Проект "Моя малая Родина"
методическая разработка по теме

Иванова Алевтина Николаевна

 

«Родина для человека – самое дорогое и священное,

без чего человек перестаёт быть личностью»

В.А. Сухомлинский.

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своей деревне, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился.  В данном проекте речь пойдёт о значении истории    родного края и его влияние на   патриотическое воспитание дошкольников.   Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным краем возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_malaya_rodina.doc99.5 КБ
Office presentation icon moya_malaya_rodina.ppt1.89 МБ

Предварительный просмотр:

«Летниковская основная общеобразовательная  школа» (филиал)

 МОУ «Сернурская средняя (полная)  общеобразовательная школа № 2

имени Н.А.Заболоцкого»

                                                                                   Выполнила:
                                                                             Иванова А.Н. - воспитатель

                                                                                   дошкольной группы

д.Летник,  2013 г

Содержание проекта:

1. Общие положения (название проекта, региональный компонент)

2. Актуальность выбранной темы

3. Цели и задачи проекта

4. Участники проекта. Сроки реализации проекта.

5. Гипотеза исследования                                                                                                                 6. Формы реализации проекта

7. Принципы

8. Этапы реализации проекта

9. Обеспечение проекта

10. Оценка результатов проекта. Диагностика

     11. Перспективный план проекта

     12. Предполагаемые результаты

13. Заключение

Общие положения

Название проекта: «Моя малая Родина».

Региональный компонент:

«Родина для человека – самое дорогое и священное,

без чего человек перестаёт быть личностью»

В.А. Сухомлинский.

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своей деревне, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился. Вопросами патриотического воспитания, краеведения в должном понимании этих слов в семье практически не занимаются. Эти задачи решаются в школе, детский сад должен заложить основу для воспитания патриотических чувств у воспитанников, сформировать чувство гордости за свою малую Родину. Анализ анкетирования родителей моей группы подтвердил потребность родителей воспитывать детей гражданами своей деревни, понимающими и любящими свой родной край.

Актуальность темы

 В данном проекте речь пойдёт о значении истории    родного края и его влияние на   патриотическое воспитание дошкольников.   Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным краем возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту. Поэтому   с детьми проводился целый ряд различных мероприятий:

  1. дети посещали мини - краеведческий музей школы;
  2. участвовали в театрализованной деятельности,
  3. играли в сюжетно-ролевые и дидактические игры по ознакомлению с родным краем;
  4. составляли творческие рассказы, вместе с родителями сочиняли сказки, стихи о родном крае;
  5. занимались художественно-продуктивной деятельностью (рисовали, конструировали)  
  6. совершали целевые прогулки к достопримечательностям  родного края.

Цель проекта: Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма,  приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным  достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к малой                Родине.

Для достижения поставленной  цели были выдвинуты следующие задачи:

  1. Развивать бережное отношение к  деревне, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;
  2. Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и  культурном облике родного края;
  3. Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;
  4. Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить  свободно мыслить, фантазировать;
  5. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально ценностное  отношение к краю.

Участники проекта

  1. Дети 5-7 лет (старшая, подготовительная группа)
  2. Проект предусматривает активное участие родителей, детей и воспитателей.

Сроки реализации проекта

  1. Долгосрочный 

Гипотеза исследования:

Проживая в деревне, на территории уникальных мест, мы не только не посещаем их, но и мало знаем о них. В ходе реализации проекта дети получат знания о прекрасных местах нашей местности. Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному краю,  но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории деревни, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил нашу деревню, начнут проявлять интерес к событиям деревенской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Формы реализации проекта:

- познавательно-игровые занятия, занятия-экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, беседы, продуктивная деятельность.

Принципы

При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным краем  положены следующие принципы:

Принцип историзма

Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью создан краеведческий мини - музей в школе, подобран материал о нашей местности, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного края.

Принцип гуманизации

           Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации

Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родной деревне с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

Принцип интегративности

         Реализуется в сотрудничестве с семьёй, школьной  библиотекой, школой. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями нашей местности.

