Формирование этно-экологичекой культуры как условие личностного социального развития дошкольника
статья по теме

Приобщение детей дошкольного возраста к общекультурным и национально-значимым условиям, формирование национального самосознания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_po_etno-ekologicheskomu_vospitaniyu.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование этно-экологичекой культуры как условие личностного социального развития дошкольника

                                                                 

                                                                 

В настоящее время мы переживаем рост национального самосознания и самопознания, возрождение национальной культуры. Эти явления обусловлены демократизацией нашего общества, тем, что имеется возможность открыто заявить о своих интересах и потребностях. Появилась необходимость пересмотра содержания образования, которая основывается на народной философии с учетом типа мышления, менталитета народа. В становлении личности важное место занимает возрождение национальной культуры, восстановление утерянных ценностей исторической памяти, нравственной основы человека, его свободного развития.

Современные  ученые отмечают, что образование для малочисленных народов Севера,  сегодня оказывается фактором реального выживания, сохранения этнической идентичности, сохранения уникальных, выработанных многовековой практикой, способов взаимодействия человека с природой и социумом – традиционных этнических культур, которые имеют не только общероссийскую, но и общепризнанную мировую, общепланетарную ценность.

«Этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия и общественно-народного воздействия. В ходе, которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт, собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, всю народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, сказаниях, былинах, притчах, песнях, загадках, пословицах, играх, игрушках и прочем, в семейном и общинном укладе жизни, быте, традициях,  а также философско-этнические, собственно педагогические мысли и воззрения, то есть весь педагогический потенциал, совокупный опыт историко-культурного формирования личности» - так определил сущность этнопедагогики один из ее основоположников Г.Н. Волков.

Национальное самосознание или этническая идентичность, как сознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящем от социального окружения.

Национально-региональный компонент предполагает обеспечение потребностей и интересов в области дошкольного образования. Педагоги  в своей деятельности  выделяют  конкретные учебные разделы (в перспективном, годовом, календарном) планировании, отражающие национальное своеобразие культуры, традиций, искусства, способствующие значительному повышению уровня качества дошкольного образования. 

         Дошкольное учреждение с учетом реализации собственной  этно-экологической программы «Северные просторы» обеспечивает  приобщение к общекультурным и национально-значимым условиям, формированию национальной  культуры. В связи с этим появляется необходимость учета личностных особенностей, интересов, склонностей дошкольников и педагогов ДОУ, позволяющих индивидуализировать воспитательно-образовательный процесс в ДОУ по данному направлению.

        Таким образом, культура родного края для детей дошкольного возраста является  контекстом для развития.

Обозначены основные наиболее актуальные на сегодня направления деятельности дошкольного учреждения в рамках реализации программы по этно-экологическому воспитанию.

Художественно - эстетическое развитие.

Это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью:

Развития способности видеть красоту окружающего мира родного края.

Задачи художественно-эстетического развития:

- воспитывать у детей эмоциональный отклик, эстетическое отношение к природе окружающего края.

- создавать аранжировки из натуральных  материалов, использовать их для украшения одежды, жилья, быта с учетом специфики жизни коренных народов Севера. (Национальная одежда   - вышивание  орнамента).

В дошкольном детстве особенно остро воспринимается художественная деятельность (рисование, аппликации, лепка), потребность в творческом самовыражении. Детей в ДОУ знакомят (на основании образовательных программ) с разными видами и жанрами искусства, в том числе  декоративно-прикладным  искусством коренных малочисленных народов Севера.

Педагоги в ДОУ создают широкие возможности для обогащения чувственных впечатлений при соприкосновении с национальным декоративно-прикладным искусством  края. Дети ДОУ постоянно посещают парк-музей «Под открытым небом»,  большое впечатление производят экскурсии по выставочным залам музея.  Потом дети рисуют узоры (их много вариантов) на занятиях по рисованию и выполняют их из бисера на занятиях кружка «Бисеринка». Творческие работы наших  воспитанников принимали участие, как в поселковых конкурсах, так и в районных, это помогает детям проявить себя, почувствовать свою значимость.

Приобщение детей к истокам народного творчества в ДОУ носит систематический целенаправленный характер: детей постоянно знакомят с национальными и региональными промыслами, а также с некоторыми обрядами, песнями, хороводами. В 2006 году была открыта  «Экологическая тропа» на территории которой имеются: лобас, избушка, дымокур, беседка – чум. «Экологическая тропа»  выполняет  познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию.  Где дети знакомятся с жизнью и бытом стойбища, наблюдают и изучают растительный и животный мир нашего края. Во время прогулок и экскурсий  дети учатся любить природу, заботливо относится к ней.  Познакомив с особенностями родного края, пробудив в сердце ребенка интерес к нему, показав ему, жизнь народа, познакомив с обычаями, педагоги решают познавательные, эстетические и нравственные задачи.

