Главные вкладки

    Активные формы и методы работы с воспитанниками как условие формирования социальных компетенций
    статья

    Сэротэтто Алена Петровна

    Из опыта работы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty.doc44.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Из опыта работы:

    Активные формы и методы работы с воспитанниками как условие  формирования социальных компетенций

      Воспитание – предмет чрезвычайно сложный, по сути, и разнообразный по методам и формам проявления. Включенность воспитанности человека в повседневную жизнь определяет разнообразие методов, моделей воспитания, соотнесенность со всеми сферами общественной жизнедеятельности, с уровнем цивилизованности, экономического благополучия, идеологических установок общества.

         Воспитание, независимо от форм и методов осуществления своими корнями, его главным вектором является становление индивидуальности, подключение к отечественной и мировой культуре. Таким образом, задачами воспитания являются приобщение человека к культурным ценностям, искусству, нравственности, праву, хозяйству; прекращение природного человека в культурного.

         Воспитание ставит своей целью развитие в ребенке «внутренней силы личности» и свободы, способностей противостоять внешней среде не физически, а нравственно, духовно, то есть культурно. Концепции воспитания детей, что качестве идеальной цели воспитание является развитием и саморазвитием личности как фундаментальных способностей быть человеком и истинным субъектом жизнедеятельности.

         Сложный и многогранный процесс воспитания осуществляется при помощи разнообразных форм и методов.

     Выбор их зависит от содержания воспитательной работы, возраста воспитанников, мастерства воспитателя, особенностей семьи и других условий, в которых протекает процесс воспитания.

    Формы и методы организации воспитания – очень широкое и емкое понятие. Оно применяется для обозначения реальных процессов, связанных с организацией воспитательной деятельности. Если рассматривать формы и методы организации воспитания в самом общем виде, то они отражают отношения, которые складываются между воспитателями и воспитанниками, а также отношения в детском коллективе в процессе воспитания. В зависимости от того, как складываются эти отношения, какую позицию занимают воспитатели и воспитанники, процесс воспитания принимает те или иные организационные формы и методы. Понятие форма и метод организации воспитания употребляется широком и узком смысле. С учетом этого следует подходить и к классификации форм и методов организации воспитания. В широком понимании формы и методы организации воспитания характеризуют организацию воспитания в целом, а не отдельные воспитательные мероприятия. При такой классификации форм и методов организации воспитательной деятельности имеются в виду не отдельные, разовые мероприятия, а весь процесс воспитания.

           В педагогической литературе обычно дается классификация организационных форм и методов воспитания в зависимости от того, как организованны воспитанники: участвуют ли воспитательном процессе вся семья, отдельные воспитанники, небольшие группы воспитанников.

         С учетом этого раскрываются такие формы: 1. фронтальная, или массовая, работа; 2. групповая или кружковая, работа ( с постоянным или меняющимся составом воспитанников ; 3. индивидуальная работа. Это наиболее распространенная и, вместе с тем, научно обоснованная классификация. Она раскрывает такие организационные формы, в которых находятся отражение отношения воспитателя и воспитанников в процессе воспитания, формы их общения.

          Имеются попытки классифицировать формы организации воспитательной деятельности в зависимости от методики воспитательного воздействия. При такой классификации методы воспитания подразделяются на такие группы: словесные: собрания, лекции, доклады, встречи, диспуты, устные журналы, беседы. Практические: походы, экскурсии, конкурсы, занятия кружков. Наглядные: выставки художественного творчества, книжные выставки, тематические стенды. Проблемно-поисковый: или эвристический, навык поиска знаний, знакомство с методами научного познания. Репродуктивный: объяснительно- иллюстрированный. «Исследовательский»: организация самостоятельной, творческой деятельности.  

          Формы и методы есть совокупность приемов и средств. Основные типы форм и методов: воспитательные мероприятия, воспитательные дела, игры.

    Типы форм и методов воспитательной работы различают между собой по определенным признакам: целевой направленности, позиции участников, воспитательным возможностям. По мере становления детского коллектива происходит переход из одного типа в другой «по лесенке»: мероприятия – игры – дела, и с точки зрения воспитательных возможностей являются показателями роста детского коллектива и его воспитательного потенциала.

     Методические особенности форм  позволяют увидеть два подхода к их конструированию и разработке.

       Первый подход состоит в том, что конструирование идет от формы; выбирается известный вид (конкурс, путешествие, экспедиция) и наполняется содержанием, способами организации деятельности, последовательностью действий согласно методическому рисунку. Формы воспитательной работы как бы моделируют отдельные факты и события взрослой жизни в своеобразном игровом варианте. Методический рисунок форм может ярко проступать в самом их видовом названии (конкурс, турнир, ярмарка, фестиваль).

