Главные вкладки

    Конспект совместной познавательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Птицы нашего участка. Кормушки для птиц».
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Татьяна Николаевна Башкова

    Данное занятие позволяет не только расширить знания воспитанников о птицах, но и изучить вопросы, связанные с жизнедеятельностью птиц в сложных условиях. В ходе данного занятия учащиеся учатся наблюдать за объектами живой природы, следить за сезонными изменениями в жизни птиц, изучают правила поведения в природе. Данное занятие воспитывает в детях любовь к животным, заботливое отношение к птицам, трудолюбие, милосердие.  В конце занятия проводится выставка кормушек, вывешивание их. Данный материал можно использовать   на занятии по ознакомлению с окружающим миром.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     МБДОУ  Д/с «Золотая рыбка»

    Конспект совместной познавательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

    «Птицы нашего участка. Кормушки для птиц».

    Подготовила: Воспитатель 1 категории Башкова Т.Н.

    Цель: актуализация и расширение знаний детей о зимующих и перелетных птицах.

    Задачи:

    • формирование представлений детей о зимующих и перелетных птицах: их внешнем виде, питании, особенностях обитания в зимних условиях;
    • развитие интереса к животному миру;
    • активизация речевого запаса детей; развитие связной речи;
    • развитие познавательной активности;
    • воспитание гуманного отношения, чувства ответственности ко всему живому.

    Предварительная работа:

    • наблюдение за птицами на прогулке;
    • беседа «Наши пернатые друзья»;
    • чтение художественной литературы: Г. Скребицкий «Появились синички», В. Бианки «Холодно, в лесу голодно», В. Чаплина «Крылатый будильник», А. Яшина «Покормите птиц зимой»;
    • художественное творчество: рисование «Сел на ветку снегирёк», рисование «Кормушки для птиц»;
    • прослушивание аудиозаписи «Звуки природы. Голоса птиц».

    Материалы, необходимые для изготовления кормушки:

    • картон;
    • клейстер мучной;
    • разноцветные ленточки;
    • зерновая смесь для птиц;
    • семечки подсолнуха, кукуруза, сушеные ягоды и пр. для добавления в зерновую смесь по желанию детей;
    • ножницы;
    • простые карандаши;
    • трафареты для обрисовывания формы кормушки (треугольник, круг, овал, квадрат, елочка, звезда, домик и пр.);
    • тарелочки для зерна;
    • ложки или большие кисти для клейстера;
    • подставка для развешивания готовых кормушек на обсушку;
    • влажные салфетки для вытирания рук.


    ХОД:

    Звучит аудио запись «Звуки природы. Голоса птиц»

    В: Ребята, что вы сейчас слышите?

    Д: Пение птиц.

    В: Скажите, пожалуйста, а почему сейчас мы можем послушать пение птиц только в записи?

    Д: Наступила осень и птицы улетели на юг.

    В: Все ли птицы испугались наступивших холодов и улетели?

    Д: Нет, не все. Есть птицы, которые остались.

    В: Тогда скажите мне, пожалуйста, почему одни птицы улетели, а другие остались?

    Д: Одни перелетные птицы, а другие зимующие.

    В: Чем же отличаются перелетные птицы от зимующих, почему они улетают?

    Д: Перелетные птицы питаются насекомыми, осенью они пропадают, впадают в спячку. Птицам становится нечего есть и поэтому они улетают на юг, где много разных насекомых.

    В: А почему же тогда зимующие птицы остаются с нами?

    Д: Они не питаются насекомыми. Они едят зерна, семечки, ягоды…

    В: Ребята, а я знаю много загадок о зимующих птицах, можно я вам их загадаю? Присаживайтесь, пожалуйста, на стульчики.(презентация)

    1.Зимой на ветках яблоки!                           2.Непоседа пёстрая,

    Скорей их собери!                                        Птица длиннохвостая,

    И вдруг вспорхнули яблоки                        Птица говорливая,

    Ведь это…(снегири)                                     Самая болтливая. (сорока)

    3.Чик-чирик!                                                 4.Синяя косынка,

    К зёрнышкам прыг!                                         Тёмненькая спинка. 

    Клюй не робей!                                                Маленькая птичка

    Кто это? (воробей)                                          Звать её…(синичка)

    5.Кар –кар-кар!                                             6.В лесу под щебет, звон и свист

    Кричит плутовка.                                            Стучит лесной телеграфист:

    Ну и ловкая воровка!                                      «Здорово, дрозд - приятель!

    Все блестящие вещицы                                  И ставит подпись…(дятел).

    Очень любит эта птица!

    И она вам всем знакома,

    Как зовут её? (ворона)

    7. Всю ночь летает –                                    8. Птицей мира он зовётся

    Мышей добывает.                                            С крыш стрелой к земле несётся,

    А станет светло –                                             Если видит гору крошек.

    Спать летит в дупло (филин)                          Сизый, белый и хороший (голубь)

     В: Молодцы, всё правильно угадали, а у меня есть ещё задание.

    В: Ребята, у меня есть картинки с изображением птиц. Помогите мне разобраться, какие из них перелетные, а какие зимующие? (Д/И «Рассели птиц») Давайте зимующих птиц расположим на зимнем дереве, а перелетных – на летнем дереве.

