Проведение экскурсий для детей и родителей.
методическая разработка по теме

Героева Татьяна Викторовна

Музеи часто сравнивают со школой. Школа эта уникальна. В ней человек не только получает знания, а учится быть человеком. Значит, закончить ее не возможно, потому что и ребенок, и взрослый, каждый раз приходя в музейные залы, открывает для себя нечто новое, неизвестное. Пусть вначале какие-то отдельные, разрозненные, но поражающие воображение своей необычностью предметы запоминаются маленькому посетителю музея. Все это первые шажки к систематизации знаний. Знания постепенно сложатся в систему, когда ребенок начнет учиться в школе и сможет подкреплять показанное чтением книг. Тем не менее, приучать к походам в музеи, развивать эту прекрасную потребность надо еще до школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon проведение экскурсий для детей58 КБ

Предварительный просмотр:

Методические разработка

Проведение экскурсий для детей и родителей.

Музеи часто сравнивают со школой. Школа эта уникальна. В ней человек не только получает знания, а учится быть человеком. Значит, закончить ее не возможно, потому что и ребенок, и взрослый, каждый раз приходя в музейные залы, открывает для себя нечто новое, неизвестное. Пусть вначале какие-то отдельные, разрозненные, но поражающие воображение своей необычностью предметы запоминаются маленькому посетителю музея. Все это первые шажки к систематизации знаний. Знания постепенно сложатся в систему, когда ребенок начнет учиться в школе и сможет подкреплять показанное чтением книг. Тем не менее, приучать к походам в музеи, развивать эту прекрасную потребность надо еще до школы.

   

Задачи.

  1. Гармонически развивать каждого ребенка на основе знакомства с произведениями изобразительного искусства в музейных экспозициях. Развивать творческую активность, эмоциональную восприимчивость, воображение и фантазию.
  2. Формировать художественный вкус.
  3. Воспитывать нравственные начала через восприятие изобразительного искусства.
  4. Формировать чувство истории, ощущение себя в потоке времени, понимание менталитета и быта народов разных культур, ощущение сегодняшнего дня как части истории.
  5. Воспитывать начала музейной культуры как части общей культуры человека, бережное и благоговейное отношение к произведениям искусства, к музейным памятникам, осознание взаимосвязи культуры внешней и внутренней.
  6. Дать представление о музее как уникальном явлении культуры.
  7. Знакомить детей с основными видами профильных музеев: художественных, мемориальных, литературных, естественно-научных, создавать у них образ Музея.
  8. Знакомить с возможностями и основными выразительными средствами  живописи, скульптуры и графики.
  9. Знакомить с основными видами и жанрами изобразительных искусств. Скульптура – монументальная, станковая, рельеф, круглая скульптура. Жанры – анималистика, портрет. В живописи – икона, картина, натюрморт, пейзаж, бытовая картина.
  10. Формировать понятие гармонии на примере изобразительного искусства и архитектуры, музыки и человеческих взаимоотношений.
  11. Обогащение художественного восприятия ребенка, его словаря и способностей к художественно- изобразительной деятельности (в архитектурно-художественной ауре музея, дома до и после экскурсий).

Поэтапное приобщение детей

к художественным коллекциям.

  1. Подготовка детей дома к посещению музея.
  2. Посещение музея (экскурсия-путешествие). Беседа о музее, экспонатах, авторах.
  3. Художественно-продуктивная деятельность после посещения музея.

Особенности художественного восприятия детьми искусства в музеях определяются различными факторами: возраст, интересы, художественный опыт, развитость восприятия, памяти, мышления, речи.

Общение с дошкольниками показывает: детей 3-5 лет целесообразнее вначале познакомить с произведениями декоративного искусства и сказочными образами в живописи и скульптуре. Дети 5-7 лет уже в состоянии почувствовать обаяние русской и мировой классики станкового и монументального искусства.

Чтобы состоялся контакт дошкольника с произведением искусства, необходимо одно: ребенок должен «пропустить» это произведение через призму собственного маленького жизненного опыта.

  1. Подготовка к посещению музея.

1.  Познакомить с понятием «музей». Рассказать о том, что во все времена            художники создавали прекрасные произведения искусства, что лучшие из них хранятся в музеях, куда каждый человек может придти, чтобы испытать радость от встречи с искусством.

Музеи не похожи на жилой дом. Живут в них не люди, а совсем                              

другие обитатели: картины, скульптуры, рисунки и т.д.

У каждого музея свое предназначение: музеи декоративно-  

прикладного и народного искусства, художественные музеи, исторические, профессиональные, мемориальные, музеи-парки.

