Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по реализации образовательной области Познавательное развитие « Огонь, вода, ветер, земля » ( с использованием игровых технологий )
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Залесская Елена Валентиновна

Конспект совместной образовательной деятельности познавательное, развитие  по методу ТРИЗ

Тема «Огонь, вода, ветер, земля »

Цель совместной образовательной деятельности: Познакомить детей с четырьмя стихиями природы, дать знания о пользе и вреде их в жизни человека, помочь детям делать предположения, выводы, выдвигать гипотезы, обобщать.

Задачи совместной образовательной деятельности

1. Развивать исследовательские способности и навыки.

2. Развивать любознательность, познавательную активность

3. Развивать память, логическое мышление, сообразительность.

4. Обогащать словарный запас детей, познакомить со специфическими словами.

5. Расширять кругозор детей.

6. Воспитывать внимательность, наблюдательность, осторожность в работе

Используемое оборудование: спички, свеча, емкость с водой, парусники из грецких орехов, емкость с песком, медицинская груша, вода в стаканчиках, лейки, комнатные цветы, зеленый лук в земле.

Видеоролики ( вода, огонь, воздух, земля )

Материалы к НОД: плакаты (этот прекрасный мир земли, экологическая катастрофа земли), иллюстрации ( морские пейзажи, песочные барханы, снежные торосы), картины ( вода, огонь, воздух, земля)

Методы, приемы, технологии: Словесный, наглядный, проблемная ситуация, экспериментальная деятельность, рассказ, объяснение, указание воспитателя.

Предварительная  работа: Игры с водой, песком, камнями

Организация детей; Стоя полукругом, сидя за столами, сидя напротив друг друга

Формы работы: Фронтально, в парах, подгруппами.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», »Познавательно – исследовательское» «Социально – коммуникативное развитие», «Развитие речи».

Ход непосредственной образовательной деятельности( Познавательно – исследовательская деятельность) с детьми старшего возраста по теме: «Огонь, вода, ветер, земля »

 

Ход занятия

Мотивация: Женя пришел в детский сад с перебинтованным пальцем. Дети интересуются, что же произошло? Оказывается, накануне вечером, в доме не было света, и Женя обжегся, находясь рядом со свечкой.

Воспитатель ; Огонь для человека это хорошо или плохо?

Ответы детей

Воспитатель предлагает в скором будущем посетить помещение, где обычно проходит опытно - экспериментальная работа.

 

Воспитатель: Ребята, вы помните, как Женя пришел в детский сад с обожженным от свечки пальцем?

Ответы детей

Воспитатель:- Я обещала вам, что покажу помещение, где проводят опыты и эксперименты с различными материалами и мы отправляемся в опытно - экспериментальную лабораторию, глее вывешены иллюстрации 4 стихий

Воспитатель; Ребята, посмотрите, что изображено на картинах?

Ответы детей  (Огонь, вода, воздух, земля) .

Воспитатель:  А теперь рассмотрим две  иллюстрации – ОГОНЬ

Воспитатель: Сравним два изображения. Скажите?: Огонь для человека, это хорошо или плохо?

Ответы детей.

Воспитатель: Хорошо:  Греет, освещает, люди готовят на нем еду, он движет транспорт, например, паровоз, воздушный шар и т. д., сильный огонь плавит металл, люди изготавливают металлические предметы.

Воспитатель : Плохо: При пожаре можно обжечься, сгореть, задохнуться угарным газом, яркая вспышка огня может ослепить, а ядерная даже моментально испарить человека.

Видеоролик  об огне – 5 сек

Воспитатель:  А, теперь подойдите к первому опытному столу.

Опыт №1.( проводит воспитатель, дети стоят полукругом )

Горящая свеча. Посмотрите, какой завораживающий язычок пламени красивый. От него идет свет, если поднесу к нему руку, чувствую тепло, но если долго подержать руку над пламенем – обожжет. Полоска бумаги горит, а металлический поднос сильно нагреется – показать и нельзя дотрагиваться, можно обжечься  

Воспитатель: Давайте подойдем к стенду, где изображена ВОДА. Ребята, рассмотрите внимательно иллюстрации и ответьте, вода для всего живого на Земле это хорошо или плохо?

Ответы детей

Воспитатель: Хорошо: Человек состоит на 80% из воды. Без воды человек может прожить 3 суток. Вода нужна растениям, животным, которыми мы питаемся. Воду используем для стирки, мытья полов, посуды. В воде живет рыба, которую мы употребляем в пищу и морепродукты. Любим водные путешествия и купание в водоемах.

Воспитатель: Плохо: Наводнения затапливают посевы, рушатся жилища человека, погибают животные. Сходят с гор лавины, которые влекут за собой разрушения и жертвы, люди захлебываются в воде, тонут, погибают от переохлаждения и травм. Проливные дожди, их называют еще муссоны, затапливают целые города, реки выходят из берегов.

Видеоролик о воде – 5 сек.

Опыт№2. (проводят дети, сидя за столами) .

