Край, любимый край
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Симонова Наталья Григорьевна

Занятие по кубановедению знакомит детей с понятиями "Родина", "Кубань". Дает представление о быте кубанцев, земледелии и питании. В занятие включена обширная выборка народных игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kray_lyubimyy_kray.doc225 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по кубановедению

в старшей группе детского сада"Край, любимый край"

(с большой выборкой народных игр)

Программные задачи:

1. Знакомить детей с историей Краснодарского края, кубанскими традициями, обычаями и обрядами.

2. Воспитывать интерес, любовь к своему прошлому, уважение к настоящему.

3. Познакомить с издавна приготавливаемыми блюдами, из каких продуктов их готовили и почему.

4. Расширять знания детей о пище и ее пользе.

5. Учить детей правильно отвечать на вопросы воспитателя, употребляя в речи простые и сложные предложения.

Оборудование:

русская печь, ухват, кочерга, посуда: самовар, глечек, миска, деревянная ложка, поварешка, чугунок, иллюстрации о хлебе, ширма, стол.

Ход занятия:

Воспитатель: - Ребята, у каждого человека, живущего на земле, есть малая Родина. И наша с вами малая Родина называется

- Краснодарский край.

-   А как   еще   можно назвать наш край?

 - Кубань.

-   А почему?

Много лет назад подарила царица Екатерина казакам землю возле реки Кубань, повелела им охранять и защищать эту дарованную землю. Приехали казаки, осмотрелись, увидели много рек, озер, лесов, полей и гор, и решили здесь остаться.

-    А как вы думаете, что можно садить на этой земле?

- /ответы детей/.

- Правильно, пшеницу, гречку, овощи, рассадить сады, виноградники. Очень плодородной оказалась земля кубанская. Вот поэтому до сих пор выращивают большие урожаи на Кубани. И называют ее - житницей России.

-   Как называют Кубань? Почему ее так называют? Кубанские казаки всегда с уважением относились к хлебу. Хлеб пекли в русской печи. /Воспитатель показывает детям русскую печь и утварь: ухват, кочергу, чугунки, объясняя по ходу показа, для чего нужен был казакам тот или иной предмет кухонной утвари/.

В праздники казачки пекли куличи, ватрушки, пироги. /Воспитатель показывает иллюстрации/. В наше время к праздникам в станицах и городах устраивают ярмарки. Продают овощи, фрукты, выращенные в своих хозяйствах, пекут и продают калачи, баранки. Предлагают горячего чаю. Поют народные песни. /Воспитатель включает кассету с народными кубанскими песнями, затем убирает ширму, выставляет стол/. Посмотрите, ребята, это - посуда, из которой ели кубанские казаки в стародавние времена. Может кто - то из вас знает названия этой посуды и скажет нам? /Воспитатель выслушивает ответы детей/. Если дети затрудняются ответить, воспитатель проводит словарную работу по обогащению словаря детей новыми терминами /миска, глечек, самовар, кувшин т. д./

Кубанская кухня всегда отличалась своим разнообразием супов. Казаки готовили борщ, окрошку, уху, щи, рассольники.   Скажите, какие вы запомнили названия первых блюд кубанской кухни?

- Ребята, а как выдумаете, в чем казаки могли варить борщ   в   давние времена?

- /В чугунке/.

- А что, по - вашему мнению, нужно для приготовления борща? Какие овощи? /Воспитатель слушает ответы детей/.

- Ребята, а что можно приготовить в маленьком чугунке?

- /Вареники с различной начинкой/.

Кубанская кухня всегда славилась разнообразием напитков: квас, компот, сок, морс, фруктовый чай. Чаи настаивали на различных травах.

- Как вы думаете, зачем в старину настаивали травы?

- /От различных болезней лечились настоями из трав, которые принимали в виде чая/.

-  Также казаки любили ходить в баню с веником, босиком по земле, траве. Мы с вами - будущее поколение Кубани, поэтому должны следить за своим здоровьем. Мы, как наши предки, будем сильными, крепкими, выносливыми, ловкими, смелыми.

- А что для этого необходимо делать?

- /Заниматься спортом, делать зарядку, закаляться, беречь свой организм, купаться в море, участвовать в спортивных мероприятиях, играх/.

А сейчас мы с вами выйдем на прогулку и поиграем в народные кубанские игры. 

Выбрать можно любые игры из представленных ниже.

Филин и пташки

Перед началом игры дети выбирают для себя названия тех птиц, голосу которых они смогут подражать. Например, голубь, ворона, галка, воробей, синица, гусь, утка, журавль и др. Играющие выбирают филина. Он уходит в свое гнездо, а играющие тихо, чтобы не услышал филин, придумывают, какими птицами они будут в игре. Птицы летают, кричат, останавливаются и приседают. Каждый игрок подражает крику и движениям той птицы, которую он выбрал. На сигнал "Филин!" все птицы стараются быстрее занять место в своем доме. Если филин успеет кого-то поймать, то он должен угадать, что это за птица. Только верно названная птица становится филином.

Правила игры. Дома птиц и дом филина нужно располагать на возвышении. Птицы улетают в гнездо по сигналу или как только филин поймает одну из них.

Фанты

Игра начинается так. Ведущий обходит играющих и каждому говорит:

Вам прислали сто рублей

Что хотите, то купите,

Черный, белый не берите,

"Да" и "нет" не говорите!

После этого он ведет с участниками игры беседу, задает разные провокационные вопросы, с тем чтобы кто-то в разговоре произнес одно из запрещенных слов: черный, белый, да, нет. Тот, кто сбился, отдает водящему фант. Поле игры каждый проштрафившийся выкупает свой фант. Играют не более десяти человек, все участники игры имеют по нескольку фантов. Дети в игре внимательно слушают вопросы и следят за своей речью. Ведущий ведет примерно такой разговор:

- Что продается в булочной?

