Методическая разработка бинарной совместной деятельности педагогов с детьми
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Рассказ  воспитателя  о детях  блокадного  города,  слайды, чтение художественной литературы  по  теме "Блокада"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дети блокадного города.90.35 КБ
Файл deti_blokadnogo_leningrada.pptx1.84 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад№102 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга

   

Методическая  разработка

 бинарной совместной деятельности

 педагога с детьми

подготовительной группы

Тема: Рассказ «Дети блокадного Ленинграда»

Образовательные  области : Социализация, коммуникация.

Используемые технологии и методы: ИКТ, художественное  слово, беседа, РТВ,  психологические этюды,  ТРИЗ, музыкатерапия (элементы).

Составители: воспитатель высшей квалификационной категории и Федорова Е.Ю.;  воспитатель высшей квалификационной категории  Крылова  О.Л.

                                     

23.01.2013

Программные  задачи:

1.Воспитательные задачи: Воспитывать у детей такие  качества как сострадание, доброжелательность, умение понять горе другого  человека и посочувствовать ему, чувство благодарности к тем, кто защитил нашу  Родину.  

2.Образовательные задачи: Познакомить детей с  историей блокадного города,  мемориальным комплексом – памятником детям блокады «Цветок жизни»,

3.Развивающие задачи: Обогащение  словаря. Речевые развития, развитие внимания, памяти, выразительности чтения.  Развивать у детей интерес к истории родного города, о подвиге русского  народа.

Методическое обеспечение: компьютер, слайды, музыкальное  сопровождение, кусочек хлеба, психологический этюды

Предварительная  работа:

  1. Чтение рассказа «Фикус» В.Н.Семенцовой
  2. Рассматривание иллюстраций о ВОВ,  о Пискаревском мемориале, Мемориале  на  площади Победы.
  3. Беседа «Блокада Ленинграда»
  4. Разучивание стихотворений о блокаде «Дорога жизни….»

Организация  обстановки:

Группа, дети сидят  на стульях, стулья  расставлены полукругом, перед экраном.

Ход  совместной  деятельности:

Звучит музыка Я.Френкеля к песне «Журавли».

Слайд 1.  Город  старый и город  новый, современный.

  Давным-давно, 300 лет назад, царь Петр  I    заложил  на  пустынных  берегах  Невы город.  Назвал  он его своим  именем.  Так  появился  Петербург.  Постепенно  он  рос,  обретая  привычный для нас  образ.  Ажурные  мосты  и  блестящая рябь  рек  и  каналов,  роскошь  дворцов  и  музеев,  свежесть  и  прохлада парков  и  садов.  

      Петербург  несколько  раз  менял  название. Кто может назвать, как назывался  наш город?  (Ответы детей). Да, название  Санкт-Петербург  город  сменил  сначала  на  Петроград,  а  затем  на  Ленинград.  Именно это  имя навсегда  останется  в  памяти  людей  как  символ  мужества  и  патриотизма.   Именно  Ленинград  первым в  Европе не сдался  без  боя   гитлеровской  армии.  Город  сдержал   натиск  немцев  и  остался  непокоренным  и  неприступным на  протяжении  всей  Великой  Отечественной  войны.    Немцы  взяли  город  в  кольцо,  окружили  со  всех  сторон,  так  началась  блокада.   Немцы  подошли  так  близко,  что  с крыш  высоких  домов  можно  было  увидеть   их  позиции.  Ленинград   лишился  всего  -  отопления,  воды,  электричества,  но  продолжал  бороться.  Город  бомбили  и  обстреливали  постоянно,  но  жители  продолжали   защищать  свой  город,   жить  и  работать.

- Ребята, кто может назвать дату начала  Великой Отечественной войны? (ответы детей)

 За свой недолгий путь земной
Узнал малыш из Ленинграда
Разрывы бомб, сирены вой
И слово страшное – блокада.
Его застывшая слеза 
В промёрзшем сумраке квартиры -
Та боль, что высказать нельзя

В последний миг прощанья с миром…
 

   Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось помимо взрослого населения 400 тысяч детей – от младенцев до школьников и подростков. Естественно, их хотели сберечь в первую очередь, стремились укрыть от обстрелов, от бомбежек. Всесторонняя забота о детях и в тех условиях была характерной чертой ленинградцев. И она же давала особую силу взрослым, поднимала их на труд и на бой, потому что спасти детей можно было, только отстояв город.

