Познавательно-речевое развитие по экологии с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Лесные Айболиты».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Познакомить детей с птицами, которые оберегают лес от вредителей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_diplom.docx23.99 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-речевое развитие по экологии с детьми

старшего дошкольного возраста на тему «Лесные Айболиты».

                                                МБДОУ д/с №9, Попова Ольга Петровна.

                                                Краснодарский край, г. Кропоткин.

Цель.

Познакомить детей с птицами, которые оберегают лес от вредителей.

Задачи.

Упражнять в умении классифицировать птиц по принципу

«зимующие и перелетные», знать, чем питаются.

Воспитывать заботливое отношение к птицам.

Развивать любознательность.

Предварительная работа.

Наблюдать за птицами в природе. Познакомить с содержанием рассказов:

Л. Толстой «Умная галка», М. Горький «Воробьишко», В. Бианки «Теремок», А. Онегов «Кто в скворечнике живет»; З. Александрова «Новая столовая». Играть в дидактические игры: «Четвертый лишний», «Узнай птицу по описанию», «Чьи ноги?», «Сложи картинку», «Перелетные птицы».

Учить стихи, пословицы, приметы, загадки о птицах. Слушать музыкальное произведение Б. Вепренцева «Голоса птиц».

Оборудование.

Ноутбук, экран; открытки с изображением птиц, указка, шапочки для игры. Пакетики с разнообразным кормом для птиц.

Запись музыкальных произведений: «Музыка леса», Э.Грига «Утро в лесу», Ф. Шопена «Таинственный лес».

Ход НОД.

Звучит музыкальное произведение «Музыка леса».

Чтение стихов сопровождается показом слайдов о лесе.

Ведущий. 

Лес стоит зелёный, стройный
Будто крепости стена.
С виду тихий и спокойный,
Как отпевшая струна.
1ребенок.

Прекрасно в лесу и уютно!
Заливисто птицы поют,
Приветствуя летнее утро...
Деревья прохладу дают.

2ребенок.

Ухо же тотчас услышит,
Лишь войдёшь в него, мой друг,
Под его надёжной крышей
Птичий хор и дятла стук.

3ребенок.

И шёпот листвы изумрудной
Ласкает и сердце, и слух.
Развеять печали - не трудно,
Природа - и доктор, и друг.

4ребенок.

Лес, укутанный утренним светом
Он, как прежде, чарует меня
Просыпаются птицы с рассветом,
Звонким пением в чащу маня.

5ребенок.

В кустах соловей знаменитый
Заводит нежнейшую трель.
А бархатный шмель басовито
Гудит, будто виолончель.

6ребенок.

Мышь спешит в кладовку за орехом,
Шлёт фиалка запах мотыльку,
Полнит лес и песнями и смехом
Маленькая птичка на суку.

7ребенок.

Познаю природы тайны,
И пытливо с детских лет
Книгу леса я читаю,
И конца не вижу… Нет!

Ведущий.

Спасибо, ребята. Сегодня я вам расскажу о самых настоящих докторах леса.

О здоровье леса заботятся не только лесники, но и птицы. Знаете ли вы, почему мы называем птиц нашими пернатыми друзьями? 

Ответы детей.

Правильно. Птиц очень много и все они заботятся о благополучии деревьев.

Моя первая загадка об одной из них.

Черный жилет, красный берет.

Нос, как топор, хвост, как упор.

Не дровосек, не плотник,

А первый в лесу работник.

Дети.

Дятел.

Ведущий.

Рассказ сопровождается показом слайдов.

Правильно. Посмотрите, какой клюв у него.

Большой пестрый дятел круглый год выстукивает, выслушивает стволы деревьев. Следит за их самочувствием. Под корой он безошибочно находит личинок короедов и дровосеков.

Как вы думаете, зачем ему такой клюв?

Правильно, клювом он не только из - под коры жуков и личинок

вытаскивает, но и выдалбливает глубокое дупло для гнезда,

жилья других птиц. Мы с вами об этом читали.

Дятлы, где живут?

Правильно, там они и птенцов своих выращивают.

Вылущивают семена из шишек. Язык у дятла острый и липкий, с жесткими щетинками на конце. Им он достает насекомых из любой щели.

Посмотрите на лапки и хвост дятла, почему они такие?