Длительность работы над проектом осуществляется в четыре этапа 

1 этап -  Диагностический

2 этап  - Теоретическое исследование проблемы

3 этап  - Практическая работа

4 этап  - Подведение итогов работы

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ

Анализ работы:

-  выявление затруднений педагогов при работе по данной теме;

1. Недостаточно методического материала.

2. Нет перспективного плана по работе с книгой

3.  Не создана предметно-развивающая среда по   теме

4. Нет диагностики для выявления уровня знаний у детей

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Изучение теоретических вопросов проблемы:

- самообразование;

- разработка форм работы с детьми,  

  родителями, воспитателями

- педагогические советы, семинары;

- консультации, открытые просмотры;

- индивидуальная работа с педагогами школы  и дошкольной группы;

Накопление материала

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

-  разработка перспективного плана работы;  

- разработка конспектов занятий;

- изготовление практического материала (дидактических игр);

- создание, оснащение и оформление краеведческого мини-музея   в школе;

- разработка анкет для  воспитателей и родителей;

- пополнение материальной базы видео-, аудиоматериалами

- сбор и оформление наглядного материала;

- установление взаимосвязи с учреждениями поселка;

- разработка диагностического материала по теме

- посещение учреждений  деревни (библиотеки, школы,  магазина, ФАПа)        

1. Разработаны конспекты   для старших дошкольников.

2. В краеведческом мини – музее школы  оформлены  переносные тематические экспозиции  

3. Разработана диагностика (использовала опыт работы  МКДОУ №3  пгт Даровской)

4. Изготовлены дидактические игры.

5. Театрализация  марийского фольклора

6. Проведение анкетирования, обработка данных анкетирования

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ

- Открытие краеведческого мини - музея в школе «Люблю тебя,  моя деревня»

- выступление с обобщенным опытом на педагогическом совете;

- оформление материалов

- диагностика детей

1. Обобщение и оформление материалов по проекту

2. Фотовыставка

3. Презентация: «Моя малая Родина »

Обеспечение проекта

- Уголок по краеведению в группе

- Картины

- Альбомы, иллюстрации

- Дидактические игры

- Карты

- Исторические документы, фотографии

- Методическая, краеведческая, художественная литература

- Буклеты, наборы открыток.

Предполагаемые результаты:

Дети:

  1. Итоговым результатом будет являться диагностика, где дети покажут свои знания по теме.
  2. Активное участие и интерес детей в различных видах деятельности
  3. Организация изобразительной деятельности, проведение  выставки в дошкольной группе
  4. Проявление самостоятельности и творческой активности   в театрализованной деятельности
  5. Нравственно- патриотические чувства к  истории, культуре, природе родного края
  6. Развитие связной речи, обогащение словаря.

Воспитатели:

  1. Разработка конспектов занятий
  2. Практический материал по всем видам детской деятельности  
  3. Освоение инновационных технологий по патриотическому воспитанию дошкольников
  4. Разработка анкет для родителей
  5. Составление перспективного плана работы  
  6. Разработка и изготовление дидактических игр по теме проекта
  7. Разработка конспектов занятий ,  досугов и т.п.
  8. Оформление, обобщение и распространение опыта по теме проекта.

Родители:

  1. Повышение интереса к работе дошкольной группы
  2. Активное участие в конкурсах, выставках
  3. Помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок.
  4. Поездка на экскурсию в музей поселка Сернур.

Предметно-развивающая среда:

  1. Краеведческий мини - музей в школе «Люблю тебя, Марийский  край»
  2. Уголок по краеведению в группе

ДИАГНОСТИКА

Контрольные задания для определения уровня сформированности  знаний о  родной деревне  у детей 5-7 лет.

Задание 1. «Родная деревня»

Цель: Определить уровень знаний о родной деревне (знать название  своей деревни  (и других близлежащих деревень), района, домашнего адреса.  Называть достопримечательности деревни.

Предварительная работа:  Беседы, занятия, экскурсии

Оборудование: Развивающая игра «Где находится памятник?» Карта-схема деревень, фотографии с достопримечательностями деревень, фишки.

Методы: Беседа, игра, запись   ответов детей.