    Дети берут по несколько карточек с изображением птиц (филин, снегирь, воробей, ворона, голубь, сойка, синица, сокол; соловей, иволга, кукушка, скворец, ласточка, жаворонок, аист, дрозд) и развешивают их на соответствующие деревья. Воспитатель спрашивает у детей, как называется та или иная птица.

    В: Дети перелетные птицы в теплых краях всегда найдут себе пропитание. Скажите, а как же быть с зимующими птицами? Где им зимой взять корм?

    Д:  Зимующих птиц подкармливают люди.

    В: Чем же они их кормят?

    Д: Пшеном, семечками, зернами…

    В: Как люди это делают?

    Д: Выносят корм на улицу и высыпают на землю.

    В: А что если будет снежная погода, весь корм засыплет снегом, как же быть птицам, они не смогут добраться до зерна. Наверное, нужно что-то придумать, что бы решить эту проблему…

    Д: Можно сделать кормушки для птиц.

    Происходит беседа о том, какие бывают кормушки, как они выглядят, из чего человек их может сделать. Можно показать детям изображения разных кормушек: из пакетов для молока, из пластиковых бутылок, деревянные кормушки, кормушки из картона и пр. (слайды)

    В: У нас уже наступили холода и птицы нуждаются в нашей помощи. Не могли бы вы помочь мне сделать кормушки для птиц?

    Д: Да

    В: Вот только есть небольшая проблема. У меня очень много разного корма для птиц, но нет никаких материалов, для того чтобы сделать кормушку. Нет ни пластиковых бутылок, ни пакетов от сока и молока, ни деревянных дощечек. Как же нам быть?

    Дети предлагают свои варианты решения.

    В: Я тоже очень долго думала над этим вопросом и придумала вот такую кормушку…

    Воспитатель демонстрирует детям готовую кормушку. Беседуют о том, из чего она изготовлена.

    В: Ребята, а какие продукты можно есть птицам, а какие нельзя вы знаете?

    Д: Ответы детей.

    Затем приступаем к изготовлению кормушки. Предварительно поговорив с детьми о том, что используемый состав для наклеивания зерна безопасен для птиц, поскольку сварен из муки;  повторив с детьми правила пользования ножницами. Предварительная работа. (Дети самостоятельно выбирали для себя трафарет будущей кормушки (треугольник, круг, овал, квадрат, елочка, звезда, домик и пр.), обрисовывали его на картоне, выбирали ленточки понравившегося цвета для своей кормушки. Вырезали полученный рисунок. В картонной детали кормушки делали отверстие, привязывали ленточку понравившегося цвета.) В отдельной тарелочке готовят смесь для кормушки. Обмазывают картонную деталь клейстером и посыпают зерновой смесью. Можно обсудить, какие семена есть в смеси, которой они обсыпают кормушку… Готовые кормушки вешают на подставку для того, что бы просохли.

    Параллельно с тем, как дети работают над своими кормушками можно провести с ними речевую игру «Скажи какой/какая?». Например, воробей какой? (серый, шустрый, неунывающий…), сорока какая? (хитрая, быстрая, шумная). Сова какая? (хищная, сонная, бесшумная). Ворон какой? (черный, умный, грозный) и т.д.

     

    В: Ребята, мы сегодня много говорили с вами о птицах, узнали, чем можно кормить птичек, а чем ни в коем случае нельзя, сделали для них кормушки, сами превращались в птичек, играли в игру.

          И помните!  Зима для пернатых – самая тяжелая пора. Чтобы помочь зимующим птицам, необходимо  постоянно подкармливать их в течение зимы. На сооружение кормушки из подручных материалов уйдёт немного времени. Главное - в дальнейшем кормить птиц постоянно. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых. Во второй половине зимы, когда большая  часть  зимних  ягод  и  плодов съедена  или  пропала,  дополнительные подкормки  особенно  важны.

           Мы рады, что сегодня сможем позаботиться о братьях наших меньших и  помочь хотя бы небольшой части из армии пернатых жителей нашего посёлка. Заботясь о птицах, мы получим прекрасную возможность наблюдать за птицами в природе, познавать их тайны.

    А когда будем вывешивать кормушки, то будем проговаривать следующие слова.

    Мы кормушки смастерили.

    Мы столовую открыли.

    Воробей, снегирь – сосед,

    Будет вам зимой обед!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по реализации образовательной области познавательное развитие "Путешествие в Сказкинград"

    Сказка - это популярный жанр устного народного творчества. Рассказчик подает, а слушатель воспринимает сказку как вымысел. Без сказки - живой, яркой, овладевший сознанием и чувствами ребенка, невозмож...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию на тему «Птицы – наши друзья».

    Несколько лет назад в России появился еще один экологический праздник – Синичкин день. Он создан по инициативе Союза охраны птиц России и отмечается 12 ноября. В этот день жители разных населенных пун...

    КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ. КОРМУШКИ ДЛЯ ПТИЦ»

    КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА«ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ. КОРМУШКИ ДЛЯ ПТИЦ»Цель: актуализация и расширение знаний детей о зимующих и перелетных птицах.Зад...

    Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по реализации образовательной области Познавательное развитие « Огонь, вода, ветер, земля » ( с использованием игровых технологий )

    Конспект совместной образовательной деятельности познавательное, развитие  по методу ТРИЗТема «Огонь, вода, ветер, земля » Цель совместной образовательной деятельности: Познакомить детей с четырь...

    Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Путь хлеба до нашего стола»

    Дать детям представления о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом....