«Формы и методы работы с воспитанниками ДОУ на экологической тропе»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Экологическая тропинка – это средство нравственного, эстетического, трудового воспитания.
Планирование работы на экологической тропинке возможно осуществлять с учетом сезонных изменений и местных условий. Важно сочетать ознакомление детей с яркими объектами растительного и животного мира, сезонными явлениями и видами труда в природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_i_metody_raboty_s_vospitannikami_dou_na_ekologicheskoy_trope.docx | 41.52 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формы и методы работы с воспитанниками ДОУ на экологической тропе»
Воспитатель МБДОУ г. Мурманска №46
Иванова Валентина Арсентьевна
Экологическая тропинка – это средство нравственного, эстетического, трудового воспитания.
Планирование работы на экологической тропинке возможно осуществлять с учетом сезонных изменений и местных условий. Важно сочетать ознакомление детей с яркими объектами растительного и животного мира, сезонными явлениями и видами труда в природе.
Учитывая особенности возраста, а также специфику этой развивающей среды, при организации работы на экологической тропе можно использовать разнообразные формы:
- экологические беседы;
- уроки доброты;
- уроки мышления;
- экологические конкурсы, КВН, викторины;
- экологические акции;
- обсуждение и проигрывание ситуаций;
- трудовой десант;
- зелёный патруль;
- клуб исследователей природы;
- лаборатория юного эколога;
- составление экологических карт;
- ведение фенологических календарей природы;
- коллекционирование;
- экологические выставки и экспозиции;
- экологические праздники;
- экологические игры (дидактические, имитационные, игры-моделирование экосистем; соревновательные, игры-путешествия и т. д.);
- экологические сказки;
- экологические тренинги;
- инсценировки, театрализации.
В каждой возрастной группе работа на экологической тропе предусматривает определенное содержание, формы и методические приемы.
В младшей группе проводятся занятия с целью ознакомления с окружающей природой, трудом взрослых и старших дошкольников в природе. Это могут быть:
- наблюдения,
- экскурсии,
- дидактические игры,
- рассматривание репродукций картин и рисунков о природе старших детей,
- чтение художественной литературы,
- заучивание стихов.
Дети приобретают практические навыки по выращиванию некоторых растений: лука, гороха, бобов, настурции.
В средней группе содержание работы по экологическому воспитанию становится более целенаправленным. Ставятся задачи - показать взаимосвязь явлений в природе, учить оказывать посильную помощь растениям и животным, упражнять в правилах поведения в природе.
В старшей группе экскурсии по экологической тропе становятся более продолжительными и предусматривают организацию познавательной, природоохранной, трудовой и художественной деятельности дошкольников.
Дети подготовительной группы становятся настоящими хозяевами экологической тропы. Они уже могут, выступать в роли экскурсоводов. Воспитанию ответственного отношения к природе способствует организация поста «Зеленый патруль». Дети ведут пропагандистскую работу: рисуют плакаты о правилах поведения в природе, готовят литературно-музыкальные композиции и выступают с ними перед детьми, родителями и гостями детского сада. В этом возрасте дети уже умеют лечить деревья.
Экологические знания являются основой экологического сознания, но заниматься только просвещением детей недостаточно, необходимо приобщать их к практической деятельности.
Трудовое воспитание на экологической тропе:
Природоведческий труд:
Уход за грядками на огороде (рыхление, полив, прополка, прореживание).
Уход за цветами на экологической тропе.
Сбор семян разнотравья для подкормки птиц в зимнем саду.
Уборка урожая на огороде.
Заготовка лекарственных трав.
Сбор опавших листьев, веточек для гербария - с разных деревьев и кустарников.
Хозяйственно-бытовой труд:
Мытье исследовательского оборудования (баночки, стаканчики и т.д.)
Природоохранный труд:
Изготовление природоохранных знаков и установка их на экологической тропе.
Осмотр овощных культур (нет ли вредителей) и обработка (педагогом) их настоем их трав, луковой и чесночной шелухи.
