Конспект игры - путешествия по познавательному развитию (окружающий мир) с детьми старшего дошкольного возраста по теме: "Экологический калейдоскоп"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Цель: Создать условия для познавательного развития  и воспитания основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                            города  Иркутска детский сад  № 175

Конспект игры - путешествия по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Экологический калейдоскоп»

Разработал: воспитатель

Мотчанова И.П.

Г.Иркутск, 2019г.

Конспект игры - путешествия по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Экологический калейдоскоп»

Цель занятия: создать условия для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста и воспитания основ экологической культуры

Задачи:

Обучающие: обобщить и систематизировать представления детей о живой и неживой природе Прибайкалья

Развивающие: развивать познавательный интерес у детей к природе родного края, активизировать речь детей, развивать коммуникативные способности, продолжать формировать умение работать в команде

Воспитательные: воспитывать у детей заботливое отношение к окружающей природе, а также уважение к партнерам по игре.

Материалы и оборудование: мультимедийная установка,презентация  к занятию «Природа родного края», карточки – билеты, эмблемы участникам команд,  сундучок (внутри лежит песок, листья, шишки сосновые, кедровые, игрушки: нерпа, дельфин, краб, заяц; морская ракушка, камни с Байкала, конверты с вопросами, д/игры:«С какого дерева лист?», «Живая – неживая», разрезные картинки (карта), которые будут даны детям за правильный ответ «Собери картинку», «клад – воздушные шарики»

Ход игры:

Организационный момент– приветствие,дети проходят в зал, звучит песня «По Ангаре»

Станем рядышком по кругу,

Скажем: «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень: Всем «Привет!» и «Добрый день!»

Если каждый улыбнется -Утро доброе начнется

дети здороваются с гостями.

Детей встречает Ангара (Н.А. – воспитатель)

I часть

Основная часть

- Ребята, я предлагаю сегодня отправиться в путешествие, вы согласны? Чтобы быстрее добраться до нужного места, полетим мы на воздушном шаре.

Чтобы в небо нам взлететь,

Нужно правильно нам сесть.

На билет свой посмотри,

Место нужное займи!(раздать билеты)

- Возьмите билеты. Посчитайте на нем количество точек и найдите на стульчике и соответствующую цифру на нужном вам фоне. Занимайте свои места.

Шар поднимается,

Путешествие начинается.

- Чтобы узнать, куда мы летим, послушайте стихотворение, но слушать его я предлагаю с закрытыми глазами. Закройте глаза и представьте то, о чём я говорю:

Есть на земле огромный дом под крышей голубой.

Живут в нем солнце, дождь и гром, и месяц молодой.

Живут в нем птицы и цветы, веселый звон ручья.

Живешь в том доме светлом ты и все твои друзья.

Куда б дороги не вели, всегда ты будешь в нем.

А как зовется этот дом, скажите мне, друзья? (ответы детей)

Природою родной земли  зовется этот дом.

- Ребята, сегоднямы в гостях у матушки-природы на берегу нашего прекрасного озера

Древен род его в природе,Кличут озером в народе,

Волны моря плещут в нем –Как его мы все зовем? (Байкал)

(Ответ детей, на экране слайд природы, озера Байкал)

- А меня вы узнали? Да, я единственная дочка Байкала – Ангара.

Ангара:

– Ой, ребята, тише – тише, что-то странное я слышу,

 Гость какой-то к нам спешит и как будто бы шуршит.

(слышится звук шагов, пыхтение, треск сучьев, появляется Сибирячок)

Сибирячок:

- Я так сюда спешил, так торопился и, наверное, не ошибся, а пришёл я в детский сад к ребятам, всё правильно? А вы меня узнали?

А: - Сибирячок, а что ты там тащил, мы с ребятами такой шум слышали, на весь лес ветки трещали?

С: - Ой, ребята, я совсем забыл, голова моя кедровая, я же к вам пришёл не с пустыми руками, а вот с чем (заносит сундук).

С: - А как вы думаете, что может находиться внутри сундука? (ответы детей)

- Всё правильно, здесь лежат разные задания, которые вы должны выполнить, а это что такое? (рассматривают содержимое: песок, листья, шишки сосновые, кедровые, игрушка нерпы, дельфина, акулы, камни с Байкала)

С:- А зачем всё это здесь лежит? (ответ детей) Ребята, правильно, все эти предметы имеют отношение к живой и неживой природе родного края, но что-то здесь не так? (дети обнаруживают игрушку дельфина, краба и объясняют, почему они лишние)

С:- Друзья мои, вы знаете, что я, Сибирячок,  помогаю людям жить в согласии с природой. На планете Земля все живые существа зависят друг от друга и от всего, что происходит вокруг. Все между собой связано, как звенья в цепи, вынул одно звено – и цепь распалась. И я знаю, что здесь собрались дети, которые изучают свой родной край, берегут его и стремятся сделать его еще красивее, поэтому я предлагаю вам поиграть. Для этого разделитесь на две команды, вопросы первой команде буду задавать я, а второй команде –Ангара, за правильный ответ вы будете получать фрагмент карты, если вы правильно ответите на все вопросы, то получите всю карту целиком, которая приведёт вас к ценному кладу.

