ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОСНОВА НРАВСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
статья на тему

Колесникова Светлана Николаевна

Статья для педагогических чтений (из опыта работы), авторы: Попова Надежда Алексеевна,воспитатель; Колесникова С. Н. , старший воспитатель; Зайферт Н.А., учитель-логопед,МБДОУ д/с №21 «Аленький цветочек» г. Саяногорск.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Колесникова С.Н., старший воспитатель,

 Зайферт Н.А., учитель-логопед,

Попова Н.А., воспитатель,

МБДОУ д/с №21 «Аленький цветочек»

 г. Саяногорск

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОСНОВА НРАВСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

«Только тот, кто любит, ценит и  уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину,

        узнать её, стать подлинным патриотом»  С. Михалков

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Формирование личности ребёнка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное  приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается. Врач и педагог М.Монтессори  в своей книге «Дом ребёнка» в 1915 году писала, что главное в работе с детьми 5 -7 лет – воспитание чувств, т.е. динамика от чувств к идеям. Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором  будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.  

Россия - родина для многих. Но для того чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, её глубиной. Педагог, прежде всего сам должен хорошо знать, что целесообразно рассказать и показать детям, а самое главное, материал должен быть исторически верным и адаптированным для детского восприятия.   Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. Именно поэтому родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом продолжающим личность.

Любовь маленького человека-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живёт, детскому саду, городу.  В нравственном воспитании огромное значение имеет пример взрослых, особенно близких людей. Себастьян Брандт писал:

 «Ребёнок учится тому,

 Что видит у себя в дому,

 Родители пример ему.

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются новые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни: ребёнок переживает то, что с ним происходит и им совершается. Он определённым образом относится к тому, что его окружает, переживание этого отношения к окружающему составляет сферу чувств и эмоций ребёнка. Чувства ребёнка – это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает в форме непосредственного переживания. Исходя из этого, работа по патриотическому воспитанию дошкольников включает в себя целый ряд задач:

  •  воспитание у ребёнка любви и привязанности к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице и селу (городу);
  •  формирование бережного и заботливого отношения к природе и ко всему живому;
  •  воспитание уважения к людям разных профессий и результатам их труда;
  •  развитие интереса к русскому народному творчеству, промыслам, традициям и обычаям русских людей;
  •  расширение представлений о родной земле, её столице, городах;
  •  знакомство детей с государственной символикой: гербом, флагом, гимном;
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения России;
  •  формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
  •  воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребёнка.

Условиями для наиболее эффективного решения задач патриотического воспитания являются:

  •  комплексный подход;
  •  знание педагогом истории и культуры своего народа;
  •  правильно подобранный материал (по принципу доступности и понятности);
  •  тематическое построение материала;
  •  совместная работа детского сада и семьи;

Дошкольный возраст, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма.  Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться или без какой эмоционально – познавательной основы она не может появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребёнка ещё в дошкольном возрасте надо научить быть привязанным к чему-то, кому-то, быть ответственным уже в любом своём, пусть маленьком, деле. Прежде чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он вообще должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны,  её красотой и богатством возникает, если научить ребёнка видеть красоту вокруг себя. Прежде чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берётся.

