Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста. “ Путешествие в прошлое Донского края”
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Ольга Мариич

Формирование патриотических чувств у дошкольников посредством приобщения их к истории, быту и культуре донского казачества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopiya_konspekt_dlya_doo_mariich_o_s_s_sylkami_1.docx22.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад “Тополёк”

 

 Конспект

образовательной деятельности по познавательному развитию

с детьми старшего дошкольного возраста.

“ Путешествие в прошлое Донского края”  

Воспитатель:                                                                                                                          

Мариич Ольга Сергеевна

                                                                                               

 

п. Зимовники

2021г.

 

Цель:формирование патриотических чувств у дошкольников посредством приобщения их к истории, быту и культуре донского казачества. (слайд 2 презентация)

Задачи:

1.     Обучающая  

- закреплять и расширять знания детей об историческом прошлом родного края, сформировать представление о жизни и быте первых переселенцев, казаков.

- закрепить знание детьми казачьих пословиц.

2.         Развивающая

- развивать интерес к историческому прошлому.

- развивать творческий потенциал детей средствами фольклора и словотворчества связанных с передачей традиций бытующих на Дону.

- развитие спортивных способностей, быстроты, ловкости.

3.         Воспитательная  

- воспитывать гордость за героическое прошлое казаков.

- воспитывать уважение к старшему поколению.

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Формы организации: группа.

Активизация словаря: Танаис, скифы, археологи, батько,

Предварительная работа:

Развивающая предметно – пространственная среда: ТСО (ноутбук, музыкальная колонка), макет - колесо истории, изображение флага и герба, раздаточный материал для дидактических игр, атрибуты для подвижных игр (шашка, две лошадки, предметы для полосы препятствий), предметы для сценки (прялка, салфетки, покрывало, спицы и клубок), медали.

Используемые технологии (методы и приемы, игры): игровые технологии, проблемные технологии. Методы: словесный (беседа, вопросы, чтение художественной литературы), наглядный (иллюстрации, картины, макеты), практический.

Список литературы:

-Муравьева О.Ю., Агуреева Т.И., Мирошниченко Л.В.,

Сборник материалов из опыта работы ДОУ «Дошкольникам о родном казачьем крае» - 2012г.

- Калайтанова Г.Н., Кончаловская Н.В., Баландина Л.А., Бех Л.В, Баукова Н.Н. «Реализация регионального содержания образования в дошкольных образовательных учреждениях на основе традиций донского казачества» методическое пособие : в 2-х ч.- 2010г.

-Чумичева Р.М., Ведмедь О.Л., Платохина Н.А – Методическое обеспечение к региональной программе "Родники Дона" Ростов –на- Дону, 2005 г.-234 с.

-Чумичева Р.М., Ведмедь О.Л., Платохина Н.А –"Ценностно-смысловое развитие дошкольников" (на материале истории и культуры Донского края); Ростов –на- Дону, 2005 г.-311 с

Планируемый результат: обогащение знаний обучающихся об истории Донского края , интерес к историческому прошлому, желание знакомиться с жизнью донских казаков, уважение к старшему поколению. Активно отвечать на вопросы и задавать их, с большим желанием выполнять задания творческого характера. Дети узнают много нового о нашем крае, о его достопримечательностях, об обычаях и традициях Дона. Пополнение активного и пассивного словаря детей, будет способствовать формированию наглядно-образного мышления детей. В игре и труде между детьми улучшаться дружеские взаимоотношения.

 Ход непосредственно образовательной деятельности: презентация

Вводная часть.

·        Психологический настрой

·        Организация направленного внимания

·        Мотивация предстоящей деятельности

Основная часть.

Актуализация имеющихся знаний

Затруднение в игровой ситуации

Открытие нового знания или умения

·        Виды деятельности (игры, упражнения динамическая пауза, самостоятельная работа, экспериментальная деятельность)

·        Методические приемы

·        Формы организации детей

 

Заключительная часть.