2.  Перед первым походом в музей желательно, чтобы родители, во-первых, с помощью хорошо знакомых персонажей – Незнайки или Петрушки – разыграли диалог, в ходе которого дети, выслушав советы кукол, отвергли те «вредные советы», которые они будут давать, как вести себя в музее (бегать, громко разговаривать, трогать все руками и т.д.); во-вторых, заинтриговать детей игрой в волшебников, когда не только видишь, слышишь (прием «озвучивания»), но и чувствуешь картину, скульптуру «на ощупь» (показ фактуры через пластические движения рук взрослого, пробуждающих воображаемое тактильное восприятие).

3.  Перед экскурсией можно составить «маршрут движения» детей по залам. Обговорить, что они будут смотреть.

4.  Заранее можно рассмотреть репродукции некоторых картин, сделать к ним комментарии, рассказать о художнике с показом его портрета.

5.  Чтение сказок или рассказов, относящихся к теме экскурсии. Разучивание стихотворений, которые могут быть использованы в ходе рассматривания экспонатов.

6.  Разучивание игр и хороводов. Слушание специально подобранной музыки.

7.  Знакомство с изобразительными материалами (глина, мрамор, гуашь, акварель и  т.п.), использование их в работах детей.

8.  Можно познакомить детей с ветеранами, художниками, строителями. Послушать их рассказы, задать вопросы.

9.  Познакомить, как жили люди в древние времена.

2.  Посещение музея.

  1. Необходимо следить за тем, чтобы информация была доступной и не перегружала экскурсию.

- важно строить материал экскурсии увлекательно;

- предпочтительны короткие предложения с простой структурой;

- старайтесь заменить профессиональные термины, трудные для          

  восприятия, общедоступными оборотами и выражениями.

- следует повторить несколько раз трудные и новые слова, подробно

  объяснить их.

  1. Поощрять детей к участию в обсуждении, вопросам и ответам, но не принуждайте их.
  2. Время экскурсии должно быть ограничено, не превышать возможности детей.
  3. Знания малышам следует давать  в системе.
  4. Опираться на имеющийся у детей опыт. Дети узнают на картинах знакомые сказки, рассказывают стихи, подходящие по содержанию; придумывают свои сюжеты; отгадывают загадки.
  5. Приобретение открыток в музее для последующей работы с ним.

3. Художественно-продуктивная деятельность

после посещения музея.

  1. Дать детям возможность поделиться впечатлениями от увиденного. Закрепить полученную информацию.
  2. Рассматривание и узнавание репродукций, диапозитивов, открыток.
  3. Создание «живых картин». Пластические игры.
  4. Дать возможность детям ближе познакомиться с копиями музейных экспонатов, макетами, различными предметами. Очень важно рассмотреть их, потрогать, подействовать.
  5. Музыкальная и театрализованная деятельность (постановка сказки, утренник).
  6. Изготовление дидактических игр и работа с ними (кубики, пазлы и т.д.)
  7. Изобразительная деятельность детей. Организация выставок детских работ.
  8. Приобщение детей к созданию собственных коллекций, побуждать к собирательству картинок, книжек, игрушек, открыток, марок, значков, календариков и пр. Это помогает детям осознать, что музей – коллекция, которую собирают всю жизнь.
  9. Создание «Словаря новых слов».
  10. Сюжетно-ролевая игра «Музей».
  11. Конструирование зданий.

При контактах с искусством с опорой на чувства, интуицию, личный опыт появляется потребность в расширении и углублении своего художественного опыта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Встреча с родителями. Проведение совместного занятия детей с родителями по теме «Профессия врач– стоматолог!» (в рамках проекта по профориентационному воспитанию дошкольников)

Слайд 1. Встреча с родителями. Проведение  занятия по теме «Профессия врач– стоматолог!»(в рамках проекта по профориентационному воспитанию дошкольников) Слайд 2.  Задачи:Расширит...

Консультация для родителей и педагогов «Особенности организации и проведения совместной деятельности детей и родителей по физической культуре»

Участие в совместных с детьми физкультурных занятиях, организованных в ДОУ, позволит родителям лучше узнать своего малыша, наладить с ним отношения....

Экскурсия для детей и родителей "Петропавловская крепость"

Экскурсия для детей и родителей "Петропавловская крепость"...

План-конспект организации и проведения экскурсию на природу Тема: План-конспект организации и проведения Экскурсии

Тема: «Пришла Весна с радостью»Цель: учить детей видеть сезонные изменения в природе, понимать взаимосвязь всего живого в природе.Задачи:Образовательные: расширять и обогащать знания детей...

Проведения досуга для детей и родителей в средней группе Тема: «Наша дружная семья»

ПРОВЕДЕНИЯ РАЗВЛЕЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ СОВМЕСТНО РОДИТЕЛЯМИ....

Проведение совместного занятия детей с родителями по теме «Профессия врач– стоматолог!» (в рамках проекта по профориентационному воспитанию дошкольников)

Дети знакомятся с профессией врача стоматолого через игру и решение проблемных ситуаций, которые им задает мама - врач стоматолог....