- Хлеб.

- Какой?

- Мягкий.

- А какой хлеб ты больше любишь: черный или белый?

- Всякий.

- Из какой муки пекут булки?

- Из пшеничной. И т. д.

При выкупе фантов участники игры придумывают для хозяина фанта интересные задания. Дети поют песни, загадывают загадки, читают стихи, рассказывают короткие смешные истории, вспоминают пословицы и поговорки, прыгают на одной ножке. Фанты могут выкупаться сразу же после того, как проиграют несколько человек.

Правила игры. На вопросы играющие должны отвечать быстро. Ответ исправлять нельзя. Ведущий может вести разговор одновременно с двумя играющими. При выкупе фанта ведущий не показывает его участникам игры.

Краски

Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки - краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выбрали себе цвет и назвали его хозяину, он приглашает одного из покупателей. Покупатель стучит: Тук, тук!

- Кто там?

- Покупатель.

- Зачем пришел?

- За краской.

- За какой?

- За голубой.

Если голубой краски нет, хозяин говорит: "Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси!" Если же покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе. Идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они подходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель, который набрал больше красок. Если покупатель не отгадал цвет краски, хозяин может дать и более сложное задание, например: "Скачи на одной ножке по голубой дорожке".

Правила игры. Хозяином становится покупатель, который угадал больше красок.

Горелки

Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов стоит водящий - горелка. Играющие нараспев говорят слова:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подоле,

Гляди на поле,

Едут там трубачи

Да едят калачи.

Погляди на небо:

Звезды горят,

Журавли кричат:

- Гу, гу, убегу.

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

После последних слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем горелка запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а горелка вновь горит. Игра повторяется. Если горелке удается запятнать одного из бегущих в паре, то он встает с ним впереди всей колонны, а тот, кто остался без пары, горит.

Правила игры. Горелка не должен оглядываться. Он догоняет убегающих игроков сразу же, как только они пробегут мимо него.

Пятнашки

Играющие выбирают водящего - пятнашку. Все разбегаются по площадке, а пятнашка их ловит.

Правила игры. Тот, кого пятнашка коснется рукой, становится пятнашкой.

Варианты.Пятнашки, ноги от земли. Играющий может спастись от пятнашки, если встанет на какой-то предмет.

Пятнашки-зайки.Пятнашка может запятнать только бегущего игрока, но стоит последнему запрыгать на двух ногах - он в безопасности.

Пятнашки с домом. По краям площадки рисуют два круга, это дома. Один из играющих - пятнашка, он догоняет участников игры. Преследуемый может спастись от пятнашки в доме, так как в границах круга пятнать нельзя. Если же пятнашка кого-то из игроков коснулся рукой, тот становится пятнашкой.

Пятнашки с именем. Все играющие, кромепятнашки, выбирают себе названия цветов, птиц, зверей. Пятнашка не пятнает того, кто вовремя себя назвал (например, лиса).

Круговые пятнашки. Участники игры встают по кругу на расстоянии одного шага. Каждый свое место отмечает кружком. Двое водящих стоят на некотором расстоянии друг от друга, один из них - пятнашка, он догоняет второго игрока. Если убегающий видит, что пятнашка его догоняет, он просит помощи у игроков, стоящих на месте, назвав одного из них по имени. Названный игрок оставляет свое место и бежит по кругу, пятнашка догоняет уже его. Свободное место занимает игрок, который начинал игру. Свободный кружок, если успеет, может занять и пятнашка, тогда пятнашкойстановится тот, кто остался без места. Игра продолжается, пятнашка догоняет игрока, который вышел из круга.

Кот и мышь

Играющие (не более пяти пар) встают в два ряда лицом друг к другу, берутся за руки, образуя небольшой проход - нору. В одном ряду стоят коты, в другом - мыши. Игру начинает первая пара: кот ловит мышь, а та бегает вокруг играющих. В опасный момент мышь может спрятаться в коридоре, образованном сцепленными руками играющих. Как только кот поймал мышь, играющие встают в ряд. Начинает игру вторая пара. Игра продолжается, пока коты не переловят всех мышей.

Правила игры. Коту нельзя забегать в нору. Кот и мыши не должны убегать далеко от норы.

Мячик кверху

Участники игры встают в круг, водящий идет в середину круга и бросает мяч со словами: "Мячик кверху!" Играющие в это время стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: "Стой!" Все должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему. Запятнанный становится водящим. Если же он промахнулся, то остается вновь водящим: идет в центр круга, бросает мяч кверху - игра продолжается.

Правила игры. Водящий бросает мяч как можно выше. Разрешается ловить мяч и с одного отскока от земли. Если кто-то из играющих после слова: "Стой!" - продолжал двигаться, то он должен сделать три шага в сторону водящего. Играющие, убегая от водящего, не должны прятаться за встречающиеся на пути предметы.

Лапта

Для игры нужны небольшой резиновый мяч и лапта - круглая палка (длиной 60 см, ручка толщиной 3 см, ширина основания 5-10 см). На площадке проводят две линии на расстоянии 20 м. С одной стороны площадки находится город, а с другой - кон. Участники игры делятся на две равные команды. По жребию игроки одной команды идут в город, а другая команда водит. Команда города начинает игру. Метальщик лаптой забивает мяч, бежит через площадку за линию кона и снова возвращается в город. Водящие ловят отбитый мяч и стараются запятнать бегущего. Они могут перебрасывать мяч друг другу, чтобы попасть в бегущего на более близком расстоянии. Если игрокам поля удается запятнать бегущего, они переходят в город. В ином случае игроки остаются на местах. Игра продолжается, мяч забивает второй игрок. По очереди все играющие бьющей команды выступают в роли метальщиков. Но не всегда игрокам удается сразу вернуться в город. В этом случае они ждут, что их выручат. Выручить может только тот, кто далеко отобьет мяч. Нередко случается и так, что тот, кто ударил по мячу, не смог сразу перебежать за линию кона. Он ждет, когда мяч забьет следующий игрок,- тогда за линию кона бегут два игрока. Может создаться более трудное положение, когда все игроки бьющей команды, кроме одного, находятся за линией кона, тогда игроку, который еще не бил, разрешают ударить трижды. Если он промахнется, то игроки города уступают свое место водящим.

