Использование игровых методик и татарских народных игр в обучении младших дошкольников второму языку.
консультация (младшая группа) по теме

Методы и приемы обучения младших дошкольников татарскому языку в режимных моментах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

     

    Педагог должен в каждом ребенке видеть личность и понимать мир ребенка. Не надо скупиться на похвалу и комплименты, теплые слова. Великая сила доброго слова творит чудеса! Только от меня зависит успешность общения с моими воспитанниками. Свое педагогическое кредо я  могу выразить словами Ушинского: «Педагог должен быть добрым - но без слабости, требовательным - но без придирчивости , ласковым - но без приторности, допускать шутку -но не превращать  дело в шутку».  Особенности овладения вторым языком в дошкольном возрасте связаны с непосредственностью детского восприятия, открытостью по отношению к людям, говорящим на другом языке, со спонтанным овладением иными формами общения.

  Ребенок дошкольного возраста не осознает, зачем ему нужно знать второй язык. Цели взрослого для него слишком абстрактны. Мотивация младших дошкольников действует по принципу «здесь и теперь», т.е .ребенок не задается отдаленными целями. Поэтому весь процесс постижения второго языка выстраивается как процесс удовлетворения личностных, познавательных, игровых потребностей ребенка в интересном общении со взрослыми и детьми.  В процессе своей работы с детьми младшего дошкольного возраста я всегда учитываю: что чем более активной и содержательной будет деятельность детей с запоминаемым материалом, тем выше окажется непроизвольность запоминания ими этого материала. Лучше запоминается то, что интересно.

 Речь – это важнейшая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями. 
Возраст от трех до четырех лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главным средством установления контактов с окружающими, выражения мыслей, переживаний в этом возрасте становится язык. Развитие речи и речевое общение дошкольников осуществляется во всех видах деятельности, однако ведущим видом у дошкольников остается игра. В процессе игры бурно развивается язык ребенка, грамматически оформленная речь. Я использую в режимных моментах такие игры: «Куян»,»Тавыклар һәм әтәч”, “Җитез балалар”, “Куык”. Во время прогулок дети с удовольствием  играют в татарские народные игры: «Бетмәс куян”,”Ак аю”,”Төлке һәм тавыклар”,”Качышлы”.

Одним из видов творческих игр в дошкольном учреждении являются театрализованные игры. 
Поэтому я очень часто включаю элеленты театрализованной деятельности в свою работу это помогает сформировать у детей не только правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, раскрыть творческий потенциал самого ребенка,  и обогатить и активизировать словарь детей, дать образцы использования грамматических конструкций, развить звуковую сторону и связную речь. 
В связи с этим является актуальным использование разнообразных элементов театрализованной деятельности как в организованной образовательной деятельности, так и повседневной жизни для развития речи детей
 хорошо знакомые с младшего возраста сказки:»Өч аю”-“Три медведя”, “Күмәч”-“Колобок”,”Чуар тавык”-“Курочка Ряба”.   

    Дошкольный возраст – период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонематической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве необходимо для решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Своевременное овладение правильной речью является одним из основных условий нормального психофизического развития ребенка, формирования полноценной личности, подготовки к обучению в школе. Согласна с высказыванием Константина Дмитриевича Ушинского: «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова… но и бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка – и усваивает легко и скоро, в два-три года столько, что и половины того не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения. Таков этот великий народный педагог  - родное слово».  Поэтому очень важным в своей работе я считаю развитие устойчивого интереса к татарскому (русскому) языку,желание общаться на родном языке. Заложить основы правильного звукопроизношения, интонационной выразительности  работы я выбрала тему: «Формы работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста».

    Содержание образовательной работы по развитию речи, в процессе реализации образовательной области «коммуникация» я направляю на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

  •  Развитие свободного общения со взрослыми и детьми (это совершенствование речи как средства общения).
  •  Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи- диалогической и монологических форм) в различных формах и видах детской деятельности
  •  практическое овладение воспитанниками нормами речи

В основу моей системы работы по развитию речи положены следующие принципы:

  • Учет возрастных особенностей старших дошкольников (у детей к 5-6 годам складывается внеситуативно-личностная форма общения)
  • Комплексный подход, предусматривающий выделение задач работы над развитием речи
  • Использование разнообразных форм, методов и приемов работы (необходимо сочетание словесных приемов с наглядными и практическими)
  • Сочетание различных форм организации образовательной деятельности (организованная образовательная деятельность, образовательная деятельность в ходе режимных моментов, самостоятельная деятельность детей, взаимодействие с семьями воспитанников )
  • Игровой (игра-основной вид деятельности дошкольника)
  • Безоценочное позитивное принятие ребенка.

    Развитие речи дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной,   музыкально-художественной, чтения, как в процессе организованной образовательной деятельности, так и в ходе режимных моментов. К основным формам работы в детском саду по развитию речи относятся:

  • При осуществлении организованной образовательной деятельности по реализации образовательной области «коммуникация» -

 игры (дидактические, дидактические с элементами движений, сюжетно-ролевые, подвижные, психологические, музыкальные, хороводные, театрализованные, игры-драматизации, игры-имитации, пальчиковые игры;

просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов и телепередач;

чтение и обсуждение программных произведений разного жанра, книг, энциклопедий;

беседы социально-нравственного содержания;

специальные рассказы воспитателя об интересных фактах и событиях, житейских ситуациях;

 ситуативные разговоры с детьми;

 проектная деятельность;

 викторины, сочинения загадок;

 инсценирование и драматизация;

 разучивание стихов;

 рассматривание и обсуждение картинок, иллюстраций, эстетически привлекательных предметов быта, объектов живой и неживой природы, произведений искусства, обсуждение средств выразительности;

слушание и обсуждение музыкальных произведений;

 тематические праздники, досуги, театрализованные представления, смотры и конкурсы.

  • При осуществлении образовательной деятельности в процессе режимных моментов-

 Создание речевой развивающей среды;

Свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприятии картин, иллюстраций, мультфильмов;

Ситуативные разговоры с детьми, обсуждения возникших жизненных ситуаций.

  • В самостоятельной деятельности детей

Самостоятельное чтение детьми стихов;

Самостоятельные игры по мотивам художественных произведений;

Самостоятельная работа в уголке книги;

Самостоятельные игры в театральном уголке;

Сюжетно-ролевые игры;

Развивающие настольно-печатные игры.

  • В процессе взаимодействия с семьями воспитанников по вопросам познавательно- речевого развития  детей

Информирование родителей о ходе образовательного процесса (консультации, собрания-встречи, информационные стенды)

Образование родителей (школа для родителей, семинары, лекции, библиотечки)

Совместная деятельность (привлечение родителей к организации литературных вечеров, гостиных, конкурсов, семейного театра, прогулок, экскурсий, праздников, маршрутов выходного дня, к участию в  проектной деятельности.

    Очень важно организовать такие формы работы, чтобы они были близки и интересны детям, адекватны их возрасту и индивидуальным возможностям; в которых бы сохранялись и синтезировались познавательные, речевые и игровые элементы, т.е. носили бы многофункциональный характер. В этой непростой задаче и заключается искусство педагога. Хочется отметить, что в исследованиях отечественных и зарубежных педагогов и психологов, изучающих возможности использования новых форм и методов образовательной работы с детьми, подчеркивается многоплановый потенциал игрового обучения. В своей практике я использую игровые методики речевого развития  Рудик О.С., Крюковой С.В., Слободняк Н.П., Дьяченко В.Ю., Ушаковой В.С., Швайко В.С., Агаповой И., Давыдовой М., Ладутько Л.К., Шкляр С.В., Шороховой О.А., т.к. они наиболее эффективны и отвечают возрастным особенностям детей дошкольного возраста .        Игра способствует проявлению ребенком  общей и речевой активности, коммуникабельности, инициативности, преодолению скованности, застенчивости, развитию умения переходить от ситуативного диалога к монологу, обдуманной и спланированной речи. Совместные игры требуют разъяснения правил, ребенок начинает пользоваться объяснительной речью, требующей точности изложения, передачи определенной последовательности тех или иных действий.

    Перспективной  формой  совместной образовательной деятельности детского сада и семьи    по развитию речи является реализация проектной деятельности, позволяющей привлечь родителей к работе над проектом  и повысить уровень их педагогических знаний и умений. Так в своей группе мы осуществили познавательно-творческие  проекты «Читаем вместе», недели русских народных и татарских народных сказок, завершившиеся литературной  викториной и театрализованными представлениями. Дети и родители получили удовлетворение от проделанной работы, массу приятных впечатлений и открытий.

    Хотелось бы завершить выступление словами педагога Львова М.Р.: «Чтобы научиться говорить, надо говорить».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психокоррекционная программа по снижению психоэмоционального напряжения у детей во время пребывания в условиях образовательного учреждения с использованием игровых методик

Предлагаемая психокоррекционная программа «Волшебное путешествие по стране Гудвина» содействует снижению психоэмоционального напряжения у детей во время пребывания в условиях образовательного уч...

Использование сюжетно-ролевых и театрализованных игр в процессе обучения дошкольников английскому языку

В данной статье представлены практические идеи и подходы к использованию сюжетно-ролевых и театрализованных игр в процессе обучения дошкольников английскому языку....

Обучение творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием игровой методики Н. А. Козыревой «Теремок сказок»

Актуальность проблемы исследования определяется уникальными возможностями старших дошкольников в речевом творчестве, в частности, в области сочинительства собственных сказок, небылиц, однако, для форм...

Коррекционная программа по преодолению страхов у детей старшего дошкольного возраста с использованием игровых методик

Данная программа имеет коррекционно-развивающую направленность, ориентирована на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).  Программа составлена на основе авторских разработок Агафоновой И.Н...

Использование игровых приемов в процессе работы по формированию лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР

В работе представлен практический материал по использованию игровых приемов в процессе обогащения словарного запаса, словообразования и словоизменения у дошкольников с ОНР....

"Использование игровых технологий для решения задач коррекционно - развивающего обучения дошкольников. Наглядно-игровое пособие «Занимательная полянка» для детей дошкольного возраста с ОНР."

  Для детей дошкольного возраста ведущей деятельностью, которая способствует возникновению и формированию важнейших психических новообразований этого периода, реализации условий для развит...