Конспект НОД по познавательно-речевому развитию "Земля моя Коми" для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Миронова Татьяна Ивановна.

Цель: познакомить детей с национальным языком, с Коми фольклором; развивать у детей интерес и желание больше знать о родном крае.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_zemlya_moya_komi.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №55 «Чудесница»

Конспект НОД

по познавательно – речевому развитию 

«Земля моя Коми»

 (для детей старшего дошкольного возраста)

Составила:

воспитатель I квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №55»

Миронова Татьяна Ивановна

г. Воркута 2013г.

Т Е М А:        «Земля моя Коми».

Программное содержание:        

познакомить детей с национальным языком, с Коми народными песнями, сказками, считалочками и играми; развивать у детей интерес и желание больше  знать о Коми крае; учить детей работать сообща; воспитывать у детей чувство симпатии к представителям коми – национальности.

Предварительная работа:   

               чтение коми народных сказок, просмотр видеофильма,  слушание

               песен на коми языке, разучивание  произведений малых форм

               фольклора, народных игр.

Х О Д    З А Н Я Т И Я.

Дети заходят и садятся полукругом возле костра под музыку (Асья Кыа).

Ведущая  (встречает гостей, здоровается):

Чэлэм, челядь! Вы поняли, дети, что я сказала?

Это приветствие на Коми языке – здравствуйте, ребята!

Дети повторяют приветствие.

Ведущая:                

Ребята, мы живём с вами в республике Коми.

Народ Коми (устаревшее название - зыряне) - коренное население Республики Коми.

Главными занятиями зырян были: земледелие, охота, рыбная  ловля и оленеводство.

Вы уже заметили, ребята, что коми язык отличается от русского.

 - Скажите, а вы хотите научиться разговаривать на коми языке?

/Ответы детей/

Ведущая:              

 - Ребята, посмотрите, как мы необычно расселись сегодня в зале, как будто мы очутились в тундре, и костёр горит перед нами. Вот так и в старину собирались коми люди на берегу реки  Сысолы, раскладывали костёр, пели песни, водили хороводы,  играли, слушали сказки.

- Ребята, а вы знаете, что коми дети так же, как и любые дети, любят играть в разные игры. Давайте поиграем в коми – игру.

 

      П/и «Стой, олень» (игра,  народа  коми)

                 Водящий («пастух», «охотник»), который определяется по жребию или считалке, должен поймать за игру нескольких «оленей».  Игра начинается, когда водящий закричит: «Беги, олень!» Все игроки кидаются по площадке врассыпную, а «пастух» пытается догнать любого «оленя», коснувшись его небольшой палочкой и произнеся: «Стой, олень!» Игра продолжается до тех пор, пока «пастух» не поймает пять оленей.

             

 Правила игры:

Надо лишь касаться игрока палочкой, а не ударять его. Игроки,

выбежавшие за пределы площадки, считаются пойманными.

Коми – считалочкой выбирается ведущий:

                                                       Шырэ, шырэ, вай мен пельэс,

                                                      Шырэ, шырэ, вай мен пельэс!

После игры дети садятся на места. Из чума доносится пение.

Ведущая:         

 Наверное, в этом чуме кто-то живёт. Давайте пригласим его к нам в      

 гости. Дети заглядывают в чум, видят бабушку и  приглашают её

 к костру.

Входит зырянка, напевая песенку на коми языке «Шор» (ручеёк).

Зырянка  (входит и здоровается):

                 «Видзаолан, челядь!».

Ведущая:         

 О чём ты пела, бабушка?

/Бабушка передаёт содержание песни/.

Зырянка:         

 Вот дома ваши бабушки тоже поют песенки? Какие? А какие сказки рассказывают? Сейчас и я вам сказку расскажу, а мои внучки мне

помогут.  

(Выбегают из чума девочки из другой группы в коми – национальных

костюмах)

Они рассказывают и показывают сказку

«Старуха Йома и две  девушки»

Зырянка:          

Ну, что, ребята, понравилась вам сказка? Что-то мы с вами засиделись, а давайте попляшем коми кадриль.

Девочки танцуют танец под песню «Марьямоль»

/После танца все садятся на места/.

Под музыку забегает олень, оббегает по кругу, останавливается, бьёт копытом/.

Олень:        «Бур рыт» (добрый день), ребята. Я прибежал к вам из тундры.

Зырянка:    «Бур рыт», северный олень. А наши ребята знают танец маленьких  

                   оленят. Потанцуешь вместе с нами?

Олень:         С большим удовольствием!

Танец «Оленят»

Олень:         Ребята, я очень люблю быструю езду и хочу поиграть с вами.

П/игра  «Оленьи упряжки»

 Олень убегает.

Зырянка:       

Ребята, вы, наверное, знаете, что Коми народ свои вещи, одежду,                                             обувь украшает красивыми узорами. Каждый элемент узора имеет своё название: «чум», «оленьи рога» и т.д.

(Зырянка показывает различные образцы коми орнамента,

дети стараются разгадать, что изображено на рисунках)

Ведущая:         А давайте, и мы с вами украсим пимы и варежки коми узорами.

Рисование «Коми орнамента».

/Дети украшают варежки и пимы коми орнаментами/

Ведущая:                 

Пока вы украшали вещи коми орнаментом, бабушка решила угостить вас коми – национальными блюдами – кулебякой и шаньгами.

Бабушка приглашает всех к столу и угощает детей гостинцами.

Дети благодарят и прощаются с ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру "Дикие животные" для детей старшего дошкольного возраста

Занятие проводилось с использованием информационно-коммуникативных и здоровьесберегающей технологий....

Конспект комплексного занятия по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста "Замок Снежной королевы"

Конспект комплексного занятия  по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект непосредственной образовательной деятельности (конструирование ручной труд) для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет Тема: «Маркер игрового пространства руками детей».

Окружающая действительность диктует свои правила. В век нано технологий актуальна мобильность, умение дошкольника, школьника и студента выбирать и определять для себя пути наиболее подходящие по...

Краткосрочный проект по познавательно - речевому развитию "Что нам осень принесла?" старший дошкольный возраст.

Проект реализовался втечении месяца. За это время расширились представления детей о многообразии и красоте природы в период осени. Были созданыусловия для приобретения детьми опыта самостоятельной и с...

Конспект познавательно-речевого занятия «На Ярмарке» (для детей младшего дошкольного возраста)

Конспект позновательно- речевого занятия " Ярмарка" ( для детей младшего дошкольного возраста)...