Интеллектуальная игра в детском саду для старших дошкольников «Самый, самый …»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Железнякова Ольга Александровна

Цель:

«  Развивать способность к поиску и решению заданий в условиях конкурса.

Задачи:

«  Способствовать закреплению полученных знаний и умений, развитию познавательной активности, выявлению интеллектуальной одарённости воспитанников.

«  Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим и речевым содержанием.

«  Продолжать учить детей работать в команде, уметь выслушивать чужое мнение, отстаивать свой ответ, обосновывая его.

«  Проявлять настойчивость, умение точно следовать инструкции, целеустремлённость, взаимопомощь, находчивость и смекалку.

«  Активизировать творческое воображение, фантазию.

«  Развивать логическое мышление, зрительное внимание.

«  Вызвать у детей чувство радости, удовольствия от игры развивающего характера.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 52

Колпинского  района Санкт-Петербурга

Интеллектуальная игра в детском саду для старших дошкольников «Самый, самый …»

Подготовила: Железнякова О.А.,

Воспитатель подготовительной группы «Б».

Санкт-Петербург, Колпино

2017 г.

Интеллектуальная игра в детском саду для старших дошкольников «Самый, самый …»

Цель:

  • Развивать способность к поиску и решению заданий в условиях конкурса.

Задачи:

  • Способствовать закреплению полученных знаний и умений, развитию познавательной активности, выявлению интеллектуальной одарённости воспитанников.
  • Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим и речевым содержанием.
  • Продолжать учить детей работать в команде, уметь выслушивать чужое мнение, отстаивать свой ответ, обосновывая его.
  • Проявлять настойчивость, умение точно следовать инструкции, целеустремлённость, взаимопомощь, находчивость и смекалку.
  • Активизировать творческое воображение, фантазию.
  • Развивать логическое мышление, зрительное внимание.
  • Вызвать у детей чувство радости, удовольствия от игры развивающего характера.

Материал:

  • Ноутбук, экран.
  • Эмблемы с названиями команды у каждого ребёнка.
  • Веер с цифрами
  • Карточки с заданиями
  • Листы с заданиями
  • Листы с нарисованными геометрическими фигурами.
  • Музыкальное сопровождение
  • Презентация
  • Герои: Королева Знаний, Лесная Фея, Незнайка.
  • Медали или призы для награждения победителей.

Ход игры:

Сегодня в нашем зале собрались самые любопытные, самые любознательные, самые эрудированные ребята из подготовительных групп.

Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен удивительный мир природы. Где бы вы ни были: в лесу, на лугу, на берегу реки – повсюду вас окружают загадки и таинства. Сегодня мы попытаемся открыть несколько страничек этого мира, проведем с вами викторину, в которой будет множество вопросов на различные темы, включая природу.

Итак, начнём нашу интеллектуальную игру «Самый, самый….» с приветствия.

Мы приглашаем команду «Почемучки» из подготовительной группы «А».

1 команда «Почемучки»:

Мы пытливые умы,

Мы с вопросами на ты.

«Почему?» - вопрос любимый,

Помогает нам расти.

Теперь приглашаем команду «Радуга» из подготовительной группы «Б»

2 команда – «Радуга».
                Береги свою планету –

                Ведь другой на свете нету».

Приглашаем команду «Эрудиты» из подготовительной группы «А».

3 команда «Эрудиты»:

Эрудиты у руля,

Не сдаются никогда!

Приглашаем команду «Зелёные ладошки» из подготовительной группы «Б»

4 команда «Зелёные ладошки»:

                      .Мы защищаем природу всегда.

                Пусть будет чиста наша Земля. 

Мы познакомились с командами участников, а сейчас представляю вам ещё одну команду – команду справедливого и объективного жюри, которой придётся принимать непростые, очень важные решения.

Ведущий представляет жюри.

И ещё, у нас на игре есть строгое правило:  кто знает ответ, поднимает руку и ждёт, когда ему дадут слово. Каждой команде за правильный ответ будет присуждаться 1очко.

