Главные вкладки

    КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА на тему: "Путешествие из прошлого в настоящее"
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

    Рябикина Ольга Александровна

    Создать условия для ознакомления детей с жизнью и бытом русских людей в прошлом и современности. Вызвать интерес, эмоциональный отклик, чувство гордости и уважения к нашим предкам к Родине.
     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zanyatie_pro_rossiyu.doc61.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБДОУ детский сад № 47

    КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    ТЕМА: «Путешествие из прошлого в настоящее»

    Составила: Рябикина Ольга Александровна

    воспитатель высшей квалификационной категории


    Образовательная область: Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.

    Интеграция образовательных областей: «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

    Цель:

    Создать условия для ознакомления детей с жизнью и бытом русских людей в прошлом и современности. Вызвать интерес, эмоциональный отклик, чувство гордости и уважения к нашим предкам к Родине.

    Задачи:

    • Дать детям знания о русском быте, традициях и обычаях;
    •  Приобщать детей к истокам русской народной культуры;
    • Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи.
    • Продолжать формировать у детей знания об истории города, храмов, об истории происхождения имени;
    • Вызвать интерес, эмоциональный отклик, чувство гордости и уважения к нашим предкам.
    • Сделать личностно значительными для ребёнка понятия: Именины - День Ангела.
    • Прививать детям любовь к русскому народному творчеству к Родине, чувство гордости за свою страну.
    • Создавать радостное эмоциональное настроение.

    Предварительная работа:

    Разучивание стихов про ангела – хранителя, разучивание пословиц, подготовка докладов детьми младшего школьного возраста на тему: «Храмы Белгорода», Целевая прогулка к Преображенскому и Смоленскому храмам.

    Словарная работа: МИСКИ, ЛОЖКИ, ЧАШКИ (слайд). ТКАЛИ, ВЫШИВАЛИ, ТЯНУЛИ КУДЕЛЬ, ПЛЕЛИ ЛАПТИ и ТУЕСА

    Материалы и оборудование: 

    Костюмы: русские народные рубахи, сарафан, крылья ангела.

    Демонстрационный: Презентация: «Старый Белгород», Презантация: «Старинная утварь», макет русской горницы, муз. Произведение Моцарта – «музыка ангелов», песня Россия, Музыка «Ах, ты Русь моя»; сито, самовар, полотенце, чугунок, керасинка, лапти, топор, печь, деревянная посуда, туес, кровать, скамья, веретено, прялка….Кукла – малыш,

    Раздаточный: изображение иконки святого (по именам), куколки – ангелочки.


    Ход занятия

    I. Вводная часть

    Дети дошкольники в русских народных костюмах, входят в зал под музыку «Россия». Встают в полукруг.

     Их встречает воспитатель - хозяюшка в русском народном костюме.

     В зале имитация русской избы – горницы

    Здравствуйте, гости дорогие, добры молодцы и красны девицы. Я хозяюшка. Милости прошу в гости в мою горницу. Проходите, присаживайтесь, будем беседы вести.

    Дети проходят, присаживаются на лавку.

    Хозяюшка:

    Ребята, в какой стране мы с вами живем? (в России). Значит мы кто? (россияне). А в каком городе мы живём? (Белгороде). Наш город частичка России. А как  нас можно назвать? Белгородцы, потому что мы живем в городе Белгороде.

    Читаю стихи:

    Один из тысяч городов России
    На берегах реки седой
    Овеян богатырской силой -
    Красивый, мудрый, молодой...

    II. Основная часть

    Презентация слайдов (Старый Белгород, избы, горницы)

    Белгородчина - это древний край, который имеет богатое историческое прошлое и традиции. Как сильно разросся город с давних времён, вместо маленьких деревянных домиков, выросли многоэтажные кирпичные и панельные дома. А ведь раньше на Руси все постройки – жилые дома, мостовые, церкви – рубились, то есть строились из дерева. Дома строили деревянные не потому, что не умели строить каменные, а потому, что деревянный дом теплее и потому, что на Руси леса хватало, он был главным строительным материалом. Называли дома – избами (слайд). Срублена она из сосновых бревен без одного гвоздя, а стоит, с места ее не сдвинешь. Воздух в ней всегда смолой пахнет. Раньше Россию называли Русью.

    ***

    «Русь деревянная, края дорогие

    Здесь издавна русские люди живут

    Они прославляют жилища родные

    Раздольные песни поют».

    ***

    Послушайте какие пословицы русский народ сложил об избе:

    ***

    Всего дороже честь сытая да изба крытая.

    Своя избушка – свой простор…

    А какие вы знаете пословицы о русской избе? (ответы детей)

    ***

    Наша изба ровно тепла.

    Не красна изба пирогами, а красна углами.

    Красна изба углами, человек добрыми делами.