Операция «Сломанная веточка» (подвязывание и замазывание сломанных веточек).
Ручной труд:
Изготовление поделок из природного материала.
Аппликация из природных материалов.
Уроки мышления.
Усвоение зависимостей между объектами и явлениями живой природы – наиболее сложная для ребёнка-дошкольника тема. Облегчить решение этой задачи можно с помощью уроков мышления, основу которых составляют ответы на разнообразные «как?», «почему?», «отчего?» Например: «Почему у ёлки зелёные иголки?»; «Почему расцвечиваются листья?»; «Почему белого медведя занесли в Красную книгу?»; «Чем полезен рыжий муравей?»; «Как дышит берёза?»; «Где ночуют птицы?»;
Не следует забывать: познавательная деятельность детей должна сочетаться с эмоциональным восприятием ими природы.
Уроки мышления можно проводить в разные режимные отрезки времени. Основным условием их проведения является интерес детей. Сочетание прогулок с увлекательным рассказом, с органичным включением художественных произведений способствует формированию у детей чувства природы.
Уроки доброты.
Проводятся индивидуально или с небольшой подгруппой детей (старшего возраста) в минуты их обращения к миру природы.
Цели: развить интерес к природе; формировать положительное эмоциональное отношение к ней, желание беречь её и заботиться о ней; воспитывать чуткость и чувство сопереживания.
Такие уроки не должны быть многословны; могут сочетаться с музыкой, восприятием художественных произведений.
Длительность уроков не регламентируется (от одной до нескольких минут в зависимости от настроенности ребёнка на заданную тему).
Тематика уроков доброты: «Что значит быть добрым?»; «Когда я был добрым по отношению к природе»; «Кто может считаться заботливым?»; «Что такое бережливость?»; «Когда можно сказать, что ребёнок бережно относится к природе?»; «Что такое красота?»; «Чем красив цветок?»; «Что значит быть ответственным?»; «Чем удивительна лягушка?»; «Что такое страх?»; «Как ведут себя животные, испытывающие страх?»; «Что нужно делать, чтобы не пугать животных?»; «Как ты проявляешь любовь к животным?»; «Украшение Земли»; «Что ты чувствуешь, когда обнимаешь дерево?»; «Что рассказала тебе природа?» и др.
Обсуждение и проигрывание ситуаций.
Эта форма работы способствует закреплению в сознании норм и правил поведения в природе. Можно обсудить и проиграть следующие ситуации.
Дети нарвали большой букет одуванчиков. Воспитатель на них рассердился. Почему?
Ягоды – по одной – в лесу собирать долго. Проще наломать веток с ягодами. Можно ли так поступать?
Из гнезда выпал птенец. Какие действия ты предпримешь? И т. д.
Квест – игровая форма комплексного решения образовательных задач.
В последние несколько лет все более и более популярными становятся приключенческие, игровые «квесты».
Характерная черта таких игр – логическое поэтапное решение задач для выполнения поставленной цели. Сюжеты квестов разные, но способ их организации один – «решил одну задачу – получил подсказку к следующей».
Устраивать квест можно в группе, в помещении детского сада, на участке, в парке или в лесу, но в последнем случае обязательно с родителями. Дети становятся искателями сокровищ, открывают тайны, вместе решают сложные интеллектуальные проблемы, чтобы дойти до цели.
В каждом квесте есть свой сюжет и свои герои. Как правило, один из них что-то прячет, убегает, уносит сокровища, а второй — герой положительный, он помогает детям распутать следы, прочитать подсказки, чтобы все были вовлечены в игру, чтобы не возникало неразрешимых проблем.
В конце игры дети обязательно находят искомый «секрет», он всегда приятно удивляет, радует. Это могут быть сладости, фрукты, новые игры или какие-то привлекательные предметы, например, лупа, микроскоп, магниты.
Квест - больше чем игра. Это возможность организовать образовательный процесс без принуждения, дать детям почувствовать себя следопытами, самостоятельными и умными.