Ход проведения: Беседа с детьми. Воспитатель предлагает посмотреть на фотографию, назвать памятник и обозначить фишкой на карте его местонахождение.

Оценка результатов.

Высокий уровень (З балла)

Ребенок без особого труда называет названия  деревень, района, домашний адрес. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает достопримечательности деревень, где они расположены.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Знает название достопримечательностей, но не может объяснить их местонахождение. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок часто допускает ошибки. Затрудняется назвать домашний адрес, достопримечательности деревень. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно.

Задание 2  «История народной культуры и традиций» 

Цель: Определить уровень сформированности знаний о культуре и традициях марийского народа.

Предварительная работа:  Беседы, занятия

Условия: Краеведческий мини-музей в школе «Люблю тебя, Марийский  край». Д\игра « Назови предметы быта», «Какой праздник?»

Ход проведения: Педагог предлагает рассмотреть предметы марийского быта, назвать их, рассказать для чего их использовали. Рассмотреть экспозицию в краеведческом мини-музее «Предметы быта народа мари».

Оценка результатов:

Высокий уровень: (3 балла)

Рассматривая предметы быта, ребенок безошибочно называет их, рассказывает об их использовании в быту, Знает название народных праздников, их значение.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок в основном правильно называет предметы быта. После дополнительных вопросов взрослого, объясняет как люди использовали эти предметы. В отдельных случаях затрудняется ответить.

Низкий уровень: (1 балл)

Ребенок допускает значительные ошибки. Не всегда правильно называет предметы быта. Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они использовались. Часто обращается за помощью взрослого.

 Задание 3.  «Историко-географический и природный компоненты родного края»

Цель: Определить уровень сформированности знаний о природных богатствах нашего  края; о историко-географическом расположении родной деревни.

Предварительная работа: Беседы, целевые прогулки. Д/игра «Обитатели реки Лаж»

Ход проведения. Педагог предлагает рассказать о географическом расположении деревни, о растительности, животном мире родного края. Спрашивает: какая река протекает около нашей деревни? Ее название? Какая рыба водится в реке? Какая растительность растет по берегам реки?

Оценка результатов:

Высокий уровень: (3 балла)

Ребенок правильно называет растительность, животный мир нашего края, географическое расположение. Проявляет фантазию и творчество при ответах. Выражает эстетическое отношение к природе.

Средний уровень: (2 балла)

Ребенок иногда затрудняется ответить на вопрос, или отвечает на вопрос однозначно. Иногда обращается за помощью к педагогу.

Низкий уровень: (1 балл)

Ребенок не всегда правильно отвечает на вопросы. Затрудняется при ответах. Не выражает эстетического отношения к природе.

Задание 4 «Личностное отношение к родной деревне»

Цель: Определить   отношения к родному краю. Умение детей связно, последовательно высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос. Умение свободно мыслить.

Ход проведения: Беседа. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:

- Какие достопримечательности ты любишь посещать вместе с родителями?

- Что интересного о родной деревне ты запомнил, посещая мини-музей школы?

 Оценка результатов:

Высокий уровень (3 балла)

Ребенок полными предложениями, логично и последовательно отвечает на вопросы. Понятно для собеседника умеет рассказать о том, что нового он узнал.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок не всегда связно отвечает на поставленные вопросы. Ему требуется помощь, подсказка педагога, вспомогательные вопросы. Ответы дают   без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.  

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.

Уровни сформированности    знаний о родной деревне

  у детей 5-7 лет.

Высокий уровень (13-15 баллов)

Знает названия деревень, района, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны родной деревни; называет народные праздники,  предметы быта; называет природные богатства родного края, передает настроение.

Средний уровень (8-12 баллов)

Знает название   деревень, свой домашний  адрес; затрудняется назвать достопримечательности деревни (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, предметы быта.  Ответы дают   без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.  

Низкий уровень (5-7 баллов)

Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы, знает названия   деревень. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.