    У хороших хозяев в избе все чистотой сверкает (слайд горницы). На полу половики, на стенах расписные белые полотенца, на кроватях кружевные накидки.

    Хозяюшка:

    Слава нашей стороне, слава русской старине!

    И про эту старину я рассказ сейчас начну.

    Чтобы вы узнать могли о делах родной земли.

    Показ слайдов со старинной утварью, игрушками и свистульками.

    Все в избе сделано своими руками. Долгими зимними вечерами резали (вырезали) из дерева МИСКИ, ЛОЖКИ, ЧАШКИ (слайд). ТКАЛИ, ВЫШИВАЛИ, ТЯНУЛИ КУДЕЛЬ (слайд – веретено, прялка), ПЛЕЛИ ЛАПТИ и ТУЕСА. Может кто – то из вас знает, что такое ТУЕС? Для чего его использовали?

    Туес (туесок) — небольшой берестяной короб с крышкой. Классический туес имеет цилиндрическую форму, на его поверхности наносится резной узор, содержание которого обычно берётся из русских народных сказок, таких как «Три медведя», «Три богатыря». Туес, сделанный из берёсты, является прекрасным хранилищем продуктов. Продукты в нём дольше сохраняются и имеют свежий вид. Для малых ребят изготавливали ИГРУШКИ и СВИСТУЛЬКИ (слайд). Все делалось с любовью, и было не только полезным, но и красивым, радующим глаз.

    Поэтому Русь – матушку величали – РУСЬ – ДЕРЕВЯННАЯ.

    Очень часто за событиями

    И за сутолокой дней

    Старины своей не помним,

    Забываем мы о ней

    Хоть и боли привычны

    Нам полёты на луну

    Вспомним русские обычаи,

    Вспомним нашу старину.

    Смотрите, сорока стрекочет - гостей пророчит.

    Звучит музыка Моцарта «Музыка ангелов». Выходит ангел (ребёнок в костюме) с малышом на руках.

    Ангел: Ребята сегодня у вас именины, зовите своих подружек и друзей…

    Хозяюшка: Собрались мы именинников поздравлять, позабавиться, да потешиться!

    Пошутить, посмеяться, как обычаем старины заведено, как люди на Руси праздновали. Ребята, мы уже много раз сказали слово именины, а кто знает, что такое именины (именины, это день твоего ангела, день памяти небесного покровителя).

    Хозяюшка: А кто же такой ангел? (Тот святой, в честь которого тебя назвали и есть твой ангел-хранитель)

    Хозяюшка: День Рождения и именины у людей часто не совпадают. Кто скажет почему? (согласно старинному обычаю имя ребёнку выбирает священник при крещении на восьмой день после рождения. В этот день священник открывает святцы, и смотрит у кого сегодня день памяти и в честь этого святого называют ребёнка).

    Хозяюшка: Раньше люди так чтили день именин, что даже нередко забывали о дне своего рождения. Сейчас - наоборот. Мы помним лишь день рождения.

    Хозяюшка: Ребята, когда ребенку при крещении дают имя, бог дает ему ангела-хранителя. Как ангел нас охраняет и помогает нам?

    Ответы детей: (охраняет от болезней, помогает в жизни, во всех делах, в учёбе, помогает расти, быть здоровыми).

    Хозяюшка: Охраняет наши души и тела заступается за нас в течение земной жизни, молит о нас Бога.

    Ребята, ангел-хранитель всегда с вами, поэтому каждый должен знать имя ангела-хранителя своего. Назовите мне их имена.

    Дети берут изображение иконки своего святого и называют его имя (ответы детей)

    Хозяюшка:

    Мы должны помнить, если мы себя плохо ведём, совершаем плохие поступки, то ангел может обидеться и оставить нас. Кто тогда защитит нас? Мы должны просить у него прощения и чаще вспоминать о нём.

    Хозяюшка: Давайте зажжем свечу нашим ангелам-хранителям и скажем им ласковые слова.

    Дети читают под тихую музыку стихи:

    Ангела Бог при крещеньи мне дал.
    Пусть я его никогда не видал,
    Знаю и верю, что день изо дня
    Он от врагов защищает меня!

    Ангел Хранитель со мной день и ночь,
    Где бы я ни был – спешит мне помочь!
    Лучшего в мире не знаю врача я,
    Только вот часто его огорчаю…

    Лгу я, ленюсь или ссорюсь я с кем -
    Ангел отходит и плачет затем.
    Бесы ко мне подступают тогда.
    Ангел, прости, без тебя мне – беда!

    Ангел – добрый мой хранитель,
    Тихий светлый покровитель,
    Ангелу всегда молюсь,
    Нечего с ним не боюсь.

    Ангел-Хранитель тебя охраняет,
    Мысли твои он и тайные знает,
    Вместе с тобой веселится удаче,
    А согрешишь – он страдает и плачет.

    Хозяюшка:

    Ребята а кто такие крестные? (духовные родители ребёнка, которые крестили его в церкви).

    За именинный стол крестных сажают на почётное место. В день именин мать печет имениннику именинный пирог с кашей.

    В день именин имениннику следует пойти в храм и причаститься Святых Христовых Тайн. В этот день крестные обязательно должны быть рядом со своим крестником.

    Ребята, как надо вести себя в храме?

    Ответы детей: (Креститься при входе и выходе, разговаривать при необходимости шёпотом, не смеяться, не шуметь)

    Музыка со звоном колоколов.

    Белгород - город с давними историческими традициями. Но случалось так, что Великая Отечественная война оставила свой неизгладимый след и в душах людей и в облике города. Белгород был буквально стерт с лица земли, после его освобождения в город возвратились жители. Теперь наш Белый Город отстроен заново и стал современным.

    В самом городе и неподалеку в его окрестностях множество красивых храмов и церквей, которые возведены заново или отреставрированы.

    Я знаю, что ребята подготовили доклады про храмы Белгорода, и сейчас они расскажут о том, что про них узнали.

    Дети читают свои доклады:

     

    Преображенский собор, Белгород  

    Самый главный старинный  белгородский храм – Преображенский собор, построенный в честь победы русских войск над Наполеоном еще  в 1813 году. Одной из его святынь, являются мощи святого Иосафа. В этом же храме находится икона Николая Ратного. После основательного ремонта Преображенский собор получил второе рождение, стал ещё краше, чем прежде.

    Смоленский собор, Белгород

    Одним из самых значимых исторических памятников Белгорода является Смоленский собор. История его возникновения начинается в 1703 году. Вот что говорит сказание «Повесть о явлении чудотворной иконы…»

    «С 14 на 15 октября 1703 года в полночь, часовой Мефодий Иванов был поражен необыкновенным зрелищем: на городских воротах от образа Смоленской Божьей Матери блеснул свет, и от света зажглась сама собою явившаяся восковая свеча». На месте чудесного прославления иконы в том же 1703 году была воздвигнута часовня, а через два года строится Смоленская церковь. Первоначально она была деревянной, а позже, Преосвященный Архиепископ Белоградский Петр заложил каменную церковь, строительство ее велось 27 лет.

    III. Заключительная часть

    Хозяюшка:

    Молодцы ребята, теперь мы знаем про некоторые храмы Белгорода. Многие изменения пришлось пережить храмам. Но они действуют, и является городской «жемчужиной», поражающей нас своим спокойным, уверенным величием. Спасибо вам за хорошие рассказы! Дорогие гости спасибо за ваше внимание! А ребятишки приготовили подарки сделанные своими руками, ангелочков, как в старину кукол делали, пусть они вас берегут.

    Пришло время прощаться. Отпускаю я вас не с пустыми руками, а с гостинцами:

    Вы хозяюшку потешьте

    Пирогов моих поешьте

    Красна изба углами

    Да славится пирогами.

    Приглашаю всех за стол, пирогов с кашей отведать.

    За столом дети вспоминают что нового они узнали на занятии.

    До свидания. До новых встреч!

    ТЕМА: «Путешествие из прошлого в настоящее»

    Составила: Рябикина Ольга Александровна

    воспитатель высшей квалификационной категории

    г. Белгород 2013 г.

    Рябикина Ольга Александровна


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект познавательного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Игрушки в жизни русского народа».

    Конспект познавательного занятия с детьми старшего дошкольного возраста  «Игрушки в жизни русского народа»....

    Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Путешествие в сказку»

    Цель: закрепить умение пересказывать художественное произведение при помощи метода моделирования.Задачи:1. Научить детей отвечать полным предложением, активизировать словарь, развивать связную ре...

    Конспект образовательной деятельности c детьми старшего дошкольного возраста. на тему: "Путешествие по сказкам А.С.Пушкина".

    Прививать любовь к творчеству А.С Пушкина, показать красочность, образность, эмоциональность Пушкинской лирики....

    Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Путешествие в сказку". Образовательная область "Познавательное развитие"

    Данный материал направлен на уточнение и расширение математических способностей детей, развитие социальных навыков работы в группе, нахождение решений и умение  делать выводы....

    МУЗЫКАЛЬНОЕ ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ДЕРЕВЯННЫХ ЗВУКОВ»

    Цель. Привлечь внимание детей к богатству и разнообразию звуков, издаваемых деревянными предметами и музыкальными инструментами.Образовательные задачи:Обучающие: продолжить знакомство с деревянными му...

    Конспект познавательной беседы с детьми среднего дошкольного возраста на тему: «Путешествие в страну геометрических фигур»

    Конспект познавательной беседы с детьми среднего  дошкольного  возрастана тему: «Путешествие в страну геометрических фигур»...