Правила игры. Подавальщики не должны переступать черту города. Тому, кто не может забить мяч лаптой, разрешается его бросать в поле рукой. Команда города переходит в поле, если все игроки пробили мяч, но никто не перебежал за линию кона.

Вариант.Переменки. На площадке проводится черта. За эту черту становятся двое из играющих. Один из них (подающий) подбрасывает мяч, а другой отбивает его лаптой. Остальные участники игры, стоя в разных местах, ловят мяч на лету. Тот, кому удается поймать мяч на лету, идет отбивать его, а тот, кто отбивал раньше, переходит к ловящим. Если никто не поймает мяч, то его берет тот из играющих, к которому он упал ближе, и возвращает его подающему. Если подающий поймает его на лету, то начинает отбивать мяч, а подающим становится тот, который удачно бросил ему мяч. Тот, кто раньше отбивал, идет к ловящим.

Правила игры. Тот, кто подает, не имеет права, ловя брошенный ему мяч, выбегать за свою черту. Если подающий не поймал на лету возвращенный ему мяч, то он берет его и начинает подавать снова. В начале игры можно поставить условие, что игра считается законченной, если один из играющих набрал десять очков, т. е. десять раз отбил мяч так, что его никто не поймал.

Ляпка

Один из играющих - водящий, его называют ляпкой. Водящий бегает за участниками игры, старается кого-то осалить, приговаривая: "На тебе ляпку, отдай ее другому!" Новый водящий догоняет игроков и старается кому-то из них передать ляпку. Так играют в Кировской области. А в Смоленской области в этой игре водящий ловит участников игры и у пойманного спрашивает: "У кого был?" - "У тетки".- "Что ел?" - "Клёцки".- "Кому отдал?" Пойманный называет по имени одного из участников игры, и названный становится водящим.

Правила игры. Водящий не должен преследовать одного и того же игрока. Участники игры внимательно наблюдают за сменой водящих.

Ловишка в кругу

На площадке чертят большой круг. В середине круга кладут палку. Длина палки должна быть значительно меньше диаметра круга. Величина круга от 3 м и более в зависимости от количества играющих. Все участники игры стоят в кругу, один из них - ловишка. Он бегает за детьми и старается кого-то поймать. Пойманный игрок становится ловишкой.

Правила игры.Ловишка во время игры не должен перепрыгивать через палку. Это действие могут совершать только участники игры. Вставать на палку ногами запрещается. Пойманный игрок не имеет права вырываться из рук ловишки.

Заря

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих - заря - ходит сзади с лентой и говорит:

Заря-зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые -

За водой пошла.

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется.

Правила игры. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо платок.

Игровая

Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:

А дядюшки Трифона

Было семеро детей,

Семеро сыновей

Они не пили, не ели,

Друг на друга смотрели.

Разом делали, как я!

При последних словах все начинают повторять его жесты. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится ведущим.

Правила игры. При повторении игры дети, стоящие в кругу, идут в противоположную сторону.

Почта

Игра начинается с переклички водящего с игроками:

- Динь, динь, динь!

- Кто там?

- Почта!

- Откуда?

- Из города...

- А что в городе делают?

Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают и т. д. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант. Игра заканчивается, как только водящий наберет пять фантов. Играющие, чьи фанты у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них интересные задания. Дети читают стихи, рассказывают смешные истории, вспоминают загадки, имитируют движения животных. Затем выбирают нового водящего и игра повторяется.

Правила игры. Задания могут придумывать и сами участники игры.

Коршун

Играющие выбирают коршуна и наседку, остальные - цыплята. Коршун роет ямку, а наседка с цыплятами ходит вокруг него и нараспев говорит слова: Вокруг коршуна хожу, По три денежки ношу, По копеечке, По совелочке. Коршун продолжает рыть землю, он ходит вокруг ямки, встает, машет крыльями, приседает. Наседка с цыплятами останавливается, спрашивает коршуна:  

- Коршун, коршун, что ты делаешь?

- Ямку рою.

- На что тебе ямка?

- Копеечку ищу

- На что тебе копеечка?

- Иголочку куплю.

- Зачем тебе иголочка?

- Мешочек сшить. Зачем мешочек?

- Камешки класть.

- Зачем тебе камешки?

- В твоих деток кидать.

- За что?

- Ко мне в огород лазят!

- Ты бы делал забор выше, Коли не умеешь, так лови их.

Коршун старается поймать цыплят, наседка защищает их, гонит коршуна: "Ши, ши, злодей!". Пойманный цыпленок выходит из игры, а коршун продолжает ловить следующего. Игра кончается, когда поймано несколько цыплят.

Правила игры. Цыплятам следует крепко держать друг друга за пояс. Тот, кто не удержался в цепи, должен постараться быстро встать на свое место. Курица, защищая цыплят от коршуна, не имеет права отталкивать его руками.

Гуси

На площадке чертят небольшой круг, в середине его сидит волк. Играющие, взявшись за руки, встают в большой круг. Между кругом, где сидит волк, и хороводом встают в небольшой круг гусенята. Играющие в хороводе идут по кругу и спрашивают гусенят, которые также ходят по кругу и отвечают на вопросы:

- Гуси, вы гуси!