Литература

  1. Жариков А.Д. "Растите детей патриотами", Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова "Наша Родина", Н.Н. Наумова "Фольклорный праздник"// Журнал "Дошкольное воспитание.- 2007. - № 12.
  2. История сел и деревень Республики Марий Эл. Сернурский район: Сборник документальных очерков.- Йошкар-Ола: Комитет Республики Марий Эл по делам архивов, Государственный архив Республики Марий Эл, администрация муниципального образования «Сернурский район», 320 с., ил.
  3. Китиков А. Е. «Модыш — уш погыш». Йошкар-Ола: Марий книга савыктыш, 1993.
  4. Национальные традиции в воспитании детей дошкольного возраста. Йошкар-Ола: Редакция журнала «Марий Эл  Учитель», 1994.

Перспективный план проекта

Сентябрь

  1. Рассказ воспитателя о возникновении деревни Летник.
  2. Целевая прогулка по улице. Знакомство с деревней, где  расположен детский сад.
  3. Составление рассказа на тему "Дом, в котором я живу".
  4. Рисование на тему "Наш детский сад".

Октябрь

  1. Рассказ воспитателя о жителях нашего края, альбом с иллюстрациями, фотографиями, аудиокассета с записью марийских песен.
  2. Чтение марийских народных сказок.
  3. Посещение школьного мини-музея.
  4. Рисование на тему "Что я видел в музее".

Ноябрь

  1. Беседа на тему "Природа родного уголка". Знакомство с растительным и животным миром родного края.
  2. Рассказ о реках Лаж, Ялнерка, о значении этих рек в жизни деревни.
  3. Просмотр презентаций о природе родного края  в разное время года.
  4. Рисование на тему "На реке".

Декабрь

  1. Просмотр презентации «Праздники народа мари".
  2. Рассказ воспитателя о народных праздниках нашей местности.
  3. Инсценировка  зимнего марийского праздника «Шорыкйол».
  4. Рисование на тему "День деревни".

Январь

  1. Экскурсия  в лес, рассмотреть снежные деревья.
  2. Коллективная работа - лепка из соленого теста "Деревья в инее".
  3. Рисование "В снежном лесу".
  4. Строительство снежного городка на участке дошкольной группы совместно с родителями воспитанников.

Февраль

  1. Рассказ воспитателя об участниках Великой Отечественной войны, уроженцах  близлежащих деревень.(Яковлев Н.М., Алексеева М.Ф., Александров Н.А. и др.)
  2. Занятие на тему "День защитника Отечества": пригласить отцов, служивших в армии, предложить рассказать, где они служили.
  3. Экскурсия в школьную библиотеку на выставку "Защитники Отечества".
  4. Рисование на тему "Наши защитники".

Март

  1. Просмотр презентации  "Марийские народные игры".
  2. Встреча с интересным человеком - спортсменом. Знакомство с зимними видами спорта.
  3. Физкультурный праздник "Веселые старты".
  4. Конкурс рисунков "Я спортсмен".

Апрель

  1. Знакомство с растениями и животными родного края.
  2. Совместно с родителями и детьми сделать альбом "Животные нашей местности".
  3. Целевая прогулка к реке Лаж. Наблюдение за ледоходом.
  4. Лепка из пластилина "Кто живет у нас в лесу?".

Май

  1. Экскурсия по улице деревни. Наблюдение за трудом взрослых по уборке и озеленению деревни.
  2. Встреча с интересным человеком - ветераном Великой Отечественной войны.
  3. Высаживание рассады цветов на участке дошкольной группы.
  4. Составление альбома "Я и моя деревня".
  5. Детская презентация "Моя малая Родина" совместно с родителями воспитанников.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня  одна  из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...

Альбом для ознакомления детей с малой Родиной «Моя малая Родина - Сходня»

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где ро­дился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоен...

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – любимый Сахалин».

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина &ndash...

Башарова Светлана Явдатовна, «Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины» (поэт, композитор, художник малой Родины) возрастная группа: подготовительная, 6-7лет Россия, Республика Татарстан, Агрызский

Башарова Светлана Явдатовна,«Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины»(поэт, композитор, художник малой Родины)возр...

«Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – Республика Башкортостан»

Тема: «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – Республика Башкортостан»Цель: расширять представления детей о родном крае, ...

Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотического воспитания детей» Тема: «Моя малая Родина»

Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотическоговоспитания детей» Тема: «Моя малая...