В этно-экологической программе  есть раздел: развитие представлений о человеке в истории и культуре. Каждый край знаменит еще и тем, что здесь живут люди, которые стали известны всей стране и всему миру. Наши дошкольники  гордятся тем, что в нашем поселке живут такие знаменитые писатели и поэты, как Юрий Вэлла, Еремей Айпин; Айваседа Дарья Даниловна – мастер по декоративно-прикладному искусству; Нёню Кольчевна, Атени Соболевна – исполняют ненецкие сказки, песни. Педагоги  в своей работе использую национальные сказки, пословицы, поговорки, загадки, праздники.

Постепенно дети рано или поздно приходят к сознанию себя в социальном мире: семье, детском саду, месту, где живут (город, село, поселок) и он становится  принадлежным этому месту  словно за этим стоит не только география места обитания, но и особая “тайна”, особый стиль жизни, особая традиция в быту, играх, праздниках, манере одеваться, разговаривать, вести себя дома и в общественных местах. Уже в дошкольном возрасте отмечается совместная деятельность ребенка и педагога с учетом индивидуальности детей, склонностей и интересов, понимание закономерностей соприкосновения природы, человека и его жилища, специфики культурных и социокультурных явлении своего региона, осмысление на этом основе исторической традиции в жизни своей территории. Умение использовать плоды человеческой культуры, ценить тот факт, что духовные и материальные ценности, накопленные взрослыми их педагогами, родителями и т.д. могут быть не только востребованы, но и созданы своим личным трудом (дома, детском саду и других образовательных местах).

По инициативе педагогов и родителей  в подготовительной группе создан музей «Мы живем  в краю Северном». Экспонаты сделаны совместно с родителями, дедушками, бабушками: национальными куклы, одежда, обувь, предметы быта, традиционных промыслов, декоративно-прикладного искусства, макеты жилых построек – наши воспитанники с гордостью приносят в свой музей. Экспонаты музея используются на занятиях и в свободной деятельности.

Известно, что процессы духовного развития общества, нации неотделимы от уровня их владения языком, поскольку последний представляет собой своего рода живую связь времен. Именно с помощью языка человек осознает себя, роль своего народа не только в прошлом, но и в настоящем. Именно русский язык в этом контексте представляет собой своеобразие, самобытное явление не только в истории русской, но и мировой культуре. Поэтому вполне закономерной является задача повышения речевой культуры педагога, семьи, да и всего общества в целом. Эта задача становится наиболее актуальной в ДОУ: речевая культура, культура чтения, общения и являются важнейшими компонентами культуры человека вообще.

Работа над речевой культурой с детьми процесс длительным и сложный, предполагающий массовое обучение как детей, так и самих взрослых (педагогов, др. сотрудников) прежде всего в области общения.

                                                                                         Елена Станиславовна Хоруженко

                                                                                              старший воспитатель

                                                                                     ВМБДОУ ДСКВ «Олененок»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Богданова А.Н.ГБОУ СОШ Школа № 1613  Дошкольное  отделение № 3,Институт  педагогики и психологии  образования ГБОУ ВО МГПУНаучный руководительБорисова М.М. доцент, канд. пед. наук,...

Формирование эмоционально-волевой сферы как условие успешной социальной адаптации дошкольников

Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, как утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или ...

статья "Создание условий для социального развития дошкольника с интеллектуальной недостаточностью в детском саду"

В статье рассматривается теория вопроса о создании условий для социального развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью в условиях ДОУ....

Семинар-практикум "Воспитание валеологической культуры как условие личностно-социального развития детей дошкольного возраста"

В данной статье говорится о том, что педагогу необходимо объяснить детям, чсто здоровье- это одна из главных ценностей жизни. Смотивировать детей на сохранение здоровья- главной ценности человеческой ...

«Ранняя профориентация дошкольников как условие успешного социального развития»

Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети из сказки, общения свзрослыми и через средства массовой информации узнают о разных професси...

«Ранняя профориентация дошкольников как условие успешного социального развития»

Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети из сказки, общения свзрослыми и через средства массовой информации узнают о разных професси...

Презентация для психолога по созданию условий личностного, социального благополучия ребенка с ОВЗ и гармонизации детско-родительских отношений.

Консультация в виде презентации для педагогов-психологов, психологов, работающих в области "Особое детство" по проблеме гармонизации детско-родительских взаимоотношений и созданию условий ли...