«Необходимость активизации процесса воспитания патриотизма, дошкольника»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Куприяненко Татьяна Ивановна

Образовательные области: Познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Использованные технологии:

  • Здоровьесберегающая;
  • Проектная деятельность;
  • Исследовательская деятельность;
  • Личностно – ориентированная;
  • Музыкальное сопровождение;
  • Игровая.

Воспитания нравственных чувств, воспитание любви к Родине оказывают влияние и исторический этап, и особенности объекта воспитания, и конкретные условия жизни. Любовь к родине, родному краю формируются и развиваются в деятельности, особенно совместной, во взаимоотношениях друг с другом, с взрослыми. Свои первые нравственные чувства ребёнок приобретает в узком социуме: в семье, детском саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛБНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №25 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕМРЮКСКИЙ РАЙОН

Передовой педагогический опыт

Тема: «Необходимость активизации процесса воспитания патриотизма, дошкольника»

Образовательные области: Познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Использованные технологии: 

  • Здоровьесберегающая;
  • Проектная деятельность;
  • Исследовательская деятельность;
  • Личностно – ориентированная;
  • Музыкальное сопровождение;
  • Игровая.

Выполнила:

Воспитатель МБДОУ ОВ ДС №25

Куприяненко Татьяна Ивановна

Ст. Старотитаровская 2016г.

Содержание.

Введение……………………………………………………………………………..3Глава I.

Теоретические основы  нравственно-патриотического воспитания дошкольников, воспитания любви к малой Родине.

1.1. Психологические особенности воспитания нравственно патриотических чувств у дошкольников…………………………………..........................................5

1.2. Понятия: гражданственность, нравственность, патриотизм………………...7

1.3. Своеобразие проявления любви к Родине у детей  дошкольного

 возраста…………………………………………………………………………….10

1.4. Традиции и современные подходы к воспитанию любви к Родине у дошкольников. Анализ теоретического и методического обеспечения существующих программ………………………………………………………….14

1.5.Ознакомление с историей и культурой Краснодарского края, как условие воспитания нравственных чувств у старших дошкольников……………………17

Глава   II

Опытно-экспериментальная работа по воспитанию у дошкольников любви к малой Родине        

2.1.Этапы и методы исследования……………………………………………..…20

2.2. Анализ и обобщение результатов эксперимента…………………………....24        

Заключение……………………………………………………………………..…27

Приложение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ.

Детство – каждодневное открытие мира.

Нужно, чтобы это открытие стало, прежде

всего, познанием человека и Отечества.

В.А. Сухомлинский

Актуальность проблем, связанных с воспитанием подрастающего поколения, привитие любви к малой Родине, бесспорна.  Воспитание детей носит исторический характер и его содержание меняется от ряда обстоятельств и условий: запросов общества, экономических факторов, уровня развития науки, возможностей возраста дошкольников считаютБондарь Н.И., Буре Р.С., Година Г.Н. Следовательно, на каждом этапе своего развития  общество решает разныезадачи воспитания подрастающего поколения. Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к отечеству, которая начинается с осознанного и ответственного отношения к малой родине.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социальной культурной среды. Таким образом, формирование у дошкольников любви к Родине с раннего периода следует считать этапом накопления ими социального опыта жизни в условиях малой родины, усвоения принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру родной культуры. Кубань – благодатный регион для воспитания лучших человеческих качеств посредством казачьих традиций и культуры, многовекового опыта мужественного, трудолюбивого и творческого народа.

Большая Родина всегда начинается с малой – места, где родился человек, своей семьи, двора, дома, детского сада и школы, поля подсолнечника и речки, расположенных рядом. Дом или детский сад, родной край и станица имеют свою историю, особенности природы, свои традиции. А поможет приблизить дошкольников к истории своего родного края – кубанская культура, местный материал, живое общение с природой и земляками – всё, что в дальнейшем призвано обеспечить успешную социализацию личности, пригодиться на той земле, где родился.

Воспитания нравственных чувств, воспитание любви к Родине оказывают влияние и исторический этап, и особенности объекта воспитания, и конкретные условия жизни. Любовь к родине, родному краю формируются и развиваются в деятельности, особенно совместной, во взаимоотношениях друг с другом, с взрослыми. Свои первые нравственные чувства ребёнок приобретает в узком социуме: в семье, детском саду. Первые чувства гражданственности формируются в процессе целенаправленного воспитания. Ребенок приобретает понятия: «дом», «улица», «город», «Родина», т.е. та территория,  на которой он проживает. Исходя из этого, актуальным является этнический подход к воспитанию нравственных чувств, у детей, живущих на  Кубани. Воспитание у дошкольников нравственных чувств должно учитывать особенности культуры этого этноса. Несмотря на то, что в содержании образования дошкольников и школьников Краснодарского края  включены основы Кубановедения, оно не в полной мере определяет воспитание нравственных чувств. Анализ научно-методической литературы,  опыта работы дошкольных учреждений, позволил также определить противоречие между содержанием и методическим обеспечением педагогической деятельности по воспитанию нравственных чувств у детей. Большая часть методических материалов отражает содержание, реализуемое через стихи, песни, танцы, подвижные игры, при этом слабо отражается методологическая основа, принципы и подходы к систематизации данной  работы, что тоже является противоречием.

Цель исследования:  воспитание нравственных чувств, при ознакомлении детей с историей и культурой родного края.

Задачи исследования:

  1. Проведение анализа специальной и научной литературы по проблеменаправленной на воспитание любви к Родине у  дошкольников.
  2. Проанализировать уровень состояния сформированности нравственных чувств у детей дошкольного возраста
  3. Определить теоретическое обоснование и принципы разработки программы воспитания нравственных чувств у  дошкольников, при ознакомлении с историей и культурой  родного края.
  4. Подготовить практические рекомендации.

Объект исследования: процесс воспитания у детей любви к Родине  при ознакомлении с историей и культурой Кубани.

Предмет исследования: воспитание любви к Родине – воспитание гражданина своей Родины.

Структура работы: работасостоит из введения, трёх глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы.


Глава I. Теоретические основы  нравственно-патриотического воспитания дошкольников, воспитания любви к малой Родине.

1.1Психологические особенности воспитания нравственно патриотических чувств у дошкольников.        

Патриотизм как  нравственное чувство – это и любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение неразрывности с окружающим миром, желание сохранять и приумножать богатства Родины. И развивать эти чувства необходимо ещё в дошкольном возрасте, когда закладываются основы ценностного отношения личности к миру, которые формируются в ребёнке постепенно, в процессе воспитания любви к своим ближним, родным местам, своей стране. При местном значении, таким направлением является знакомство дошкольников с историей и культурой Кубани.

