Конспект познавательного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Игрушки в жизни русского народа».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Шмелькова Надежда Николаевна

Конспект познавательного занятия с детьми старшего дошкольного возраста  «Игрушки в жизни русского народа».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_poznavatelnogo_zanyatiya_s.doc104.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

                                         детский сад общеразвивающего вида № 27»Ручеёк»

 

 

Конспект познавательного занятия с

                                   детьми старшего дошкольного возраста:

                                   «Игрушки в жизни русского народа».

                                                          Воспитататель 1 категории

                                                                   Шмелькова Надежда Николаевна 

                                                                                                             

Конспект открытого занятия

Программные задачи.

  1. Развивать интеллектуальные способности детей.
  2. Закрепить знания детей о народных промыслах: дымковском, филимоновском, каргопольском, гжельском, хохломском, городецком, русской народной игрушке.
  3. Закреплять умение детей различать особенности, характерные для каждого вида росписи.
  4. Совершенствовать навыки росписи, используя характерные для каждого промысла элементы и цветовую гамму.
  5. Воспитывать в детях любовь к народным традициям, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от народной музыки и устного народного творчества.

Материал и пособия к занятию; изделия Хохломы, Гжели, Городца, Богородская игрушка, Каргопольская игрушка, матрешки, Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка, картины, иллюстрации, скульптуры малых форм, сделанные руками детей, воспитателя. Домики, сделанные из оргалита, расписанные дымковским, филимоновским, каргопольским орнаментом. Центральная стена украшена павло-посадскими платками. Гуашь, кисти, тряпочки, подставки для кистей, банки с водой, палитра.

Ход занятия. Звучит русская народная мелодия.

Дети с воспитателем входят в зал, здороваются с гостями, садятся на стульчики.

Воспитатель: Что я вижу, что за диво!

                        Сколько радости вокруг.

                        Правда, дети, тут красиво?

                        Аж захватывает дух!

 Наш зал украшен предметами народного искусства.

                      Велика Россия наша      

                      И талантлив наш народ.

                      О Руси родной, умельцах           

                      На весь мир молва идет.

 Сегодня мы поговорим о том, чем же прославились наши русские мастера.

 Послушайте загадку.

Гончар разведет для меня жаркий пламень,    

 Сухая - я твердой бываю как камень


Намочат - как тесто податливой буду, Могу превратиться в игрушки, посуду красная, белая и голубая. Узнали, ребята, кто я такая!

Дети: Глина.

Воспитатель: Молодцы, правильно. Какие глиняные игрушки, сделанные руками мастеров, вы знаете?

Дети: Филимоновские, дымковские, каргопольские.

Воспитатель: Как мастера превращают глину в игрушки?

Дети: Они их лепят, сажают в муфельную печь, раскаляют до красна, потом игрушки остывают, становятся легкими, прочными. Их можно расписывать.

Воспитатель подходит к дымковскому домику (убирает занавес)

«В детском царстве - государстве

Именуемом «Ручеек».

Стоит терем-теремок,

Он не низок, невысок». Дети, посмотрите на этот домик и скажите, какие игрушки могут жить в этом теремке.

Дети: Дымковские.

Воспитатель: Почему вы так думаете?

Дети: Теремок белый, украшен дымковским узором: клетки, кружочки, волнистые линии, точки, на крыше дымковское солнышко.

Воспитатель: Сейчас узнаем, кто живет в этом домике. Стучит. «Кто, кто в теремочке живет, Кто, кто в невысоком живет. Открывайте ставенки, ставенки резные

Покажите людям дива расписные»

 Открывается окошко, появляется дымковская игрушка - водоноска.

 Воспитатель: Молодцы. Правильно догадались. Это дымковская игрушка. Посмотрите, какая красивая барышня. Как она называется?

Дети: Водоноска.

Дети: Игрушка эта непростая,

А волшебно- расписная.

Белоснежна, как березка

Кружочки, клеточки, полоски,

Простой, казалось бы, узор.

Но отвести не в силах взор.

Воспитатель: Посылали молодицу под горушку, по водицу.

А водица далеко, а ведерко велико.

 Дети поют русскую народную песню «Пошла млада за водой».

 Воспитатель ставит Водоноску к дымковскому домику.

 Воспитатель открывает домик, украшенный филимоновской росписью.

 Воспитатель: А это что за теремок.

Он не низок, не высок.

Вы такого теремка

Не видали никогда?

Дети: Нет, не видали.

Воспитатель: Веселенький, полосатенький. Кто мне двери отопрет Может зебра в нем живет? Как вы думаете.

Дети: В этом тереме живут филимоновские игрушки.

Домик украшен филимоновским узором   - полосками, елочками,   на крыше - филимоновский цветок.

Воспитатель: Сейчас узнаем. Стучит.

Кто же в тереме живет,

Кто мне двери отопрет!

