Проект "Воспитание праздничной культуры"
проект (старшая группа) по теме

Ильяш Елена Николаевна

 

В жизни человека всегда происходит чередование будней и праздников. Для взрослых людей череда будничных дней, зачастую монотонных, изредка заменяются праздниками, суть которых мы часто не понимаем, так как в общественной и личной памяти утеряны представления о  значении и традициях праздника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Воспитание праздничной культуры»

В жизни человека всегда происходит чередование будней и праздников. Для взрослых людей череда будничных дней, зачастую монотонных, изредка заменяются праздниками, суть которых мы часто не понимаем, так как в общественной и личной памяти утеряны представления о  значении и традициях праздника.

У детей по сравнению со взрослыми – другое измерение времени. И каждый день может и должен быть для них праздником, если об этом позаботятся взрослые. Дети ещё умеют « праздновать жизнь». Всё, что приносит радость, может стать праздником  для ребёнка.

                                                                                                                     Знаменитый русский педагог К.Д. Ушинский  отмечал, «пусть каждый  приносит  своё детство, и он увидит, что праздник для ребёнка совсем не то, что для нас, что это действительно событие в детской жизни и что ребёнок считает свои дни от праздника до праздника… Тускло и серо было бы детство, если бы из него выбросить праздники…»

Науке радостного проживания каждого дня  я должна учится сама и стремится идти к детям только с хорошим настроением и улыбкой.    

             Сделать пребывание ребёнка в детском саду эмоционально благополучным, радостным  мне помогает традиционная народная культура.

Начиная работать над темой «Воспитание праздничной культуры», я ставила перед собой следующие цели:

  1. Знакомство дошкольников с историей праздничной культуры
  2. Воспитание внимания и любви к окружающим людям, бережного отношения к народным праздничным традициям и обычаям,
  3. Подготовка ребёнка к жизни в современном обществе.

В  словаре Ожегова слово праздник – это день торжества, установленный в честь или в память кого- нибудь, чего – нибудь. Выходной, нерабочий  день. День радости и торжества. День игр и развлечений.

Назначение праздника это:

Создание радостного настроения;

Формирование праздничной культуры;

Знакомство с традициями праздника, его организацией, правилах приглашения гостей и гостевым этикетом;

Развитие эмоциональной сферы ребенка;

Подготовка ребенка к будущей жизни

Работу над темой «Воспитание праздничной культуры», я разделила на три этапа:

I этап: Подготовительный.

На занятиях по развитию речи, по ознакомлению с окружающим и художественной литературой, на занятиях по изодеятельности, физкультурных  занятиях. Я знакомлю детей с обычаями, традициями праздника, его значимостью для общества.

IIэтап: Совместная деятельность детей и взрослых.

Совместная деятельность взрослых и детей  в праздничные дни и в момент празднования  какого- либо события  сплачивает детей и взрослых, между ними возникает  полезное сотрудничество. К каждому празднику нужно готовиться. Я заранее  составляю  план совместных действий  детей и родителей по подготовке к празднику.

Подготовка включает в себя изготовление костюмов, атрибутов, инструментов, обрядовых кукол. То есть все, что изготавливается руками детей и родителей имеет свой смысл, используется в действии, обыгрывается. Родители являются  главными моими  помощниками в оформлении помещения, организации и проведении праздника.

Оформление помещения к празднику должно:

  • Отвечать содержанию праздника, быть художественным и понятным для детей;
  • Развивать художественно-эстетический вкус;
  • Создавать радостное настроение, вызывать чувство интереса к предстоящим событиям.

Все, что изготовлено руками детей (рисунки, поделки) я использую при оформлении группы, зала

III-й этап. Практический.

Во всех праздниках, которые проводятся в нашем саду я принимаю  активное

 Участие


Православные праздники.

Рождество совершенно необычный праздник. Празднование начинается с ночи и о его приходе возвещает первая вечерняя звезда.  Именно эта звезда 2000 лет назад возвестила людям о рождении Христа. Звезда носит название Вифлеемской, она зажглась над городом Вифлеемом, что в Древней Иудее.