Правила игры:

1. Каждая команда отвечает на вопросы по очереди, внимательно слушая вопрос.

2. Если команда затрудняется дать ответ, право ответа переходит другой команде.

3. За правильные ответы команда получает сосновую шишку.

4. Команда, набравшая большее количество шишек, получает 1 место.

Начинаем.

Предлагаю капитанам представить свои команды.

Капитан 1-й команды – команда «Экологи»

Наш девиз«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»

Капитан 2-й команды– команда «Следопыты»

Наш девиз«Вперед на встречу к знаниям!»

Задание 1: «Разминка»: «Вопрос - ответ»

1. Без чего не смогут жить на Земле живые существа?

1. Какая бывает природа?

2. Что такое Байкал?

2. В какой области России находится озеро Байкал?

3. Какая вода в Байкале?

3. Что означает слово «Байкал?»

4. Какая река вытекает из озера: Селенга, Лена или Ангара?

4. Сарма – это птица, ветер или рыба?

5. Назовите млекопитающееозера Байкал.

5. Как называют детёныша нерпы и почему?

Задание 3:Д/и «Живая – неживая»

Одна команда выбирает карточки с объектами живой природы, другая команда – с объектами неживой природы.

Задание4: «Экологическая цепочка»

Установить экологическую зависимость между объектами природы, указанными на карточках противоположной команды (детям по командам раздаются карточки с картинками)

(небо, ветер, солнце, туча, град, вода)

(дерево, муравьи, орехи, лес, подснежник, одуванчик)

Задание5: Д/и «С какого дерева лист?»

(Каждой команде вручается конверт с изображениями листьев.

Задача: прикрепить лист к соответствующему дереву, назвав его)

Задание6:«Пословицы и поговорки о лесе»

- А вы знаете пословицы и поговорки о лесе? Продолжите пословицы и поговорки о лесе.

Лес зимой согревает, летом прохладу даёт; осенью… (накормит)

Невысок лесок – а от ветра… (защита)

Срубил дерево – посади…(два)

Зеленое царство – лучшее…(лекарство)

Рощи да леса – всему свету…(краса)

Много леса — не губи, мало леса — береги, нет леса — …(посади)

Больше леса – больше…(снега)

По лесу ходи – под ноги…(гляди)

Лес – богатство и красота…(береги свои леса)

Враг природе тот,…(кто лес не бережёт)

Задание7Д/игра «Четвертый лишний»

- Сосна, лиственница, береза, ель

- Береза, дуб, подснежник, тополь

- Крапива, репейник, сирень, ромашка

- Ландыш, подснежник, репейник, венерин башмачок

- Бобр, песец, кабарга, волк

- Красный волк, заяц, манул, горностай

Задание 8 «Я начну, ты продолжи»

Команды родителей и детей по очереди вставляют по смыслу правильные ответы в предложения.

- У дуба желуди, а у сосны…(шишки)

- Береза кудрявая, а сосна…(колючая)

- У рябины листочки, а у сосны…(иголки)

- Осенью береза стоит золотая, а сосна…(зеленая)

- Осина зимой стоит без листьев, а сосна…(в иголках)

- На яблоне растут яблоки, а на дубе… (желуди)

Задание 9 «Разгадай загадку»

- Кто на зиму раздевается, а на лето одевается? (лес)

- Зимой и летом одним цветом? (ёлка)

-Растет ли дерево зимой? (нет)

- Народ с любовью называет это дерево «кудрявой», «белоствольной». Много песен сложено о ней. Весной у нее сначала появляются длинные серёжки, а затем – листочки(берёза)

- Дом со всех сторон открыт, он резною крышей крыт,

Заходи в зеленый дом, чудеса увидишь в нем! (лес)

- Листья каких деревьев осенью краснеют? (осины, рябины, клена)

- Как отличить сосновые и еловые шишки? (Еловая шишка продолговатая со светло-коричневыми чешуйками.Сосновая шишка - широкая, короче еловой, бурая.)

- Что можно изготовить из хвои сосны? (Искусственную шерсть, витамины, экстракты)

Конкурс 10 «Литературный»

(дети читают стихи о природе)

Конкурс  11«Творческий»:«Нарисуй и объясни экологические знаки»

(дети садятся за столы, рисуют знаки и объясняют)

Заключительная часть

Вот и подходит к концу наше путешествие. Давайте посмотрим, получилась ли  у вас карта (дети складывают фрагменты карты, если всё получилось, то идут искать клад).

Пришло время возвращаться домой. Прошу занять свои места в воздушном шаре. А пока мы летим, давайте немного поиграем. У нас  есть камень со дна оз. Байкал, но он не простой, а волшебный. Кто его в руки возьмет, тот обязательно вспомнит о природе нашего края. Давайте попробуем.

Например, я помню, что …

(Дети передают камень по цепочке и вспоминают, о чём была речь на занятии)

Вот мы и прилетели.