Главные вкладки

    «Роль экологических акций Союза охраны птиц России в духовно – нравственном воспитании дошкольников»
    статья по теме

    Шобонова Анжелика Федоровна

         Ребенок в дошкольном возрасте эмоционально отзывчив, и учитывая эту особенность дошкольного возраста мы включаем его в личностно – значимые аспекты экологического воспитания основанного на духовно – нравственных человеческих ценностях, где главным мотивом является продуктивная деятельность, самого воспитанника, его родителей и близких. Основой таких взаимоотношений является реализация массовых акций СОПР (Союза охраны птиц России).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_.docx31.07 КБ

    Предварительный просмотр:

    Шобонова А.Ф.

    старший воспитатель МБДОУ

    д/с «Рябинушка» I кв. категория

    Нижегородская обл., п. Сосновское

    «Роль экологических акций Союза охраны птиц России

    в духовно – нравственном воспитании дошкольников»

          Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта  и обращения к духовной жизни. И перед нами педагогами стоит важная задача воспитать в маленьком человеке ценности, которые помогут ему в будущем построить гуманные взаимоотношения с природой. Отношения основанные на духовно – нравственных традициях нашей культуры такие как: не навреди, не бери лишнего, береги, помоги…..

         Ребенок в дошкольном возрасте эмоционально отзывчив, и учитывая эту особенность дошкольного возраста мы включаем его в личностно – значимые аспекты экологического воспитания основанного на духовно – нравственных человеческих ценностях, где главным мотивом является продуктивная деятельность, самого воспитанника, его родителей и близких. Основой таких взаимоотношений является реализация массовых акций СОПР (Союза охраны птиц России).

         С Нижегородским отделением Союза охраны птиц России мы сотрудничаем более 10 лет. Участие в акциях Союза постепенно выстроились в систему и стали традиционными. Педагоги стали использовать акции как педагогические технологии и мотивацию воспитанников к продуктивной деятельности в экологическом и духовно – нравственном воспитании. Положительный опыт распространился и на другие образовательные учреждения района. Акции стали носить статус районных и появился соревновательный аспект. Так родились действующие по настоящее время проект «Синичкина почта» для учащихся начальных классов и программа по экологическому воспитанию «Синичкин календарь», которая охватывает все ступени образования в районе. В основу программы заложены акции Союза охраны птиц России.

    Цель программы заключается в формировании у детей (как дошкольников, так и школьников на всех ступенях) экологического образования как духовного компонента основанного на культурных традициях общества.

        Программа ценна тем, что участвуя в реализации акций, в творческую деятельность вовлечены все субъекты – это сами дети, их педагоги, родители, братья, сестры, бабушки дедушки. Дети и взрослые, взаимодействуют вместе увлеченные одной общей целью решения экологических проблем, биотехнических мероприятий, охране ключевых орнитологических территорий творческих конкурсов и т.д.

       Организация и проведение экологических акций Союза в нашем детском саду и в районе в целом стало одной основных и эффективных форм работы в контексте: «Дети - педагоги - родители - социальные институты».

    Акция – это социально значимое мероприятие, которое проводится в дошкольном учреждении. Часто акции являются комплексными мероприятиями, которые имеют некоторую протяженность во времени, что делает особенно ценными. Дети – дошкольники могут принять в акциях посильное, продуктивное участие (что в дошкольном возрасте крайне редко), которое им понятно, затрагивает их интересы, их жизнедеятельность.

       Нами систематизированы акции Союза охраны птиц России по временным циклам в природе, что соответствует курсу Основной общеобразовательной программы Учреждения. Есть традиционные, которые не меняются на протяжении нескольких лет, есть и заменяемые по желанию и запросу участников.

    Представим один из вариантов: (календарь начинается с учебного года)

    п/п

    Наименование акции

    (краткое описание)

    Сроки реализации

    1.

    «Закрома»

    (сбор семян растений для подкормки птиц)

    Сентябрь - октябрь

    2.

    «Всемирные дни наблюдений за птицами»

    октябрь

    3.

    Праздник – досуг «Зиновий – Синичник» (День синичек и день Святых Зиновия и Зиновии)

    12 ноября

    4.

    Конкурс «Кормушка у избушки»

    (Изготовление кормушек, угощение птиц, наблюдение за птицами, определение видового состава)

    Ноябрь - Март

    5.

    Конкурс рисунков и декоративно – прикладного творчества «Птица года»

    Январь

    6.