 Рождество всегда отмечается по четко фиксированной дате – в ночь с 6 на 7 января. Вечер накануне Рождества зовется у русского народа – Святвечером. Канун Рождества встречали скромно. До начала трапезы перед иконами зажигали лампаду и свечи, и все домочадцы во главе с хозяином дома читали молитвы. Затем садились за стол и ели в торжественном молчании. А блюда на столе были следующие: обязательно – кутья, традиционное ритуальное кушанье – рассыпчатая каша, приготовленная либо из риса, либо из пшеницы, либо из ячменя. Очень велика была роль этой каши. Зерна, из которых варилась кутья, значит и сама она, олицетворяли для наших предков непрерывность жизни, неразрывную связь поколений. Также,  в виду наличия в ней множества зерен, кутья являлась символом семейного благополучия.

Кроме постной кутьи непременным блюдом считались различные взвары – густые компоты, сваренные на меду, кисели. Но не только стол готовили к Рождеству, но и в доме все убирали, скребли, отмывали до блеска.

 Светлый праздник встречали сияющей чистотой.

Троица считается  праздником берез и цветов. В этот день все православные храмы, жилые дома, хозяйственные постройки украшались цветами, березовыми ветками и душистой свежескошаной травой. На Троицу устраивались девичьи гулянья, девушки обязательно готовили ритуальную Троицкую пищу – караваи, яичницу, гадали на любовь.

Покров Пресвятой Богородицы – установлен Русской православной Церковью в память о чудесном явлении Божьей Матери. В народном представлении сама Пресвятая Дева Мария находится в этот день среди людей и простирает над ними свой небесный молитвенный покров. Этот день 14 октября  считается первой встречей зимы: «На Покрова до обеда осень, а после обеда зима». Покров издревле считался днем прях и ткачих: в эти дни женщины устраивали вечеринки-посиделки (засидки), на которых между песнями и разговорами – пряли, ткали, шили и вышивали. Посиделки имели свое название «капустницы», или «капустники», поскольку обязательным угощением на них были капустные блюда. С праздника покрова такие посиделки становились ежевечерними. Сам же праздник Покрова считается девичьим праздником, а также покровителем брачных союзов: «На Покров свадьба крепка». Девушки, пока не нашедшие жениха, принимали все меры, чтобы это поскорее исправить. Гадали в этот день на суженого. Девушки старались провести праздник Покрова весело, так как считалось, что «если Покров весело проведешь, то и дружка милого найдешь.

Народные и фольклорные праздники (Святки, Коляда, Масленица, Сороки, Красная горка, Осенины и др.)

Святки. – это две недели зимних праздников, начинаются они с Рождественского сочельника 6 января и заканчивающихся Крещением 19 января.

Святки имеют два противоречащих друг другу названия: они и «святые» вечера, они же «страшные» вечера.

 Наибольшее значение на время Святок отводилось именно темному времени суток, вечеру и ночи. Святки не мыслились без вечерних молодежных посиделок. Готовились к святочным посиделкам заранее. На них сообща откупали избу у какой-нибудь одинокой женщины – либо на вечер, либо на весь святочный период. В избу сносилось угощение: орехи, конфеты, пряники.

 Людям всегда свойственно стремление узнать будущее. Самым благоприятным для этого считалось святочное время – когда на земле властвуют духи и у них можно выпытать свою судьбу. Девушки в святочные вечера гадали.

 Зимние святки начинались с колядования.

Масленица – следующий после зимних святок большой праздник.

Масленица является праздником, провожающим зиму и встречающим весну. Она всегда предваряет Великий пост, который не имеет постоянной даты и поэтому сама отмечается в разное время. Само слово «Масленица» появилось на Руси в 16веке

Масленица – один из самых веселых и задорных праздников в народном календаре. В русских легендах Масленицу представляли дочерью Мороза. В песнях, сказках, преданиях русского народа Масленица всегда изображалась красивою и щедрою гостьей, которая приносила с собой радость, праздник и веселье.

