Главные вкладки

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Волшебный сундучок»
    план-конспект занятия (старшая группа) по теме

    Бойченко Олеся Олеговна

    Конспект непосредственно образовательной деятельности

    по познавательно речевому развитию

    с детьми старшего дошкольного возраста

    на тему: «Волшебный сундучок»

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon nod_volshebnyy_sunduchok.doc51.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад № 26 «Маячок» г. Воркуты

    (МБДОУ «Детский сад № 26» г. Воркуты)

    Конспект непосредственно образовательной деятельности

    по познавательно речевому развитию

    с детьми старшего дошкольного возраста

    на тему: «Волшебный сундучок»

            

    Бойченко О. О.

    воспитатель

    МБДОУ «Детский сад № 26»

     

    Тема: «Волшебный сундучок»

    Цель: Дать представления о легендах и сказках коми народа и их признаках.

    Задачи:

    Обучающие задачи: 1. Познакомить с понятиями «легенда» и «сказка».

    2. Помочь детям определять особенности легенд и сказок Коми.

    3. Познакомить детей с малыми жанрами фольклора коми.

    Развивающие задачи: 1. Развивать речевое творчество, выразительность речи.

    2. Развивать у детей умение различать легенды и сказки.

    Воспитательные задачи: 1. Воспитывать патриотические чувства.

    2. Прививать любовь к наследию коми народа.

    Вводная часть.

    Форма организации детей: подгруппа.

    Форма расположения детей: Использование всего пространства группы.

    Продукт деятельности: изготовление альбома «Фольклор Коми».

    Хронометраж НОД:

     1. Орг. Момент.

    2. Проблемная ситуация.

    3. Новый материал.

    4. Самостоятельная работа.

    5. Рефлексия.

    6. Орг. Момент.

    Расположение наглядно-дидактического материала: доска, стол, групповое помещение.

    Форма перехода от одной части к другой: физ.минутка.

    Предварительная работа: беседа с детьми на тему «Сказки и легенды Коми», чтение сказок и легенд.

    Ход занятия:

    1. Орг. Момент. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправляемся в наш музей. Скажите, как он называется? (Легенды и сказки коми).

    - Правильно! Что такое Коми? (Это республика, в которой мы живём.)

    - Да. А ещё Коми называют народ республики.

    - Что такое сказки? (Это рассказ, где есть чудеса.)

    - Какие русские народные сказки вы знаете? («Колобок», «Лисичка со скалочкой» и др.)

    - Правильно! Молодцы! Кто знает, что такое легенда?

    - Есть много русских народных сказок и легенд. Но есть ещё и коми легенды и сказки.

    2. Проблема. Сегодня мы постараемся найти ответ на вопрос, что такое легенды и сказки, в чём их сходство и отличие, и познакомимся с некоторыми легендами и сказками коми.  

    - Каким образом мы ответим на этот вопрос? (Узнаем, что такое сказки легенды коми).

    - В какой последовательности мы это сделаем? (Сначала определим, что такое сказки и легенды, затем выявим их сходства и различия.)

    3. Новый материал. Ребята, а поможет нам в этом ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК.

    - Ну, что заглянем в него? (Да.)        

    Воспитатель открывает сундучок и достаёт листок бумаги.

    - Ребята, послушайте внимательно, что я вам прочту!

    Зимой ест, а летом спит.

    Дедушка мост построил без ножа и топора.

    Зимой спит, а летом шумит.

    - Ребята, внимательно слушали? (Да.)

    - А что я зачитала? (загадки.)

    - Как вы догадались? (потому что это вопрос и на него надо ответить.)

    - Правильно, это загадки! ЗАГАДКА – это краткое описание предмета, предлагаемое для разгадки.

    - А вы отгадали загадки?  

    Воспитатель читает детям коми загадки. 

    Зимой ест, а летом спит (печь).

    Дедушка мост построил без ножа и топора (лёд на речке).

    Зимой спит, а летом шумит (речка).

    - Молодцы! Правильно!

    - Заглянем ещё раз в наш сундучок? (Да!)

    Воспитатель открывает сундучок и достаёт листок бумаги.

    - Послушайте, что здесь написано.

    Воспитатель читает детям коми пословицы.

    Весна красна цветами, а осень – пирогами.

    Весной – проспишь, осенью – загорюешь.

    Не только весенний, но и летний день год кормит.

    Лето запасает, зима поедает.

    - Ребята, что я прочитала? (это пословицы).

    - Как вы догадались? (Пословица чему-то учит человека.)

    - Правильно! ПОСЛОВИЦА – это краткое изречение, поучение. Пословицы не сочиняют, они рождаются сами.

    - Чему учат данные пословицы? (Весной и летом надо трудиться, чтоб осенью и зимой не голодать.)

    - Правильно! Данные пословицы учат нас трудиться, а не лениться.

    - Ещё раз скажите, как называются эти изречения? (Пословицы).

    - Молодцы! Что же ещё есть в нашем сундучке?  

    Воспитатель открывает сундучок и достаёт листок бумаги.

