Интеллектуальная недостаточность при детском церебральном параличе
статья по коррекционной педагогике на тему

Отличительной чертой мышления детей, имеющих сочетание ДЦП и умственной отсталости, может быть некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу. Они могут не замечать своих ошибок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx14.71 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальная недостаточность при детском церебральном параличе

Детский церебральный паралич (ДЦП) - тяжелое заболевание мозга, при котором нарушается формирование двигательных, речедвигательных, психических функций детей. Такая категория детей как дети с детским церебральным параличом, имеющие умственную отсталость, изучены недостаточно, особенно умственно отсталые дети с тяжелыми двигательными нарушениями. Детей с подобными нарушениями принято относить к группе детей имеющих сложное нарушение развития. В нашей стране до настоящего времени не существует официального определения какого либо из видов сложного нарушения как особого вида инвалидности. Инвалидность до сих пор определяется по одному, наиболее выраженному нарушению. Поэтому, как правило, таких детей ( ДЦП + умственная отсталость) обучают по программе специальной коррекционной школы восьмого вида, не учитывающей определенные трудности, возникающие у умственно отсталых детей с ДЦП, в усвоении программного материала и социальной адаптации.

Отличительной чертой мышления детей, имеющих сочетание ДЦП и умственной отсталости, может быть некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу. Они могут не замечать своих ошибок.

У таких детей позже, чем у их нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, при этом преимущество преднамеренного запоминания выражено не так ярко, как у школьников с нормальным интеллектом. Слабость памяти может проявляется в трудностях не столько получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения, и в этом их главное отличие от детей с нормальным интеллектом.

          Такие дети нуждаются в специальной и «уникальной» коррекционно-педагогической помощи, учитывающая все индивидуальные психофизические особенности развития каждого ребёнка. В работу с такими детьми должны быть включены как родители, так и все возможные специалисты: дефектологи, логопеды, педагоги-психологи, воспитатели, музыкальных работники, специалисты ЛФК, которые принимают активное участие в разработке индивидуальных программ воспитания и обучения для каждого ребенка.

При составлении индивидуальны программ специалисты опираются на ряд принципов: принцип генетического хода основных линии развития ребенка, учета возрастных и индивидуальных особенностей развития, единства требований к воспитанию ребенка в дошкольном учреждении и в условиях семьи, деятельностного подхода к развитию личности, коррекционной направленности воспитательного процесса, доступности, повторяемости и концентричности предложенного материала. В ходе проведения коррекционно-педагогических занятии индивидуальная программа воспитания, обучения и развития ребенка конкретизируется и дополняется в соответствии c динамикой его развития, а также с учетом повышения педагогической компетентности родителей.

Обобщенная система работы с детьми, имеющие сочетание ДЦП и интеллектуальной недостаточности, может включать следующие аспекты:

1. Физическая реабилитация.

2. Обучение навыкам самообслуживания.

3. Развитие познавательных качеств и коммуникативных навыков.

4. Коррекция негативных эмоций.

Вообще стоит сказать, что успешность коррекционно-воспитательного процесса таких детей в большей степени будет зависеть не столько от тяжести физического дефекта, сколько от степени сохранности интеллектуальной сферы ребёнка.

Психология детей со сложными нарушениями развития — это сравнительно новая отрасль специальной психологии, которая изучает особенности психического развития человека, имеющего два или более нарушений.

Группа детей, имеющие такой сложный дефект как сочетание ДЦП и интеллектуальной недостаточности, является одной из самых малочисленных и малоизученных. Изучением данной проблемы специалисты только начали заниматься, так как в последнее время число подобных нарушений стало увеличиваться, а научной базы для грамотного коррекционно-педагогического процесса недостаточно. Но, несмотря на это, уже сейчас стало очевидным, что дети с подобным нарушением не могут обучаться по программам спецшкол, существующие в настоящее время в России. Данные дети нуждаются в особенной, «уникальной» коррекционной помощи. Если такая помощь не будет оказана, или оказана не должным образом, то это не только не поможет ребенку в его развитии, но и может усугубить и без того непростое положение.

Целью работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата является исправление и до-развитие психических и физических функций аномального ребенка в процессе общего его образования, подготовка к жизни и труду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование моторных функций у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом.

Особенности общей моторики у детей с детским церебральным параличом.Специфика мелкой моторики у детей с детским церебральным параличом....

Доклад на тему: "Развитие памяти в процессе расширения познавательных интересов и интеллектуального развития детей с церебральным параличом".

Доклад на тему: "Развитие памяти в процессе расширения познавательных интересов и интеллектуального развития детей с церебральным параличом"....

Доклад на тему: "Развитие памяти в процессе расширения познавательных интересов и интеллектуального развития детей с церебральным параличом".

Доклад на тему: "Развитие памяти в процессе расширения познавательных интересов и интеллектуального развития детей с церебральным параличом"....

Тьюторское сопровождение ребёнка с детским церебральным параличом в условиях общеобразовательного детского сада

Материалы Х Всероссийской научно- практической конференции "Адаптация детей и молодёжи к современным социально- экономическим условиям на основе здоровьесберегающих технологий". Абакан, 27 о...