- Га-га-га, га-га-га!

- Вы, серые гуси!

- Га-га-га, га-га-га!

- Где, гуси, бывали?

- Га-га-га, га-га-га!

- Кого, гуси, видали?

- Га-га-га, га-га-га!

С окончанием последних слов волк выбегает из круга и старается поймать гусенка. Гуси разбегаются и прячутся за стоящих в хороводе. Пойманного гусенка волк ведет в середину круга - в логово. Гуси встают в круг и отвечают:

Мы видели волка,

Унес волк гусенка,

Самого лучшего.

Самого большого

Далее следует перекличка хоровода и гусей:

- А, гуси, вы гуси!

- Га-га га, га гага!

- Щиплите-ка волка,

Выручайте гусенка!

Гуси машут крыльями, с криком га-га бегают по кругу, донимают волка. Пойманные гусенята в это время стараются улететь из круга, а волк их не пускает. Игра заканчивается, когда все пойманные гуси уходят от волка.Игра повторяется, но играющие в хороводе становятся гусями, а гуси встают в хоровод. Волка выбирают.

Правила игры.Хоровод гусей и гусенята идут по кругу в разные стороны. Текст должны проговаривать все дружно. Пойманный гусенок может выйти из круга только тогда, когда кто-то из играющих коснулся рукой волка

Большой мяч

Для игры нужен большой мяч. Играющие становятся в круг и берутся за руки. Водящий с мячом находится в середине круга. Он старается выкатить мяч из круга ногами, и тот, кто пропустил мяч между ног, становится водящим. Но он встает за кругом Играющие поворачиваются спиной к центру. Теперь водящему нужно вкатить мяч в круг. Когда же мяч попадает в круг, играющие опять поворачиваются лицом друг к другу, а в середину встает тот, кто пропустил мяч Игра повторяется.

Правила игры. Играющие не берут в руки мяч в течение всей игры, они перекатывают его только ногами.

ИГРЫ-ХОРОВОДЫ

Русская народная игра "Кострома"

Ах, где ты моя, Кострома,

Ах, где государыня моя?

-Дома Кострома?

-Дома!
-Что делаешь?

-Нитки пряду!

(Дети ходят в хороводе и пальчиками показывают, как-будто прядут)

Ах, где ты моя, Кострома,

Ах, где государыня моя?

-Дома Кострома?

-Дома!
-Что делаешь?

-Клубки мотаю!

(Дети ходят в хороводе и показывают, как мотают клубки - как наши большиевьюшки)

Ах, где ты моя, Кострома,

Ах, где государыня моя?

-Дома Кострома?

-Дома!
-Что делаешь?

-Поработала - пообедаю!

(Дети ходят в хороводе и показывают, как едят ложкой)

Ах, где ты моя, Кострома

Ах, где государыня моя?

-Дома Кострома?

-Дома!
-Что делаешь?

-Легла, да уснула...

(Дети ходят в хороводе, сложили ладошки и как-будто спят)

(Тихо) Ах, где ты моя, Кострома,

Ах, где государыня моя?

-Дома Кострома?

-Дома!

-Что делаешь?

-Проснулась - попрыгаю!

(Все дети прыгают)

Ах, где ты моя, Кострома,

Ах, где государыня моя?

-Дома Кострома?

-Дома!
-Что делаешь?

-Сейчас догонять вас буду!

(Все разбежались кто куда).


Хоровод «Каравай»

Как на Машины (Димины, Полинины и т.д.) именины,

Испекли мы каравай!

Вот такой ширины,

Вот такой ужины,

Вот такой высоты,

Вот такой низины.

Каравай, каравай, кого хочешь – выбирай!


Ноты русской народной песни "Каравай"



1-5-й такты
Дети стоят в кругу, один ребенок — в центре. Идут по кругу.

6-7-й такты
Останавливаются, поднимаются на носки, одновременно поднимая руки.

8-9-й такты
Присаживаются на корточки.
10-11-й такты
Сходятся к центру круга.
12-13-й такты
Отходят назад.
14-18-й такты
Хлопают в ладоши. Ребенок, стоящий в середине круга, выбирает другого ведущего. Игра повторяется.


ВАРИАНТ хоровода "Каравай"
Дети в хороводе:
Как на Петины именины
Испекли мы каравай.
Вот такой вышины,
Вот такой низины,
Вот такой ширины,
Вот такой ужины.
Каравай, каравай,
Кого хочешь выбирай.

Ребенок в центре:
Я люблю, конечно, всех,
Но вот этот/эта лучше всех!


Игра - хоровод "Три веселых братца"

Три веселых братца гуляли по двору.
Три веселых братца затеяли игру.
Делали головками: ник – ник - ник,
Пальчиками ловкими: чик – чик - чик.
Хлопали ладошками: хлоп – хлоп - хлоп.
Топотали ножками: топ – топ - топ.


Игра - хоровод «Огород»

Есть у нас огород,

в нем морковка (капуста, свекла) растет,
вот такой ширины,

вот такой ужины,

вот такой вышины,

вот такой низины.
Огород, огород, что еще там растет?


Игра - хоровод «Ветер»

Дует ветер на всем белом свете,
сильный ветер на всем белом свете.

(Хоровод расходится и сходится).

Ветер дует, задувает, осенью ветер листики сдувает.
Листики от веточек отцепились и закружились

(хоровод расцепился и детки кружатся, как листики).

ИГРЫ-ЛЯПКИ

Бубен-бубен

- Бубен-бубен

Долгий нос!

Сколько в городе овес?

- 2 копейки с пятаком.