Дошкольное детство – начало жизни, когда закладываются предпосылки высоких человеческих начал личности. Л.Н.Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социальной культурной среды. Ребенок с момента рождения инстинктивно и естественно привыкает к окружающей его среде, природе и культуре. Таким образом, формирование у дошкольников любви к Родине с раннего периода следует считать этапом накопления ими социального опыта жизни в условиях малой родины, усвоения принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру родной культуры. Кубань – благодатный регион для воспитания лучших человеческих качеств посредством казачьих традиций и культуры, многовекового опыта мужественного, трудолюбивого и творческого народа.

     Воспитание любви к Родине является одной из главных составляющих нравственного воспитания подрастающего поколения, а воспитание любви к Отчизне невозможно без привития интереса к своей «малой» Родине, её людям, их культуре, творчеству. Приобщение ребёнка к истокам народной культуры, ознакомление с обрядами, традициями, бытом важно в воспитании духовно-нравственной личности. Нельзя прерывать связь времён и поколений, чтобы не исчезла и не растворилась душа русского народа: тот народ, который не помнит своих корней, не имеет своей культуры, перестаёт существовать как этническая единица.

Существует такое понятие как «малая Родина». И необходимо пробудить у ребёнка чувство любви к малой Родине. «Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке живописи…». Именно поэтому родная культура, как отец и мать должны стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность, проявляющую лучшие человеческие качествасчитаютГера Р.К. , Левина Л.В. Отношение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живёт ребёнок, гордость за неё. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру. Знание истории своего народа, поможет в дальнейшем с большим уважением отнестись к истории и культуре других народов считают писатели В.П. Бардадым и  Б.Т. Лихачёв.

        Ещё древние мыслители, размышляя о значении культуры в духовно- нравственном развитии детей, считали, что только через освоение культуры лежит путь к нравственности.Понимание родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства – одна из главных задач педагога. Культура родного края должна войти в сердце ребёнка и стать частью его души. Средствами формирования нравственных чувств  дошкольников являются само окружение (природное и социальное), в котором они живут: художественная литература, музыка, изобразительное искусство. Средствами служат та или иная деятельность (игра, труд), праздники, которые отмечаются в стране ив детском саду.

Учитывая то, что на кубанской земле многое связано с историей казачества, их нравами, обычаями, участием в войнах, красота родного края раскрывается не только в её сегодняшних проявлениях, но и в том, что связано с прошлым. У детей появляется возможность сравнить то, что есть с тем, что было, например «История костюма», «Хата казака», «История станицы», работа по каждой теме включает занятия. Игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность, праздники. Какие сведения о родной станице способны усвоить дети? Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Детям объясняют, что у каждого человека есть родной город и дом, в котором он родился. Для этого необходимы экскурсии по городу, посещение музея.

Посещение музея – одно из основных средств развития эмоционально – чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним

- осознание ребёнком понятий «прошлое», «настоящее», «время».

- ощущение себя в потоке времени как продолжателя дела предков;

- приобщение к таланту и мастерству предков и бережное отношение ко всему тому, что они создали и оставили нам. Сейчас особенно актуальными стали передвижные тематические выставки.  Для детей - это ожидание праздника. Богатство и глубина содержания, многообразие средств изображения произведений искусства обладают большой воспитательной силой. Они пробуждают творческое воображение, сильно воздействуют на чувства детей.


1.2. Понятия: гражданственность, нравственность, патриотизм.        

Что же входит в понятия «гражданство» и «патриотизм»?

 Гражданство – это принадлежность человека к постоянному населению государства, которая выражает осознание своих прав, их защиты государством и обязанностей по отношению к государству.

 Патриотизм – в переводе с греческого, означает «соотечественник, Родина, Отечество». А по отношению к человеку – чувство принадлежности к Родине, Отечеству, стране, где он родился и ее гражданам, любовь к Отечеству, преданность, стремление служить ее интересам.

Быть гражданином – значит сознательно и активно выполнять гражданские обязанности и гражданский долг перед обществом, Родиной, обладать такими качествами личности, как патриотизм, гуманное отношение к людям, добросовестное отношение к труду. Зачатки этих качеств надо формировать в ребенке как можно раньше. С первых лет жизни пробуждать в нем любовь к родной земле, воспитывать черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином. Что следует иметь в виду, воспитывая у ребенка дошкольного возраста первые чувства гражданственности? Какие в этой связи стоят перед педагогом задачи?

 Воспитание гражданина – это многогранный процесс, охватывающий целый комплекс задач:

 -воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; ознакомление с историей города, его достопримечательностями;

 -воспитание любви, гордости к Родине. Расширение представлений о городах России, столице Родины – Москве, ее истории; знакомство с символами государства (герб, флаг, гимн);

 -развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны (в науке, космосе и т. д.);

 -воспитание уважения к труду, людям труда;

 -развитие интереса к русским традициям и промыслам;

 -знакомство с боевыми традициями нашего народа в годы Великой Отечественной войны, воспитание уважения к защитникам на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов; воспитание уважения к Российской Армии, желание быть храбрыми, сильными;

 -формирование элементарных знаний о правах человека;

 -формирование толерантности, чувство уважения к другим народам, их традициям;

 -воспитание гражданина и патриота своей страны, создание в группе предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.

Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к отечеству, которая начинается с осознанного и ответственного отношения к малой родине.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социальной культурной среды. Таким образом, формирование у дошкольников любви к Родине с раннего периода следует считать этапом накопления ими социального опыта жизни в условиях малой родины, усвоения принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру родной культуры. Кубань – благодатный регион для воспитания лучших человеческих качеств посредством казачьих традиций и культуры, многовекового опыта мужественного, трудолюбивого и творческого народа.

Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности — в культурной, идеологической, политической, экономической, военной и других. Содержание и направленность патриотизма определяются, прежде всего, духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями, питающими общественную жизнь поколений. Роль и значение патриотизма возрастают на крутых поворотах истории, когда объективные тенденции развития общества сопровождаются повышением напряжения сил его граждан (войны, нашествия, социальные конфликты, революционные потрясения, обострение кризисных явлений, борьба за власть, стихийные и иные бедствия и т.д.). Проявления патриотизма в такие периоды отмечены высокими благородными порывами, особой жертвенностью во имя своего народа, своей Родины. Это заставляет говорить о патриотизме как о сложном и, безусловно, неординарном явлении.

 Родина такова, какой мы сами ее делаем. Проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения выпали из поля зрения значительной части ученых и практиков более чем на десять лет.

 В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

        Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к  ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

 В Концепции дошкольного образования подчеркивается необходимость организации в дошкольном учреждении специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа.


1.3 Своеобразие проявления и особенности формирования патриотизма у дошкольников.

Базовым этапом формирования у детей патриотизма следует считать накопление ребенком социального опыта жизни в своем Отечестве и усвоение принятых в нем норм поведения и взаимоотношений.

