Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики рук «ВОЛШЕБНЫЙ КВАДРАТИК» для детей 6-7 лет
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа) по теме

Хроменкова Светлана Николаевна

Я несколько лет провожу кружок оригами с детьми подготовительных групп. Такой вид работы помогает  в достижении основной цели работы учителя-логопеда - коррекции речевых нарушений детей. Во-первых, давно доказана связь между развитием мелкой моторики рук и развитием речи. Во-вторых, детям очень нравится выполнять поделки из бумаги. Хочу поделится своей рабочей программой "Волшебный квадратик".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_lichnyy_sayt.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

дополнительного образования

для детей дошкольного возраста 

«ВОЛШЕБНЫЙ КВАДРАТИК»

для детей подготовительных групп

Руководитель кружка:

Учитель-логопед

Хроменкова С.Н.

2016 г.

                                Пояснительная записка

 На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – 3-9 лет, когда кора больших полушарий ещё окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать речь, мышление, память, внимание.

         Ученые – нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие, за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя  тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.  Поэтому  работа по развитию тонкой моторики рук – обязательное направление в работе с детьми-логопатами.

     В настоящем мире, оснащённом компьютерами и различными современными играми, очень тяжело предложить ребёнку интересную деятельность без участия технических средств.   И очень важно, чтобы занятия, направленные на развитие мелкой моторики рук,  были интересны ребёнку. И тут на помощь приходит оригами.

      Оригами – это сложение различных  фигур из разноцветных квадратных листов бумаги.

  Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

     Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

     В процессе складывания фигур оригами дети познакомятся с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно  происходит обогащение словаря специальными терминами. Дети смогут легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, что необходимо детям дошкольного возраста. Кроме этого дети узнают  много  нового, что относится  к геометрии и математике.

     В плане подготовки детей к школе работа с оригами ценна еще тем, что посредством этой деятельности формируются важные качества детей:

  • умение слушать педагога
  • принимать умственную задачу и находить способ ее решения
  • переориентировка сознания детей с конечного результата на способы выполнения
  • развитие самоконтроля и самооценки
  • осознание собственных познавательных процессов.

Цель программы

     Развитие мелкой моторики рук в  процессе овладения элементарными приемами техники оригами.

Задачи программы:

Обучающие:

  • Знакомить  детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
  • Формировать  умения следовать устным инструкциям.
  • Обучать  различным приемам работы с бумагой.
  • Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать  словарь ребенка специальными терминами.
  • Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие: 

  • Развивать у детей способность работать руками, приучать  к точным движениям пальцев,  совершенствовать мелкую моторику рук, развивать  глазомер.
  • Развивать внимание, память, логическое и пространственное  воображения.
  • Развивать  художественный  вкус, творческие способности и фантазии детей.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к искусству оригами.
  • Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
  • Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.   

Принципы реализации программы

  1.  Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.
  2. Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.
  3. Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.
  4. Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.
  5. Принцип личностно-ориентированного общения. В  процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом,  а не просто пассивно перенимают его опыт.  Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

Организационно-методическое обеспечение программы

     Реализация программы предполагает осуществление специально организованных  занятий, в процессе которых дети получают навыки и знания по изучаемым темам.

     Программа «Волшебный  квадратик» рассчитана на 9 месяцев (старший дошкольный возраст). Для успешного освоения программы занятия в численность детей в группе кружка должна составлять 8 – 10 человек. Занятия проводятся 2 раза в месяц, с сентября по май, во второй половине дня. Продолжительность занятий  25 -  30  минут.

Общий план занятий

Почти все занятия строятся по одному плану. На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, сведения о предполагаемом предмете складывания.