Закрепление материала

Оценка результатов

Эмоциональный настрой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Матрица интегрированного педагогического мероприятия с детьми

Методические рекомендации 

Задачи и способы деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Вводная часть

Введение в ситуацию.

Задача: мотивировать детей на вклю­чение в коммуникативную дея­тельность.

 

 

Звучит песня Георгия Струве «Моя Россия».

Ребята, присаживайтесь, устраивайтесь удобно. Какое настроение у вас вызвала песня, какая она по характеру?

О чем в ней поется?

С кем сравнивается Россия?

На кого еще похожа Россия в песне?

Наша Россия – красивая страна, она хороша утренними росами, своими ливнями, радугой над речкой, березовыми рощами!

Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Много чудесных стран есть на нашей земле, везде живут люди, но Россия – необыкновенная страна, потому что она – наша Родина.

Как вы думаете, что такое Родина?

Каждый человек должен знать, в какой стране он родился и живёт, в какой области, в каком городе, и, конечно, свой домашний адрес. Это называется Родина. Есть стихотворение, так и называется «Родина». Прислушайтесь к словам. Прочтет его Даша.

Дети подпевают.

Хорошее. Музыка в этой песне плавная, напевная, нежная, лирическая, мягкая, душевная, светлая, воздушная, легкая.

Песня о нашей Родине – России.

Россия сравнивается с самым близким человеком на земле – с мамой: «До чего ж на маму ты мою похожа!»

Россия похожа на нас: у нее такие же длинные косички, голубые глазки.

Наша страна, наш край, поселок, семья, природа …

Если скажут слово – Родина,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот,

У реки берёзка – скромница

И ромашковый бугор.

А другим, наверно, вспомнится,

Свой родной любимый двор,

Или степь от маков красная,

Золотая целина.

Родина бывает разная,

Но у всех она – одна.

д

ПОСТАНОВКА детской цели

Да, и это правда. Родина у всех одна. Родина для вас – это место, где вы живете, где живут ваши родители, друзья, где ваш детский сад, поселок в котором вы живете, наш край.

А хотелось бы вам отправиться в прошлое нашего края?

На чем можно отправиться?

Мы с вами не сможем отправиться в прошлое на транспорте?

Что же делать?

Я предлагаю вам отправиться в необычное путешествие. Посмотрите, как вы думаете, что это?

Ребята, это колесо – колесо истории народа. Если мы повернем его вправо – время пойдет вперед, а если влево – то назад в прошлое.

Хотелось бы вам отправиться в прошлое?

Сегодня мы вернемся на некоторое время в далекое прошлое нашего края.

Дети отвечают: -да.

На поезде, на машине, на самолете ….

Предположение детей

Круг, колесо, мельница, часы….

Дети крутят колесо.

Основная часть

Актуализация детского опыта, имеющихся представлений.

Фиксация затруднений детей. Выдвижение гипотез.

Введение новых знаний, представлений,

включение их в систему, повторение.

 Как называется наш край в котором мы живем?

А раньше, как назывался?

По донской земле протекает множество рек и речушек. Но самая крупная из них река

Посмотрите на флаг казачьего общества. Флаг состоит из трех продольных полос равной ширины .

Назовите цвета на флаге.Игра: назови цвета на флаге. 

Что означает каждый цвет на флаге?

А указом президента Российской Федерации в 2010 году было официально учреждено знамя войскового казачьего общества «Всевеликого войска Донского», на котором изображен герб.

Что изображено на гербе?

Казаки считали себя такими же сильными, свободными как олень, никогда не сдавшимися врагу живыми.

Гербов немало есть на свете.

Но ты, наш раненый олень,

Напомнил, что твои мы дети

Пронзен стрелой наш прошлый день.

Да, нам досталась доля злая,

Стрела в нас накрепко вошла,

Но, даже мучаясь и страдая,

В свои мы верили дела .

Хозяйка: Кто первым поселился на берегах реки Дон?