Итак, наша интеллектуальная игра открыта.

И мы начнем ее с небольшой  -  Разминки (Слайд №2).

1 конкурс: «РАЗМИНКА»(проводит ведущий)

Я задам по 5 вопросов каждой команде. За каждый правильный ответ команда получает один балл. Если команда ответила правильно на все – 5 вопросов, то получает 5 баллов.

- Вопросы для 1 команды:

Когда набухают на деревьях почки? (весной)

Назовите ядовитый гриб? (мухомор)

Как называется жилище волка? (логово)

В каком месяце дети идут в школу? (в сентябре)

Как называется наша страна?  (Россия)

- Вопросы для 2 команды:

В какое время года с деревьев опадают листья? (осенью)

Самая большая ягода? (арбуз)

Чем дышат рыбы? (жабры)

Сколько месяцев в году? (12 месяцев)

Как называются занятия в школе? (урок)

- Вопросы для 3 команды:

В какое время года наряжают ёлку? (зимой)

Какое дерево называют «белоствольным»? (берёза)

Какое животное на нашей планете самое большое? (кит, слон)

Сколько дней в недели? (7 дней)

Город, в котором вы живёте?  (Санкт – Петербург)

- Вопросы для 4 команды:

В какое время года на небе появляется радуга? (летом)

От какого овоща всегда плачут? (лук)

Какое животное самое пугливое? (заяц)

Любимый зимний праздник?  (Новый год)

Модель земного шара? (глобус)

Подведение итогов

2 конкурс: «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» (проводит Королева Знаний) (Слайд №3).

- Ребята, слышите эти таинственные шаги? К нам кто-то пришёл.

К.З. - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Королева Знаний. Я узнала, что здесь проходит конкурс «Самый умный». А как же он может обойтись без меня, Королевы Знаний? Я хочу проверить ваши знания, умения и сообразительность. Вы должны выполнить несколько заданий по математике. В первую очередь нужно решить задачи, веера из цифр помогут вам. За правильный ответ будет присуждаться 1очко. Вы готовы?

Задача №1

Шесть ворон на крышу село

И одна к ним прилетела,

Отвечайте быстро, смело

Сколько всех их прилетело?

Задача №2                                                                                         Яблоки в саду поспели,

Мы отведать их успели,

Три румяных наливных,

 Два с кислинкой,

 Сколько их?

Задача №3                                                                                                Семь друзей в футбол играли,                                                               Одного домой позвали,                                                                   Смотрит он в окно, считает:                                                              Сколько всех друзей играет?

Молодцы! С этим заданием вы справились.

Вот следующее задание: надо вписать пропущенные числа. Выполненное задание передаётся в жюри, жюри оценивает задание.

И ещё одно задание:  логическая игра «Найди девятое».        Нужно нарисовать в пустой клетке, какой геометрической фигуры не хватает. Выполненное задание передаётся в жюри, жюри оценивает задание.

Подведение итогов

К.З. - Ну, молодцы. В математике сильны. А теперь проверим ваши знания в области сказок!

3 конкурс: «В гостях у сказки» (Слайд №4).  

    Каждой команде сейчас будет показан слайд с изображением сказочных предметов. Команде нужно будет отгадать и назвать, из какой сказки эти предметы.

«По щучьему велению» - печь, ведра, щука. (Слайд №5)

« Сестрица АЛЕНУШКА» - копытце, козленок, девушка. (Слайд №6)

«Царевна-лягушка» - стрела, болото, Иван-царевич.  (Слайд №7)

«Сказка о рыбаке и рыбке» - корыто, невод, старик. (Слайд №8)

И ещё одно задание: Вам предстоит ответить на вопросы.

