Конспект занятия по познавательному развитию "Новая физика" с детьми старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Три сестрицы-водицы»
Тема: «Три агрегатных состояния воды»
Образовательная область: «Познавательное развитие (экспериментирование, наблюдение)»
Возрастная группа: старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР
Продолжительность: 25мин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novaya_fizika.docx | 35.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №15 «Солнышко» городской округ город Бор Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Три сестрицы-водицы» в рамках занятия «Три агрегатных состояния воды» Составила: воспитатель Хахалева Маргарита Михайловна
январь 2023г. |
Пояснительная записка
Тема: «Три агрегатных состояния воды»
Образовательная область: «Познавательное развитие (экспериментирование, наблюдение)»
Возрастная группа: старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР
Продолжительность: 25мин.
Цель | Формирование познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность |
Задачи | -расширять представления детей об окружающем мире; -закреплять знания детей об агрегатных состояниях и свойствах воды; -развивать познавательную инициативу, любознательность, умение проводить элементарные опыты и делать выводы. -воспитывать аккуратность, взаимовыручку, любовь к природе. |
Технология и методы и формы обучения | Игровые ситуации, физкультминутка, наблюдение, экспериментирование |
Информационные ресурсы | https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2017/10/30/tri-svoystva-i-tri-sostoyaniya-vody https://www.maam.ru/detskijsad/zanjatie-po-oznakomleniyu-s-prirodoi-tema-tri-sostojanija-vody.html |
Наглядно-демонстративный материал | Демонстрационный материал: видеописьмо сказочного героя, смарт-доска, ноутбук, схема «Три состояния воды», термос с горячей водой, зеркало, кусок ткани для протирания зеркала. Раздаточный материал: клеёнки , стаканчики с водой, чаем, молоком, соком, пустые стаканчики на каждого ребёнка, кубики льда, ниточка (10 см), соль в ёмкости на каждого ребёнка, картинки и чайные ложки. |
Технологическая карта ООД
Структура образовательной деятельности | Содержание образовательной деятельности | Материалы и оборудование | ||
Приемы руководства детской деятельностью | Деятельность и речь педагога | Возможная деятельность и речь детей | ||
Мотивационный этап | 1.Создание проблемной ситуации (коммуникативная деятельность) | Воспитатель сообщает детям о видеописьме, которое пришло к ним в группу В видеописьме Морской Царь рассказывает ребятам о своей проблеме: он никак не может пригласить в гости одновременно трёх своих сестриц-водиц. Если он их позовёт летом: то придут только 2, т.к. третья сестрица- водица превращается в пар, если зимой в гости приглашает, то одна сестрица-водица обязательно превращается в лёд. Морской Царь обращается к ребятам за помощью и разъяснением. Воспитатель уточняет у ребят: - как они могут помочь? Что нужно сделать? Воспитатель предлагает детям сделать эксперимент с водой и фотографии показать Морскому Царю. А заодно выяснить, в какое время года лучше пригласить к себе в гости сестриц. | Дети очень рады и вместе с воспитателем просматривают видеозапись на экране смарт доски. Предполагаемые ответы детей: -вода может превратиться в лёд -вода может быть паром . | Смарт доска, ноутбук, запись видеообращения. |
Содержательный этап | 2. Игровая ситуация «Отгадай -ка» | - Ребята, сегодня у нас встреча с одним удивительным природным веществом, которое может быть очень разным, пожалуйста, внимательно послушайте мою загадку: Я и туча, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу! Воспитатель предлагает вспомнить ребятам, в каких трёх состояниях бывает вода. Если ребята затрудняются, то воспитатель говорит правильный ответ, поправляет детей. Воспитатель: -Правильно. Итак, твёрдое состояние воды - лёд. Какие свойства льда вы знаете? Какие состояния воды: Какая она? -Что такое пар? Где мы можем увидеть пар? | Ответы детей: -вода! Предполагаемые ответы детей: Жидкая, твердая (лёд, снег), газообразная (пар, облака) Дети: - Лёд прозрачный, холодный, гладкий. -вода жидкая, мокрая, холодная и горячая прозрачная и т.д. -пар –это газ, дым (затрудняются ответить) и т.д. | Схема «Три состояния воды» |