Лапки у него короткие с цепкими когтями, поэтому он свободно лазает по стволам деревьев, а короткий хвост служит опорой при долблении.

На стволах деревьев, кроме дятлов кормятся и другие птицы.

Женя вам сейчас загадает загадку.

Ребенок.

Птичка шумная свищет.

Прозывался он – ямщик.

Схватит в клюв жука – еда.

По стволам туда-сюда

Ползает он целый день

Называют…

Дети.

Поползень.

Ведущий.

Показ слайда. Как вы думаете, почему эту птичку назвали поползень?

В отличие от дятлов поползни не долбят кору, а собирают насекомых, с поверхности, лазая по стволам деревьев.

Птиц очень много, и все они разные, каждая по – своему бережет свой дом.

Еще об одном Айболите леса нам загадает загадку Вика.

Ребенок.

Спиною зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика.

Дети.

Синичка.

Ведущий.

Показ слайда. Правильно. Это проворная синичка.

Ее мы с вами видели у нас на участке. У нее сильные лапки и загнутые когти. Она, как верхолаз прицепится к ветке и из щелей в коре ловко вытаскивает гусениц. А есть еще и вот такие мохнатые гусеницы.

Большинство птиц избегают их.

Но есть среди лесных Айболитов птицы, которые уничтожают мохнатых гусениц. О них вам загадают загадки Вова и Слава.

1 ребенок.

Звонко песенки поет

Желтогруда я – крошка

И за крик всегда зовут

Ее – лесная кошка.

Дети.

Иволга.

2 ребенок.

Злой, голодный шелкопряд

Ест в лесу листву подряд,

Но собрались на опушке

Истребители…

Дети.

Кукушки.

Ведущий.

Показ слайдов. Правильно. Это иволга и кукушка.

Кто из вас видел этих птиц? Где?

Как вы думаете, эти птицы зимующие или перелетные? Почему?

Ответы детей.

Алина, загадай ребятам загадку.

Ребенок.

Из семейства воробьиных,

Буро - желтый, видом прост.

Насекомых ест, малину

Небольшой, но певчий…

Дети.

Дрозд.

Ведущий.

Показ слайдов. Дрозды выполняют очень важную работу. Они длинным клювом ловят опасных лесных вредителей.

Скажите, пожалуйста, где зимуют дрозды? Значит это, какие птицы?

Кто узнал этого лесного доктора?

Дети.

Это сорока – белобока.

Ведущий.

Кто из вас знает о ней загадку.

Ребенок.

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

Вещунья белобока,

А зовут ее…

Если бы не забота сороки – белобоки о лесе, то лес, наверное, погиб

от долгоносиков и саранчи.

Кто из вас знает - эта птица зимующая или перелетная?

Почему сорока – белобока, не улетает в теплые края?

Ответы детей.

Еще есть ночной Айболит леса, о нем загадает нам загадку Коля.

Ребенок.

И в лесу заметьте, дети,

Есть ночные сторожа.

Сторожей боятся этих

Мыши, прячутся дрожа!

Дети.

Это совы.

Ведущий.

Показ слайда. Днем сова спит, а ночью охотится на насекомых и мышей.

Только эта птица может поворачивать голову вокруг себя. Посмотрите,

какой у нее клюв - крючком  и острые, цепкие когти. Сова никогда не промахивается. За лето может уничтожить тысячу мышей.

Показ слайда. Кого вы видите? Муравей - птица? Кто он?

Ответы детей.

Муравьев тоже считают Айболитами леса. Ведь они лечат самих птиц:

вычесывают у них разных мошек и заодно опрыскивают полезной сильно пахнущей кислотой.

Вот как много в лесу Айболитов, которые следят и помогают жителям леса быть здоровыми.

Хотите поиграть в игру «Птицы в дорогу»?

Наденьте, пожалуйста, шапочки птиц.

Будьте внимательны, первыми летят зимующие птицы.

Игра проводится под музыку.

Птицы в гнезда. Теперь полетели перелетные птицы.

Игра повторяется 2-3 раза. Слежу, чтобы дети не путали перелетных и зимующих птиц.

Вы прилетели в лес. Давайте послушаем голоса птиц.

Звучит запись с голосами птиц. После прослушивания предлагаю детям найти открытки, на которых изображены эти птицы. Ставим их в ряд.

Как можно, одним словом назвать этих птиц?

Дети.