(слайды  2,3,4,5)

   У детей было особое, опаленное войной, блокадное детство. Они росли в условиях голода и холода, под свист и разрывы снарядов и бомб. За  водой  приходилось  спускаться  к  Неве,  к  специально  прорубленным  полыньям.  Люди  поскальзывались  на льду,  падали,  но  все  равно  упорно  шли  дальше.  К  самой  полынье  часто  спускались  дети.  Набрав  чайник  мутной,  грязной  воды,  они  спешили  к  ждущим  их  матерям,  чтобы  вылить  добытую  воду  в  ведро и  вернуться  назад  к  скользкой  полынье. (слайды 6,7)

   Помимо  бомбежек  и  обстрелов  в  блокадном  городе  был  голод.  Катастрофически   не  хватало  хлеба.  Каждому  жителю  Ленинграда  выдавались  специальные  карточки.  По  ним  можно  было  получить  свою  норму  хлеба  -  небольшой  кусочек  в день.  125  граммов  детям  чуть  больше  взрослым  на  рабочую  карточку.  Этого  не хватало.  Люди  ослабевали,  умирали  от  голода  и  холода.  (слайд  8,9,10,11,12)  

- Вот, посмотрите, на тарелочке лежит кусочек хлеба, возьмите, пусть каждый подержит в руке и представит, что это еда на целый день.

 (Дети передают друг другу  кусочек  хлеба, рассматривают, делятся  

впечатлениями).

Блокада…. Далеко как это слово 

От наших мирных светлых дней. 

Произношу его и вижу снова – 

Голодных умирающих детей. 

Как опустели целые кварталы, 

И как трамваи мёрзли на пути, 

И матерей, которые не в силах 

Своих детей на кладбище  нести 

     Весь мир потряс дневник маленькой ленинградской девочки Тани Савичевой: «Бабушка умерла 25 января…», «Дядя Алеша 10 мая…», «Мама 13 мая в 7.30 утра…», «Умерли все. Осталась одна Таня». (Слайд 13)

    Существование в осажденном городе было немыслимо без упорного, повседневного труда. Тружениками были и дети. Они ухитрялись так распределять силы, что их хватало не только на семейные, но и на общественные дела. Пионеры разносили почту по домам. Когда во дворе звучал горн, надо было спускаться за письмом. Они пилили дрова и носили воду семьям красноармейцев. Чинили белье для раненых и выступали перед ними в госпиталях. Город не мог уберечь детей от недоедания, от истощения, но тем не менее для них делалось все, что возможно.  (Слайды  14,15)

- Ребята, как бы вы пожалели, утешили  детей блокадного  города? Давайте представим, что мы  смогли бы  им  помочь, чем? (ответы детей, этюды «Пожалей друга», «Доброе слово», «Я - волшебник»).

     В условиях осажденного Ленинграда необходимо было связать обучение с обороной города, научить учащихся преодолевать трудности и лишения, которые возникали на каждом шагу и росли с каждым днем. И ленинградская школа с честью справилась с этой трудной задачей. Занятия проходили в необычной обстановке. Нередко во время урока раздавался вой сирены, возвещавшей об очередной бомбежке или артобстреле. Ученики быстро и организованно спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались.(Слайд 16,17).

    После  долгой, очень  долгой  зимы,  наконец  в  Ленинград  пришла  весна.  Голодные  люди  съедали    свежие  зеленые листочки  с  деревьев, превращали  свои  чудесные городские  парки  и сады  в  огороды.  Они  выращивали  овощи,  чтобы  накормить  детей  и  самим  не  умереть   от голода.  Детей  которые  ходили  в  детские  сады  иногда,  когда  не было  обстрелов  водили  гулять  на   весеннее  солнышко.  Детишки  были  очень  слабенькие,  они  шли  медленно,  тихо,  многих  носили  на  руках. (Слайд 18)

Единственной транспортной магистралью, связывающей город с тыловыми районами страны, стала “Дорога жизни”, проложенная через Ладожское озеро. За дни блокады по этой дороге с сентября 1941 года по ноябрь 1943 года удалось эвакуировать 1 миллион 376 тысяч ленинградцев, в основном женщин, детей и стариков. ( Слайд  19,20)  

Гитлеровская  армия  не  смогла  сломить  сопротивление  ленинградцев.  900  длинных  дней  и  ночей  длилась  блокада. Многие  и  многие  тысячи людей  погибли в  той  схватке между  жизнью  и смертью.

В Ленинградской области, недалеко от Всеволожска, на 3 километре Дороги жизни, расположен открытый в 1968 году мемориальный комплекс, носящий название «Цветок жизни». Он посвящен детям, погибшим в блокадном Ленинграде. (слайды с21 по26)

Памятник представляет собой комплекс, состоящий из трех частей: 15-метровый цветок, выполненный скульптором П. Мельниковым, аллею Дружбы (проект архитектора А. Левенкова) и курган с восемью стелами-страницами, символизирующими записи из дневника-блокнота Тани Савичевой (архитекторы М. Коман, Г. Фетисов, А. Левенков).