Ехал Ваня с колпаком,

Овса Ваня не купил,

Только лошадь утопил -

Бубен бегать научил.

Бубен-бубен

Беги за нами,

Хватай руками.

- Я Ксюшу поймала,

Ксюша бубном будет.

Пчелки-пчелки

Пчелки-пчелки,

Жалятся иголки -

Серые, малые,

Крылышки алые.

По ветру летают,

К цветам припадают,

Медок собирают,

В КОЛОДУ ТАСКАЮТ!

Игра «Солнышко»

По считалке выбирают водящего – «Солнышко». Остальные дети встают в круг. «Солнышко» стоит посредине круга, все поют:

Гори, солнце, ярче!

Лето будет жарче,

А зима теплее,

А весна милее!

Первые две строчки идут хороводом, на последующие две поворачиваются лицом друг к другу, делают поклон, затем подходят ближе к «Солнцу», оно говорит «ГОРЯЧО!» и догоняет детей. Догнав играющего, дотрагивается до него, ребёнок замирает и выбывает из игры.

 

Игра в козу

Я скакала как коза,

Да по ельничку.

Хлопцев, девок собирала

На беседушку.

А кого коза возьме?

МЕ-Е-Е

 

Игра в тетерку

Кри-кри-кри –

        Тетерка шла.

Кри-кри-кри -

За собой детей вела.

Кри-кри-кри-

Всё-то махоньки,

Кри-кри-кри-

Косолапоньки.

Кри-кри-кри -

РАЗБЕГАТЬСЯ ВЕЛИТ!!!

Игра в репу

Я – репка!

Кто хвостик?

Начали!

Репа-репонька,

Расти крепонька,

Не большая не мала,

До мышиного хвоста.

 

А Я ВЫДЕРНУ ХВОСТИК!

В козла

Шел козел дорогою,

дорогою широкою.

Нашел козу безрогую

безрогую козу.

Давай коза попрыгаем,

Попрыгаем, попрыгаем,

Печаль тоску размыкаем,

Размыкаем печаль

В пузырь

Дуйся пузырь –

раздувайся пузырь… (повторять пока не лопнет)

 

Пузырь лопнул воздух вышел, пшы-ы-ы (сходятся в круг вокруг теста)

 

Месим, месим, месим тесто

3 раза

 

Игра в ткачиху

Все играющие делятся на две улицы, встают лицом кдруг другу - это кросна. Их задача - ходить ровно и в темп песне

Выбирают двух водящих - это челночки. Их задача - пробегать между кроснами и не попасться между ними.

При этом поются слова:

Я веселая ткачиха (подходят)

Хорошо умею ткать

Пинч-понч-клепу-клепу(расходятся)

Хорошо умею ткать

 

Змея

«Змея» ходит перед игроками со словами:

Я змея, змея, змея, я ползу, ползу, ползу.

Подходит к одному из игроков:

– Хочешь быть моим хвостом?

– Хочу! 

Игрок должен проползти между ногами «змеи» и стать её «хвостом». И так далее, пока не соберут всех желающих. 

Последнему игроку достается самое сложное: проползти под всеми, при этом змея может замкнуть круг и не выпускать игрока.

 

Дударь

Выбирается Дударь, становится в круг. Вокруг него идёт хоровод и поёт песню:

Дударь, Дударь, Дударище,

старый, старый старичище.

Его под колоду, его под сырую,

его под гнилую.

 Дударь, Дударь, что болит?

Дударь показывает и называет, что у него болит (рука, голова, спина, коленка и т.д.), все кладут руки друг другу на это место и снова начинают ходить по кругу с песней.

Дударь, Дударь, Дударище

старый, старый старичище. и т.д.

Когда надоест играть, Дударь говорит: «Выздоровел!»

 

Заря-Зареница

В центре укрепляется (или один из играющих держит) шест, на котором закреплены разноцветные ленты (длиной около 2 м). Выбирается водящий, который стоит или идёт вокруг играющих, остальные берутся за концы лент и начинают ходить вокруг шеста с песней:

Заря-Зареница – Красная девица,

по полю ходила, ключи обронила,

ключи золотые, ленты голубые.

Раз, два – не воронь,

беги, как огонь!

На слове «огонь» водящий дотрагивается до того, кто оказался напротив него (или кого он себе заранее приглядел), тот бросает конец своей ленты и они в разные стороны бегут вокруг играющих. Кто первый схватит свободную ленту, тот становится в круг, опоздавший остаётся водить.

 

Капустка

Все берутся за руки, начинают петь песню:

Ах, капустка, рассадка моя,

только милому досадка одна.

Ах, капустка, легко стелется –

двое ходят – третий сердится.

Ах, капустка, золотой корешок,

а мой милый – золотой женишок!

Со словами: Вейся, вейся, завивайся круг в одном месте (возле ведущего) разрывается и все начинают, как спираль закручиваться вокруг одного из концов (где нет ведущего). Затем со словами: Вейся, вейся, развивайся ведущий начинает быстро раскручивать спираль (можно – быстро, змейкой и восьмёркой, рывками).

 

Вариант ЖМУРОК

Выбираются ЖМУРКА и БУБЕНЕЦ.

Они находятся внутри хоровода. Жмурке повязывают повязку, Бубенцу дают в руки  бубенец! Кто-нибудь раскручивает Жмурку, все хором скандируют:

Трынцы-брынцы бубенцы

Позолочены концы

Кто в бубенчики играет,

Того жмурка не поймает!

После чего Жмурка ловит Бубенца. Остальные держут круг и активно "болеют" за кого-нибудь и дают подсказки'' Потом Бубенец становится Жмуркой и выбирают (можно по считалке) нового Бубенца. Если народу много, то можно наверное сразу нескольких Бубенцов запустить.