Сравните женщину – амазонку и казака. Чем они похожи?

Правильно. А знаете ли вы название города – крепости, который был первым поселением на Дону?

Почему город получил такое название

( Легенда о Танаис). Долго воевали Амазонки со скифами, город Танаис был сожжен. Можете себе представить сколько предметов быта оставили люди, которые жили в этом городе. Есть люди которые ведут раскопки, изучают древние предметы, говорят о прошлом, позабыла как называют этих людей?

Археологи вели раскопки, и нашли осколки. Просят помощи, нужно собрать осколки и склеить разбитую посуду.

Игра « Собери разбитую посуду», Игра "Найди лишнюю посуду"

Молодцы, хорошо потрудились, пора и поиграть.

ИГРА «ПЛЕТЕНЬ»

Цель. Развивать сноровку, быстроту.

Играющие стоят шеренгами у четырех стен комнаты, взявшись за руки крест-накрест.

Дети первой шеренги подходят к стоящим напротив и кланяются. Отходят спиной на свое место. Движение повторяют дети второй, третьей и четвертой шеренги.

По сигналу (свисток) играющие расходятся по всей комнате (залу, площадке), выполняя движения под звуки бубна (подскоки, лёгкий бег, галоп и т. д.).

По следующему сигналу свистка или остановке бубна все бегут на свои места и строятся шеренгами, соответственно взявшись за руки крест-накрест.

Выигрывает та шеренга, которая первая построится.

Много лет прошло.

И на берегах реки Дон поселились вольные люди – кто?

Что вы можете рассказать о казачьей семье?

Почему казаки селились именно у реки?

Как называли казаки Дон.

Игра « Подбери определения к слову Дон»

(Дон – Иванович – река Дон вытекает из Иван – озера.

Дон – Тихий – уклон реки небольшой, течение медленное, спокойное.

Дон – Батюшка

Дон – Кормилец

Дон – Родимый

Дон – Величавый

Дон – Славный).

Сценка « Не води коней на водопой»

Вот ребята, как бережно относились казаки к реке. Наши реки богаты рыбой.

Игра « Какая рыба водится у нас в реке»

Выберите и впустите в Дон ту рыбу, которая водится у нас в реке.

Мы с вами ребята сделали доброе дело, заселили рыбу в реку.

Физминутка « Река»

На закате дремлет речка

По воде круги плывут-

Это маленькие рыбки

Разыгрались там и тут

Любо им водой плеснуть,

Чешуей на миг блеснуть,

Рыбкам выпрыгнуть на воздух

Все равно, что нам нырнуть.

Все вы знаете, что казаки занимались рыболовством. А чем еще занимались казаки?

Военная служба для казака – это его жизнь, его честь, гордость, святыня.

Каким должен быть казак?

Игра « Подбери словечко»

Цель - подбирать определения к слову казак.

Я подкову вам вручаю, слово взамен получаю.

Хозяйка: Кто был верным другом казаку в бою?

Каждый казак имел личное оружие. Назовите оружие казака.

Игра « Смелый всадник»

Цель- развитие внимания, ловкости ,скоростной выносливости..

Нашим казачатам нужно сесть на коня, перепрыгнуть через овраги, проскакать между деревьями, надеть фуражку, взять шашку.

( Два участника по команде садятся на лошадь, преодолевают полосу препятствий, выигрывает тот кто первым возьмет шашку.

Атрибуты: шашка, две лошади, предметы для полосы препятствий )

Казаки воевали, ходили в походы, а чем занимались женщины в казачьих семьях?

Как воспитывали девочек?

А что прядут, да вяжут девчата на славу. А сумеют ли они быстро намотать ниточку в клубочек.

Игра « Кто быстрее намотает клубочек»

Как только музыка начинает играть, надо ниточку в клубочек намотать.

Танец « Гришка»

Пора крутить колесо истории вправо и возвращаться в наше время.

 Донской край.

