Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики рук «ВОЛШЕБНЫЙ КВАДРАТИК» для детей 6-7 лет
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа) по теме
Я несколько лет провожу кружок оригами с детьми подготовительных групп. Такой вид работы помогает в достижении основной цели работы учителя-логопеда - коррекции речевых нарушений детей. Во-первых, давно доказана связь между развитием мелкой моторики рук и развитием речи. Во-вторых, детям очень нравится выполнять поделки из бумаги. Хочу поделится своей рабочей программой "Волшебный квадратик".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 99.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
дополнительного образования
для детей дошкольного возраста
«ВОЛШЕБНЫЙ КВАДРАТИК»
для детей подготовительных групп
Руководитель кружка:
Учитель-логопед
Хроменкова С.Н.
2016 г.
Пояснительная записка
На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – 3-9 лет, когда кора больших полушарий ещё окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать речь, мышление, память, внимание.
Ученые – нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие, за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Поэтому работа по развитию тонкой моторики рук – обязательное направление в работе с детьми-логопатами.
В настоящем мире, оснащённом компьютерами и различными современными играми, очень тяжело предложить ребёнку интересную деятельность без участия технических средств. И очень важно, чтобы занятия, направленные на развитие мелкой моторики рук, были интересны ребёнку. И тут на помощь приходит оригами.
Оригами – это сложение различных фигур из разноцветных квадратных листов бумаги.
Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.
Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.
Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
В процессе складывания фигур оригами дети познакомятся с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Дети смогут легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, что необходимо детям дошкольного возраста. Кроме этого дети узнают много нового, что относится к геометрии и математике.
В плане подготовки детей к школе работа с оригами ценна еще тем, что посредством этой деятельности формируются важные качества детей:
- умение слушать педагога
- принимать умственную задачу и находить способ ее решения
- переориентировка сознания детей с конечного результата на способы выполнения
- развитие самоконтроля и самооценки
- осознание собственных познавательных процессов.
Цель программы
Развитие мелкой моторики рук в процессе овладения элементарными приемами техники оригами.
Задачи программы:
Обучающие:
- Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
- Формировать умения следовать устным инструкциям.
- Обучать различным приемам работы с бумагой.
- Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
- Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
- Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
- Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
- Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к искусству оригами.
- Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
- Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Принципы реализации программы
- Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.
- Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.
- Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.
- Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.
- Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
Организационно-методическое обеспечение программы
Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают навыки и знания по изучаемым темам.
Программа «Волшебный квадратик» рассчитана на 9 месяцев (старший дошкольный возраст). Для успешного освоения программы занятия в численность детей в группе кружка должна составлять 8 – 10 человек. Занятия проводятся 2 раза в месяц, с сентября по май, во второй половине дня. Продолжительность занятий 25 - 30 минут.
Общий план занятий
Почти все занятия строятся по одному плану. На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, сведения о предполагаемом предмете складывания.
- Подготовка к занятию (установка на работу).
- Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений):
- повторение названия базовой формы;
- повторение действий прошлого занятия;
- повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники безопасности.
- Введение в новую тему:
- загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории и т.п.);
- показ образца;
- рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали);
- повторение правил складывания.
- Практическая часть:
- Показ педагогом процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической карте, в зависимости от уровня подготовки и сформированности навыков);
- вербализация учащимися некоторых этапов работы (расшифровка схемы: «Что здесь делаю?»);
- текстовой план (если поделка состоит из нескольких частей);
- самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте;
- оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию;
- анализ работы учащегося (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика).
Прогнозируемые результаты реализации программы
В результате обучения по данной программе дети:
- разовьют мелкую моторику рук и глазомер;
- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение;
- расширятся коммуникативные способности детей путём создания игровых ситуаций, используя созданные изделия по технике оригами;
- научатся различным приемам работы с бумагой;
- будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
- научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами – познакомятся с искусством оригами.
Форма подведения итогов реализации дополнительной программы:
• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок детских работ.
Программа составлена на основе:
- «Оригами в детском саду» Мусиенко С.И., Бутылкина Г.В.
- «Теория и методика творческого конструирования в детском саду» Парамонова Л.А.
- «Волшебная бумага» Чернова Н.Н.
- «Оригами для дошкольников» Соколова С.В.
- «Оригами для всей семьи» Сержантова Т.Б.
