Конспект занятия по познавательному развитию "Новая физика" с детьми старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Хахалева Маргарита Михайловна

Конспект занятия по познавательному  развитию  в старшей  группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Три  сестрицы-водицы»

Тема: «Три агрегатных состояния воды»

Образовательная область: «Познавательное развитие (экспериментирование, наблюдение)»

Возрастная группа: старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР

Продолжительность: 25мин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novaya_fizika.docx35.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №15 «Солнышко»

городской округ город Бор

Конспект

занятия по познавательному  развитию  в старшей  группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

«Три  сестрицы-водицы»

в рамках занятия «Три агрегатных состояния воды»

                            Составила:

воспитатель

Хахалева Маргарита Михайловна

                                       

 январь 2023г.

Пояснительная записка

Тема: «Три агрегатных состояния воды»

Образовательная область: «Познавательное развитие (экспериментирование, наблюдение)»

Возрастная группа: старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР

Продолжительность: 25мин.

Цель

 Формирование познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность

Задачи

-расширять представления детей об окружающем мире;

-закреплять знания детей об агрегатных состояниях и свойствах воды;

-развивать познавательную инициативу, любознательность, умение проводить элементарные опыты и делать выводы.

-воспитывать аккуратность, взаимовыручку, любовь к природе.

Технология и методы и формы обучения

Игровые ситуации, физкультминутка, наблюдение, экспериментирование

Информационные ресурсы

https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2017/10/30/tri-svoystva-i-tri-sostoyaniya-vody

https://www.maam.ru/detskijsad/zanjatie-po-oznakomleniyu-s-prirodoi-tema-tri-sostojanija-vody.html

Наглядно-демонстративный материал

Демонстрационный материал: видеописьмо сказочного героя, смарт-доска, ноутбук, схема «Три состояния воды», термос с горячей водой, зеркало, кусок ткани для протирания зеркала. 

Раздаточный материал: клеёнки , стаканчики с водой, чаем, молоком, соком, пустые стаканчики на каждого ребёнка, кубики льда, ниточка (10 см), соль в ёмкости на каждого ребёнка,  картинки и чайные ложки.


Технологическая карта ООД

Структура образовательной деятельности

Содержание образовательной деятельности

Материалы и оборудование

Приемы руководства детской деятельностью

Деятельность и речь педагога

Возможная деятельность и речь детей

Мотивационный этап

1.Создание проблемной ситуации

(коммуникативная деятельность)

 Воспитатель сообщает детям о видеописьме, которое пришло к ним в группу

В видеописьме Морской Царь  рассказывает ребятам о своей проблеме: он никак не может пригласить в гости одновременно трёх  своих сестриц-водиц.  Если он их позовёт летом: то придут только 2, т.к. третья сестрица- водица превращается в пар, если зимой в гости приглашает, то одна сестрица-водица обязательно превращается в лёд.  Морской Царь обращается к ребятам за помощью и разъяснением.

Воспитатель уточняет у ребят: - как они могут помочь? Что нужно сделать?

Воспитатель предлагает детям сделать эксперимент с водой и фотографии показать Морскому Царю. А заодно выяснить, в какое время года лучше пригласить  к  себе в гости сестриц.

Дети очень рады  и вместе с воспитателем просматривают видеозапись на экране смарт доски.  

Предполагаемые ответы детей:

-вода может превратиться в лёд

-вода может быть паром

.

Смарт доска, ноутбук, запись видеообращения.

Содержательный этап

2. Игровая ситуация «Отгадай -ка»

- Ребята, сегодня у нас встреча с одним удивительным природным веществом, которое может быть очень разным,  пожалуйста, внимательно послушайте мою загадку:

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу!

Воспитатель  предлагает вспомнить ребятам, в каких трёх состояниях бывает вода. Если ребята затрудняются, то воспитатель  говорит правильный ответ, поправляет детей.

Воспитатель:

-Правильно. Итак, твёрдое состояние воды - лёд. Какие свойства льда вы знаете?

Какие состояния воды: Какая она?

-Что такое пар?

Где мы можем увидеть пар?

Ответы детей:

-вода!