- Вопросы для 1 команды:

Во что превратилась карета Золушки? (в тыкву)

Сколько яичек снесла Курочка Ряба? (два)

- Вопросы для 2 команды:

Кого лиса учила  хвостом рыбу ловить? (волка)

Что потеряла Золушка на балу? (туфельку)

- Вопросы для 3 команды:

Кто не смог убежать от лисы? (колобок)

Сколько сыновей было в сказке «Царевна – лягушка»? (3 сына)

- Вопросы для 4 команды:

Кто на поле нашёл денежку? ( Муха – цокотуха)

Какая девочка родилась в чашечке цветка?  (Дюймовочка)

Подведение итогов

А теперь – «Музыкальная пауза» (Слайд №9).                                              Дети танцуют под музыку, повторяя движения за взрослым. Королева знаний танцует вместе с детьми.

К.З. - Ой молодцы, ребята! Вы такие умные, что я пока танцевала, придумала ещё задание.                                                          

4 конкурс : «Грамотей - ка» (Слайд №10).  

1. Первое задание такое: нужно рассмотреть ребус и отгадать, какие слова здесь зашифрованы (дети выполняют задание). Ребусы разгаданы, жюри оценивает результат.

2. Второе задание такое: ответить на вопросы.

- Вопросы для 1 команды:

Какая буква в слове лес последняя? (с)

Скажи наоборот: голодный? (сытый)

- Вопросы для 2 команды:

Из чего состоит слово? (из букв)

Какое слово короче: лук или радуга? (лук)

- Вопросы для 3 команды:

С какого звука начинается слово река? (р)

Скажи наоборот: глубокий? (мелкий)

- Вопросы для 4 команды:

Из чего состоит предложение? (из слов)

Как сказать правильно: 1 карандаш, а 5? (карандашей)

3. И ещё задание. Сосчитайте, сколько слов в предложении.

- Маша любит домашних животных.

- Мой любимый город Колпино.

- Дружат дети всей земли.

- Скоро, скоро Новый год!

К.З. – Молодцы, порадовали своими талантами! Ну, а мне пора в свою страну (уходит).

Подведение итогов

5 конкурс: «Конкурс капитанов» (проводит Лесная Фея) (Слайд №11). 

Л.Ф. – Ой, а куда это я попала? Это здесь проходит конкурс «Самый умный»?

Как здорово, значит, пришла по адресу. Я – Лесная Фея. Мы с моими лесными друзьями приготовили задания! Но они не простые, поэтому выполнять их будут самые сильные участники команд -  капитаны. И так, я объявляю конкурс капитанов!!!

- Экологические цепочки.

Каждому капитану выдаются картинки, нужно в пустой квадрат вставить недостающую картинку

 - Узнай дерево по описанию

1 капитан. - Это дерево веселое и нарядное в любое время года. Весной оно зацветает белыми душистыми цветами, летом шелестит резными листочками, а осенью обсыпают его ветки яркие гроздья маленьких красных ягод. Любят в зимнее время посещать его разные птицы: снегири, свиристели, тетерева, глухари, дрозды. (Рябина.)

2 капитан – Это дерево называют красавицей русского леса. Сколько песен о нем сложено, сколько стихов написано! Стройная, с белой корой, с тонкими поникшими ветвями и говорливой листвой, она всегда вызывает восхищение и радость. А мелкую пернатую братию привлекают сережки с семенами. (Береза.)

3 капитан. - Каждый, кто проходит весной мимо этого дерева, восклицает: «Как хорошо пахнет!» Оно усыпано пушистыми кистями белых душистых цветков. Сильный его аромат не только приятен, но и полезен: он очищает воздух от микробов. А потом на месте цветков появляются мелкие чёрные ягодки. (Черемуха.)

4 капитан – Называют его могучим лесным богатырем: даже в сильные ураганы он крепко «сидит» в земле. Древесина его – прекрасный строительный материал; из коры изготавливают лекарства, плодами любят лакомиться кабаны, сойки, белки и другая лесная живность. (Дуб.)

- Скажи одним словом

  • тополь, клен, береза, ель
  • волк, лиса, заяц
  • сорока, ворона, аист
  • комар, муха, таракан

Л.Ф. – Да, ребята, я в вас не ошиблась. Желаю вам удачи! Ну, а мне пора возвращаться в лес, а то, слышу, кто-то там шумит в лесу, зверей и птиц пугает. Надо навести порядок! (уходит).                      