  В нашем детском саду  в основе воспитательно - образовательной деятельности лежит тематическое планирование, которое способствует эффективному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, помогает им устанавливать взаимосвязь между событиями и явлениями. В рамках проектной деятельности нами разработан  и реализуется  проект «Мой край родной – мой Саяногорск», целью которого является воспитание любви к родному краю, людям труда, прославляющим родную землю. Мир ребёнка начинается с его семьи, впервые он осознаёт себя человеком – членом семейного сообщества. В рамках раздела «Родная семья»  мы знакомим детей  с ближайшим окружением, семьёй, воспитывая у них гуманные отношения к своим родным. Уточняем представления детей о труде близких людей, семейных историях, традициях. Нашей гордостью является «генеалогическое  древо» каждого ребенка, составленное родителями, совместные праздники, посиделки, развлечения. В разделе «Родной город»  дети получают краеведческие сведения о  городе Саяногорске, об истории его  возникновения, достопримечательностях, предприятиях города, о знаменитых земляках. Воспитываем гордость за свою малую родину, желание сделать её лучше. Нами оформлен  альбом «Город на Енисее», где помещены фотографии Почетных жителей города, статьи из истории города, стихотворения и фотоэтюды о красоте родной природы. Важную роль в реализации проекта играет сотрудничество с городским краеведческим музеем и встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и труда. В разделе проекта «Моя Хакасия»  мы   знакомим детей с историей Хакасии, ее  флагом, гербом, гимном, со столицей республики Хакасия городом Абаканом и коренными жителями – хакасами. Вместе с детьми и родителями мы оформили в группе мини - музей «Хакасский аал», где собраны предметы быта, украшения, национальные костюмы и орудия труда хакасов. Раздел проекта «Родная страна» знакомит детей со столицей нашей Родины – Москвой, географическими сведениями о территории России, с государственной  символикой России. Расширяем  представление о том, что  Россия – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами, формируем  основы гражданско – патриотических чувств, осознание личной причастности к жизни Родины. Мы -  частые гости детской библиотеки Саяногорска, где оформлена специальная рубрика для дошкольников «Просторы нашей Родины». Вместе с работниками библиотеки мы проводим тематические развлечения; «Сказка ложь, да в ней намек…», викторины «Заешь ли ты свою Родину?», «Вместе дружная семья».

Таким образом, в педагогическом аспекте под патриотическим воспитанием нами понимается  процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.

Список литературы

1.        Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.- М.: ЦГЛ. - 2005. - 256 с.

2.        Алешина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом: Конспекты занятий, - М.: ТЦ «Сфера», 1999 - 112с.

4.        Данилина Г.Н. Дошкольнику - об истории и культуре России: Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». - М.: АРКТИ, 2005. - 184 с.

5.        Духовное и нравственное воспитание старших дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Сост. Н.П. Шитякова, Т.Г. Феоктистова. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2002. - 72 с.

6.        Ерохина Е.Л., Круглова Т.А. Государственные символы России: флаг, герб, гимн. Альбом для занятий с детьми 5-7 лет. - М.: Издательство «Ювента», 2002. - 13 с.

7.        Мой дом родной. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Ред. - сост. Н.А. Арапова-Пискарева. - М., 2005. - 136 с.

8.        Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Линка- Пресс, 2003. - 200 с.

9.        Ривина Е.К. Герб и флаг России. Знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2004. - 64 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Патриотическое воспитание, как основа нравственного единства общества».

Перспективный долгосрочный план работы по реализации проекта:«Патриотическое воспитание, как основа нравственного единства общества»....

Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества»

Воспитание любви к своей Родине — задача не только важная, но и сложная. Особенно, когда она применительно к детям раннего возраста. Эта сложность заключается в том, что делае...

Семинар- практикум «Духовно -нравственные основы патриотического воспитания на основе народных традиций и фольклора» 2021г.

laquo;Духовно -нравственные основы патриотического воспитания на основе народных традиций и фольклора»...

Краеведческое образование детей дошкольного возраста как основа нравственно-патриотического воспитания на основе ознакомления детей с историческим, культурным и природным наследием своего района, города Новосибирска, Новосибирской области в соответствии с

Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС).  В нем определены основные принципы дошкольного образования, сред...

Патриотическое воспитание как основа духовно- нравственного единства общества- уголок патриотического воспитания.

ЧТО МЫ РОДИНОЙ ЗОВЁМ Что мы Родиной зовём?Дом, где мы с тобой живём,И берёзки, вдоль которыхРядом с мамой мы идём.Что мы Родиной зовём?Поле с тонким колоском,Наши праздники и песни,Тёплый вечер з...