Предполагаемые ответы детей:

Жидкая, твердая (лёд, снег), газообразная (пар, облака)

Дети:

- Лёд прозрачный, холодный, гладкий.

-вода жидкая, мокрая, холодная и горячая прозрачная и т.д.

-пар –это газ, дым (затрудняются ответить) и т.д.

Схема «Три состояния воды»

3 Игровое упражнение «Перемещение»

Воспитатель уточняет у детей, где проводятся различные опыты и что для этого нужно.  Предлагает  отправиться в лабораторию.  

Раз,  два, три – вместе другу помогли,

Дружно  за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Ну- ка, глазки закрываем,

В лабораторию мы попадаем.

Предполагаемые ответы детей:

-Мастерская, лаборатория.

-колбы, палочки, нитки и т.д.

4.Экспериментирование

5.Физкультминутка

Эксперимент№1 

«Свойства воды»

Воспитатель, обращает  внимание детей на то, какие  свойства воды бывают. Предлагает детям понюхать воду и сок. 

-Что можно сказать о воде?

Первое свойство воды – она без запаха.

Воспитатель предлагает детям отпить сок

 -Какой сок по вкусу? Отпейте  глоток воды. Какая вода по вкусу?

Второе свойство воды – она безвкусная.

На столе перед ребятами три ёмкости с водой, чаем, молоком. Воспитатель уточняет у детей, что  налито в ёмкости.

Далее воспитатель предлагает детям взять картинку и поставить её позади ёмкостей поочерёдно. И далее определить, через  какую ёмкость видна картинка.

Тоже самое можно проделать и с другими предметами ( например, ложка, её можно опустить в ёмкость)

Третье свойство воды – она прозрачная.

Эксперимент № 2 «Как с помощью нитки достать из стакана кубик льда, не замочив при этом рук?»

Воспитатель напоминает детям, что твердое состояние воды –лёд.

-А что нужно сделать, чтобы вода превратилась в лёд?  

-Какой лёд?

Воспитатель: « Как вы думаете, а что произойдёт, если опустить лёд в воду?»

- Давайте проверим.

Воспитатель:

« Правильно! Лёд не тонет, потому что он легче воды. И сейчас с вами мы познакомились с ещё одним свойством льда. Лед –легче воды».

-Ребята, а  как можно достать кусочек льда из стакана с водой?

-А как вы думаете, дети,  можно ли достать лёд с помощью обыкновенной нитки и при этом не замочить руки? Воспитатель сообщает, что оказывается это можно сделать при помощи соли.

Воспитатель показывает ребятам что нужно сделать: край    нитки нужно положить на кусочек льда и насыпать на это место немного соли. Предлагает детям сделать это индивидуально каждому.

Воспитатель просит детей немного подождать. (Соль немного подтопит небольшой участок льда. Затем, в течение 2- 4 минут соль раствориться в воде, а чистая вода на поверхности льда приморозится вместе с нитью).

-Давайте посмотрим, что же произошло.

Воспитатель с ребятами делают вывод: с помощью нитки и соли вытащили лёд из воды не намочив руки.

Вы слыхали о воде?

(шагают на месте)

Говорят, она везде!

(разводят руки в стороны)
В луже, в море, в океане.

И в водопроводном кране,

(загибают пальцы по одному на обеих руках)
Как сосулька, замерзает,

(соединяют руки домиком)

В лес туманом заползает,

(вращательные движения руками)
На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

(руки на поясе, поднимая плечи)
Без нее нам не умыться,

(умываем лицо)

 Не наесться, не напиться!

(«едим», «пьём»)
Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить

(шагаем на месте)

Эксперимент № 3 «Пар – это тоже вода»

Воспитатель уточняет у детей, когда можно увидеть пар?

-Вот перед вами термос с кипятком и вы все видите, что из него выходит пар. А как мы можем убедиться в том, что пар это действительно вода? Что нужно сделать?

-Надо над паром подержать обыкновенное зеркальце. Посмотрите, что появилось на его поверхности? (Показать каждому запотевшее зеркало).

Педагог предлагает желающим ребятам, проделать опыт с зеркалом у доски.

Воспитатель вместе с ребятами делает вывод: пар – это тоже вода. Состояние воды - парообразное ( или газообразное)

Дети нюхают сок и воду.

