статья "Создание условий для социального развития дошкольника с интеллектуальной недостаточностью в детском саду"
статья по коррекционной педагогике

Оболкина Маргарита Александровна

В статье рассматривается теория вопроса о создании условий для социального развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью в условиях ДОУ. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Условия социального развития дошкольника с интеллектуальной недостаточностью в детском саду»

Как известно, человек и общество неразрывно связаны между собой. Человек не может полноценно существовать без общества или, говоря словами известного русского прозаика Л. Н. Толстого, человек немыслим без общества. В Большом энциклопедическом словаре представлено следующее определение понятия «человек»: общественное существо, обладающее сознанием, разумом, субъект общественно-исторической деятельности и культуры.

Социальное развитие человека начинается с его первых дней появления на свет: это первый осознанный, сфокусированный на матери, взгляд, первая «социальная» улыбка. Социальное развитие имеет непрерывный и неравномерный характер. Непрерывность социального развития заключается в постоянной потребности человека в социальном изменении, сохранении, утраты социального опыта как естественного социального роста человека. Неравномерность социального развития выражается в том, что оно не имеет линейного и постоянного характера.

В социальном развитии человека есть особенно важные этапы. Одним из таких этапов является период дошкольного развития. Первое знакомство с социальной жизнью, ее закономерностями и причинно-следственными связями происходит в образовательной среде детского сада, где все окружающие детей люди играют каждый свои роли.

В детском саду расширяется и предметный мир ребенка: он видит множество новых, созданных человеком вещей, узнает об их свойствах и применении. У ребенка появляется возможность раскрыть и проявить свою индивидуальность, активизируется его социальное познание.  

Все выше перечисленное относится к социальному развитию дошкольника с нормальным интеллектуальным развитием, но как проходит социальное развитие у дошкольника с нарушенным интеллектом? А главное, какие условия создаются  в дошкольных образовательных учреждениях для социального развития воспитанников?

Игра – является ведущим видом деятельности дошкольника и играет большую роль в его социальном развитии. Однако у дошкольников с интеллектуальным недоразвитием игровые действия развиты недостаточно.  В младшем дошкольном возрасте у умственно отсталых дошкольников преобладают бесцельные действия с игрушками (несет кубик в рот, бросает куклу), к старшему дошкольному возрасту появляются предметно-игровые действия (укачивание куклы, катание машины), процессуальная игра - многократное повторение одних и тех же действий. Игровые действия не сопровождаются эмоциональными реакциями и речью. Сюжетно-ролевая игра самостоятельно, без специального коррекционного обучения не формируется.

Главную роль в социальном развитии каждого человека играет общение с другими людьми. В группе детского сада это, в основном, общение со сверстниками, воспитателями и родителями. Общение дошкольника с интеллектуальной недостаточностью существенно отличается от общения нормально развивающихся детей, так как идет с большим отставанием. Речевое общение  формируется у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью весьма ущербно, его мотивы исходят в основном из органических нужд детей.

Необходимость в общении с окружающими диктуется, как правило, физиологическими потребностями. В возрасте 5 -7 лет дети с недоразвитием интеллекта с большим желанием относятся к игре, чем совместной деятельности с взрослым, что свидетельствует о низкой потребности в общении с окружающими людьми. Слабое развитие потребностей социального характера приводит к тому, что и к концу дошкольного возраста дети с большими трудностями овладевают средствами речевого общения даже в тех случаях, когда у них имеется достаточный словарный запас и удовлетворительное понимание обращенной речи.

Детям дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью  свойственна эмоциональная незрелость, недостаточная дифференцированность и нестабильность чувств, ограниченность диапазона переживаний, крайний характер проявления радости, огорчения. Такие дети затрудняются в понимании мимики, жестов, выразительных движениях людей. 

Формирование навыков самообслуживание является неотъемлемой частью социального развития дошкольника в детском саду. С помощью воспитателя и на примере других детей дошкольники учатся самостоятельно одеваться, соблюдать навыки гигиены, следить за своим внешним видом, участвовать в дежурстве по группе.