Учебно – тематический план
Сентябрь
№ | Темы | Программное содержание | Оборудование | Дата прове-дения | Отметка о выпол-нении |
1 | Знакомство с искусством оригами
«Салфетка» | Познакомить детей с искусством оригами. Учить складывать прямоугольный лист бумаги по диагонали, отрезать лишнюю часть, получая квадрат. Складывание «салфетки» из квадратного листа: складывание квадрата пополам, по диагонали, загнуть углы квадрата к центру. | Бумага, ножницы, цветные карандаши | ||
2 | «Сумка» | Складывание модели «сумка» из квадратного листа: складывание квадрата пополам, по диагонали, отгибать по намеченной линии каждого листка внутрь, отгибать назад углы модели. | Бумага, ножницы, клей |
Октябрь
3 | «Корабль» | Познакомить с базовой формой «треугольник». Складывание поделки «корабль» Украсить поделку деталями: нарисовать якорь, иллюминаторы. | Бумага, ножницы, цветные карандаши | ||
4 | «Двухтрубный пароход» | Вспомнить водный транспорт. Дать понятие пароход – пар+ход. Уточнить детали парохода. Складывание поделки по показу педагога. Украшаем поделку. | Бумага, цветные карандаши |
Ноябрь
5 | «Гном» | Познакомить с базовой формой «дверь». Складывание поделки их двух частей: костюм и голова. Украсить поделку: нарисовать гномику лицо. | Бумага, цветные карандаши, клей. | ||
6 | «Кролик» | Поделка выполняется на основе базовой формы «воздушный змей». Складывание поделки из двух частей: туловища и головы. Украсить поделку: нарисовать мордочку кролика. Совместить части в одну поделку путём склеивания. | Бумага, цветные карандаши, клей. |
Декабрь
7 | «Ёлочка» | Готовимся к празднику «Новый год». Поделка выполняется на основе базовой формы «воздушный змей». Поделка состоит из четырёх частей, которые совмещаются в одну путём склеивания. | Листы бумаги зеленого и коричневого цветов, клей | ||
8 | Ёлочная подвеска «Утка» | Базовая форма «воздушный змей». Выполняется поделка, «оживляем» поделку – подрисовываем глаза, крылья. Приклеиваем ниточку. | Цветная бумага, цветные карандаши, Нитки плотные для подвешивания поделки на елку. |
Январь
9 | Ёлочное украшение «Цветок с полосками» | Коллективная работа. Цветок состоит из 8 одинаковых лепестков: ребёнок складывает 2-3 лепестка по показу, затем самостоятельно и лепестки собираются в цветки. Закрепляем умение складывать лист пополам, по диагонали, визуально делить лист на 3части, делать складки «долина», «горка». | Цветная бумага | ||
10 | Ёлочное украшение «Цветок «Сертабор» | Коллективная работа. Цветок состоит из 8 одинаковых лепестков. Каждый ребёнок складывает по показу, затем самостоятельно лепестки и совместно с педагогом лепестки собираются в цветки. |
Февраль
11 | «Самолёт» | Складывание модели «самолётик» из квадратного листа. Отрабатываются умения: складывание квадрата по диагонали, закладывание углов к середине квадрата, загибание острого угла. «Украшаем» поделку: рисуем Российский флаг на крыле самолета. | Бумага, цветные карандаши | ||
12 | «Самолет-истребитель» | Готовим подарок папе: Складывание модели из квадратного листа. Отрабатываются умения с предыдущего занятия + научить закладывать острый угол внутрь. | Цветная бумага |
Март
13 | «Сердечко с цветком» | Готовим подарок маме в празднику 8 марта. Складывание модели из квадратного листа: учимся зрительно делить квадрат на 3 равные части, отрабатываем умения загибать углы внутрь. «Украшаем» поделку – приклеиваем цветок. | Листы двусторонней розовой бумаги, вырезанные цветы из бумаги. | ||
14 | «Грач» | Вспоминаем перелётных птиц. Складывание поделки на основе базовой формы «треугольник»: отрабатываем умения совмещать углы листа к центру, надрезать изделие по намеченным линиям, по намеченной линии вгибать бумагу внутрь. «Оживление» поделки – приклеиваем глаза. | Листы черной бумаги, ножницы, клей, маленькие белые и черные кружочки (глаза). |
Апрель
15 | «Котёнок с белыми ушами» | Складывание поделки на основе базовой формы «треугольник». Поделка состоит из двух частей: головы и туловища. Закрепить умение складывать голову котёнку (с предыдущего занятия). Сделать туловище. Совместить части в одну поделку путём склеивания. «Оживление» поделки – нарисовать мордочку, подрисовать коготки, детали по желанию ребёнка. | Бумага, клей, цветные карандаши. | ||
16 | «Щенок» | Поделка состоит из двух частей. Закрепить умение складывать голову собаке (с предыдущего занятия). Туловище складывается так же на основе базовой формы «треугольник». Совмещаются детали поделки путём склеивания. «Оживление» поделки – нарисовать мордочку, разукрасить лапки, детали по желанию ребёнка. | Бумага, клей. |
Май
17 | «Прыгающая лягушка» | Знакомство с «подвижными» оригами. Складывание поделки по показу педагога. | Бумага зелёного цвета | ||
18 | «Игрушка – шутка» | Поделка относится в «подвижным» оригами. Складывание по показу педагога. | Бумага, карандаши, наклейки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/08/picture-86405-1368030502.jpg)
Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики дошкольников «Волшебные пальчики» (для детей 3-4 лет)
Настоящая программа является авторской программой, социально-психологической направленности и реализуется в детском саду с учётом образовательной программы дошкольного образования.Для реализации...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/11/picture-964794-1544543330.jpg)
Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности «Волшебные ладошки» Группа №7 «Фантазеры»
Рабочая программа кружка «Весёлые ладошки» по развитию мелкой моторики в 1 младшей группе № 7 № «Фантазёры» «Источники способностей и дарований детей - на кончиках и...
Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
Мелкая моторика - это умение координировать движения кистей и пальцев рук, присущее исключительно человеку. Эту уникальную способность необходимо целенаправленно тренировать с самого раннего возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/03/picture-1203318-1578058538.jpg)
Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики рук детей среднего дошкольного возраста «Пластилинография»
Развитие творческой личности посредством нетрадиционной техники работы с пластилином ....
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/28/picture-1293860-1606588689.jpg)
Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей младшей группы посредством кружковой деятельности «Веселые пальчики»
Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев рук. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. На...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/24/picture-1110425-1551017480.jpg)
Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста посредством кружковой деятельности "Веселые пальчики"
Данная программа разработана для развития мелкой моторики детей раннего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/08/picture-953144-1620501022.jpg)
Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики дошкольников «Волшебные пальчики» (для детей 3-4 лет)
Программа дополнительного образованияпо развитию мелкой моторики дошкольников«Волшебные пальчики»(для детей 3-4 лет)...