Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Волшебный сундучок»
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Бойченко Олеся Олеговна

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по познавательно речевому развитию

с детьми старшего дошкольного возраста

на тему: «Волшебный сундучок»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_volshebnyy_sunduchok.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 26 «Маячок» г. Воркуты

(МБДОУ «Детский сад № 26» г. Воркуты)

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по познавательно речевому развитию

с детьми старшего дошкольного возраста

на тему: «Волшебный сундучок»

        

Бойченко О. О.

воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 26»

 

Тема: «Волшебный сундучок»

Цель: Дать представления о легендах и сказках коми народа и их признаках.

Задачи:

Обучающие задачи: 1. Познакомить с понятиями «легенда» и «сказка».

2. Помочь детям определять особенности легенд и сказок Коми.

3. Познакомить детей с малыми жанрами фольклора коми.

Развивающие задачи: 1. Развивать речевое творчество, выразительность речи.

2. Развивать у детей умение различать легенды и сказки.

Воспитательные задачи: 1. Воспитывать патриотические чувства.

2. Прививать любовь к наследию коми народа.

Вводная часть.

Форма организации детей: подгруппа.

Форма расположения детей: Использование всего пространства группы.

Продукт деятельности: изготовление альбома «Фольклор Коми».

Хронометраж НОД:

 1. Орг. Момент.

2. Проблемная ситуация.

3. Новый материал.

4. Самостоятельная работа.

5. Рефлексия.

6. Орг. Момент.

Расположение наглядно-дидактического материала: доска, стол, групповое помещение.

Форма перехода от одной части к другой: физ.минутка.

Предварительная работа: беседа с детьми на тему «Сказки и легенды Коми», чтение сказок и легенд.

Ход занятия:

1. Орг. Момент. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправляемся в наш музей. Скажите, как он называется? (Легенды и сказки коми).

- Правильно! Что такое Коми? (Это республика, в которой мы живём.)

- Да. А ещё Коми называют народ республики.

- Что такое сказки? (Это рассказ, где есть чудеса.)

- Какие русские народные сказки вы знаете? («Колобок», «Лисичка со скалочкой» и др.)

- Правильно! Молодцы! Кто знает, что такое легенда?

- Есть много русских народных сказок и легенд. Но есть ещё и коми легенды и сказки.

2. Проблема. Сегодня мы постараемся найти ответ на вопрос, что такое легенды и сказки, в чём их сходство и отличие, и познакомимся с некоторыми легендами и сказками коми.  

- Каким образом мы ответим на этот вопрос? (Узнаем, что такое сказки легенды коми).

- В какой последовательности мы это сделаем? (Сначала определим, что такое сказки и легенды, затем выявим их сходства и различия.)

3. Новый материал. Ребята, а поможет нам в этом ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК.

- Ну, что заглянем в него? (Да.)        

Воспитатель открывает сундучок и достаёт листок бумаги.

- Ребята, послушайте внимательно, что я вам прочту!

Зимой ест, а летом спит.

Дедушка мост построил без ножа и топора.

Зимой спит, а летом шумит.

- Ребята, внимательно слушали? (Да.)

- А что я зачитала? (загадки.)

- Как вы догадались? (потому что это вопрос и на него надо ответить.)

- Правильно, это загадки! ЗАГАДКА – это краткое описание предмета, предлагаемое для разгадки.

- А вы отгадали загадки?  

Воспитатель читает детям коми загадки. 

Зимой ест, а летом спит (печь).

Дедушка мост построил без ножа и топора (лёд на речке).

Зимой спит, а летом шумит (речка).

- Молодцы! Правильно!

- Заглянем ещё раз в наш сундучок? (Да!)

Воспитатель открывает сундучок и достаёт листок бумаги.

- Послушайте, что здесь написано.

Воспитатель читает детям коми пословицы.

Весна красна цветами, а осень – пирогами.

Весной – проспишь, осенью – загорюешь.

Не только весенний, но и летний день год кормит.

Лето запасает, зима поедает.

- Ребята, что я прочитала? (это пословицы).

- Как вы догадались? (Пословица чему-то учит человека.)

- Правильно! ПОСЛОВИЦА – это краткое изречение, поучение. Пословицы не сочиняют, они рождаются сами.

- Чему учат данные пословицы? (Весной и летом надо трудиться, чтоб осенью и зимой не голодать.)

- Правильно! Данные пословицы учат нас трудиться, а не лениться.

- Ещё раз скажите, как называются эти изречения? (Пословицы).

- Молодцы! Что же ещё есть в нашем сундучке?  

Воспитатель открывает сундучок и достаёт листок бумаги.

- Слушаем внимательно!