    - Слушаем внимательно!

    Воспитатель читает детям коми сказку «Мышь, лапоть и пузырь».

    Первичный синтез.

    - Кто главные герои этой сказки?

    - Какой была мышка?

    - Каким был лапоть?

    - Каким был пузырь?

    - Что стало с героями?

    - Ребята, что я прочитала? (Это сказка.)

    - Как вы догадались? (В этой сказке есть чудеса.)

    - Правильно! СКАЗКА - это вымышленный рассказ, небывалую или несбыточную историю.

    - А что в данной сказке небывалое? (В данной сказке мышь и лапоть говорят, а пузырь – хохочет.)

    - Сколько главных героев в сказке? (несколько). Какие? (Мышь, лапоть и пузырь.)

    - Правильно! Значит в сказке есть главный герой или герои. И сказка-это почти всегда вымысел.

    Воспитатель открывает сундучок и достаёт листок бумаги.

    - А вот ещё один листок. Послушайте, что здесь написано.

    Воспитатель читает детям коми легенду «Йиркап».

    Первичный синтез.

    - Как звали главного героя?

    - Чем он был знаменит?

    - Как он получил свои лыжи?

    - Как он лишился своей силы?

    - Что я прочитала? Это, ребята, легенда.

    ЛЕГЕНДА – это сказание (от слова сказывать) об историческом событии, которое передавалось из уст в уста. Легенда рассказывает о том, что был великий охотник Йиркап и тем самым славит охотников Пармы.

    - Есть ли в данной легенде волшебство? (Да! Нет!) Почему?

    В некоторых легендах есть преувеличение, но не волшебство, не путайте.         - Ребята, чем сказка и легенда похожи? (Есть немного волшебства, есть колдунья и Баба Ёма.)

    - А чем отличаются?

    Легенды чаще всего правдивы.

    Легенда.

    Сказка.

    Главное – это историческое событие, которое имело место.

    Главное – вымышленное событие.

    Главный герой – один.

    Главных героев чаще несколько.

    Правдива.

    Чаще вымысел.

    Преувеличение и есть волшебство.

    Волшебство – основа сказки.

     

    - Давайте ещё раз повторим, что такое сказка?

    - Что такое легенда?

    - Чем они отличаются?

    - Давайте вспомним, что мы нашли в волшебном сундучке? (Загадки, пословицы, сказки и легенды.)

    - Правильно! Как это всё можно назвать одним словом?

    - Давайте, посмотрим, что есть ещё в нашем сундучке.

    Воспитатель открывает сундучок и достаёт листок бумаги.

    - Всё это относится к фольклору. Фольклор – Это наука, изучающая обряды, обычаи, а также произведения народного творчества (загадки, пословицы, сказки и легенды).

    4. Самостоятельная работа.

    - Сейчас мы сделаем альбом фольклора коми Загадки, пословицы, сказки и легенды относятся к фольклору- это и будут страницы нашего альбома. Каждый лист – это отдельный жанр и страницы нашего альбома будут цветными.

    - Сначала надо намазать лист клеем, а потом приклеить на картон. Затем все листы нашего альбома мы соединим в целый альбом. Работать вы будете в парах: один – мажет клеем, а другой – приклеивает.

    Этапы работы над альбомом воспитатель вывешивает на доске.

    - Приступаем.

    Воспитатель во время работы помогает детям в выполнении и контролирует работу.  

    5. Рефлексия.

    - Что мы делали на занятии?

    - Как у нас это получилось?

    - Что было сложным, а что лёгким?

    - Скажите, что такое сказка?

    - Что такое легенда?

    - какое главное отличие легенд от сказок? (Легенды, чаще правдивы.)

    - Сейчас каждый из вас выберет символ и расскажет каким для него было занятие:

    Улыбающийся ребёнок – всё понравилось и узнал что-тоновое.

    Равнодушный ребёнок- немного понравилось и то не всё.

    Грустный ребёнок – было скучно и ничего не понравилось.

    6. Орг.момент.

    - Ребята, теперь вы можете рассказать своим родителям что такое сказки и легенды коми.

    Занятие окончено.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "И ты увидишь мир прекрасен!""

    Основные задачи. раскрываемые в данной деятельности: Закрепить ранее полученные знания о писателе-природоведе В Бианки;Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредство...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по декоративной росписи с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: ”Дымковская барышня ”

    Технологии: Технология художественно-прикладного искусства. Роспись дымковской игрушки.Цели:    Развитие познавательных интересов в области народного творчества.Задачи:   Закр...

    Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Как жили наши предки»

    Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возрастаТема: «Как жили наши предки»...

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Художественно-эстетическое развитие» с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: Рисование по замыслу «Зимние забавы»

           Тема: Рисование по замыслу «Зимние забавы»Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие». Форма организации: фронтальное.Вид: ...

    КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ «КОСМОС»

    обобщить полученные знания о космосе; закрепить знания ориентировки в пространстве и на плоскости; продолжить формирование элементарных математических представлений. ...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Герои отечественной космонавтики»

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Герои отечественной космонавтики»...