В понятие патриотизма входят когнитивный (знания, представления), эмоциональный (чувства) и поведенческий (умения, навыки) компоненты, которые реализуются в сфере социума и природы.

Когнитивный компонент обеспечивает содержание работы по патриотическому воспитанию.

Поведенческий - выполняет диагностическую функцию.

Эмоциональный компонент является ведущим в этом возрасте.

Чувства играют определенную роль в патриотическом воспитании детей, однако нравственные чувства дошкольников отличаются конкретностью, недостаточной прочностью и устойчивостью.

У дошкольников представления расширяются постепенно. Система обобщенных знаний о явлениях общественной жизни формируется лишь к концу старшего дошкольного возраста. Этому способствует овладение детьми нравственными суждениями, оценками, понятиями, а также познавательный интерес к окружающему миру.

Характерной чертой воспитания у детей патриотизма является слитность нравственных чувств и знаний. Знания только тогда оказывают влияние на нравственное развитие ребенка, когда они окрашены чувствами и переживаниями. Особенностью проявления патриотизма у дошкольников является то, что нравственный опыт ограничен рамками той практической деятельности, в которую они включаются (общение с детьми и взрослыми, труд).В дошкольном возрасте только начинается формирование воли, нравственных идеалов важных для патриотического воспитания.

Основной формой ознакомления детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Детей нужно приучать самостоятельно, анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Авторы, Суслова Э.К. , Шахова Г.В.    предлагают найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей.

 Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома, и уже после то, что в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Не малую роль в этом играют ежедневные впечатления от общения с людьми. Дошкольнику не свойственна созерцательность, он стремиться к активному взаимодействию с окружающей его средой. Непосредственный контакт ребенка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Но это, же порождает у ребенка и множество вопросов. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное усвоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями, познакомить с традициями народной художественной культуры позволит игра.

Любовь маленького ребенка - дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям. Любовь к отцу, матери, дедушке, бабушке, с любовью к своему народу, дому, улице, на которой он живет, детскому саду, станице. В этой связи в процессе своей трудовой деятельности веду целенаправленную работу с детьми, по начальному формированию чувств гражданственности и патриотизма во взаимодействии с семьей. Сегодня возникла необходимость взглянуть на воспитание с современных позиций, реализовать на практике условия для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала дошкольника через грамотное построение педагогического процесса в детском саду. Именно поэтому в детском саду идет восстановление утраченных связей между поколениями, идет формирование у детей чувства исторической сопричастности к своему роду. Чтобы дети знали свою историю, почитали наши праздники, знали обычаи и традиции своих предков, я в воспитательном процессе в детском саду практикую играть в игры, в которые играли прежние казаки и празднование старых русских праздников в казачьем духе. Так же проводятся занятия, призванные воспитывать патриотизм.

На занятиях дети учатся слушать, воспринимать, любить культуру Кубани и казачества, на примере героев Кубани.  История Кубани хранит множество случаев беззаветного служения Отечеству. Мы можем гордиться своими предками, их делами и теми нравственными ценностями, которые они оставили нам в наследство. Что же это за особое воспитание, которое дало Кубани и России таких героев? Имя ему – Народная Педагогика! Ребенок в казачьей семье с младенчества и до 7 лет находится с родителями под их опекой. А это важно для ребенка познавать мир с помощью самых близких людей. С 7 лет на детей возлагали посильные работы. Мальчиков приобщали к мужским занятиям: уходу за скотом, заботам о хозяйстве девочек – к работам по дому и огороду. С раннего детства существовала половая дифференциация: мальчик – будущий хозяин дома и защитник, воин, девочка – хозяйка и рукодельница, подчиняющаяся мужчине. Таким образом, с раннего детства детей приобщали к труду, давая этим понять, что труд – это главная обязанность каждого члена семьи. Раньше особое внимание уделялось казаками формированию качеств будущего защитника Отечества. С ранних лет маленьких мальчиков готовили к испытаниям и борьбе с опасностью. Это были скачки на лошадях, военизированные игры, которые велись под руководством взрослых. С 10-11 лет казачата участвовали в скачках-соревнованиях, организуемых местной властью. Программа была не из легких: качки через препятствия со стрельбой, рубкой чучел и прутьев, умение броситься на врага с холодным оружием в руках и поразить его. Подростки упражнялись в джигитовке и ловкости владения оружием также в подготовительных лагерях. Казачьи школы имели специальную программу по военной подготовке и устав, который неукоснительно должен был соблюдать каждый ученик. Вот некоторые положения устава:

Казак верен Отечеству.

Казак вежлив.

Казак бережлив.

Казак никогда не падает духом и старается выйти из трудного положения героем.

Казак обязан в любое время быть готовым спасти жизнь другим людям, помочь обиженным и ежедневно делать добро, не ожидая за это благодарности. Остается только восхищаться тем, как мудро и умело казаки воспитывали будущего мужчину, в котором культивировали мужественность, отвагу, справедливость и доброту.

В воспитании девочек-казачек тоже сформировались определенные традиции. После замужества семейные обязанности тяжелым бременем ложились на плечи казачки. После ухода мужчины на военную службу женщины трудились вдвойне выполняя и мужскую работу. «Даже дерзкий черкес, пробираясь темной ночью в казачью станицу на грабеж, имел дело с казачкой, и бывали случаи, когда высокая грудь казачки украшалась Георгиевским крестом за военный подвиг», – так писал о казачьих женах историк Ф.А.Щербина в своей книге «История кубанского казачьего войска».

Казачье воспитание формировало способность принимать решения, адекватные любой обстановке. В результате сложился тип личности, сильный духом, с ясным сознанием, стойкими убеждениями.

Для любого ребенка Родина – в первую очередь – это его семья. Именно в ней закладывается фундамент и формируется личность будущего гражданина Отечества. Одна из главных причин несовершенства педагогики кроется в том, что издержки воспитания идут, в первую очередь, из семьи. Именно семья как первичная ячейка общества, вкладывает в своего ребенка духовно-нравственные ценности, с которыми он впоследствии пойдет по жизни. Поэтому в своей работе я часто привлекаю родителей к совместной работе с детьми, выражающейся в изготовлении совместных поделок из природных материалов, изготовлении стендов на различные темы из жизни ребят вне садика (фото, рисунки). Это позволяет не только очередной раз развить у детей творческие способности, но и стать им ближе с родителями в процессе совместной творческой деятельности.   Результаты работ собираются в тематические выставки.

     Воспитание любви к Родине является одной из главных составляющих нравственного воспитания подрастающего поколения, а воспитание любви к Отчизне невозможно без привития интереса к своей «малой» Родине, её людям, их культуре, творчеству. Приобщение ребёнка к истокам народной культуры, ознакомление с обрядами, традициями, бытом важно в воспитании духовно-нравственной личности. Нельзя прерывать связь времён и поколений, чтобы не исчезла и не растворилась душа русского народа: тот народ, который не помнит своих корней, не имеет своей культуры, перестаёт существовать как этническая единица.