Край Великого Войска Донского

Дон

(подходят к макету)

Синий, желтый, красный

Синий цвет – цвет чистого неба и чистой воды, жёлтый – цвет степи, красный – цвет крови, отваги, храбрости

Бегущий олень раненный стрелой

Казаки, женщины амазонки

 ответы детей

 Танаис

 Археологи

Дети поворачивают колесо

Казаки

Дон – вода, река поддерживает жизнь людей, поит, кормит, радует своей красотой

(девочка вбегает во двор, мать занимается домашними делами)

Девочка: Мама, а Ванька коней на водопой к реке повел

Мать: А ну – ка быстро верстай его назад

( девочка возвращается с братом)

Мать: Ты, чего это дурен удумал? Забыл, о чем батька вчерась гутарил?

Мальчик: ( Испуганно) Ой, рыба – то на нерест пошла. Ох, и бестолковый. Мамка, ты бате не сказывай, я сейчас быстро исправлюсь. ( мальчик убегает)

Выполняют движения по тексту

Казаки умели не только воевать. Поселившись на землях «дикого поля», они быстро научились строить жилые дома и содержать скот. Кроме того, они ловили рыбу сетями, пахали землю и разводили сады

Сильным, смелым, гостеприимным, любить Отечество, владеть оружием, держаться в седле, выполнять работу по двору…

Конь….

Шашка, винтовка, пика и верховая лошадь, сабля, кинжал, огнестрельное оружие

(девочки сидят за прялкой, с крючком и салфеткой, со спицами и покрывалом)

Позолоченная Прялица

Я пряду, а нитка тянется

Я пряду, а нитка тянется

Мне работа эта нравится

Сижу я, и песенку тихо пою,

И кружево тихо с любовью плету.

Плету покрывало, узоры вяжу,

Всем людям свой труд

От души отдаю

Саша: Нет цены девчатам нашим

Хоть картины с них пиши,

И поют они и пляшут

И в работе хороши.

Никита: Эх, топну ногой,

Да тонну другой,

Сколько я не топочу,

Все равно плясать хочу.

Введение новых знаний, представлений,

включение их в систему, повторение.

 

  

 

 

 

 

 

 Итоговая часть 

 

Подведение итогов детской деятельности.

 

 

 - Где мы с вами путешествовали?

- Понравилось ли вам наше путешествие? Чем понравилось?

-Что же интересного и нового мы узнали?

- О чем вы можете рассказать дома, родителям?

- Что вызвало затруднение?

- С чем справились быстро и легко?

Тест для дошкольников по пройденной теме

Вот и подошло к концу наше путешествие в прошлое, путешествие в преданья старины глубокой. Мы доказали сегодня, что традиции донского казачества не умирают, а передаются из поколения в поколение. И это дает уверенность, что самобытный народ – казаки не исчезнут с этой земли.

За отличную работу на занятии, я вам приготовила вот такие медали.

На фоне казачьей песни «Донцы – молодцы» раздаю медали.

И пусть проносятся столетья

Но память человечески жива

И вырастут большими дети,

Но не забудут никогда

Свою родимую сторонку

И Дон, сверкающий в дали,

И возле садика березку

И песни, что сегодня пели мы.

 

 

Ответы детей

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Лаборатория Добрых Дел»».

Конспектобразовательной деятельностипо познавательному развитиюс детьми старшего дошкольного возраста по теме«Лаборатория Добрых Дел»».с использованием современных (социо-игров...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Шарик – путешественник».

Конспектобразовательной деятельностипо познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме«Шарик – путешественник».с использованием современных (социо-игров...

КОНСПЕКТ непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну логики»

Конспект занятия предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Путешествуя по стране логики, дети не заметно для себя во время игр, будут продолжать развивать логическое мышление....

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в лес»

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитиюдля детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в лес»...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие по экологической тропе»

Цель: формирование основ экологической культуры через общение с природой на экологической тропинке.Задачи:Обучающие:- актуализировать знания детей о природных объектах живой и неживой природ...