Это возможность комплексно решать задачи социального, речевого, познавательного, художественного и физического развития воспитанников.
Задания в игре подбираем такие, чтобы дошкольники могли проявить смекалку и нестандартное мышление. Здесь нужно найти золотую середину, иначе, если все легко, — теряется интерес, а если очень сложно – исчезает игра, все силы уходят на решение трудных задач.
Структура квеста:
- Сюжет
- Задания – этапы, задания, ролевые задания
- Порядок выполнения
- Конечная цель — оценка, приз.
Наблюдение как основной метод ознакомления детей с природой.
Наблюдение — это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.
Наблюдения можно проводить:
- Во время занятий;
- На прогулках;
- В уголке природы;
- На огороде, в цветнике.
Первичные – проводят с целью ознакомления с новым объектом, формирования знаний о названии, отдельных особенностях внешнего вида и поведения.
Повторные – используют для уточнения, дополнения, расширения представлений о животных, растениях, объектах неживой природы.
Обобщающие – для систематизации и обобщения знаний из предыдущих наблюдений (старшая группа)
Сравнительные – с целью сравнения знакомого с новым, выявления примет отличия и сходства (начиная со ср. группы).
Кратковременные – несколько минут
Длительные– за ростом и развитием, за сезонными изменениями
Распознающие – о разнообразии растений, животных, объектах неживой природы, о свойствах и качествах предметов и объектов природы.
Воссоздающие – восстановление картины целого по отдельным признакам (ср. и ст. группы).
Циклические – ряд взаимосвязанных наблюдений, где каждое последующее наблюдение позволяет демонстрировать новые стороны знакомого объекта.
Дидактические игры экологического содержания.
В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а также эколого – целесообразное поведение в природе.
Это игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, цветы, фрукты, овощи).
В качестве примера таких игр можно назвать «Вершки и корешки», «Путаница», «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус» и т. д.
Младшим детям хорошо давать несложные задания («Найди по листу дерево», «Найди такой же по цвету», «Принеси желтый листок», «Разложи листочки по порядку — самый большой, поменьше, маленький» и т. д.), которые позволяют упражнять детей в различении предметов по качествам и свойствам.
Старшие дети уже могут определять оттенки цветов, листьев, овощей и фруктов, выделять отдельные части растений, группировать, растения по принадлежности, по месту произрастания и другим признакам.
«Беседа с деревьями»
Цель: учить детей видеть и эмоционально откликаться на прекрасное в природе; воспитывать гуманное отношение к ней.
Ход игры:
Воспитатель. Посмотрите, как много деревьев на нашем участке. Выберете дерево, которое вам нравится, подойдите к нему, обнимите и постойте так с закрытыми глазами. Послушайте, что оно вам « расскажет ». По моему сигналу возвращайтесь.
Вернувшись, дети \ по желанию \ рассказывают о « своем » дереве.
Можно провести «Беседу с цветами » \ с использованием растений из цветника или уголка природы /; «Беседу с животными» \ с использованием животных из уголка природы \.
«Встреча с растениями»
Цель: Формировать эмоциональное отношение к природе.
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть цветы на клумбе.
Воспитатель. Выберите себе цветок и посмотрите на него внимательно. Вам знакомо это растение? \ Ответы детей \Подумайте, что вы можете рассказать о нем. Педагог задает наводящие вопросы, помогает на них отвечать \ дает образец рассказа\.
«Экологический светофор»
Цель: Продолжать уточнять представления детей об экологически правильном поведении.
Ход игры.
Воспитатель дает каждому ребенку два картонных круга \ зеленый и красный \ Воспитатель. Я расскажу вам несколько историй. Если вы считаете, что герои рассказа ведут себя правильно, «зажигайте» зеленый свет, а если неправильно - красный.