Работа по проблеме «Воспитание у дошкольников, любовь к малой родине» была начата в 2010 году на базе МБДОУ.

2010-2011 год: старшая группа «Программа ознакомления дошкольников с малой родиной «Я и моя станица» направлена на формирование нравственно – патриотического отношения и чувства сопричастности к малой родине на основе национально - региональных и природных особенностей родного края. Методическое обеспечение отражено фотографиями, макетами, альбомами и специальной литературой (художественной и справочно-информационной). Весь этот материал обогащает представление детей о малой Родине. Имеются карты, буклеты, схемы, изображение символов России, края, района.

Определённое значение для восприятия исторического прошлого имеет макет кубанского подворья: изгородь, колодец, скамейка, печь. В «хате казака» представлены предметы казачьего быта, элементы внутреннего убранства. С учётом возрастных особенностей детей собран наиболее актуальный для определённого возрастного периода наглядно – демонстрационный материал. Представлены альбомы с фотографиями о ближайшем окружении ребёнка, имеется специальная серия дидактических игр. Предметно развивающая среда создаёт оптимальные условия для формирования у детей целостной картины мира.

Опыт создавался в условиях обычного дошкольного образовательного учреждения в казачьей станице, успешно зарекомендовал себя в работе со старшими дошкольниками.

Таким образом, условия формирования опыта (база; возможность апробации программ разного содержания) позволяют говорить о достоверности полученных результатов, а также о технологичности (воспроизводимости) содержания и методов обучения.В опыте можно рассматривать репродуктивный уровень (опыт, основанный на успешном применении установленных наукой принципов и методов) и инновационный  (поисковый, исследовательский) уровень.


1.4. Традиции и современные подходы к воспитанию любви к Родине у дошкольников. Анализ теоретического и методического обеспечения существующих программ.

Дошкольное детство – важный этап  в становлении морального облика человека.  В эти  годы у детей закладываются основы нравственности, формируются  первоначальные эстетические представления. Начинает  появляться интерес к явлениям общественной жизни. Дети обращаются  с вопросами  к  педагогам, родителям, стремятся  больше узнать о своей Родине, крае, месте, где они живут.

Чтобы воспитывать  в человеке чувство гордости за свою Родину, надо  с детства  научить, любить свой город, станицу, край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает, познакомить с культурными традициями своего народа, привить любовь к декоративно-прикладному искусству и народному творчеству. Народное творчество и искусство в целом – источник чистый и вечный. В чем бы ни высказывал себя народ: в танце, в песне, в искусной вышивке или забавной игрушке, ясно – это идет  от души, а душа добра и красива народная.

Современная педагогика считает возможным и необходимым начинать знакомство со своим  народам, с его традициями и бытом с раннего детства. Главная задача в этом направлении – вызвать интерес у ребенка к народному творчеству, декоративно-прикладному искусству, некоторым историческим событиям, связанным  с родным краем, и очень важно, чтобы интерес этот  сохранялся с раннего детства и до школьных лет.Искусственное отторжение из образовательного процесса народной культуры привело к утрате связей поколений, к потере тех корней, которые были духовной, нравственной основой в становлении личности.

«Культурное наследие народа - огромное богатство, которым каждому ребёнку нужно научить правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не разбазарить, не размельчить, не разменять на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотив его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании». Лихачев Б.Т.

С целью реализации намеченных задач по воспитанию нравственных чувств детей, а также с целью изучения проявлений детьми нравственных качеств, таких как трудолюбие, коллективизм, гуманность, патриотизм было проведено первичное исследование.

Результаты наблюдений, которые велись на протяжении двух месяцев, беседы с педагогами, работающими с детьми  позволили выявить ряд наиболее типичных проблем:

- дети  показали зависимость от взрослого, в данном случае они ожидали подсказки и  отказывались обосновывать свой выбор,  не отвечали на вопросы развёрнуто, некоторые дети старались уйти от ответов, в ситуации выбирали одного ребёнка, или взрослого, которому отдавали предпочтение;

- несформированность коммуникативных умений у отдельных детей вызывала затруднения в игровой деятельности (их либо не принимают в игру, либо они играют сами);

- между детьми обеих групп отсутствовало взаимопонимание (малое количество дошкольников были способны испытывать чувство долга, заботу по отношению к сверстникам, дети не желали и не могли понять, что испытывает их товарищ);

- большинство детей не знали своего домашнего адреса и места проживания;

- попытки педагогов группы осуществить индивидуальный подход к детям, учитывая их эмоциональное состояние  и уровень знаний, не приводились к общим результатам из-за разности подходов и требований;

- родители недостаточно осведомлены о проблемах в формировании нравственных чувств детей, устный опрос родителей показал, что многие стараются сохранять между собой и ребёнком эмоциональную дистанцию, проявляют слабую заинтересованность в делах детей  и  группы. Устный опрос педагогов, работающих с детьми, подтверждает результаты наблюдения. Педагоги говорили о том, что родители редко участвуют в педагогическом процессе и не задумываются над проблемами своего ребёнка.

Далее мы исследовали и оценили эмоциональное отношение детей к нравственным нормам по методике Калининой Р.Р.«Сюжетные картинки», которые отражали ситуацию, требующую от изображённых на них героев проявления определённых  нравственных качеств  (приложение 1). Именно с этими моральными качествами знакомят  детей дошкольного возраста и чаще всего требуют их выполнения. Ребёнок должен был дать оценку к изображённым на картинке поступкам, что позволило выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделялось оценке адекватности, соответствия эмоциональных реакций ребёнка на  требования моральных норм: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная  реакция  (осуждение, негодование) на безнравственный.

Проведённое исследование помогло изучить эмоциональное отношение детей к нравственным нормам. Я считаю, что введение  культурологического регионального компонента призвано познакомить с опытом народа, его нравственными устоями, которые будут способствовать возрождению  исторической памяти  к приостановке духовного обнищания.В силу специфики своего исторического развития Кубань  является уникальным регионом, где на протяжении двухсотлетнего периода элементы традиционной восточно-украинской   культуры тесно взаимодействуют  с элементами южно русской культуры.

Наш край, не смотря на многие утраты современности     по нашему общему равнодушию и безверию в духовную силу народа, к счастью пока еще сохранил свои богатые многонациональные культурные традиции. Прекрасна кубанская земля. Кто хотя бы один раз встречал рассвет на берегу реки Кубани, кто видел кубанские поля, тот никогда не забудет наш Кубанский край. А как, каким образом привить дошкольникам любовь  к родному краю, своей малой родине? Этот вопрос  ставился  не один раз, работая  с детьми.