 

Игра «Медом или сахаром»

Играющие делятся на две команды: выбирают кем быть – медом или сахаром. Затем берут палку и тянут ее за оба конца. Соревнуются, на чей стороне больше меда или сахара.

 

Зелёная репка

Все играющие встают в круг, берутся за руки, поют песню:

Зелёная репка, держись крепко,

кто оборвётся, тот не вернётся.

Раз, два, три.

На счёт «три» все проворачиваются вокруг себя кому как захочется, но руки стараются не расцеплять. Кто разорвёт руки, входит в круг, остальные повторяют песню. И так несколько раз.

 

Игра «Огородник и воробей»

По считалке выбирается «огородник» и «воробей». Остальные берутся за руки, образуя круг, «огородник» поёт:

Эй, воробей, не клюй конопель,

Не своих, ни моих, ни соседовых.

Я за эту конопель тебе ножку перебью.

«Огородник» бежит ловить «воробья». Дети в круг воробья пускают и выпускают. Поймав «воробья», «огородник» меняется с ним местами или выбираются новые водящие.

 

Сковорода

 Две команды. Играющие встают через одного от каждой команды лицом к центру круга, который они образуют. Они берутся за руки и бегут по кругу. При этом забегать в центр круга, то есть наступать на «сковороду», нельзя — обожжешься, лишив команду одного очка.

Услышав команду: «Сажай!», все останавливаются и начинают тянуть внутрь круга — «сажать на сковороду» — своих соседей-противников. Делать это надо, упираясь ногами, чтобы не попасть туда самому.

По команде: «Поддай огоньку!» — все опять бегут по кругу. Так повторяется до тех пор, пока в одной из команд все не «испекутся».Иногда на «сковороду» кладут комки снега — «оладьи». Тогда можно наступать на круг, главное — не наступить на «оладьи».

 

Игра «В круги»

Выбирается водящий. Играющие образуют круг. В центре с закрытыми глазами стоит водящий. Все ходят вокруг него и поют:

Отгадай, чей голосок,

Становисяво кружок

И скорей кого-нибудь

Своей полочкой коснись.

Отвечай поскорей,

Отгадать поторопись!

Затем останавливаются, а водящий ощупывает у всех головы. Тот, кого он верно назовет по имени, идет в круг водящим.

 

СЧИТАЛКИ

Ехала белка на тележке

Продавала всем орешки

Кому два, кому три,

Выходи из круга ты

  

Шла коза по мостику

И виляла хвостиком

Зацепилась за перила

Прямо в речку угодила

Кто не верит это он,

Выходи из круга вон

 

Тики-тики-таки

Ходят в нашей реке раки

Стали раки воду пить

Выходи тебе галить

ПОДВИЖНЫЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ

Трубочки

Играющие разбиваются на пары. Каждая пара берется за руки и начинает виться, т. е. вращаться вокруг своей продольной оси, припевая:

Вьется ли, вьется ли трубочка,

Вьется ли, вьется ли серебряная...

Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из вертящихся не упадет.Чья пара продержится дольше, тот и победитель.

Указания к проведению игры Трубочки:Игра отличается простотой, в нее обычно играют девочки (от четырёх до шести человек). Не требуется большого пространства. Можно играть как во дворе, так и на лужайке, на поляне. Правила устанавливают сами играющие.

Прорываты

Играющие по сговору делятся на две команды и выстраиваются двумя шеренгами друг против друга (на расстоянии до 10—15 м). Играющие каждой шеренги крепко берутся за руки, образуя цепь. В каждой команде выбирают «матку» («мати»). По договоренности со своими игроками «матка» обращается к другой команде со словами: «Тары-бары! Дайте нам такого-то!» Названный отделяется от своей шеренги, бежит к зовущим, а подбежав, старается прорвать «цепь». И если ему это удается, то он уводит в свою команду любого из команды противника. Если же «цепь» остается неразорванной, тогда он сам остается в противоположной команде, встав в их шеренгу. Выигрывает та команда, в которую переходят все играющие из шеренги противника.

Указания к проведению игры Прорываты:Игра интересна детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Проводится на большой поляне. Число участников — от восьми до шестнадцати человек. Каждый раз перед выбором все члены команды договариваются, какого игрока из противоположной шеренги будут вызывать. Победителем можно считать команду, в которую перешло больше игроков из противоположной «цепи».

Игра Репка

Изображающий репку (его выбирают, например, с помощью считалки) крепко держится за неподвижный предмет: дерево, пенек, столб. Остальные обхватывают друг друга за талию. Один из игроков старается «выдернуть репку», т. е. от дерева оттащить игрока, изображающего репку. Если играющим это удается, то все они теряют равновесие и падают на землю, только самые ловкие участники забавы могут удержаться на ногах.
Если ряд оборвался, а репку не вытащили, все смеются: «Не поели репки».

Указания к проведению игры Репка: минимальное число участников - 4 человека. В эту игру хорошо играть в лесу во время прогулки, выбрав удобную площадку. После нескольких попыток «вытянуть репку», которые закончились неудачей, выбирается новая «репка» и все участники должны побывать в этой роли. Эта игра интересна детям дошкольного возраста.

Игра Редька

Играющие становятся друг за другом, сцепляясь руками в виде длинной гряды. Первый называется «бабушка», все остальные - редьки.Один из игроков, выбранный жребием, называется Ивашка Попов. Он подходит к бабке и беседует с ней: «Тук-тук». - «Кто тут?» - «ИвашкаПопов». - «Зачем пришел?» - «За редькой». - «Не поспела, приходи завтра».Ивашка Попов уходит, но скоро возвращается. Повторяется разговор с бабкой, но меняется финал - бабка отвечает: «Дергай какую хочешь».Ивашка дергает всех по очереди. Кто выдернул больше редьки - тот победитель.