Подведение итогов

6 конкурс: «Экологические знаки» (проводит Незнайка) (Слайд №12).

В зал вбегает Незнайка.

Н. – Здравствуйте, ребята! Узнали меня? Вы представляете? Гулял я в лесу, но пришла Лесная Фея и прогнала меня почему-то. Но я успел там поснимать какие-то непонятные знаки /правила поведения в природе/. А вот что они обозначают – понять не могу. Вы поможете мне их расшифровать?

(Каждая команда получает конверт с заданием. Ребята должны собрать картинку и объяснить значение каждой.)

Ведущий. – Вот видишь, Незнайка, это правила поведения в природе. Теперь ты понимаешь, почему Фея тебя прогнала? Нужно вернуть эти знаки на место, чтобы все приходящие в лес знали, как там себя вести.

Н. – Спасибо вам, пойду и верну всё на место! До свидания, друзья! (убегает).

Подведение итогов

7 конкурс: логические задачи.(Проводит ведущий: по 2 загадки каждой команде).

Ведущий. – Ну, детки, раз уж вы такие умненькие, то я тоже хочу немножечко вас испытать! Решите-ка мои логические задания.

1. Реши задачу.

- Стоит клен. На клене 2 ветки, на каждой ветке по 2 вишни. Сколько всего вишен растет на клене?

- Если гусь стоит на 2 ногах, то он весит 4кг. Сколько будет весить гусь, если он стоит на одной ноге?

- У 2 сестер по одному брату. Сколько детей в семье?

- Что тяжелее – килограмм ваты или килограмм картошки?

- В саду растут 2 яблони, на каждой выросло по 3 банана. Сколько всего бананов?

- По чему люди ходят?

2. Найди лишнее.

1. Клен, липа, береза, ель.

2. Белка, медвежонок, лиса, волчица.

3. Стрекоза, комар, муха, щука.

4. Рябина, сосна, черемуха, тюльпан.

5. Грач, акула, камбала, скумбрия.

6. Лиса, корова, еж, заяц, волк.

7. Корова, кролик, коза, медведь.

8. Подберёзовик, боровик, мухомор, сыроежка.

Подведение итогов

Дорогие друзья! Вот и подошла к концу наша встреча. Вы все очень хорошо потрудились, с достоинством прошли нелегкие испытания, показали свои знания и смекалку.

А пока жюри подводят итог игры, мы послушаем песню о мире и дружбе! /дети поют песню, жюри подводит итоги/

Слово нашему жюри.

Награждение.

Ведущий читает стихотворение:

«Ты человек, любя природу
Хоть иногда её жалей,
В увеселительных походах
Не растопчи её полей.
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить её спеши.
Она твой давний добрый лекарь,
Она союзница души.
Не жги её напропалую
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую
Нас много, а она одна.

Под музыку дети выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Проблема развития, коррекции и совершенствования мышления у дошкольников – одна из сложнейших в психолого-педагогической практике. Главное для ее решения – рациональная организация всего учебног...

Детский проект для старших дошкольников "Посадим сами своими руками"

Проект «Посадим сами своими руками» рассчитан на детей старшего дошкольного возраста. Задачи программного содержания направлены на формирование интегрированных личностных каче...

Интеллектуальные игры для развития мышления у старших дошкольников.

Рекомендации родителям по проведению игр на развитие логического мышления....

Интеллектуальная игра в детском саду для старших дошкольников 5-7 лет «Умники и умницы - 2018»

Цель: - поддерживать интерес к познавательной деятельности;- развивать память, мышление, внимание, коммуникативные навыки;- воспитывать у детей умение проявлять инициативу с целью получения новых...

Интеллектуальная игра в детском саду для старших дошкольников 6-7 лет Умники и умницы

Цель:1. Поддерживать интерес к познавательной деятельности.2.Развивать память, мышление, внимание, коммуникативные навыки.3.Воспитывать у детей умение проявлять инициативу с целью получения новых знан...