На протяжении многих лет наш детский сад  целенаправленно, углубленно работает по  духовно-нравственному воспитанию  детей. В нашей деятельности  предусмотрены разнообразные формы работы  с детьми, педагогами и родителями.

Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических чувств, способствовала обогащению знаний дошкольников. Дети узнали много нового о нашем крае, о его достопримечательностях, об обычаях и традициях Кубани. Пополнение активного и пассивного словаря детей, способствовало формированию наглядно-образного мышления детей. В игре и труде между детьми улучшились дружеские взаимоотношения. Обогатилась система отношений детского и родительского коллективов.

Надеюсь, что полученные в детском саду знания пригодятся ребятам в их дальнейшей жизни. Необходимо нам, взрослым, помнить, что если мы серьезно и качественно не займемся воспитанием будущей личности с раннего возраста, мы не получим нового поколения людей, достойных граждан России. Национальная самобытность воспитания и обучения рассматривалась многими русскими педагогами как важнейшее условие разумного построения системы образования. Так, по мнению В.А. Сухомлинского, «только человек, лично заинтересованный в судьбах Родины, по-настоящему раскрывается как личность; самое главное – открывать глаза на дорогое и родное»…

Направление работы по проблеме «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам малой родины» актуально в современных условиях, когдаприоритетом является патриотическое воспитание подрастающего поколения с раннего возраста.


1.5.Ознакомление с историей и культурой Краснодарского края, как условие воспитания нравственных чувств у старших дошкольников.

Используя в работе с детьми краеведческий материал, педагог воспитывает нравственно-патриотические чувства, чувства гражданственности, которые будут сохраняться всю жизнь и служат духовному развитию личности. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, местности, где они живут. Темы повторяются в каждой возрастной группе. Изменяется только объём познавательного материала и сложность, а, следовательно, и длительность изучения. Краеведение - социально значимое и необходимое направление в работе с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей родного края, педагог формирует глубокую привязанность к нему, чувство гордости. Знакомство с историей, культурой, природой и бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной город, и значит стать созидателем своей малой Родины.

Знакомство с историей и культурой Краснодарского края предлагается проводить следующим образом:

- сообщение элементарных данных о краснодарском крае;

- ознакомление с историческим прошлым и настоящим края, его географическим положением, природными ресурсами, климатическими условиями;

- ознакомление с городами и станицами Кубани, их достопримечательностями, традициями, обрядами, народными играми;

- ознакомление с кубанскими ремёслами;

- ознакомление с кубанским культурным наследием (фольклором, произведениями писателей, поэтов, художников, музыкантов, архитекторов);

- усвоение материала на основе ознакомления с лучшей художественной литературой для детей дошкольного возраста;

- развитие творческих способностей детей в изобразительном и музыкальном искусстве;

- интеллектуальное развитие, развитие познавательного интереса, познавательных способностей, речевой культуры;

- осуществление нравственного воспитания: воспитание чувства любви к родному краю, бережному отношению к историческим ценностям, трудолюбия, доброты, умения приходить на помощь другому человеку, созидать новое и прекрасное;

- воспитание желания познавать и возрождать лучшие традиции народа Кубани.

Актуальными являются и формы работы по воспитанию нравственных чувств, такие как:

-целевые прогулки к памятникам боевой славы, по улицам, носящим имена героев;

- экскурсии к памятным местам, которые целесообразно проводить с родителями;

- чтение художественной литературы, соответствующей возрасту детей;

- подготовка тематических выставок, посвящённых прошлому и настоящему Кубани с привлечением родителей.

Предметом познания народного искусства и культуры, как считают Гордеева Е.П. , Вишневская В.Н. , Князева О.Л. , является архитектура, как часть искусства, связанная с традиционной народной культурой и природной средой. Дети получают представления о домах, построенных в разные  временные  промежутки. Какие бывают дома? (кирпичные, саманные, деревянные). Детям предлагается для сравнения дома, построенные из разных строительных материалов. Дети старшего дошкольного возраста получают новые знания: об архитектуре старого и современного города, культовых сооружениях (часовнях, церквях, соборах), их внешнем виде и украшениях. Педагоги и родители приобщают детей к устному народному творчеству.Таким образом, для ознакомления детей с историей и культурой Кубани, воспитанием их нравственных чувств можно предложить следующие подходы:Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, будут национальными.

Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, игры, народные обряды) потому что только в народном творчестве сохранились черты национального характера, в первую очередь  обычаи казаков, как коренного населения Кубани.

Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают праздники, познавательные беседы, экскурсии.

Помочь родителям сохранить и развить любознательность детей  в процессе совместных мероприятий: родители – дети - детский сад.

Материал преподносится доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что окружает детей. Первое направление знакомит дошкольников с особенностями сезонных изменений и природных явлений в нашей местности, их взаимосвязью с трудовой, обрядовой деятельностью жителей Кубани. Направлена эта деятельность на обучение наблюдению за родной природой, формирование бережного и почтительного отношения к ней, прививает навыки активного образа жизни, воспитывает потребность в прогулках, играх на свежем воздухе, живом общении с природой. На занятиях познавательного цикла дошкольники знакомятся с народными приметами, обрядовыми действиями, народными играми, с предметами декоративно – прикладного искусства, с изделиями художественных промыслов. Изделия народных промыслов помогают воспитывать у дошкольников внимательное и бережное отношение к окружающей среде, так как декоративно – прикладное искусство по своим мотивам близко к природе. Наблюдая мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, изменения погоды, ребенок начинает видеть и чувствовать гармонию природы. Затем ее красота, соразмерность, разумность находят отражение в узорах декоративных росписей детей (животные, птицы, растительные узоры, орнаменты, символика). А художественный образ, созданный руками ребенка, обогащает его внутренний мир и способствует раскрытию творческих способностей, совершенствуют разные изобразительные умения. Кубанский фольклор - особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров, воспевающих мужество, смекалку, лучшие дела и чувства людей. В течение многих веков фольклор любовно и мудро поучает дошкольника, приобщает его к высокой моральной культуре своего народа. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый устанавливает с дошкольником эмоциональный контакт и эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание дошкольника, доставляют ему радость и в то же время оказывают свое воспитательное воздействие. Кубанский фольклор несет в себе многогранный и в тоже время цельный и неповторимый характер казаков. Мужественный, сильный, суровый – по легендам; хитроватый и озорной – по бытовым сказкам и играм; веселый, задорный, неунывающий – по плясовым и шуточным песням; мудрый, наблюдательный – по пословицам. Местный фольклор может быть понят только в живом бытовании в соответствии со станичным обиходом и природой. Значит, необходимо создать особую атмосферу деятельности дошкольников или совместной деятельности дошкольников и взрослых, приближенную к реальной. По возможности создать среду, в которой дошкольник почувствовал бы себя участником событий, используя при этом разные виды деятельности.