Открывайте ставенки, ставенки резные,

Покажите людям дива расписные. Ставенки открываются. Появляется филимоновский козлик.

Воспитатель: Живет здесь козлик Козлик с бородой.

Четыре ножки и хвостик небольшой.

 Молодцы, этот козлик филимоновский.

 Воспитатель показывает картинку. Вот этот козлик, который сделали филимоновские мастера. А если бы этот козлик не был расписан, вы бы догадались, что он филимоновский?

Дети: У него длинная шея, короткие ноги, маленькая голова. У него нет налепов.

Дети: читает стих:

Есть под Тулой деревенька

Филимоново зовут.

            И живут там мастерицы,

Что добро в дома несут.

И добро там непростое,

            И не злато, серебро.

Филимоновской игрушкой

Называется оно.

Воспитатель ставит козлика к домику.

Воспитатель: В этом домике живут филимоновские игрушки. Воспитатель открывает третий домик.

 Воспитатель: Каким узором украшен этот теремок?

Дети: Каргопольским. Нарисован Полкан, это Каргопольская игрушка - пол человека, пол-коня, каргопольское солнце, каргопольский орнамент.

Воспитатель: Сейчас узнаем, дома ли хозяин.

Стучит. Кто в тереме живет,

                Кто мне двери отопрет?

Открываются ставни. Появляется Каргопольская игрушка.

 Воспитатель: Что это за игрушка?

Дети: Это каргопольский крестьянин, он сидит, держит собачку. Краски неяркие, много коричневог


Воспитатель: В этом тереме живут каргопольские игрушки.

Звучит музыка.

Воспитатель: Из-за леса, из-за гор

                            Едет дедушка Егор.

                            Песенку Егор поет,

                            Сундучок добра везет.

Выезжает дед Егор на лошадке, за собой тянет санки с сундуком.

Дед: Еду, еду к вам друзья

         Конек лихо мчит меня.

         А вот и ребятишки. Здравствуйте парнишки. Здравствуйте и вы, славные девчушки, быстроглазые вострушки. Еду я смотрю, игрушки плачут, заблудились они. Просят отвезти домой, а в каких они домиках живут, не знаю.

Воспитатель: Дедушка Егор. Дети тебе помогут. Открывай сундучок.

Дед Егор достает игрушки.

Дымковские - Емеля на коне, Петушок, барыню.

 Филимоновские - поросенок, лошадка, петушок.

 Каргопольские - котик, Полкан, птица.

 Дети относят игрушки в соответствующие домики.

 

Дед Егор: Вижу я, что вы ребята смышленые, все игрушки у себя дома.

Дед достает из кармана дудочку (играет). 

Как без дудки, без дуды

 Ходят ноги не туды.

А как дудочку почуют

 Сами ноженьки танцуют.

Выходи, честной народ

 Заводи-ка хоровод.

 Проводится игра «Гудок». Дети идут по кругу и поют:

 Гудок маленький

Гудок удаленький.

 На руках плачет

Кто слушает, скачет.

(Дед играет на дудочке, ребята пляшут)

Ребята вы толковые

 Подарю я вам игрушку.

 Достает гжельскую игрушку.

Мой подарок не простой

 Глиняный, расписной.

Дед Егор: До свиданья, парнишки.

До свиданья и вы, славные девчушки. Уезжаю я друзья Конек лихо мчит меня.

Воспитатель: Что за игрушку подарил нам дедушка Егор?

Дети: Это гжельская игрушка.

Воспитатель: Да, это гжельская игрушка - крыса.

Воспитатель с детьми подходят к столу с гжельскими изделиями.

 Воспитатель: В России тут, самые красивые чудеса живут. Почему гжельские изделия называют сине-голубое чудо?

Дети: По белому рисуют синие и голубые цветы, птицы, гжельскую розу, сеточки, травинки.

Воспитатель: Напомню, что мастера Гжели применяли разный нажим на кисть. Чтобы получить темный оттенок, надо нажимать на кисть сильнее, чтобы получить светлый - слабее.

Гжель всем очень нравится

И ее любя.

Скажем мы «красавица, Покажи себя».

Дети берут гжельские изделия и встают в шеренгу.

Дети: Фарфоровые чашки, подсвечники, цветы,

           животные и птицы, невиданной красы.

           Деревня в Подмосковье прославилась теперь.

           Известно всем в народе, ее названье «Гжель».

           Гордятся в Гжели жители небесной синевой

           Не встретите на свете вы Красоты такой.

           Голубизну небесную,

           Что сердцу так мила,

           Кисть мастера на чашку

          Легко перенесла.

Танец с гжельскими изделиями.    Дети садятся.

 Воспитатель: Какое настроение вызывают у вас глиняные изделия мастеров?

Воспитатель: Народные мастера прославились также своими деревянными изделиями.