Препятствием в овладении ребенком с интеллектуальной недостаточностью  простейшими жизненно необходимыми умениями и навыками самообслуживания являются существенные отклонения в развитии моторики. Замедленное развитие двигательной сферы существенно снижает возможности ребенка в ознакомлении с окружающим его предметным миром. Движения умственно отсталых детей неловки, плохо координированы, чрезмерно замедленны или, напротив, импульсивны. Ребенок долго не умеет пользоваться чашкой и ложкой. Он разливает их содержимое, не успев донести до рта, пачкая стол и свою одежду.

В дошкольном возрасте многие умственно отсталые дети, с которыми специально не проводилась длительная, целенаправленная работа, не могут самостоятельно одеться и раздеться, правильно сложить свои вещи. Особую сложность представляет для них застегивание и расстегивание пуговиц, а также зашнуровывание ботинок.

Рассмотрев некоторые особенности развития дошкольников с нарушениями интеллекта, мы можем сделать вывод, что все это приводит к недостаточному формированию социального развития дошкольников. Задача родителей и работников дошкольных учреждений оказать помощь в овладении детей необходимыми умениями и навыками, способными изменить уровень социального развития в лучшую сторону.

Для этого в детских садах создаются следующие условия.

Педагогом-дефектологом проводятся занятия, которые расширяют представления детей об окружающем мире, развивают социальное поведение и помогают усвоить социальные нормы и правила. Кроме этого, каждое занятие, проводимое воспитателем и педагогом-дефектологом, направлено на стимулирование речевой активности ребенка, развитие умения работать в коллективе, позитивное, дружелюбное отношение к своим одногруппникам.

В оформление предметно-развивающей среды также должны включаться материалы и пособия, способствующие социальному развитию воспитанников. Это и сюжетно-ролевые игры, атрибуты для театрализованных игр (маски, костюмы, куклы бибабо и пр.), куклы, игрушки, имитирующие бытовые предметы (стиральная машина, утюг, игрушечная посуда и т. д.). С помощью воспитателя дети учатся играть в эти игры, примеряя на себя различные социальные роли, учатся соблюдать правила, взаимодействовать в коллективе. Кроме этого воспитатель должен помогать детям в организации игр, разрешении затруднительных ситуаций, правильном и уместном для игровой ситуации построении фраз, в поддержании интереса к этим играм и в создании благоприятной эмоциональной атмосферы в группе.

Также стоит отметить, что успех социального развития дошкольника с интеллектуальными нарушениями во многом зависит от взаимодействия воспитателей с семьей воспитанника.

В заключении хочется сделать вывод о том, что детский сад играет огромную роль в социальном развитии умственно отсталого дошкольника. От того, как у дошкольника сформируются социально-коммуникативные навыки, зависит его дальнейший успех в школе, в отношении с окружающими людьми, получении профессии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях

Специалистам хорошо известен многократно доказанный факт, что семья и детский сад как первичные социальные воспитательные институты способны обеспечивать полноту и целостность социально-педагогической...

Профилактика йодной недостаточности в детском саду

Профилактика йодной недостаточности в детском саду...

Интеллектуальная игра в детском саду для старших дошкольников «Самый, самый …»

Цель:«  Развивать способность к поиску и решению заданий в условиях конкурса.Задачи:«  Способствовать закреплению полученных знаний и умений, развитию познавательной активности, ...

Интеллектуальная недостаточность при детском церебральном параличе

Отличительной чертой мышления детей, имеющих сочетание ДЦП и умственной отсталости, может быть некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу. Они могут не замечать своих ошибок....

Конспект занятия по дополнительному образованию интеллектуального направления в детском саду

Много лет я провожу занятия по дополнительному образованию. Дети от 3 до 7 лет в увлекательной игровой форме знакомятся со звуками и буквами русского языка, учатся различать и изменять геометрические ...

Интеллектуальная игра в детском саду для старших дошкольников 5-7 лет «Умники и умницы - 2018»

Цель: - поддерживать интерес к познавательной деятельности;- развивать память, мышление, внимание, коммуникативные навыки;- воспитывать у детей умение проявлять инициативу с целью получения новых...