Глава   II Опытно-экспериментальная работа по воспитанию у дошкольников любви к малой Родине         

2.1.Этапы и методы исследования.         

Исследование проводилось на базе МБДОУ №25 «Чебурашка» ст. Старотитаровская с 16 сентября 2016г.  По 1 мая 2017г.

Для эксперимента были отобраны 15 детей в возрасте 5 лет.

  1. Саша М.
  2. Лена М.
  3. Даша В.
  4. Рома С.
  5. Алина Д.
  6. Арман Л.
  7. Алиса А.
  8. Ксюша В.
  9. Артем Б.
  10. Маркар Т.
  11. Юля Г.
  12. Аня Б.
  13. Владик М.
  14. Назар Б.
  15. Стасик И.

Проводимая исследовательская работа  состояла из трёх этапов:

  1. констатирующий;
  2. формирующий;
  3. итоговый;

1-й этап.

Констатирующий эксперимент.

Для проведения исследовательской работы был разработан специальный цикл занятий.

Цель: выявить уровень знаний о жизни, традициях и обрядах кубанских казаков. Для решения этой задачи был выбран следующий метод: проведение бесед с показом картин, иллюстраций, фотоальбомов. С помощью этого метода мне удалось диагностировать знании я детей об историческом прошлом, жизни. Традиций и обрядов казаков нашего края (см. приложение №1).

Констатирующий эксперимент был проведён в виде занятия - беседы с подгруппой детей на тему «Наша Родина».

Программное содержание:

Воспитывать у детей любовь к своей Родине. Развивать чувство национального достоинства и гордости за свой народ. Закреплять знания детей о символике России и Кубани. Продолжать знакомить детей с историей жизни казаков их бытом и культурой, развивать познавательный интерес к истории своего народа.

В ходе занятия были использованы следующие методы: беседа, показ, чтение художественных произведений, указания, поощрение, анализ.

Также была использована наглядность в виде иллюстраций, картин, глобуса, географической карты и слушание аудио записи «Гимн России и Кубани».

Итоги подведены в виде таблицы (см. приложение №1).

2-й этап.

Формирующий эксперимент.

Цель: формировать у детей систему знаний о своей Родине у детей старшего дошкольного возраста. Эксперимент проходил с октября 2016 по апрель 2017г. Мною были разработаны серии занятий с ознакомлением детей с жизнью, традициями и обрядами казаков нашего края.  (см. приложение №2)

Формирующий эксперимент носил последовательный характер и предполагал проведение нескольких взаимосвязанных  этапов.

  1. Ознакомительный, на котором детей знакомили с историей  Кубани.

ООД 1. Тема: «Историческое прошлое Кубани, история заселения, жизнь, быт казаков»

Цель: Познакомить детей с историческим прошлым родного края, сформировать представление о  жизни и быте первых переселенцев. Развивать интерес к историческому прошлому, вызывать желание у детей знакомиться с жизнью кубанских казаков, воспитывать уважение к старшему поколению.

ООД 2. «Край, в котором ты живешь»

Цель. Продолжать знакомить детей с кубанским бытом, закреплять знания о кубанских традициях.

Знакомить с песенным творчеством Кубани; учить петь   разнохарактерные народные песни. Развивать музыкальный вкус детей.

ООД 3. «Традиции и быт Кубанского казачества».

Цель. Воспитывать любовь к малой Родине. Знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества. Развивать познавательный интерес к истории своего народа.

ООД 4. «Жизнь и труд казаков».

Цель. Познакомить детей с орудиями труда казаков. Расширять знание детей о жизни первых переселенцев. Продолжать учить детей точно и грамотно выражать свои мысли. Совершенствовать монологическую речь. Воспитывать чувство уважения к нашим предкам.

ООД 5.«Мой край – Кубань моя родная»

Цель.  Обобщать знания детей о развитии  сегодня нашего края, прививать любовь к родному городу, обращать внимание детей на его красоту, учить радоваться новому облику нашей малой родины.

Экскурсия в Старотитаровский музей.

Цель. Продолжать знакомить детей с бытом и обычаями наших предков, с предметами старины, которыми пользовались наши прабабушки. Рассмотреть одежду с характерными элементами узора, вышивкой на блузках и рубашках. Дать детям понятие, что это крупицы нашей культуры Кубани, которые необходимо беречь и сохранять, как память о прошлом.

ООД6.«Ознакомление с символикой: гербом, гимном, флагом Краснодарского края»

Цель. Познакомить детей с символикой Краснодарского края: гимном, гербом, флагом, воспитывать  патриотизм, уважение к традициям и гордость за свою Родину.

ООД7. «Прошлое и настоящее нашей Кубани».

Цель. Формировать у детей представление о прошлом нашего края, учить делать сравнительную характеристику жизни первых переселенцев и современных жителей нашего края.

ООД8. Посвященное Дню Матери в России. «Образ Пресвятой Богородицы – образ женщины – матери».

Цель. Познакомить детей с жизнью и культурой кубанского казачества. Развивать познавательный интерес к истории своего народа. Познакомить детей с основными событиями, произошедшими в земной жизни Богородицы; познакомить с некоторыми Богородичными праздниками на Руси и Кубани.

  1. Творческий, на котором дети принимают активное участие в занятиях, развлечениях, праздниках, проявляя ранее полученные знания и умения.

Развлечение «Казачий двор» для детей старшего дошкольного возраста.

Цель. Продолжать знакомить детей с  бытом и культурой кубанского казачества. Закреплять представления о кубанских обычаях, традициях.  Развивать интерес к истории своего народа. Воспитывать любовь к родному краю, уважение к старшим. Развивать речь детей, внимание, творческие способности.

Развлечение  «Кубанские посиделки»

Цель. Развивать интерес к культуре своего народа. Создать радостное настроение. Закреплять умение читать стихи, петь песни, принимать активное участие в играх и конкурсах.

Развлечение «Кубань ты наша Родина»

Цель. Обобщать знания детей о Кубани. Прививать интерес к истории родного края. Воспитывать любовь к своей малой родине, желание больше узнать о своих предках.

Развлечение «Кубанская Масленица»

Цель. Продолжать знакомить детей с праздниками и обрядами кубанского народа. Создать радостное настроение. Принимать активное участие играх, хороводах, конкурсах.

Занятие «Милости просим, гости дорогие»

Цель. Воспитывать уважение и любовь к предметам национального рукоделия. Формировать познавательную потребность к изучению народного искусства, как неотъемлемой части Родины. Обогатить словарь детей названиями обиходных предметов: «утварь», «ухват», «чугун», «глечик»; видов национальной одежды: «телогрейка», «стёганка», «кохта» и т.д.

Праздник «Преображение господне (яблочный спас)»

Цель. Продолжать формировать у детей живой интерес к традициям отечественной культуры. Знакомить детей с народными обычаями, обрядами, связанными с праздником «Преображения господня». Создавать у детей радостное настроение, желание участвовать в празднике.