Вы послушайте ребятки

Загадаю вам загадку.

Знаю, знаю наперед

                   Вы смекалистый народ.

Загадка:   Деревянная подружка,

                   Без нее мы как без рук.

                   На досуге веселушка,

                   И накормит всех вокруг.

                   Кашу носит прямо в рот

                   И обжечься не дает.

Дети: ложка.

Воспитатель берет хохломскую вазу с ложками.

 Воспитатель: Каким узором украшены ваза, ложки?

Дети: Хохломским.

Воспитатель: Хохлома, хохлома

Наше чудо дивное.

Мы рисуем хохлому

Красоту невиданную.

 Как украшают хохломские изделия?

Дети: Рисуют криуль - это веточка. Веточку украшают ягодками, рисуют малинку, смородинку, крыжовник, бруснику.

Воспитатель: А какие элементы травки вы знаете?

Дети: реснички, усики, завитки, капельки, кустики.

Дети читают стихи о хохломе.

Дети: Как волшебница жар-птица

            Не выходит из ума.

            Чародейка, мастерица

            Золотая хохлома.

Так красива, так вольна

Всем на загляденье.

Из такой посуды есть

          Просто объеденье.

Ложки золоченые,

          Узоры крученые.

Хочешь щи ими хлебай,

 А хочешь - музыку играй.

Мальчики берут ложки. Игра на ложках. Дети садятся. Воспитатель подходит к матрешкам.

Воспитатель: А что это за красавицы?

Дети: Матрешки.

Воспитатель: Матрешки - одна из самых любимых игрушек. Она прославилась на весь мир и стала русским сувениром.

Наиболее известна - семеновская матрешка. (показывает семеновскую матрешку).

Загорская матрешка (показывает). Полхов-Майданская матрешка.

Выходят дети.

Дети: Здравствуй, милая матрешка

Символ русской красоты.

Статна, хороша одежкой

Всем нам симпатична ты.

И в Загорске, и в Майдане

 У умельцев мастеров.

Появилась та игрушка Что, достойна, лучших слов.

Танец матрешек.

Воспитатель: А рядом с матрешками, что за игрушка?

Дети: Богородский медведь.

 Воспитатель: Как его делают?

Дети: Ножом вырезают из липы. Мастеров называют резчиками.

 Воспитатель: Дети, посмотрите, а это что за веселые, прозрачные узоры?

Дети: Городецкая роспись.

Воспитатель: Что рисуют на Городецких изделиях?

Дети: Рисуют цветы - купавки, ромашки, розаны розового и голубого цвета, сказочных птиц, коней.

Выходят дети.

Дети: Если взглянешь на дощечки То увидишь чудеса. Городецкие узоры Тонко вывела рука.

Городецкий конь бежит Вся земля под ним дрожит. Птицы яркие летают И кувшинки расцветают.

Девочки надевают городецкие короны, мальчики- городецкие кепки. Танец «Плетень». Дети садятся.

Воспитатель:    Народные игрушки, сделанные руками мастеров, отражают красоту окружающего мира. Каждая игрушка несет в себе добро, радость, фантазию, увлекающую и детей, и взрослых.

 И мои дети мастера

 Прекрасная детвора.

Любят рисовать, лепить

 Чтоб искусству угодить.

 Ребята, вы сейчас превратитесь в мастеров - кто в дымковских, кто в филимоновских, кто в гжельских, кто в городецких, кто в хохломских. Для каждого приготовлено рабочее место и лежат ваши незаконченные изделия.

Дети садятся за столы и расписывают свои работы. Воспитатель помогает советом. Во время работы воспитатель включает негромкую лгузыку, использует русские народные мелодии.

По окончании работы воспитатель предлагает детям рассказать о своей работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА на тему: "Путешествие из прошлого в настоящее"

Создать условия для ознакомления детей с жизнью и бытом русских людей в прошлом и современности. Вызвать интерес, эмоциональный отклик, чувство гордости и уважения к нашим предкам к Родине....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Исторический музей: быт русского народа"

Конспект интегрированного занятия для старших дошкольников с использованием средств музейной педагогики....

Конспект НОД Познавательное занятие с детьми старшего дошкольного возраста «Где прячется здоровье?»

В данном конспекте представлен учебный материал по формированию у детей представления о зависимости здоровья от двигательной активности, каждый педагог почерпнёт для себя что-то новое и интересное....

Конспект интерактивного занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Традиции русского чаепития"

Конспект интерактивного занятия "Традиции русского чаепития" разработан для детей старшего дошкольного возраста. Целью которого является стремление к познанию детьми традиций русского народа...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста: "Игрушки"

конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста: "Игрушки"...

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста. Новогодние и Рождественские традиции народов мира для дошкольников 6-7 лет.

уточнить и обогатить представления детей о предстоящем событии – новогоднем празднике и Рождестве у разных народов....