Указания к проведению игры Репка: в игре может быть 4 участника игры и более. Редьки стараются крепко держать друг друга. Ивашка может трясти игроков - кого за руки, кого за голову и т. п. Рассмеявшихся игроков легче «выдернуть».

Волк и дети

Один из играющих, по жребию, изображает вол ка, остальные - дети. «Волк» молчит и сидит в стороне. Дети, делая вид, что собирают ягоды в лесу, подходят к «волку», приговаривают:

Щипаю, щипаю по ягодку,

По черную смородинку,

Батюшке на вставчик,

Матушке на рукавчик,

Серому волку

Травки на лопату.

С последними словами дети бросают в «волка» травку и врассыпную бегут, а «волк» их старается поймать и пойманный участник игры становится «волком». Если «волк» никого не поймал, он возвращается на свое место.

У медведя во бору (вариант)

Игра та же, только дети дразнят «медведя». Собирая грибы и ягоды, они приговаривают:

У медведя во бору

Грибы-ягоды беру!

Медведь простыл,

На печи застыл!

У медведя во бору

Грибы-ягоды беру!

А медведь не спит

И на нас рычит!

«Медведь» начинает ворочаться, потягиваться, выходит из берлоги и ловит детей. Пойманный участник игры становится «медведем».

Шлёпанки

Играющие становятся в круг лицом к центру на расстоянии примерно шага друг от друга. По считалочке выбирают водящего. Он выходит в центр круга, называет по имени одного из детей и бросает мяч о землю так, чтобы он отскочил в нужном направлении. Тот, чье имя назвал водящий, ловит мяч и отбивает его - шлёпает ладонью. Число отбиваний мяча устанавливается по договоренности, но не более пяти, чтобы остальным играющим не пришлось долго ждать своей очереди.После отбиваний мяча играющий перебрасывает его водящему, и игра продолжается, пока кто-то не уронит мяч. В этом случае игра начинается сначала и тот, кто уронил мяч, встает на место водящего.

Указания к проведению игры "Шлёпанки": проводят игру на ровной площадке, чтобы мяч хорошо отскакивал и лучше взять мяч среднего размера. В этой игре принимают участие не более 10-15 человек. Успех игры зависит от того, насколько дети хорошо владеют мячом. Правило одно: отбивать мяч нужно стоя на одном месте. Игру можно усложнить - использовать 2 или 3 мяча, но в этом случае надо выбрать двух или трех водящих.

Зевака

Участники игры встают в круг на расстоянии одного шага друг от друга и начинают перебрасывать мяч, называя по имени того, кто должен его ловить. Мяч перебрасывают, пока кто-нибудь из игроков не уронит его. Уронивший встает в центр круга и по заданию играющих выполняет 1-2 упражнения с мячом. С провинившихся можно брать фанты, а при разыгрывании предлагать выполнить упражнения с мячом: высоко подбросить мяч и, когда тот отскочит от земли, нужнопоймать его и подбросив мяч вверх, прохлопать несколько раз в ладоши и поймать мяч и т. п.

Указания к проведению игры "Зевака": игра интересна для детей дошкольного возраста, можно играть и с малышами. Чем младше дети, тем меньше состав участников. Мяч можно взять любой величины в зависимости от умений детей; чем меньше мяч, тем труднее его ловить и выполнять упражнения.Следует помнить правила: мяч разрешается перебрасывать друг другу только через центр круга и если играющий при выполнении упражнений уронит мяч, ему дается дополнительное задание.

Сигушки

Двое играющих, выбранных по жребию, садятся на землю друг против друга. Один из них вытягивает вперед ногу, другой ставит свою пятку на носок первого. Через эти две ноги прыгают другие игроки. Тогда первый играющий ставит вторую ногу, остальные прыгают через четыре ноги.Потом второй игрок ставит вторую ногу и остальные прыгают через четыре ноги и после в ход идут руки. Через такую «загородку» прыгают уже с места. Кто не перепрыгивает — выходит из игры. Для самых ловких, оставшихся в конце игры, устраивается испытание («экзамен»). Для них сооружают «котел»: сидящие на земле раздвигают ноги, и игрок должен с закрытыми глазами перепрыгнуть через него. Если удалось перепрыгнуть — победил.

Посигушки (вариант)

По сговору играющие распределяются на две команды и одна из них — водящая. Все игроки этой команды образуют пары, которые встают коридором — лицом друг к другу на расстоянии 1—2 м одна пара от другой и дети также садятся попарно на траву, выпрямляют ноги, касаясь друг друга ступнями. Играющие другой команды встают гуськом и стараются как можно быстрее перепрыгнуть через ноги. Водящие пытаются прыгающего игрока «осалить» и каждый «осаленный» встает за спиной того водящего, кто «осалил» его. Игроки меняются местами после того, как прошли все дети, и игра вновь повторяется. Побеждает команда та, в которой «осалили» меньше участников.

Указания к проведению игры "Посигушки": так как вовремя игры дети садятся на землю, то лучшее место для нее — лесная полянка или песочный пляж. В этой игре дети не только упражняются в прыжках, но и проявляют сноровку, ловкость. Дети могут придумывать свое испытание для победителей в первом варианте игры. Командный вариант предусматривает следующие правила: «осаленный» не должен прыгать дальше той пары игроков, которые его «осалили». Водящий «салит» играющего только тогда, когда он перепрыгивает, при этом он не должен менять положение ног.В репертуаре летних детских игр всегда присутствуют игры-соревнования с мячом.