1. Вова с Ирой гуляли в саду. Вдруг они увидели: мальчики залезли на рябину и стали рвать зеленые ягоды. Под весом детей одна ветка сломалась. «Слезайте и уходите!» - сказали Вова с Ирой. В них полетела горсть зеленых ягод, но они снова повторяли свои слова. Мальчики убежали. А вечером Вова с Ирой посоветовались с папой, как помочь сломанной рябине. Как вы считаете, Ира с Вовой вели себя правильно?
2. Ане нравились разноцветные мотыльки. Она взяла сачок, поймала несколько насекомых, положила их в банку и закрыла банку крышкой. Утром она увидела на дне банки погибших мотыльков. Они были уже не такие красивые, как тогда, когда порхали на лугу. Аня выбросила банку с мотыльками в мусорное ведро. Как вы оцениваете действия девочки?
3. Юля с папой шли через луг и увидели птичку, которая беспокойно перелетала с места на место. «Она так волнуется, потому что где-то рядом ее гнездо», - сказал папа. «Давай поищем ее гнездо», - сказала Юля. «Птички это не понравится, - сказал папа. – Когда придем домой, я тебе покажу книгу о птицах. Там есть фотографии их гнезд». Как вы считаете, папа правильно поступил? \
«Необычное путешествие»
Цель: Продолжать учить дошкольников экологически правильно оценивать действия людей в природе.
Ход игры.
1 вариант. Воспитатель раскладывает на ковре в произвольном порядке картинки. Дети переходят от одной картинки к другой \очередность определяется с помощью жребия/, рассказывают, что на них нарисовано, оценивают поступки людей.
2 вариант. Дети рассматривают и анализируют картинки, изображающие бережное отношение к природе. Затем вместе с воспитателем обсуждают, в каких делах по охране природы они могли бы участвовать.
«Природа благодарит и сердится»
Цель: учить детей правильно оценивать действия людей по отношению к природе.
Ход игры.
Игра проводится во время прогулки в парк, лес, сквер. Старичок-лесовичок просить детей ответить на два вопроса:
- За что природа могла бы сказать вам «спасибо?»
- За что природа могла бы рассердиться на вас?
Дошкольники получают фишки: за ответы на первый вопрос - яркие \ красного, зеленого и желтого цвета \ и темного \ серого или коричневого цвета \ - за ответы на второй вопрос.
В конце игры можно предложить темные фишки отдать воспитателю, а яркие оставить себе, подчеркивая, что природа никогда не рассердится, если к ней относиться бережно.
«Отгадай и нарисуй»
Цель: Развивать мелкую моторику и произвольное мышление.
Методика проведения: Воспитатель читает стихотворный текст, дети рисуют ответы палочками на снегу или песке. Кто проговорился, тот выбывает из игры.
«Чьи семена?»
Цель: Упражнять детей в дифференциации овощей, фруктов и их семян. Развивать память, сосредоточенность, наблюдательность.
Методика проведения: Дети берут набор семян и выкладывают их на карточку соответствующего фрукта или овоща.
«Детки с какой ветки?»
Цель: Дифференцировать отличительные признаки деревьев.
Методика проведения: На веранде выставляются стулья на некотором расстоянии друг от друга. На них кладутся карточки с изображением дерева. Детям раздаются карточки с изображением листьев. По команде «раз, два, три, листик к дереву беги» дети разбегаются по своим местам, затем карточки меняются.
«Какое насекомое, назови?»
Цель: Формировать у детей понятие «насекомое». Узнавать и называть представителей насекомых: муха, бабочка, стрекоза, божья коровка, пчела, жучок, кузнечик…
Методика проведения: Дети должны на скорость собрать картинку, назвать насекомое. Если кто то затрудняется, можно использовать загадки.
«Найди такой же цветок»
Цель: Упражнять детей в нахождении предметов аналогичных изображению на картинке. Воспитывать внимательность, сосредоточенность, формировать речь детей.
Методика проведения: Детям раздаются карточки с изображением комнатных цветов, они должны найти такой же в группе, показать и по возможности назвать.
«Кто как поет?»
Цель: Формировать артикуляцию речи. Отрабатывать правильные звукоподражания птицам. Закреплять знания детей об особенностях птиц.