  1. Подготовка к занятию (установка на работу).
  2. Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений):
  • повторение названия базовой формы;
  • повторение действий прошлого занятия;
  • повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники  безопасности.
  1. Введение в новую тему:
  • загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории и т.п.);
  • показ образца;
  • рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали);
  • повторение правил складывания.
  1. Практическая часть:
  • Показ педагогом процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической карте, в зависимости от уровня подготовки и сформированности навыков);
  • вербализация учащимися некоторых этапов работы (расшифровка схемы: «Что здесь делаю?»);
  • текстовой план (если поделка состоит из нескольких частей);
  • самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте;
  • оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию;
  • анализ работы учащегося (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика).

Прогнозируемые результаты реализации программы 

   В результате обучения по данной программе дети: 

- разовьют мелкую моторику рук и глазомер;

- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение;

- расширятся коммуникативные способности детей путём создания игровых ситуаций, используя созданные изделия по технике оригами;
- научатся различным приемам работы с бумагой;
-  будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
- научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами – познакомятся с искусством оригами.

Форма подведения итогов реализации дополнительной программы:

• Составление альбома лучших работ.

• Проведение выставок детских работ. 

 Программа составлена на основе: 

  1.  «Оригами в детском саду» Мусиенко С.И., Бутылкина Г.В.
  2. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду» Парамонова Л.А.
  3. «Волшебная бумага»  Чернова Н.Н.
  4. «Оригами для дошкольников» Соколова С.В. 
  5. «Оригами для всей семьи»  Сержантова Т.Б.

                                                                         Учебно – тематический план

Сентябрь

Темы

Программное содержание

Оборудование

Дата прове-дения

Отметка о выпол-нении

1

Знакомство с искусством оригами

 

«Салфетка»

Познакомить детей с искусством оригами.

Учить складывать прямоугольный лист бумаги по диагонали, отрезать лишнюю часть, получая квадрат.

Складывание «салфетки» из квадратного листа: складывание квадрата пополам, по диагонали, загнуть углы квадрата к центру.

Бумага, ножницы, цветные карандаши

2

«Сумка»

Складывание модели «сумка» из квадратного листа: складывание квадрата пополам, по диагонали, отгибать по намеченной линии каждого листка внутрь, отгибать назад углы модели.

Бумага, ножницы,

клей

Октябрь

3

«Корабль»

Познакомить с базовой формой «треугольник».

Складывание поделки «корабль»

Украсить поделку деталями: нарисовать якорь, иллюминаторы.

Бумага, ножницы, цветные карандаши

4

«Двухтрубный пароход»

Вспомнить водный транспорт. Дать понятие пароход – пар+ход. Уточнить детали парохода.

Складывание поделки по показу педагога.

Украшаем поделку.

Бумага, цветные карандаши

Ноябрь

5

«Гном»

Познакомить с базовой формой «дверь».

Складывание поделки их  двух частей: костюм и голова.

Украсить поделку: нарисовать гномику лицо.

Бумага, цветные карандаши, клей.

6

«Кролик»

Поделка выполняется на основе базовой формы

«воздушный змей».

 Складывание поделки из двух частей: туловища и головы.

Украсить поделку: нарисовать мордочку кролика. Совместить части в одну поделку путём склеивания.

Бумага, цветные карандаши, клей.

Декабрь

7

«Ёлочка»

Готовимся к празднику «Новый год».

Поделка выполняется на основе базовой формы «воздушный змей».

Поделка состоит из четырёх частей, которые совмещаются в одну путём склеивания.

Листы бумаги зеленого и коричневого цветов, клей

8

Ёлочная подвеска «Утка»

Базовая форма «воздушный змей».

Выполняется поделка, «оживляем» поделку – подрисовываем глаза, крылья.

Приклеиваем ниточку.

Цветная бумага, цветные карандаши,

Нитки плотные для подвешивания поделки на елку.

Январь

9

Ёлочное украшение «Цветок с полосками»

Коллективная работа.

Цветок состоит из 8 одинаковых лепестков: ребёнок складывает 2-3 лепестка по показу, затем самостоятельно и  лепестки собираются в цветки.

Закрепляем умение складывать лист пополам, по диагонали, визуально делить лист на 3части, делать складки «долина», «горка».

