Главные вкладки

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Богатыри Коми»
    план-конспект занятия (старшая группа) на тему

    Бойченко Олеся Олеговна

    Конспект непосредственно образовательной деятельности

    по познавательно - речевому развитию 

    с детьми старшего дошкольного возраста

    по теме: «Богатыри Коми»

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon nod_bogatyri_komi.doc47 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад № 26 «Маячок» г. Воркуты

    (МБДОУ «Детский сад № 26» г. Воркуты)

    Конспект непосредственно образовательной деятельности

    по познавательно речевому развитию

    с детьми старшего дошкольного возраста

    по теме: «Богатыри Коми»

            

    Бойченко  О. О.

    воспитатель

    МБДОУ «Детский сад № 26»

    Тема: «Богатыри Коми».

    Цель: продолжать формировать представления детей о богатырях Коми земли.

    Задачи:

    Обучающие задачи: 1. Продолжать приобщать детей к наследию коми культуры.

    2. Познакомить детей с основными элементами сюжетов коми легенд «Кирьян-Варьян» и «Педор Кирон».

    3. Расширять представления детей о коми богатырях: Кирьян-Варьян и Педор-Кирон.

    Развивающие задачи: 1. Развивать творческие способности детей.

    2. Развивать зрительное внимание.

    3. Развивать чувства прекрасного.

     Воспитательные задачи:1. Способствовать эмоциональной отзывчивости детей.

    2. Воспитывать у детей интерес и уважение к коми культуре.

    3. Воспитывать аккуратность, при работе с карандашами и мелками.

    Вводная часть. Форма организации: подгруппа.

    Форма расположения детей: использования всего пространства группы.

    Продукт деятельности детей: раскрашенные детьми картинки с изображением героев легенд.

    Хронометраж занятия:

    1. Орг. Момент.

    2. Проблемная ситуация.

    3. Новый материал.

    4. Самостоятельная работа.

    5. Речемыслительный тренинг.

    6. Рефлексия.

    7. Орг. Момент.

    Расположение наглядно-дидактического материала: доска, стол, групповое помещение.

    Форма перехода от одной части к другой: физ.минутка.

    Предварительная работа: чтение коми легенд; знакомство детей с героями коми фольклора.

    Ход НОД:

    1. Орг. Момент.

    Здравствуйте, ребята! Успокоились, стали красиво, спинки прямые. Улыбнулись и подарили улыбку рядом стоящему товарищу.

    1. Проблема.

    - Ребята скажите, где мы с вами находимся? (Мы находимся в нашем музее.)

    • Как называется наш музей? (Легенды и сказки коми.)

    - Правильно! Наш музей очень интересный в нём много экспонатов, которые появились, благодаря вам и вашим родителям. О нашем музее знаем не только мы, но и много других людей. И вот сегодня заходя утром в группу, я увидела, что на адрес нашего музея пришло письмо. Давайте, проверим нам письмо или нет:

    Кому: Республика Коми

    Город Воркута

    Детский сад № 26 «Маячок»

    Группа «Северянка»

    Музей «Легенды и сказки Коми».

    • Это не простое письмо, а волшебное, а от кого оно вы узнаете, отгадав о ком стихотворение, которое прочтёт нам Андрей А.

    Из того ли города из Мурома,

    Из того села да Карачарова

    Выезжал удаленький добрый молодец

    Он стоял заутреню во Муроме,

    А к обедне поспеть хотел он в стольный Киев – град.

     

    - О ком данное стихотворение? (Об Илье Муромце.)

    • Кто такой Илья Муромец? (Илья Муромец – сильный русский богатырь.)
    • Правильно!  Вот Илья Муромец и его товарищи: Алёша Попович и Добрыня Никитич, прислали нам, в наш музей письмо. Внимательно слушайте, я его вам зачитаю.

    Здравствуйте, ребята!

    Пишем вам мы, русские богатыри.

     Недавно мы были в историческом музее и узнали много интересного. Но и узнали, что нас богатырей не так много и что не все нас знают. Мы подумали, что мы единственные богатыри, но недавно познакомились с богатырём Перой и от него узнали, что далеко на Севере в Республике Коми люди знают  других богатырей. Пера не успел сказать больше, так как приезжал ненадолго.

    Пера успел рассказать, что в городе Воркута дети с воспитателями и родителями в детском саду создали музей «Легенды и сказки Коми». В этом музее нам и смогут рассказать о богатырях земли Коми. Приехать мы не можем. Кто в место нас будет охранять границы государства российского, поэтому и написали письмо.

    Очень вас просим, помогите нам и расскажите, есть ли другие богатыри, где они живут, расскажите какие это богатыри и всё что знаете о них. Пожалуйста, пришлите нам ответ. Заранее вам, благодарны и спасибо.

    Русские богатыри Илья Муромец,

     Алёша Попович и Добрыня Никитич.

    Планирование деятельности совместно с детьми.

    • Ребята, поможем русским богатырям? (Да, поможем.)
    • Как мы это сделаем? (Расскажем о коми богатырях.)
    • В какой последовательности мы это будем делать? (Сначала вспомним, каких богатырей мы знаем. Затем попробуем узнать о других коми богатырях. В конце всё, что сможем узнать, пошлём письмом богатырям.)
    • Молодцы! Правильно. Ну, что начнём? (Да!)
    • Хорошо. Для начала вспомним кто такие богатыри, кого мы называем богатырями?
    • Какими качествами должен обладать богатырь?

            1.Сильным и смелым.

    2. Добрым и справедливым.

    3. Защищать людей.

    4. Совершить настоящий подвиг.

    - Правильно! Русских богатырей мы знаем, но есть ещё и коми богатыри.

            - Давайте, вспомним каких коми богатырей вы помните и знаете? (Пера-богатырь.)

    • Что вы знаете о Пере–богатыре? (Пера очень сильный богатырь. Пера победил лешего Вэрса. Пера помог московскому князю остановить колесо огненное и прогнать захватчиков с земли русской.)
    • Правильно. Еще, какого богатыря вы знаете? Я вам недавно читала о нём легенду. (Педор - Кирон.)
    • А чем известен данный богатырь? (Педор-Кирон помог московскому князю победить врага.)
    • Все ли богатыри, которых вы назвали, обладали качествами настоящего богатыря?
    1. Новый материал.

    - Правильно! Сегодня мы с вами узнаем ещё об одном коми богатыре. Зовут этого богатыря Кирьян-Варьян.

    • Хорошо слушайте внимательно.

    Воспитатель читает легенду «Кирьян-Варьян».

    Кирьян-Варьян.

    Жил –был добрый молодец и звали его Кирьян-Варьян. Жил он не богато.  Всегда помогал жителям деревни, в которой жил, так как был наделён не дюжей силой. Жители деревни любили и уважали молодца за добрый нрав.

    В это время вещие птицы сорока и ворон приносят Левонику-царю тревожную весть о нападении на государство вражеской, несметной рати. Левоник-царь убедившись в истинности слов вещих птиц, посылает верных слуг к Кирьяну-Варьяну. Знал Левоник-царь о силе и доброте добра молодца.

    Слуги Левоника-царя прибывают к богатырю и призывают его на помощь. Кирьян-Варьян соглашается и отправляется в путь на вещем вороном коне в платье кольчужном, с саблей булатной. Приезжает Кирьян-Варьян к Левонику-царю на помощь, а битва в самом разгаре. Кирьян-Варьян побивает войско несметное. В один конец поскачет – целая улица павших, в другой конец поскачет – целая улица погибших. Так и победил Кирьян-Варьян войско несметное.

    Левоник-цари устраивает пиршество в честь победы и почётный гость на пиру Кирьян-Варьян богатырь коми земли. Царь предлагает богатырю злато – серебро. Но Кирьян-Варьян не жадный от даров отказывается и возвращается к себе в коми край.

    Первичный синтез.

    • Как называется легенда?
    • О ком она?
    • Кто главные герои?
    • Что сделал богатырь?   
    • Как он победил войско?
    •  Почему отказался от даров царя?
    • Кирьян-Варьяна можно назвать богатырём? Почему?

    Работа с графическими листами Игнатова.

    • Что изображено на данной иллюстрации?

    На этой иллюстрации показано как Кирьян-Варьян сражается с войском. На переднем плане показаны убитые им захватчики. В самом центре картины показан богатырь на своём вороном коне, с щитом и саблей на перевес. На заднем плане показан предводитель войска вражеского, который не сражается, а со стороны наблюдает. На картине также видно какое многочисленное было войско (несметное).

    • Что мы видим на второй иллюстрации?

    На второй иллюстрации показано как богатыря приветствуют Левоник-царь с женой и вельможами. На иллюстрации видно какой сильный и большой Кирьян-Варьян.

    1. Самостоятельная работа.

    - Богатыри ждут нашего ответа, а чтоб ответ был интересным и наглядным, мы отправим им ваши раскраски с богатырями. Пера-богатырь – есть, Педор-Кирон – тоже, осталось сделать раскраски- к легенде «Кирьян-Варьян». Этим мы сейчас и займёмся.

    - Каждому я дам одну раскраску, и он её раскрасит. Но сначала внимательно посмотрите: одежда коми народа вся украшена коми орнаментом. Для раскрашивания одежды подходят не все цвета, а только основные. Коми народ украшал одежду цветами, которые его окружали в повседневной жизни.

    Жёлтый – солнце.

    Красный – цветы и ягоды.

    Синий и голубой – небо.

    Зелёный – трав и листва.

    Коричневый – кора деревьев.

    Чёрный – земля.

     

    - Но помните! Одежда была не одного цвета, а разных.

    - Приступаем.

    Воспитатель контролирует детей и помогает им.

    Затем дети представляют свои работы.

    5. Речемыслительный тренинг.

    - Вот все ваши раскраски. Теперь давайте вспомним, каким был и что сделал каждый богатырь. Помогут вам в этом раскраски. Сначала рассказываете каким был богатырь, а затем, что он сделал, какой подвиг совершил.

    - Начнём.

    Дети по иллюстрациям рассказывают про коми богатырей.

    6. Рефлексия.

    - Ребята, давайте вспомним, чем мы занимались?

    - Помогли ли мы богатырям? Как?

    - Каких коми богатырей вы знаете?

    - Почему их называют богатырями?

    - Справились мы с поставленной задачей?

    Молодцы!

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Животный мир».

    Образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста.       ...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по декоративной росписи с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: ”Дымковская барышня ”

    Технологии: Технология художественно-прикладного искусства. Роспись дымковской игрушки.Цели:    Развитие познавательных интересов в области народного творчества.Задачи:   Закр...

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста «Школа юных богатырей» (посвященное Дню защитника Отечества)

    Конспект непосредственно-образовательной деятельностипо физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста «Школа юных богатырей»(посвященное Дню защитника Отечества)...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Пера - богатырь»

    Конспект непосредственно образовательной деятельностипо познавательно речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Пера - богатырь»...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Волшебный сундучок»

    Конспект непосредственно образовательной деятельностипо познавательно речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Волшебный сундучок»...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Лесной человек – ЯГ-МОРТ»

    Конспект непосредственно образовательной деятельностипо познавательно речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Лесной человек – ЯГ-МОРТ»...

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Художественно-эстетическое развитие» с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: Рисование по замыслу «Зимние забавы»

           Тема: Рисование по замыслу «Зимние забавы»Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие». Форма организации: фронтальное.Вид: ...