Фотографии мероприятий (см. приложение №2)

3 – этап.

Итоговый эксперимент.

Цель. Выявить уровень знаний детей о жизни, традициях и обрядах родного края, полученных в ходе формирующего эксперимента.

Итоговый эксперимент был проведён в виде беседы с подгруппой детей.

Программное  содержание:

Закреплять умение детей самостоятельно отвечать на вопросы на основе полученных ранее знаний. Воспитывать интерес к истории своего народа, прививать любовь к Родине.

В ходе занятия были использованы такие и приёмы как: рассказ воспитателя, показ картин, фотографий, предметов одежды, посуды, вопросы, игровой приём. Детям было предложено прочитать стихи и спеть знакомые песни о Кубани. Также использовалась Кубанская народная музыка для эмоционального настроя.

Итоги подведены в виде таблице (см. приложение №3).

  1. Анализ и обобщение результатов эксперимента.

Для анализа данных, полученных в ходе эксперимента, я использовала разработанные мною задачи и уровень знаний детей по воспитанию любви к Родине. В ходе констатирующего эксперимента был выявлен уровень знаний истории малой Родины. Результаты обследования показали, что для формирования любви к малой Родине у ребёнка, его нормального развития большое значение имеет воспитание у него положительно- эмоционального отношения к окружающему. Результаты мониторинга проявления патриотизма на этом этапе были следующие:

  • 3 балла у двоих детей (Владик М., Стасик И.) (13,2%)
  • 4 балла у восьми детей имеют определённый уровень знаний (Саша М., Лена М., Рома С., Алиса А., Ксюша В., Маркар Т., Юля Г., Аня Б.) (52,8%)
  • 5 баллов, знания детей носят обобщённый характер, у пяти детей (Даша В.,  Алина Д., Арман Л., Назар Б., Арём Б.) (33%)

Для повышения знаний детей о малой Родине в формирующем эксперименте мною был разработан цикл занятий по знакомству детей с жизнью и традициями Кубанского казачества. Тематика занятий разнообразна («Историческое прошлое Кубани, история заселения, жизнь, быт казаков», «Край в котором ты живёшь», «Символика нашего края».) Цели этих занятий направлены на более глубокое изучение истории и традиций кубанского казачества.

Таким образом, задачи этапа выполнены. Достижению полученных результатов способствовало:

 • создание в ДОУ прочной программно-методической базы, разработка программы по патриотическому воспитанию.

• большинство педагогов, организуя воспитательно-образовательный процесс, стали глубже анализировать и конкретнее прогнозировать предполагаемые и  получаемые результаты;

 • в воспитательно-образовательном процессе шире используются разнообразные  результативные методы и формы работы с дошкольниками: проведение открытых занятий, развлечений, проведение познавательной

 исследовательской деятельности дошкольниками среднего возраста;

 • родители воспитанников являются полноправными участниками, помогая педагогам знакомить детей с историей малой Родины.

        Повышение интереса педагогов к истории заселения нашего края, приобщения к истокам культуры и быта казаков можно обосновать в первую очередь результатами, полученными  в ходе опытно-экспериментальной деятельности. У детей начало формироваться  представление о важных событиях, происходивших на Кубани; появились первые ростки гуманного взаимодействия с окружающим миром, дети начали познавать правила почитания и уважения  старших проявлять интерес истории нашего края.

        Основная образовательная деятельность по знакомству детей с историей родного края, без каких- либо отрицательных эмоций. Во время занятий у детей наблюдается положительный эмоциональный настрой и высокая активность после занятий. В процессе образовательной деятельности дети активно отвечают на вопросы, используя в речи кубанские термины, называют предметы быта, одежды кубанских казаков. Активно рассказывают о ландшафте и природе Краснодарского края. Полюбили воспитанники кубанские народные игры, в которые предлагают поиграть. Большую роль в воспитании у дошкольников любви к Родине сыграли различные методы: наглядные (показ картин, иллюстраций, предметов быта, одежды), словесные (беседы, чтение художественной литературы), музыкальные (слушание, разучивание песен и танцев и игр).

        Анализируя выявленные трудности у детей, я предположила, что в ходе знакомства детей историей и традициями нашего края у детей расширились представления о Родине.

        Наблюдения в ходе эксперимента за деятельностью детей, позволило утверждать, что дети часто отражают в играх, рисунках ранее полученные знания о малой родине.

        При проведении итогового эксперимента я проверила уровень знаний детей.

        Количественный анализ результатов знаний детей об истории и традициях нашего края показывает:

  • знания об истории и традициях нашего края есть у всех детей;
  • 3 балла уровень знаний имеет - 1 ребёнок (Владик М.)(6,6%);
  • 4 балла – 7 детей (Рома С., Алиса А., Ксюша В., Маркар Т., Юля Г., Аня Б.)(46,6%);
  • 5 баллов высокий уровень знаний  -  7 детей (Даша В., Саша М., Алина Д., Арман Л., Назар Б., Артём Б., Лена М.)(46,6%).

Сравнив полученные данные с показателями начального уровня, мы увидели, что, уровень знаний детей стал выше, чем был в начале эксперимента. Следовательно, мы можем сделать вывод о том, что знакомство детей с историей и традициями нашего народа, может служить эффективным средством воспитания у дошкольников любви к малой Родине. На основе созданного мною комплекса занятий по знакомству детей с историй и традициями нашего народа, можно составить другие комплексы, расширяющие представления детей о Родине.

Заключение

 Результаты проведенного исследования подтверждают, что воспитание любви к родному краю у  дошкольников будет успешным при соблюдении следующих условий: сотрудничество взрослого и ребенка, создание положительной атмосферы в группе, развитие умения анализировать проблемные ситуации.  Ознакомление с методической и психолого-педагогической литературой по изучаемой проблеме, а также анализ результатов экспериментальной работы позволяют сформулировать следующие выводы:

Проблема формирования патриотического воспитания у детей, всегда была и остается острой и одной из ведущих проблем формирования личности ребенка. На эту проблему оказывает влияние общественно-политическое устройство человеческого общества, его функционирование и развитие под воздействием различных факторов.

        Процесс ознакомления ребенка с родным городом, станицей, с его достопримечательностями, заводами и фабриками, памятниками и скверами – сложный процесс. Чтобы он был эффективен, необходимо соблюдать ряд условий. К таковым относятся сотрудничество взрослого и ребенка, когда ребенок активно воспринимает знания, умения и навыки. Воспитатель, ориентированный определить педагогические условия воспитания любви к родному городу у старших дошкольников, признающий патриотическое воспитание в качестве объекта исследования, является его партнером, готовым в нужный момент оказать необходимую помощь, доброжелательно и ненавязчиво руководящий ребенком, становясь посредником между ним и социальной действительностью; создание положительной атмосферы в группе, когда между детьми складываются положительные взаимоотношения дружбы, поддержки, заботы, общения, уважения  друг к другу.