Воспитатель: Детям предлагается выпить стакан воды и рассказать о ее качествах, о том, когда больше всего хочется пить (жарко, после еды, после спортивных игр). Предложить детям подойти к природному уголку и из лейки полить комнатные растения и зеленый лук. Напомнить, что хорошо политое растение здоровое, цвет сочный и т. д.

(Дети работают подгруппами) .

(Дети стоят полукругом) .

Воспитатель; А сейчас, ребята, подышите глубоко носом. Наберите носом воздух и выпустите его на ладонь. Воздух мы не чувствуем, но ощущаем его, когда выпускаем струйку воздуха, получается маленький ветерок. Ветер – это движение воздуха. Ветер -  это хорошо или плохо?

Ответы детей

Воспитатель: Хорошо: Освежает в жару, разгоняет дождевые тучи, движет парусные суда, вертит мельничные лопасти.

Воспитатель: Плохо: Сильный ветер мешает отдыху, поднимает песчаные и снежные бури, на море большую волну, которая переворачивает и топит корабли. Ураганный ветер разрушает и переносит огонь, разрушает здания, вырывает с корнями деревья.

Воспитатель:  Рассмотрите иллюстрации про ВЕТЕР (морские пейзажи; песочные барханы; снежные торосы)

Опыт №3. (проводят дети) .

-Воспитатель: Дети сядьте напротив друг друга, за столы с контейнерами с водой и при помощи выдоха (своего маленького ветерка) передвигайте парусники друг другу.

Опыт №4. (проводят дети, сидя за столами) .

Воспитатель: При помощи медицинских спринцовок можно увидеть, как в природе образуются песочные барханы и снежные торосы. Дети выполняют задание возле своего контейнера с песком.

Видеоролик о ветре  – 5 сек..

Воспитатель:- Осталась еще одна стихия – ЗЕМЛЯ

Рассмотрите иллюстрации о земле(этот прекрасный мир земли )

Воспитатель: Скажите, земля для человека - это хорошо или плохо?

(Ответы детей) .

Воспитатель: Хорошо: Мы видим на картинах, что в любое время года Земля наша красивая. Она нас кормит: овощи, фрукты, ягоды, грибы, зерновые культуры. Деревья, растущие на земле, дают нам кислород, мы строим из них дома, мебель и т. д. носим изделия из льна. В Земле находятся полезные ископаемые.

Рассмотрите иллюстрациями (экологическая катастрофа) .

Воспитатель: Плохо: Камнепады, оползни, землетрясения травмируют человека и даже приводят к гибели.

Воспитатель:- Мы познакомились с четырьмя стихиями природы. Только бережное отношение и разумное использование человеком природных богатств может обратить их ему на пользу, а не во вред.

Дидактическую игру на внимание «огонь, вода, ветер, земля».

Напоминаю: Воздух- руки поднимаются вверх.

Земля- руки опускаются вниз.

Огонь- руки движутся верх- вниз, верх- вниз.

Вода- руки движутся в лево- в право, влево- в право.

Воспитатель: Ребята, где мы сегодня побывали?

Ответы детей.

Воспитатель ; А вам понравилось путешествие?

Ответы детей.

Воспитатель : С какими стихиями вы познакомились?

Ответы детей  

Воспитатель: Что для вас показалось трудным?

Ответы детей:  

Воспитатель: Что понравилось в нашем путешествии больше всего?

Ответы детей

Воспитатель: Женя, а ты теперь запомнил, как надо вести себя, если рядом огонь,?

Ответ ребенка

Воспитатель: Ребята, в следующий раз мы посетим и другие лаборатории, узнаем много нового и интересного. Полученные знания вы сможете применить в своих играх.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по реализации образовательной области познавательное развитие "Путешествие в Сказкинград"

Сказка - это популярный жанр устного народного творчества. Рассказчик подает, а слушатель воспринимает сказку как вымысел. Без сказки - живой, яркой, овладевший сознанием и чувствами ребенка, невозмож...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по реализации образовательной области развитие речи составление описательного рассказа «Встреча в зимнем лесу » ( с использованием игровых технологий )

Конспект совместной образовательной деятельности по развитию речи: Составление описательного рассказа с помощью опорных схем: Тема: «Встреча в зимнем лес »  Цель совместной образовательной деятел...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по реализации образовательной области «Познавательное развитие» «Домашние животные и их детеныши» (с использованием информационно-коммуникационных технологий)

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по реализации образовательной области «Познавательное развитие»«Домашние животные и их детеныш...

ПРОЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ «Любимые русские народные сказки» (с использованием игровых технологий)

Русские народные сказки - важнейший элемент народного фольклора. В сказке перед умственным взором ребенка предстоят образы, характеры, родная природа; в ней дети получают блестящие образы родного язык...

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ «ОСЕНЬ ДОБРАЯ ПРИШЛА»

Развивать познавательную активность детей в процессе проведения дидактических игр, умение различать фрукты и овощи по запаху, формировать интерес к играм, в которых дети могут показать свои знания....