Перелетные.

Ведущий.

Посмотрите, пожалуйста, на экран.

Какая птица в верхнем ряду лишняя? Почему?

Дети.

Ласточка - перелетная птица, а все другие - зимующие.

Ведущий.

Молодцы. Правильно. А во втором ряду? (третьем, четвертом).

Ответы детей.

Спасибо, вы меня порадовали!

Даша, загадай, пожалуйста, ребятам загадку.

Ребенок.

Не царь, а в короне.

Не всадник, а со шпорами.

Не сторож, а всех будит.

Дети.

Это петух. Он домашняя птица.

Ведущий.

Посмотрите, пожалуйста, на экран.

Найдите птиц, о которых вам загадают загадки Витя и Лена.

1 ребенок.

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад,

Ищет в речке  лягушат.

Дети.

Цапля.

2 ребенок.

Весь день рыбак в воде стоял,

Мешок рыбешек набивал.

Закончив лов, забрал улов,

Поднялся ввысь и был таков.

Дети.

Пеликан.

Ведущий.

Можно ли этих птиц назвать лесными Айболитами?

Как вы думаете, надо ли заботиться о птицах, которые не уничтожают

насекомых - вредителей? Почему?

Ответы детей.

Ведущий.

Молодцы, правильно. Надо охранять всех птиц. Даже тех, которые не едят вредных насекомых. Они, например, разносят семена растений.

Предлагаю поиграть в игру «Накормим птиц».

У вас на столах лежат пакетики с кормом для птиц.

Вы смотрите на экран. Я показываю птицу, а вы пакетик с кормом,

которым питается эта птица.

Проводится игра под музыкальное произведение «Утро в лесу».

Ведущий.

Молодцы, все показали правильно.

Мы с вами учили о птицах пословицы, стихи. Кто хочет рассказать?

1ребенок.

Кто кормит птиц – несет добро природе и планете!

Пернатым надо помогать-

Ты не один на свете!

2ребенок.

Чтоб весною птичек слушать-

Дай зимою им покушать.

3ребенок.

Важны для человека добрые дела,

А для птиц кормушки, полные зерна.

4ребенок.

Каждая птица своим носом кормится.

5ребенок.

К недоброму человеку и голубь не летит.

6ребенок.

Если начал птиц кормить, ты уж не бросай!

И пустой кормушку ты им не оставляй!

Так доверчивы они, верят нам, как дети.

Помни – ты их приручил, ты за них в ответе!

Ведущий.

Молодцы, спасибо.

Вспомните, пожалуйста, о какой птице вы знаете песню?

Хотите ее спеть?

Исполняется песня А. Пришелец «У дороги чибис».

Ведущий.

Молодцы, вы так старались, красиво спели песню. Мне очень понравилось.

Дома нарисуйте, пожалуйста, птицу, которую увидите в своем дворе.

Она к вам в гости прилетит, потому, что вы добрые.

Кто хочет, приносите свои рисунки с птицами в детский сад, и мы оформим выставку «Птицы – наши друзья!».

А сейчас предлагаю вам закрыть глаза и помечтать.

Звучит музыкальное произведение «Таинственный лес».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию эмоциональной сферы с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие в город Настроения

Закрепить знания детей об эмоциональных состояниях: радость, грусть, гнев.Воспитывать дружеские взаимоотношения, чувства доброжелательности в общении с людьми....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Пера - богатырь»

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо познавательно речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Пера - богатырь»...

Конспект образовательной деятельности по познавательно речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Волшебный сундучок»

Конспект образовательной деятельностипо познавательно речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Волшебный сундучок»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Богатыри Коми»

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо познавательно - речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Богатыри Коми»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Лесной человек – ЯГ-МОРТ»

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо познавательно речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Лесной человек – ЯГ-МОРТ»...

Конспект игры - путешествия по познавательному развитию (окружающий мир) с детьми старшего дошкольного возраста по теме: "Экологический калейдоскоп"

Цель: Создать условия для познавательного развития  и воспитания основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста...

Прогулка познавательного цикла по экологии с детьми старшего дошкольного возраста на тему: Осенние листочки.

Прогулка познавательного цикла по экологии с детьми старшего дошкольного возраста на тему: Осенние листочки.Программное содержание:- развивать у детей мышление путём уточнения представлений детей об о...