На лепестках каменной ромашки изображено лицо мальчика, который улыбается, и слова из детской песенки «Пусть всегда будет солнце». Неподалеку стоит плита, на которой написано «Во имя жизни и против войны. Детям – юным героям Ленинграда 1941-1944 годов». «Цветок» был открыт в 1968 году.

Вокруг памятника растут 900 берез, по 1-ому дереву, символизирующему каждый день блокады. В январские дни до сих пор на березах можно увидеть алые галстуки.

Аллея дружбы соединяет «Цветок жизни» и траурный курган. На стелах, которые расположены вдоль аллеи, повествуется о героизме детей-защитников Ленинграда. Здесь увековечены имена пионеров – Героев СССР и кавалеров высоких государственных наград и подвиги, совершенные ими.

Особенное внимание привлекают «странички» из дневника Тани Савичевой. Этот дневник стал символом Ленинградской блокады. Эту миниатюрную записную книжечку представили на Нюрнбергском процессе в качестве документа, который обвиняет фашизм.

- А  сейчас, мы  послушаем стихи об этом памятнике (читают дети)

Дорога жизни. Памятник. Цветок.
Здесь из бетона листья со стихами
И лопнувший от дикой боли круг,
Застывший в небе рваными концами.

Стоят километровые столбы,-
Меж ними смерть считала свои метры,
Душа к душе ложилась на земле
В те пролитые кровью километры.

Прошла война уже давным- давно,
Растут берёзы с красными шарфами.
Их посадили, сколько было дней
С вопросом жутким: Что же будет с нами


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Дети БЛОКАДНОГО Ленинграда За свой недолгий путь земной Узнал малыш из Ленинграда Разрывы бомб, сирены вой И слово страшное – блокада. Его застывшая слеза В промёрзшем сумраке квартиры - Та боль, что высказать нельзя В последний миг прощанья с миром…

Слайд 7

Необходимая вода была только в Неве

Слайд 8

125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам…

Слайд 9

Блокадная семья

Слайд 10

Девочка-дистрофик в больнице

Слайд 12

Весна 1942 прощание со сверстником Блокада…. Далеко как это слово От наших мирных светлых дней. Произношу его и вижу снова – Голодных умирающих детей. Как опустели целые кварталы, И как трамваи мёрзли на пути, И матерей, которые не в силах Своих детей на кладбище нести

Слайд 13

Таня Савичева

Слайд 16

Уроки в бомбоубежище

Слайд 17

Сентябрь 1941 дети на прогулке

Слайд 18

Лето 1942 года дети на прогулке улица Дзержинского (Гороховая)

Слайд 19

1942 Дети детского дома №38

Слайд 20

Дорога по льду Ладожского озера Дорога ЖИЗНИ

Слайд 21

3 июля 1942 года ленинградские школьники перед отправкой в эвакуацию

Слайд 22

Цветок жизни в память о детях блокады

Слайд 25

Каменные страницы дневника Тани Савичевой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для совместной деятельности воспитателя с детьми раннего возраста

Методическая разработка для совместной деятельности воспитателя с детьми раннего возраста по развитию речи с использованием русской народной сказки "Теремок"...

Методическая разработка для совместной деятельности воспитателя с детьми раннего возраста

Методическая разработка для совместной деятельности воспитателя с детьми раннего возраста по развитию речи с использованием русской народной сказки "Репка"...

Методическая разработка для совместной деятельности воспитателя с детьми раннего возраста

Методическая разработка совместной деятельности воспитателя с детьми раннего возраста с использованием русской народной сказки "Теремок"...

Методическая разработка бинарной совместной деятельности педагогов с детьми

Методическая разработка совместной деятельности педагогов с детьми старшего дошкольного возраста для проведения  итогового мероприятия по ознакомлению с родным  городом....

Методическая разработка бинарной совместной деятельности педагога с детьми младшего дошкольного возраста

Методическая разработка совместной деятельности педагогов с детьми младшего возраста для проведения итогового мероприятия...

Методическая разработка бинарной совместной деятельности педагога с детьми

Методическая разработка бинарной совместной деятельностм педагога с детьми младшего возраста для проведения итогового мероприятия...

Методическая разработка интегрированной совместной деятельности воспитателя с детьми логопедической подготовительной к школе группе "Великий град Петра"

Методическая разработка интегрированной совместной деятельности воспитателя с детьми логопедической подготовительной к школе группе "Великий град Петра" ориентирован на воспитателей, использующих в св...