3 Игровое упражнение «Перемещение» | Воспитатель уточняет у детей, где проводятся различные опыты и что для этого нужно. Предлагает отправиться в лабораторию. Раз, два, три – вместе другу помогли, Дружно за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся. Ну- ка, глазки закрываем, В лабораторию мы попадаем. | Предполагаемые ответы детей: -Мастерская, лаборатория. -колбы, палочки, нитки и т.д. | ||
4.Экспериментирование 5.Физкультминутка | Эксперимент№1 «Свойства воды» Воспитатель, обращает внимание детей на то, какие свойства воды бывают. Предлагает детям понюхать воду и сок. -Что можно сказать о воде? Первое свойство воды – она без запаха. Воспитатель предлагает детям отпить сок -Какой сок по вкусу? Отпейте глоток воды. Какая вода по вкусу? Второе свойство воды – она безвкусная. На столе перед ребятами три ёмкости с водой, чаем, молоком. Воспитатель уточняет у детей, что налито в ёмкости. Далее воспитатель предлагает детям взять картинку и поставить её позади ёмкостей поочерёдно. И далее определить, через какую ёмкость видна картинка. Тоже самое можно проделать и с другими предметами ( например, ложка, её можно опустить в ёмкость) Третье свойство воды – она прозрачная. Эксперимент № 2 «Как с помощью нитки достать из стакана кубик льда, не замочив при этом рук?» Воспитатель напоминает детям, что твердое состояние воды –лёд. -А что нужно сделать, чтобы вода превратилась в лёд? -Какой лёд? Воспитатель: « Как вы думаете, а что произойдёт, если опустить лёд в воду?» - Давайте проверим. Воспитатель: « Правильно! Лёд не тонет, потому что он легче воды. И сейчас с вами мы познакомились с ещё одним свойством льда. Лед –легче воды». -Ребята, а как можно достать кусочек льда из стакана с водой? -А как вы думаете, дети, можно ли достать лёд с помощью обыкновенной нитки и при этом не замочить руки? Воспитатель сообщает, что оказывается это можно сделать при помощи соли. Воспитатель показывает ребятам что нужно сделать: край нитки нужно положить на кусочек льда и насыпать на это место немного соли. Предлагает детям сделать это индивидуально каждому. Воспитатель просит детей немного подождать. (Соль немного подтопит небольшой участок льда. Затем, в течение 2- 4 минут соль раствориться в воде, а чистая вода на поверхности льда приморозится вместе с нитью). -Давайте посмотрим, что же произошло. Воспитатель с ребятами делают вывод: с помощью нитки и соли вытащили лёд из воды не намочив руки. Вы слыхали о воде? (шагают на месте) Говорят, она везде! (разводят руки в стороны) И в водопроводном кране, (загибают пальцы по одному на обеих руках) (соединяют руки домиком) В лес туманом заползает, (вращательные движения руками) Паром чайника шипит. (руки на поясе, поднимая плечи) (умываем лицо) Не наесться, не напиться! («едим», «пьём») Без нее нам не прожить (шагаем на месте) Эксперимент № 3 «Пар – это тоже вода» Воспитатель уточняет у детей, когда можно увидеть пар? -Вот перед вами термос с кипятком и вы все видите, что из него выходит пар. А как мы можем убедиться в том, что пар это действительно вода? Что нужно сделать? -Надо над паром подержать обыкновенное зеркальце. Посмотрите, что появилось на его поверхности? (Показать каждому запотевшее зеркало). Педагог предлагает желающим ребятам, проделать опыт с зеркалом у доски. Воспитатель вместе с ребятами делает вывод: пар – это тоже вода. Состояние воды - парообразное ( или газообразное) | Дети нюхают сок и воду. Делают вывод: вода не имеет запаха Дети пробуют сок и воду. Делают вывод: сок имеет вкус, а вода безвкусная. Предполагаемые ответы детей: Чай, кофе, вода, молоко, кефир. Дети выполняют задание воспитателя, делают вывод: что картинку видно через ёмкость с водой. Значит вода прозрачная Дети перечисляют, что еще можно положить в ёмкость с жидкостями (магнит, кубик. т.