагогических идей. Мастер – класс по оригами «В гостях у сказки»: «Волшебный квадратик». Работаем по программе: "Миры детства: конструирование возможностей".
Мастер- класс по оригами РМО....

Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики рук «ВОЛШЕБНЫЙ КВАДРАТИК» для детей 6-7 лет
Я несколько лет провожу кружок оригами с детьми подготовительных групп. Такой вид работы помогает в достижении основной цели работы учителя-логопеда - коррекции речевых нарушений детей. Во-первы...
- Мне нравится (1)