Цветная бумага

10

Ёлочное украшение

«Цветок «Сертабор»

Коллективная работа.

Цветок состоит из 8 одинаковых лепестков. Каждый ребёнок складывает по показу, затем самостоятельно лепестки и совместно с педагогом лепестки собираются в цветки.

Февраль

11

«Самолёт»

Складывание модели «самолётик» из квадратного листа. Отрабатываются умения: складывание квадрата по диагонали, закладывание углов к середине квадрата, загибание острого угла.

«Украшаем» поделку: рисуем Российский флаг на крыле самолета.

Бумага, цветные карандаши

12

«Самолет-истребитель»

Готовим подарок папе:

Складывание модели из квадратного листа.

Отрабатываются умения с предыдущего занятия + научить закладывать острый угол внутрь.

Цветная бумага

Март

13

«Сердечко с цветком»

Готовим подарок маме в празднику 8 марта.

Складывание модели из квадратного листа: учимся зрительно делить квадрат на 3 равные части, отрабатываем умения загибать углы внутрь.

«Украшаем» поделку – приклеиваем цветок.

Листы двусторонней розовой бумаги,  вырезанные цветы из бумаги.

14

«Грач»

 Вспоминаем  перелётных птиц.

Складывание поделки на основе базовой формы «треугольник»:

отрабатываем умения совмещать углы листа к центру, надрезать изделие по намеченным линиям, по намеченной линии вгибать бумагу внутрь.

«Оживление» поделки – приклеиваем  глаза.

Листы черной бумаги, ножницы, клей, маленькие белые и черные кружочки (глаза).

Апрель

15

«Котёнок с белыми ушами»

Складывание поделки на основе базовой формы «треугольник».

Поделка состоит из двух частей: головы и туловища.

Закрепить умение складывать голову котёнку (с предыдущего занятия). Сделать туловище. Совместить части в одну поделку путём склеивания.

«Оживление» поделки – нарисовать мордочку, подрисовать коготки, детали по желанию ребёнка.

Бумага, клей, цветные карандаши.

16

«Щенок»

Поделка состоит из  двух частей. Закрепить умение складывать голову собаке (с предыдущего занятия).

Туловище складывается так же на основе базовой формы «треугольник».

Совмещаются детали поделки путём склеивания.

«Оживление» поделки – нарисовать мордочку, разукрасить лапки, детали по желанию ребёнка.

Бумага, клей.

Май

 

17

«Прыгающая лягушка»

Знакомство с «подвижными» оригами.

Складывание поделки по показу педагога.

Бумага зелёного цвета

18

«Игрушка – шутка»

Поделка относится в «подвижным» оригами.

Складывание по показу педагога.

Бумага, карандаши, наклейки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики дошкольников «Волшебные пальчики» (для детей 3-4 лет)

Настоящая программа является авторской программой, социально-психологической направленности  и реализуется в детском саду с учётом образовательной программы дошкольного образования.Для реализации...

Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики дошкольников «Умелые пальчики» (для детей 4-5 лет)

Пояснительная записка  Данная Программа разработана на основе следующих нормативныхдокументов:Ø Конституция РФ ст. 43, 72.Ø Конвенция о правах ребенка (1989г)Ø Федеральный закон «Об образова...

Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности «Волшебные ладошки» Группа №7 «Фантазеры»

Рабочая программа кружка «Весёлые ладошки» по развитию мелкой моторики в 1 младшей группе № 7 № «Фантазёры» «Источники способностей и дарований детей - на кончиках и...

Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

Мелкая моторика - это умение координировать движения кистей и пальцев рук, присущее исключительно человеку. Эту уникальную способность необходимо целенаправленно тренировать с самого раннего возраста....

Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей младшей группы посредством кружковой деятельности «Веселые пальчики»

Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев рук. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. На...

Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста посредством кружковой деятельности "Веселые пальчики"

Данная программа разработана для развития мелкой моторики детей раннего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности...