Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Здравствуй, Зимушка – зима!»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Цель: обобщить представления детей о типичных зимних явлениях в неживой природе.

Задачи:

-                 Закрепить в сознании детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом.

-                 Развивать умение понимать смысл образных выражений, мыслительные операции анализа и синтеза, внимание и память.

-                 Развивать приёмы умственных действий, речь, быстроту реакции, познавательный интерес.

-                 Воспитывать интерес к изучению природы, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdravstvuy_zimushka-zima.docx19.93 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Здравствуй, Зимушка – зима!»

Нетеча Е.В.

Цель: обобщить представления детей о типичных зимних явлениях в неживой природе.

Задачи:

  • Закрепить в сознании детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом.
  • Развивать умение понимать смысл образных выражений, мыслительные операции анализа и синтеза, внимание и память.
  • Развивать приёмы умственных действий, речь, быстроту реакции, познавательный интерес.
  • Воспитывать интерес к изучению природы, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира.

Оборудование:

Иллюстрации с изображением зимних пейзажей, полоски-образцы с кругами основных цветов, трафареты, на которых изображены 16 кругов-«бусинок», картинки-опоры с изображением признаков зимы, альбомный лист, цветные карандаши, запись произведений П.И.Чайковского «Времена года».

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Организационный момент:

 – Ребята, сегодня мы с вами поговорим об удивительном времени года. И начнём мы со сказочной загадки:

                                   Тройка, тройка прилетела.

                                    Скакуны в той тройке белы.

                                     А в санях сидит царица –

                                     Белокожа, светлолица.

                                     Как махнула рукавом

                                    Всё покрыла серебром!

– Как вы думаете, о какой царице идёт речь в этой загадке?

– Почему зиму называют здесь царицей?

– Подходят ли зиме слова «белокожа», «светлолица»?

– На какой тройке принеслась зима? Что за скакуны в этой тройке?

Игра «Повтори, не ошибись»:

Декабрь – январь – февраль, февраль – январь – декабрь, декабрь – февраль – январь, январь – декабрь – февраль.

Основная часть:

– Какие слова вы сейчас повторяли? (Это названия зимних месяцев.)

– Сколько месяцев длится зима? (Три.)

– Назовите зимние месяцы по порядку.  

– Назовите последний зимний месяц.

– Назовите месяц, который перед февралём.

– Что можно ещё сказать про январь? (В январе наступает новый год.)

– Назовите месяц, который перед январём. (Декабрь.)

– Что ещё можно сказать про декабрь? (В декабре заканчивается год.)

– Как вы думаете, о каком же времени года мы будем говорить?

На столе разложены элементы иллюстраций – картинок с изображением зимней природы.  Воспитатель просит детей подойти и выбрать по одному фрагменту.

– Ребята, обратите внимание на обратную сторону вашей детали. Видите, «рубашки» у картинок разного цвета. Пожалуйста, те ребята, у кого картинки с синей «рубашкой», подойдите к столу, отмеченному синим кругом; те, у кого «рубашка» жёлтая, – подойдите  к «жёлтому столу»; и т.д.

– Итак, ребята, внимательно посмотрите на получившиеся у вас картинки и скажите, какое время года на них изображено? А как вы догадались, что на ваших картинках изображена именно зима? Какие приметы отчётливо видны на этих картинках?

Работа с демонстрационным материалом:

Повторение признаков зимы с одновременной демонстрацией каждого признака.

  1. Картинка «Солнце». (Солнце светит, но не греет.)
  2. Картинка с изображением оконного стекла с морозными узорами. (На улице холодно, мороз.)
  3. Символы дня и ночи – чёрная и жёлтая полоски разной длины. (День короткий, ночь – длинная.)
  4. Символ ветра и снега: 2 дугообразные линии со стрелочками на концах, снежинки. (Часто дует холодный ветер, идёт снег.)

Работа с раздаточным материалом:

«Признаки зимы».

Каждому ребёнку предлагается альбомный лист, разделённый на 4части, и цветные карандаши. Воспитатель проговаривает предложение (признак зимы), а дети  рисуют картинку-опору:

– Зимой солнце светит, но не греет. День короткий, а ночь – длинная. На улице холодно, мороз. Часто бывает снегопад и сильный ветер.

– Так почему же наступает зима? Наша планета Земля, в зимнее время года наиболее удалена от Солнца, получает меньше солнечных лучей, а, следовательно, тепла и света. Поэтому понижается температура, дни становятся короче, а ночи длиннее.

– Итак, ребята, мы с вами уже говорили, что одна из основных примет зимы – с неба падает снег. Что можно сделать из снега? Только зимой можно слепить снеговика, поиграть в снежки, покататься с ледяной горки – это зимние забавы. Расскажите, в какие игры вы любите играть зимой. Давайте вспомним правила безопасности в зимнее время года.

– Как вы думаете, почему зимой идёт снег, а не дождь?

Выслушав ответы детей, воспитатель предлагает послушать рассказ В. Архангельского «Летят пушистые снежинки».

Беседа с детьми по содержанию прочитанного рассказа: 

– О каких же снежных пушинках идёт речь в рассказе?

– Давайте вспомним, какие образные выражения использовал автор для описания снежинок? («цветок с шестью лепестками», «звёздочка с шестью лучами».)

– Как же образуются снежинки? Откуда они берутся?

– Почему хрустит снег под ногами?

– Почему образуется наст?

– Как образно говорит автор о беге зайца по насту? («бежит, как по паркету», «летит, как в валенках»)

– А кому трудно передвигаться по насту? Почему?

Игра-импровизация «Снежинки»:

Игра проводится под музыкальное сопровождение

– Ребята, а хотите отправиться на зимнюю полянку? Тогда закройте глазки, и вас сейчас превращу в «снежинок», которые очутились на облаке. Оно такое лёгкое, мягкое, пушистое, белое-белое.

– Раз, два, три – в снежинки превратились мы.  

– Вот мы и очутились на снежном облаке. Но, вдруг, от тяжести оно не выдержало и отпустило все снежинки, которые закружились в воздухе. Снежинки все такие красивые, лёгкие, пушистые. Опустились на землю и стали исполнять свой танец снежинок. Сначала вправо-влево покружились, теперь вперёд-назад покружились. Молодцы! Но тут подул ветерок, и все снежинки разбежались в разные стороны. Ветер успокоился, все снежинки набегались и упали на снежную поляну, образуя красивые сугробы, и уснули. Молодцы!

– А теперь нам пора возвращаться в группу. Закройте глазки.

– Раз, два, три – вот опять ребята мы.

Комплекс точечного массажа и дыхательной гимнастики:

– Ой! Как руки замёрзли. Давайте их согреем. (Соединить ладошки и потереть ими одна о другую до нагрева.)

– А теперь согреем носик. (Слегка подёргать кончик носа.)

– А сейчас сдуем снежинку с ладошки. (Воспитатель кладёт на ладони детей маленькие ватные комочки. Вдох через нос, выдох через рот на ладонь.)  

– Понравилось вам путешествие в Зиму? 

Итог:

Какой самый весёлый праздник мы отмечаем зимой? Давайте сделаем Зиме подарок и подарим ей разноцветные бусы к новогоднему празднику.

– Обратите внимание. На ваших столах лежат бусы. Но все бусинки на них белые. Нужно сделать их разноцветными. Вы сделаете это с помощью цветных кругов-«бусинок». Я буду показывать вам первые четыре бусинки, а вы должны составить свои бусы по тому же принципу.

У детей на столах трафареты, на которых нарисованы бусы и наборы кругов четырёх основных цветов. Воспитатель показывает полоски, на которых изображены четыре круга в определённой последовательности. Полоска показывается на короткое время (3 секунды). Дети запоминают порядок следования цветов и выкладывают свои бусы по памяти, соблюдая предложенную последовательность.

– Очень красивые бусы у вас получились! Зима нарядит ёлку в разноцветные бусы и подарит нам самый весёлый, волшебный и сказочный праздник!

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Зима»

Учить рисовать разными материалами: цветными восковыми мелками, акварелью. Формировать   умение строить композицию рисунка, передавать колорит природы в зимний период....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей среднего дошкольного возраста. Аппликация.Тема: «Грибы на лесной полянке»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей среднего дошкольного возраста. Аппликация.Тема: «Грибы на лесной полянке»...

КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по «Художественно-эстетическому развитию» для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Пластилиновая сказка».

КОНСПЕКТнепосредственно образовательной деятельностипо «Художественно-эстетическому развитию»для детей старшего дошкольного возраста.Тема: «Пластилиновая сказка».    ...

КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности «Прогулка в осенний лес» для детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет) по образовательной области «Речевое развитие»

КОНСПЕКТ образовательной деятельности Приоритетное направление (образовательная область) в соответствие с ФГОС ДО: ОО «Речевое развитие» интегрируется с ОО «Познавательное...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему «Украшение кокошника»

Цель: продолжать приобщать детей к истокам русской народной культуры.Задачи:Социально – коммуникативное развитие:Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками, становлен...