Методика проведения: Звучит аудиозапись пения птиц. Дети должны угадать и найти карточку с изображением птицы.
«Лекарственные растения»
Цель: Закрепить знания лекарственных растений.
Методика проведения: Воспитатель берет из корзинки растения и показывает их детям, уточняет правила игры: вот лежат лекарственные растения. Я буду показывать вам какое-нибудь растение, а вы должны рассказать о нем все, что знаете. Назовите место, где растет (болото, луг, овраг). Например, ромашку аптечную (цветы) собирают летом, подорожник (собирают только листики без ножек) весной и в начале лета, крапиву – весной, когда она только – только вырастет (2-3 рассказа детей).
Очень важно помнить об интегрированном подходе: свои впечатления об увиденном дети выражают на занятиях по музыке, изобразительной, театрализованной деятельности, подвижных играх.
Вывод:
Работа, которую мы проводим в нашем дошкольном учреждении, показала высокий развивающий эффект. У детей формируется бережное отношение к живой и неживой природе, что позволяет надеяться на то, что они вырастут заботливыми хозяевами своей планеты – Земля.
Мл. группа:
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ - сюрпризный момент (момент ожидания);
-рассматривание иллюстраций; - чтение стихотворения;
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ - -вопросы конкретные, констатирующие;
-Включение обследовательских действий ; - проговаривание новых слов;
- игровые приемы; - Имитация движения и звука; - трудовые поручения. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ: - чтение стихотворения; - исполнение песенки-игра; - обобщающий рассказ воспитателя; - Поощрение всех детей.
Ср. группа:
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ: - сюрпризный момент; - чтение стихотворения;
-загадывание загадки; - Привлечение прошлого опыта детей;
-рассматривание иллюстраций.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ: - вопросы конкретные и проблемные; - включение обследовательских действий; - сравнение двух объектов; - показ способов ухода; - поручения поискового характера.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ: - обобщающий опрос по вопросам воспитателя.
Ст.группа:
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ: Прямая постановка познавательной задачи; ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ: - вопросы проблемные, поисковые; - Вопросы задания; - план ответа на вопрос; - сравнение; - поговорки, пословицы;
-дидактические игры; - рассказ воспитателя.
ЗАКЛЮЧ ЧАСТЬ: - Обобщающий рассказ детей; -Дидактическая игра.
Дидактические игры — это игры с готовым содержанием и правилами. В процессе дидактической игры дети уточняют, конкретизируют, закрепляют, расширяют, систематизируют имеющиеся у них представления о природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активные формы и методы работы с воспитанниками как условие формирования социальных компетенций
Из опыта работы...
Актуальность оптимизации здоровьесбережения воспитанник в рамках реализации ФГОС ДО. Формы и методы работы с семьей по укреплению здоровья воспитанников.
В данной статье указаны здоровьесберегающие тихнологии дошкольного учреждения...
Сообщение из опыта работы на тему: «Внедрение понятия Экологической тропы, как формы экологического воспитания младших дошкольников».(для воспитателей)
Воспитание у детей с раннего детства ответственности за судьбу родной природы, привлечение к посильной помощи в охране природы, экологическое воспитание всего населения, а особенно детей дош...
Сообщение из опыта работы на тему: «Внедрение понятия Экологической тропы, как формы экологического воспитания младших дошкольников».(для воспитателей)
Воспитание у детей с раннего детства ответственности за судьбу родной природы, привлечение к посильной помощи в охране природы, экологическое воспитание всего населения, а особенно детей дош...
Педагогический совет "Формы и методы работы с воспитанниками по приобщению к культурно – историческому наследию в образовательной области физическая культура
Выступление на педсовете. Опыт работы...
Современные технологии дошкольного образования. Формы и методы работы с воспитанниками.
Современные технологии дошкольного образования. Формы и методы работы с воспитанниками....
Консультация для коллег. "Формы и методы работы с детьми по формированию у них экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.
Педагогический опыт работы над проектом "Сохраним планету вместе"...