д.) Дети перечисляют: заморозить, положить в морозилку, вынести на улицу зимой. Дети отвечают на вопросы воспитателя: холодный, гладкий и т.д. -Утонет, не утонет, растает, заморозит воду и т.д. Дети самостоятельно проверяют и выясняют, что лёд не тонет. Предполагаемые ответы детей: ложкой, палочкой, лопаточкой и т.д. -нет Дети начинают эксперимент. Дети тянут за ниточку и вытягивают из воды кусочек льда Дети вместе с воспитателем выполняют движения проговаривая слова. Ответы: В бане, когда кипит чайник - затрудняются ответить Ответы детей: капельки, капельки воды | Клеёнки по количеству детей, Маленькие стаканчики с водой, соком, чаем, молоком, картинки и чайные ложки на каждого ребёнка. Пустые стаканчики для переливания жидкости. Стаканчики с водой, кубики льда, ниточка (10 см ), ёмкость с солью на каждого ребёнка. Термос с горячей водой, или электрический чайник, зеркало, ткань для протирания зеркала | |
Рефлексивный этап | 6. Беседа. | Воспитатель задаёт детям вопросы: - Ребята, скажите, что нового вы сегодня узнали? -Как называются по научному называются превращения?(опыты , эксперименты) - Понравились ли вам эксперименты? - Во что может превратиться вода при нагревании? При охлаждении? - Как вы думаете смогли мы помочь Морскому Царю? - В какое время года Морскому Царю лучше пригласить в гости своих сестриц-водиц? (Педагог подводит детей к умозаключению, осенью –самое удачное время, когда вода находится одновременно в одном состоянии-жидком. Летом-испаряется,зимой-замерзает) Воспитатель предлагает вернуться детям в детский сад.
Раз два три – вместе другу помогли, Снова за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся. Ну ка, глазки закрываем, В детский сад наш попадаем. | Ответы: узнали много о воде, о её свойствах и т.д. Дети радуются, что смогли помочь сказочному герою. Дети вместе вс воспитателем рассматривают получившиеся фотографии экспериментов и готовы отправить Морскому Царю обратное письмо-ответ. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА на тему: "Путешествие из прошлого в настоящее"
Создать условия для ознакомления детей с жизнью и бытом русских людей в прошлом и современности. Вызвать интерес, эмоциональный отклик, чувство гордости и уважения к нашим предкам к Родине....
Конспект познавательного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Игрушки в жизни русского народа».
Конспект познавательного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Игрушки в жизни русского народа»....
Конспект познавательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Деятельность " Здоровый образ жизни"...
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ. КОРМУШКИ ДЛЯ ПТИЦ»
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА«ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ. КОРМУШКИ ДЛЯ ПТИЦ»Цель: актуализация и расширение знаний детей о зимующих и перелетных птицах.Зад...
Конспект НОД Познавательное занятие с детьми старшего дошкольного возраста «Где прячется здоровье?»
В данном конспекте представлен учебный материал по формированию у детей представления о зависимости здоровья от двигательной активности, каждый педагог почерпнёт для себя что-то новое и интересное....
Конспект познавательно-исследовательской деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Воздух – «невидимка»
КонспектПознавательно-исследовательской деятельностипо познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме«Воздух – «невидимка»с использованием соврем...
Конспект совместной познавательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Птицы нашего участка. Кормушки для птиц».
Данное занятие позволяет не только расширить знания воспитанников о птицах, но и изучить вопросы, связанные с жизнедеятельностью птиц в сложных условиях. В ходе данного занятия учащиеся учатся наблюда...