Казаки-разбойники

С помощью сговора играющие делятся на две команды. По жребию устанавливают одну команду «казаков», а другую - «разбойников». Команда «казаков» должна иметь какой-либо знак: нарукавные повязки, значки и пр.«Разбойники» разбегаются в разные стороны и прячутся от «казаков». Через определенное время, по договоренности, «казаки» идут на поиски. Обнаружив «разбойника», «казак» догоняет его. Если не может поймать сам, зовет на помощь товарищей.Пленного ведут в «темницу» и оставляют там под охраной. «Разбойники» могут освободить своих товарищей из «темницы», «запятнав» пленника, однако сами освободители могут оказаться в плену, если в этот момент будут «запятнаны» «казаками».

Указания к проведению: это игра для школьников, особенно интересна мальчикам. Играть можно на площадке, на лесной опушке. Главное условие - наличие мест, где можно прятаться: постройки, деревья, кустарники, небольшие ямы и пр. Заранее нужно договориться о том, до каких границ можно прятаться и убегать. «Темницей» может быть угол площадки, дерево или какое-либо приметное место. «Темницу» обозначают палочками, веточками, линиями, камнями.

Дай, дедушка, ручку!

Играющие делятся на две группы. Бросают жребий, кому искать, а кому прятаться. Играющие, кому выпал жребий искать, выбирают «дедушку», остальные - «внучата». Они отходят с ним в сторону, закрывают себе глаза. Прячущиеся выбирают себе «мать», которая должна прятать своих деток по разным местам, но недалеко друг от друга.
Спрятав детей, она вдет к «дедушке» и говорит ему: «Дедушка, дай ручку!» Тот подает руку, а «мать» ведет его и «внучат» совершенно в другую сторону от спрятавшихся детей. Но по пути «дедушка» и «внучата» зорко смотрят по сторонам, стараясь угадать, где спрятаны дети. Как только они заметят это место, сразу бегут к спрятавшимся, стараясь кого-нибудь поймать. Спрятавшиеся, заметив это, могут тотчас выбежать из своей засады навстречу «матери». Если она добежит до своих детей раньше «дедушки» с «внучатами», то они уже не смогут никого поймать. Если же «дедушка» успеет поймать хотя бы одного из них, играющие меняются ролями.

Указания к проведению: число участников игры - до 20 человек. На площадке, где проводится игра, должны быть деревья, кусты или предметы, за которыми удобно спрятаться. «Дедушка» и «внучата» не должны подглядывать, когда «мать» прячет своих детей.

Двое слепых (Слепой барин)

Выбирают двух водящих. Один- «слепой барин», другой- «слуга Яков». Играющие берутся за руки, встают в круг. «Слепой барин» начинает звать своего слугу: «Яков! Где ты?» «Яков» подходит как можно ближе и отвечает «барину», а потом тихонечко удаляется. «Слепой барин» старается как можно чаще спрашивать своего«слугу» о каких-либо делах. Тот же, ответив ему, сразу отскакивает подальше. «Слепой барин» старается поймать его. Когда «барин» поймает «Якова», выбираются новые водящие, игра продолжается.

Указания к проведению: для игры не требуется большой площадки, так как поиск идет только в центре круга, который образуют играющие. Предполагается оживленный диалог двух водящих, по голосу «барин» ищет слугу. Новых водящих можно выбрать так: «слепой» трогает одного из стоящих в кругу и, задав ему вопрос, пытается по голосу узнать его и если отгадает - тот тогда становится водящим.

Дедушко-медведушко

Один из игроков - «дедушко-медведушко».Дети подходят к нему, приговаривая: «Дедушко-медведушко, пусти нае ночевать».Просьба повторяется до тех пор, пока водящий не ответит: «Не долго, не долго, не до вечера!». Услышав это, детки укладываются на траву (или ковёр, если игра проходит в помещении), делая вид, что спят. Поспав немного, вскакивают и кричат «дедушке»: «Завтра придем, калачей напечем!». Отойдя ненадолго в сторону, дети вновь возвращаются и просят: «Дедушко-медведушко, пусти нас в баньку попариться!» Водящий соглашается: «Подите, да баню не сожгите».Услышав это, игроки разбегаются в разные стороны с криком: «Горит! Горит!» - а «дедушко-медведушко» бросается за ними вдогонку. Первый пойманный становится «дедушкой».

Указания к проведению: игра интересна и дошкольникам, и младшим школьникам, в ней могут принимать участие от трёх до сорока человек. Требуется просторная игровая площадка. Интересно играть на лесной полянке.

Следует соблюдать правила:дедушко-медведушко не имеет права выбегать, пока играющие не скажут последние слова дразнилки; ловить участников игры разрешается только в пределах ранее установленной площадки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Край любимый, край родной!»

Сценарий развлечения для детей среднего и старшего дошкольного возраста...

Развлечение для старших дошкольников "Край любимый - край Чувашский"

                                    «КРАЙ ЛЮБИМЫЙ – КРАЙ ЧУВАШСКИЙ»       ...

Познавательно-творческий проект «Сладковский край-любимый край»

В рамках реализации ООП ДОУ, ФГОС ДО, рабочей программы в нашей группе был реализован краткосрочный проект «Сладковский край-любимый край».Цели и задачи проекта.Цель проекта...

Занятие по кубановедению "Край, любимый край"

Занятие по кубановедению знакомит детей с понятиями "Родина", "Кубань". Дает представление о быте кубанцев, земледелии и питании. В занятие включена обширная выборка народных игр....

Познавательный проект "Край любимый, край родной"

Вид проекта: долгосрочный, познавательныйЦель проекта: систематизация знаний дошкольников о родном крае, городе.Задачи проекта:способствовать становлению понятия «малая родина – мой д...

Конспект развлечения по патриотическому воспитанию «Край любимый – край родной!» (подготовительная к школе группа)

Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. Обогащение знаниями о родном крае, становление патриотического самосознания....