    Экологическая мини – олимпиада про птиц

    Досуг «Жаворонки» (встреча весны)

    Февраль- Март

    7.

    1 апреля «Всемирный день птиц»

    (месячник встречи птиц)

    -конкурс «Птицеград»;

    -досуг «Встречаем птиц»;

    Апрель

    8.

    Всемирный проект «Весна идет»

    Апрель-Май

    9.

    Итоговое мероприятие

    -награждение самых активных участников

    Май

       Для удобства опознания акции детьми, каждая акция имеет свое схематическое обозначение, после окончания срока акции, ее символ снимается с календаря и дети знают какая, будет следующая.

        Во время проведения акций участниками оформляются стенды, памятки, дневники наблюдений, ведутся исследовательские и экспериментальные проекты, проводятся конкурсы, праздники, досуги и т.д. Мы видим, что методы и приемы таких форм работы с дошкольниками достаточно разнообразны и эффективны, они обязательно учитывают психологические особенности дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и обостренность первых чувств, отсутствие в полной мере «чувства ответственности и охраны…).

         Предложенный цикл акций Союза может реализовываться как внутри учреждений, так и в районном масштабе как мотивация образовательных учреждений в общественно значимых мероприятиях по экологическому воспитанию, основанному на духовных традициях. Грамотно организованный цикл экологических акций позволяет оптимизировать деятельность по привитию детям навыков по охране окружающей среды. Среды не на масштабных примерах, а на примере конкретного места, где ребенок живет в настоящее время, где все родное и знакомое, дорого ему – это родной поселок, улица, дом, детский сад, его малая Родина! Участники акций – это люди, которые живут с ним рядом родители, педагоги, друзья…

        Говоря о положительном опыте реализации программы мы видим, что с начала проведения единичных акций начиная с 2002 года участниками были:

    (на примере Акции Союза «Всемирные дни наблюдений за птицами)

    Год

    Кол-во образовательных учреждений

    Всего участников

    2002 г.

    6 образовательных учреждений (начальное звено)

    35

    2007г

    18 образовательных учреждений в том числе 6 дошкольных

    146

    2011г.

    23 образовательных учреждения района,  в том числе Управление образования Сосновского муниципального района, казначейство, сотрудники сбербанка, экологической организации района, лесничество и т.д

    8511

         С 2009 года координатором районных массовых экологических акций является МБДОУ детский сад «Рябинушка». Концепцией нашего дошкольного учреждения является «Комплексное экологическое и духовно –нравственное развитие воспитанников». Данная Концепция имеет преемственность с общим образованием, что соответствует современным требованиям в образовании, а именно: Федеральным государственным требованиям дошкольного образования (ФГТ) и Федеральным государственным образовательным стандартам общего образования (ФГОС). Согласно Концепции, современное общее экологическое образование основанное на духовности, формирует у воспитанников основы экологической образованности – экологического мышления и опыта экологически ориентированных рефлексивно – оценочных и проектных действий как деятельностных средств вхождения в мир экологической культуры и общественных ценностей, самоопределения в них, оценки своих возможностей по участию в решении обществом его экологических проблем, исполнение своих правовых и нравственных обязанностей в области охраны окружающей среды. Здоровья человека, нерасточительного потребления природных ресурсов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Экологические праздники и развлечения. Их роль в эстетическом и духовно-нравственном воспитании дошкольников.

    Из опыта работы музыкального руководителя БДОУ г.Омска "Детский сад №88 комбинированного вида" Фролкиной Светланы Борисовны....

    О роли базового (опорного) дошкольного образовательного учреждения в осуществлении духовно – нравственного воспитания дошкольников в рамках Городецкого муниципального района.ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

     В Городецком муниципальном районе Учебно-методический центр УОиМП организует методическую работу в образовательных учреждениях через создание базовых (опорных) детских садов. ...

    В рамках ежегодного Всероссийского проекта Союза охраны птиц России (СОПР), в нашем детском саду, прошла акция «ПОКОРМИТЕ ПТИЦ!». Номинация—”Кормушка для пичужки”.

    [[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"13943769","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"1394377...

    Союз с природой как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

    Планомерное  экологическое и духовно-нравственное воспитание ребёнка следует начинать с раннего возраста. Это способствует гармоничному формированию его личности, а также адекватному социальному ...

    Интернет-конкурс кормушек (совместно с Союзом охраны птиц России)

    quot;Мы кормушки смастерили и столовую открыли!"...