"Роль мини - музея устного творчества "У лукоморья..." в духовно - нравственном воспитании дошкольников".
консультация на тему

Голдина Елена Григрьевна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_2.docx21.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 95»

«Роль мини-музея устного народного творчества «У лукоморья…» в духовно-нравственном воспитании дошкольников»

воспитатель 1КК

Голдина Е.Г.

г. Воронеж

2016г.

«Роль мини-музея устного народного творчества «У лукоморья…» в духовно-нравственном воспитании дошкольников»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 95»

воспитатель Голдина Е.Г.

 В.Сухомлинский сказал:

 «Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда,

когда он живет в мире сказок,

творчества, воображения, фантазии,

а без этого он засушенный цветок».

Актуальность проблемы возникла из интереса детей к истории города, в котором они живут. Нет, и не может быть настоящего гражданина своей страны, если у него отсутствует любовь к Отечеству. Можно ли воспитать любовь к своей Отчизне простым утверждением, что Родину нужно любить? Не требует даже доказательств то, что на формирование нашего мировоззрения большое влияние оказывают эмоции, чувственное восприятие знакомых фактов, событий истории и культуры своего народа. Как и чем богата русская культура, что составляет нашу гордость?  Первейшая задача педагога - донести детям и зародить в их сердцах любовь и уважение к своей Родине. Очень важно, чтобы дети на эмоциональной основе получили первоначальные знания, которые бы вызвали интерес к теме уже в дошкольном возрасте, что способствовало бы их нравственному становлению в будущем.

 Самый короткий путь эмоционального раскрепощения и снятия зажатости ребенка, а также обучение художественному воображению и развитию чувственности – это путь через игру, фантазирование и сочинительство.

Для решения данной проблемы мною разработан проект по теме: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через воспитание любви к родному краю»

Проект  включает в себя все виды детской деятельности, носит информационно-познавательный, социальный характер.

Цель проекта: формировать у детей развитие познавательного, речевого, художественно-эстетического, нравственного и эмоционального развития, интереса к истории своего родного края.

Задачи:

  1. Воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения к родному краю.
  2. Активное приобретение детьми культурного богатства русского народа.
  3. Знакомство детей с народными обычаями и обрядами, быть знатоком народных игр, песен, сказок своего родного края.
  4. Реализация познавательной и воспитательной задач через разные виды деятельности: рассматривание картин или предмета старины, предмета декоративно-прикладного искусства, через игру, слушание и обыгрывание сказки, рисование, лепку, театрализованные игры.

Формы и организации по приобщению детей:

Все виды непосредственной образовательной деятельности:

  1. Коммуникация - умение рассказывать, слушать сказки, умение общаться друг с другом, взрослыми, развивать диалогическую форму речи, развивается и обогащается речь детей.
  2. Социализация – формируются представления о себе, своей семье, о родном крае, воспитывается любовь к Родине.
  3. Познание-знать историю родного края, природу родного края , знание народных примет, праздников, отражать впечатления  в своих творческих работах.
  4. Художественное творчество-знание предметов народно-прикладного творчества, умение нарисовать предмет.
  5. Художественное чтение-умение читать, знать сказки, потешки, загадки, считалки, стихи.
  6. Физическая культура-знание народных игр, умение играть.

Музыка-знание русских народных песен, умение танцевать.

Для решения всех задач по данной теме, в группе создан мини – музей «У лукоморья», где мы разместили различные виды театра, атрибуты к инсценировкам, дидактические игры, дидактические пособия и литература, художественную литературу, музыкальные инструменты. Для ознакомления детей с народным творчеством были подобраны художественные и литературные произведения, сценарии  для постановки спектаклей и инсценировок.

«Введите в мир театра малыша

И он узнает, как сказка хороша.

Проникнется и мудростью

И добротой, и с чувством сказочным

Пойдет он жизненной тропой». Г.Попова

 Материал мини-музея включает:

  1. Большое количество детской художественной литературы: сказки, потешки, загадки, прозу и поэзию.
  2. Дидактические пособия и игры: «Узнай сказку», «Герои русских народных сказок», материал для настольного театра «Колобок», «Теремок» и т.д.
  3. Музыкальные игрушки классические и народные, сделанные своими руками.
  4. Разнообразные виды театров: пальчиковый театр, куклы би-ба-бо, театр на фланелеграфе, театр народной игрушки, сделанной своими руками.
  5. Для ознакомления с народным творчеством и искусством в мини-музее имеются Воронежские народные игрушки и глиняные игрушки-говорушки, сделанные своими руками и с помощью родителей.

Все атрибуты мини-музей «У лукоморья…» позволяют у дошкольников развивать художественный вкус, творческие способности и выразительность речи. Игра в театрализованные игры, у детей формируется чувство коллективизма, развивается память, мышление, воображение; сценическое, певческое, танцевальное творчество. Расширяется запас слов, развивается речь.

Театрализованная деятельность развивает эмоциональную сферу, в передаче хитрости, доброжелательности, щедрости героев.

 Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что у детей формируется интерес к театрализованной деятельности.

Дети желают участвовать в театрализованных играх, представлениях, народных праздниках и посиделках. Они стали самостоятельно выбирать себе роли, использовать различную интонацию, мимику, жесты, участвовать в ролевых диалогах, сопереживать героям произведений, научились  слушать, не перебивая друг друга.

В процессе театрализованной деятельности у детей развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества личности:

- общительность

- вежливость

- чуткость и доброта

- умение довести дело и роль до конца.

 Ребята стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы и стихи. У них появилось желание придумывать и показывать свои сказки, истории.

 Мини-музей «Улукоморья…» помогает нам решать все поставленные задачи и получить хороший результат:            

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

  1. Дети знают историю города и его  достопримечательности.
  2. Проявляют творческую инициативу и самостоятельность в выражении своих впечатлений (в творческих рассказах, рисунках).
  3. Проявляют познавательную активность.
  4. Проявляют желание действенного участия  в жизни своего города (ДОУ, группы).
  5. Проявляют начальные ключевые компетентности.

 


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязыч...

Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников через ознакомление с музеем.

Проблемма духовно-нравственного воспитания детей является ключевой, системообразующей для отечественной педагогики и культуры в целом. В наши дни вопросы правильной организации воспитания подрост...

Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников посредствам создания мини-музея «Русская изба»

В материале представнен опыт работы по созданию мини-музея "Русская изба", определены цели, задачи мини-музея, работа, проводимая с детьми....

Значение мини-музея в группах ДОУ для духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Цели:1. привлечение внимания родителей к музеям;2. создание мини-музея, как отражение интересов и проявление инициативы детей;3. обогащение развивающей среды группы, ДОУ;4. использование новых форм ра...