          Второй подход позволяет пойти от конкретной содержательной идеи и соответственно ей приобретает определенную форму.

          Новое время рождает новые формы воспитательной работы, меняет их содержание: деловые беседы (как помочь старшекласснику устроится на работу?), салоны (объединения по «интересу» как всяких человеческих сообществ). Все меньше идеологического, все больше личностного.

    Ценностный подход позволяет выбрать научные, этические критерии оценки жизненных явлений, сформировать жизненную позицию растущего человека, ищущего ответ на извечные проблемы: что есть истина? Что есть добро и зло? Что есть прекрасное и безобразное?

    В различных формах и методах внеурочной деятельности воспитанников получают ориентацию в истинно человеческих ценностях, общественно и личностно значимых. Реализуя воспитательные функции, воспитатель осуществляет выбор форм и методов работы с воспитанниками. Прежде всего, они связаны с организацией разнообразной деятельности детей. Можно различать формы и методы по видам деятельности – учебная, трудовая, спортивная, художественная; по способу влияния воспитателя – непосредственные и опосредованные.

      По времени проведения формы и методы можно разделить:

    - кратковременные ( от несколько минут до нескольких часов)

    - продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель)

    - традиционные (регулярно повторяющиеся)

    По времени подготовки можно говорить о формах и методах работы, проводимых с воспитанниками без включения их в предварительную подготовку, а также о формах и методах, предусматривающих предварительную работу, подготовку воспитанников.

    По субъекту организации классификации форм может быть следующей:

    - организаторами детей выступает воспитатель,

    - деятельность организуется на основе сотрудничества;

    - инициатива и ее реализация принадлежит детям.

    По результату все формы и методы можно разделить на следующие группы:

    - результат – информационный обмен;

    - результат – выработка общего решения (мнения)

    - результат- общественно значимый продукт.

    По числу участников формы могут быть:

    - индивидуальные (воспитатель-воспитанник);

    - групповые (воспитатель-группа детей)

    - массовые (воспитатель и несколько групп).

        Воспитание, прежде всего, должно быть воспитанием самостоятельности, творческой инициативы и социальной ответственности, которые друг без друга невозможны. Знаем ли мы, как этого достичь? В общем виде – да, самостоятельно творческую личность формирует самостоятельная, творческая деятельность, т.е. самостоятельность. Возможность проявить инициативу, собственную мысль и независимость суждений в воспитательной деятельности не только способствует развитию у детей творческого, гибкого, оригинального стиля мышления, но и повышает уровень  их общей социальной самодеятельности и активности, а также степень психологической устойчивости.

     

    Литература:  Т. Е. Заводова  «Воспитать гражданина»

                           С. В. Кульневич «Воспитательная работа в современной школе»

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «АКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В СОВРЕМЕННОМ ДОУ»

    В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и лично...

    "Активные формы и методы работы с педагогами в ДОУ".

    В данной методической разработке  широко представлен опыт работы старшего воспитателя по использованию активных методов и форм работы с педагогами ДОУ. Дано краткое описание разнообразных форм, а...

    «Активные формы и методы работы, направленные на повышение уровня мотивации к профессиональному развитию педагога ДОУ»

    В связи с последними изменениями в образовании  у меня, как старшего воспитателя, возникают вопросы – как и что сделать, чтобы каждый педагог стал педагогом с большой буквы? Как избавиться ...

    Инновационные формы и методы работы старшего воспитателя - как фактор успешной профессиональной компетенции педагогов МБДОУ детский сад № 29 «Светлячок»

    Инновационные формы и методы работы старшего воспитателя -  как фактор успешной профессиональной компетенции педагогов МБДОУ детский сад № 29 «Светлячок»...

    Активные формы и методы работы с педагогами в ДОУ

    Использование  интерактивных методов в педагогической деятельности побуждает педагога к постоянному творчеству, а в этой связи к совершенствованию, изменению, профессиона...

    «Формы и методы работы с воспитанниками ДОУ на экологической тропе»

    Экологическая тропинка – это средство нравственного, эстетического, трудового воспитания.       Планирование работы на экологической тропинке возможно осуществлять ...

    "Формы и методы работы, применяемые для развития национального самосознания и творческой активности воспитанников дошкольных образовательных учреждений"

    Искусство педагогов состоит в умелом комбинировании методов и приемов, в логичном соотнесении их с формой, местом использования, возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников.Пути решения,...