Воспитатель читает детям коми сказку «Мышь, лапоть и пузырь».

Первичный синтез.

- Кто главные герои этой сказки?

- Какой была мышка?

- Каким был лапоть?

- Каким был пузырь?

- Что стало с героями?

- Ребята, что я прочитала? (Это сказка.)

- Как вы догадались? (В этой сказке есть чудеса.)

- Правильно! СКАЗКА - это вымышленный рассказ, небывалую или несбыточную историю.

- А что в данной сказке небывалое? (В данной сказке мышь и лапоть говорят, а пузырь – хохочет.)

- Сколько главных героев в сказке? (несколько). Какие? (Мышь, лапоть и пузырь.)

- Правильно! Значит в сказке есть главный герой или герои. И сказка-это почти всегда вымысел.

Воспитатель открывает сундучок и достаёт листок бумаги.

- А вот ещё один листок. Послушайте, что здесь написано.

Воспитатель читает детям коми легенду «Йиркап».

Первичный синтез.

- Как звали главного героя?

- Чем он был знаменит?

- Как он получил свои лыжи?

- Как он лишился своей силы?

- Что я прочитала? Это, ребята, легенда.

ЛЕГЕНДА – это сказание (от слова сказывать) об историческом событии, которое передавалось из уст в уста. Легенда рассказывает о том, что был великий охотник Йиркап и тем самым славит охотников Пармы.

- Есть ли в данной легенде волшебство? (Да! Нет!) Почему?

В некоторых легендах есть преувеличение, но не волшебство, не путайте.         - Ребята, чем сказка и легенда похожи? (Есть немного волшебства, есть колдунья и Баба Ёма.)

- А чем отличаются?

Легенды чаще всего правдивы.

Легенда.

Сказка.

Главное – это историческое событие, которое имело место.

Главное – вымышленное событие.

Главный герой – один.

Главных героев чаще несколько.

Правдива.

Чаще вымысел.

Преувеличение и есть волшебство.

Волшебство – основа сказки.

 

- Давайте ещё раз повторим, что такое сказка?

- Что такое легенда?

- Чем они отличаются?

- Давайте вспомним, что мы нашли в волшебном сундучке? (Загадки, пословицы, сказки и легенды.)

- Правильно! Как это всё можно назвать одним словом?

- Давайте, посмотрим, что есть ещё в нашем сундучке.

Воспитатель открывает сундучок и достаёт листок бумаги.

- Всё это относится к фольклору. Фольклор – Это наука, изучающая обряды, обычаи, а также произведения народного творчества (загадки, пословицы, сказки и легенды).

4. Самостоятельная работа.

- Сейчас мы сделаем альбом фольклора коми Загадки, пословицы, сказки и легенды относятся к фольклору- это и будут страницы нашего альбома. Каждый лист – это отдельный жанр и страницы нашего альбома будут цветными.

- Сначала надо намазать лист клеем, а потом приклеить на картон. Затем все листы нашего альбома мы соединим в целый альбом. Работать вы будете в парах: один – мажет клеем, а другой – приклеивает.

Этапы работы над альбомом воспитатель вывешивает на доске.

- Приступаем.

Воспитатель во время работы помогает детям в выполнении и контролирует работу.  

5. Рефлексия.

- Что мы делали на занятии?

- Как у нас это получилось?

- Что было сложным, а что лёгким?

- Скажите, что такое сказка?

- Что такое легенда?

- какое главное отличие легенд от сказок? (Легенды, чаще правдивы.)

- Сейчас каждый из вас выберет символ и расскажет каким для него было занятие:

Улыбающийся ребёнок – всё понравилось и узнал что-тоновое.

Равнодушный ребёнок- немного понравилось и то не всё.

Грустный ребёнок – было скучно и ничего не понравилось.

6. Орг.момент.

- Ребята, теперь вы можете рассказать своим родителям что такое сказки и легенды коми.

Занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "И ты увидишь мир прекрасен!""

Основные задачи. раскрываемые в данной деятельности: Закрепить ранее полученные знания о писателе-природоведе В Бианки;Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредство...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ «КОСМОС»

обобщить полученные знания о космосе; закрепить знания ориентировки в пространстве и на плоскости; продолжить формирование элементарных математических представлений. ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Герои отечественной космонавтики»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Герои отечественной космонавтики»...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ. КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. тЕМА "пУТЕШЕСТВИЕ В ЛЕС"

Презентация к конспекту непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми младшего дошкольного возраста. Тема "Путешествие в лес"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «В гости к Лесовичку».

Занятие построено в интересной форме путешествие В ходе которого решаются следующие задачи:Образовательные:1.     Упражнять в подборе определений к заданному слову.2....