        Старший дошкольный возраст является благоприятным для формирования патриотического воспитания. У старших дошкольников появляются представления о явлениях и событиях. К показателям сформированности знаний о родной станице относят такие, как знание дошкольниками герба, флага, гимна нашей страны, края, улиц и достопримечательностей  станицы.

Анализ основных показателей свидетельствует об эффективности разработанной методики. В значительной мере повысился уровень представлений дошкольников о родной станице, стране, праздниках и своих семей. У детей расширились представления о жизни (людях и местах) за пределами детского сада. Дошкольники обнаруживают более четкие представления о традициях нашей страны, а так же своих семейных традициях.

        Обобщение данных о сформированности социальных представлений у старших дошкольников позволяет выявить три уровня их сформированности у детей данного возраста - высокий, средний и низкий. С высоким уровнем - 7 детей, со средним – 7 детей. Дети знают названия страны, станицы, свой адрес, достопримечательности, 4-5 улиц, площадей, знают символику России и Краснодарского края, называют народные праздники, предметы быта. Проявляют дружелюбие, считаются с интересами товарищей, умеют анализировать поступки. Уважительно относятся к матери, любят родной дом, семью, уважительно относятся к человеку и результатам его труда. Дети знают родословную своей семьи. Прикосновение к истории своей семьи вызывают у ребенка сильные эмоции, заставляют сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Дети осознали свою сопричастность не только к семье, но и общностям более высоких порядков  (станица, народ). Это чувство сопричастности – основа будущего патриотизма.

 Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.  Однако, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребенок будет располагать знаниями о названии страны, ее географии, природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту.

        

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Приложение №1

Итоги подведения констатирующего эксперимента.

Имя ребёнка

Знают название страны, края, станицы

Знакомы с жизнью и традициями казаков

Знания об историческом прошлом и обрядами нашего края

1

Алина Д.

+

+

-

2

Саша М.

+

-

-

3

Лена М.

+

+

+

4

Арман Л.

+

-

0

5

Даша В.

+

0

0

6

Артём Б.

-

+

0

7

Ксюша В.

0

-

0

8

Алиса А.

+

-

-

9

Маркар Т.

+

-

-

10

Юля Г.

+

0

0

11

Назар Б.

+

-

-

12

Аня Б.

0

0

0

13

Владик М.

-

-

0

14

Рома С.

-

-

-

15

Стасик И.

+

-

0

Условные обозначения:

3 балла 0

4 балла –

5 баллов +

Приложение №3

Итоги подведения итогового эксперимента.

Имя ребёнка

Знают название страны, края, станицы

Знакомы с жизнью и традициями казаков

Знания об историческом прошлом и обрядами нашего края

1

Алина Д.

+

+

+

2

Саша М.

+

+

-

3

Лена М.

+

+

+

4

Арман Л.

+

+

-

5

Даша В.

+

+

+

6

Артём Б.

+

+

-

7

Ксюша В.

+

-

0

8

Алиса А.

0

+

-

9

Маркар Т.

+

+

+

10

Юля Г.

+

-

0

11

Назар Б.

+

+

-

12

Аня Б.

+

0

0

13

Владик М.

+

-

-

14

Рома С.

+

+

-

15

Стасик И.

+

+

0

Условные обозначения:

3 балла 0

4 балла –

5 баллов +

Список литературы.

  •  Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П. «Система патриотического воспитания в ДОУ» Издательство «Учитель» 2007г.
  • Боровкова Е. Б., Водина Н. И. «Формирование нравственного здоровья дошкольников» ТЦ «Сфера» 2013г.
  • Ватаман В. П. «Воспитание на традициях народной культуры». Издательство «Учитель» 2007г.
  • Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. «Мы живём в России» Издательство «Скрипторий» 2010г.
  •  Легких Н. П., Макарова В. А., Йощенко В. О. «Дошкольное образование Краснодарского края: проблемы и перспективы» Издательство «Мир Кубани» 2007г.
  •  Маркова В. А.,  Данилина Л. М.  Прасолова З.Г. «Воспитание у дошкольников любви к малой Родине». Издательство «Традиция» 2007г.
  •  Маслов Л. В. «Кубанская старина» Издательство «Перспективы образования» 2008г.
  • МахоневаМ. Д. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников» ТЦ «Сфера», 2009г.
  • Натарова В. И., Карпухина Н. И. «Моя страна». ТЦ «Учитель»2005г.
  • Паскевич Н. Я. «Любимый уголок земли». Издательство «Перспективы образования» 2005г.
  • Попова Т. А. «Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской народной культуре» М.: Мозаика – синтез, 2010г.
  • Степанов В. А. «Моя Родина – Россия» Издательство «Фламинго» 2004г.
  • ХлоповаТ. П., Легких Н. П. Гусарова И. Н. «Ты, Кубань, ты наша Родина». Издательство «Мир Кубани» 2004г.
  • Миронец Л. В. «Увлекательная физкультура в детском саду: практическая копилка воспитателя» ЭДЕЛНИКА 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание патриотизма дошкольников средствами художественно-эстетического воспитания.

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня - одно изважнейших звеньев системы воспитательной работы. Формирование личности ребёнка,его воспитание начинается с воспитания чувств через мир положительн...

Нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ и семьи в процессе воспитания современного дошкольника

В статье представлены формы взаимодействия ДОУ с семьей. К ним относятся:Информационно-аналитическиеНаглядно-информационныеПознавательныеДосуговые...

Использование этнопедагогических традиций в процессе воспитания старших дошкольников в условиях детского сада

Курсовая работа на тему: Использование этнопедагогических традиций в процессе воспитания старших дошкольников в условиях детского сада...

Проект "Воспитание патриотизма дошкольников через ознакомление с родным городом"

В проекте представлен информационно-методический материал по воспитанию патриотизма у дошкольников через ознакомление с родным городом.Основная задача предлагаемого материала состоит в том, чтобы сфор...

«Игровые технологии в процессе воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста (с использованием ИКТ)»

В предоставленном материале предоставлены различные приемы и методы для воспитания нравственно- патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста....

Выступление из опыта работы по теме: «Воспитание патриотизма дошкольников через приобщение детей к истокам русской народной культуры», ноябрь 2020 г.

laquo;Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину; узнав её, стать подлинным патриотом…»(С. Михалков)Что может заинтер...

"Воспитание патриотизма дошкольника в семье"

Нравственно-патриотическое воспитание детей - ОДНО ИЗ ИЗ ВАЖНЫХ УСЛОВИЙ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСОГО ОБЩЕСТВА,ГЛАВНЫМ ОИЕНТИРОМ КОТОРОГО должны стать вечные абсолютные общечеловеческие ц...