Делают вывод: вода не имеет запаха

Дети пробуют сок и воду. Делают вывод: сок имеет вкус, а вода безвкусная.

Предполагаемые ответы детей: Чай, кофе, вода, молоко, кефир.

Дети выполняют задание воспитателя, делают вывод: что картинку видно через ёмкость с водой. Значит вода прозрачная

Дети перечисляют, что еще можно положить в ёмкость с жидкостями (магнит, кубик. т.д.)

Дети перечисляют: заморозить,

положить в морозилку, вынести на улицу зимой.

Дети отвечают на вопросы воспитателя: холодный, гладкий и т.д.

-Утонет, не утонет, растает, заморозит  воду и т.д.

Дети самостоятельно проверяют и выясняют, что лёд не тонет.

Предполагаемые ответы детей: ложкой, палочкой, лопаточкой и т.д.

-нет

Дети начинают эксперимент.

Дети тянут за ниточку и вытягивают из воды кусочек льда

 Дети вместе с воспитателем выполняют движения проговаривая слова.

Ответы:

В бане, когда кипит чайник

- затрудняются ответить

Ответы детей: капельки, капельки воды

Клеёнки по количеству детей,

Маленькие стаканчики с водой, соком, чаем, молоком, картинки и  чайные ложки на каждого ребёнка.

Пустые стаканчики для переливания жидкости.

Стаканчики с водой, кубики льда, ниточка (10 см ), ёмкость с солью на каждого ребёнка.

Термос с горячей водой, или электрический чайник, зеркало, ткань для протирания зеркала

Рефлексивный этап

6. Беседа.

Воспитатель  задаёт детям вопросы:

- Ребята, скажите, что нового вы сегодня узнали?

-Как называются по научному называются превращения?(опыты , эксперименты)

-  Понравились ли вам эксперименты?

- Во что может превратиться вода при нагревании? При охлаждении?

- Как вы думаете смогли мы помочь Морскому Царю?

- В какое время года Морскому Царю лучше пригласить  в гости своих сестриц-водиц?

(Педагог подводит детей к умозаключению, осенью –самое удачное время, когда вода находится одновременно в одном состоянии-жидком. Летом-испаряется,зимой-замерзает)

Воспитатель  предлагает вернуться  детям в детский сад.

 

Раз два три – вместе другу помогли,

Снова  за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Ну ка, глазки закрываем,

В детский сад наш попадаем.

Ответы: узнали много о воде, о её свойствах и т.д.

Дети радуются, что смогли помочь сказочному герою.

Дети вместе  вс воспитателем рассматривают получившиеся фотографии экспериментов и готовы отправить Морскому Царю обратное письмо-ответ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА на тему: "Путешествие из прошлого в настоящее"

Создать условия для ознакомления детей с жизнью и бытом русских людей в прошлом и современности. Вызвать интерес, эмоциональный отклик, чувство гордости и уважения к нашим предкам к Родине....

Конспект познавательного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Игрушки в жизни русского народа».

Конспект познавательного занятия с детьми старшего дошкольного возраста  «Игрушки в жизни русского народа»....

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ. КОРМУШКИ ДЛЯ ПТИЦ»

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА«ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ. КОРМУШКИ ДЛЯ ПТИЦ»Цель: актуализация и расширение знаний детей о зимующих и перелетных птицах.Зад...

Конспект НОД Познавательное занятие с детьми старшего дошкольного возраста «Где прячется здоровье?»

В данном конспекте представлен учебный материал по формированию у детей представления о зависимости здоровья от двигательной активности, каждый педагог почерпнёт для себя что-то новое и интересное....

Конспект познавательно-исследовательской деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Воздух – «невидимка»

КонспектПознавательно-исследовательской деятельностипо познавательному развитию  с детьми старшего дошкольного возраста по теме«Воздух – «невидимка»с использованием соврем...

Конспект совместной познавательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Птицы нашего участка. Кормушки для птиц».

Данное занятие позволяет не только расширить знания воспитанников о птицах, но и изучить вопросы, связанные с жизнедеятельностью птиц в сложных условиях. В ходе данного занятия учащиеся учатся наблюда...