Масленичная неделя всегда начиналась с понедельника и длилась неделю.

Каждый ее день имел свое особое, традиционное название, каждый что-нибудь да обозначал, каждый нес особые обряды и обычаи.

С понедельника  начинали встречать весну и масленицу. Этот день называли: «Встреча Масленицы», ещё одно название – «Гостевой понедельник».

Вторник – «заигрыш» С этого дня начинались развлечения. В балаганах давали  кукольные представления  о приключениях Петрушки и масленичного Деда, катания на конях и с гор на салазках, штурмовали снежные городки.

Среда – «лакомка». В этот день обязательно пекли блины. Все в этот день считали необходимым наесться блинами «на весь Великий пост», а значит, съесть их столько, «сколько раз собака хвостом махнет». Еще этот день назывался «Тещины блины», так как именно в этот день зять к теще на блины приходил. Да и не он один, а собиралась вся тещина родня.

Четверг – «разгул» или «Широкий четверг». В этот день обычно устраивались «кулачки» - азартные кулачные бои. Бились стенка на стенку, и один на один. А женщины задорно распевали частушки.

Пятница – «тещины вечера». Это день зять приходил к теще на блины или зятья устраивали «тёщины вечёрки», то есть приглашали мать жены к себе в гости на блины. Тёща с вечера присылала зятю: всё необходимое для выпечки: чугунную сковороду, поварёшку, для заливки теста, кадушку и прочее, тесть присылал мешок муки и много сливочного масла.

Суббота-«золовкины посиделки». Молодые невестки принимали у себя новою родню и старых подружек.

Воскресенье -  «проводы», «Прощеное воскресенье». Прощеное воскресенье закрывало масленичную неделю. В этот день было принято просить прощение и у того, кого обидел сам, и у того кто обидел тебя. Первыми обычно просили прощение более молодые у людей по старше, затем наоборот.

Но не только отпущением грехов отмечен последний день Масленицы, с ней прощаются, благодарят и сожалеют об уходе. В воскресенье обычно сжигалось чучело Масленицы или «чучело зимы». Объединяло же все эти дни одно: можно было «есть до икоты, петь до перхоты, кричать до надсаду, а плясать до упаду». Окончательно прощание с Масленицей наши предки проводили в первый день Великого поста, который носит название «Чистый понедельник».

Сороки. Сороки всегда празднуются 22 марта. В России был заведен обычай на этот праздник делать ритуальную выпечку в виде печенья или булочек. Выпечка носит название «жаворонки». Имя в честь голосистой весенней птицы жаворонка дано выпечке совсем не случайно. Наши предки почитали жаворонка дерзкой, но в то же время богобоязненной птицей. Первого «испеченного» жаворонка обычно кидали в огонь, остальными же угощали друг друга и детей. И птичек съедали не целиком, головки оставляли или отдавали в корм скотине, закапывали на краю поля для хорошего будущего  урожая. Часто использовали испеченных жаворонков для гаданий. На Сороки готовили мучные шарики из овсяной муки числом 40 штук. Эти шарики не ели, они нужны были для ублажения мороза. Ежедневно по одному бросали из окна, приговаривая: «Мороз красный нос, вот тебе хлеб и овес. А теперь убирайся, подобру-поздорову».

Осенины. Осенинами в народном календаре называются не один, а несколько праздников. Первые Осенины празднуют на Семен-день 14 сентября. Особое место этот день занимал у сельского населения, которое в этот день начинало обряд Осенины – встреча осени. В этот день следили за погодой, так как по ней определялось состояние погоды на весь осенний период. С этого дня начинались посиделки, было принято накануне погасить, а на утренней заре зажечь новый огонь. Начинали праздновать свадьбы, переселялись в новые дома. Все стремились в этот день совершить доброе дело, быть милосердными. С этого дня начинались осенние хороводы и игры. Вторые Осенины – на Рождество Богородицы 21 сентября. Этот день считался праздником женщин и женских работ. Осенины справлялись в течение недели.

Третьи Осенины приходились на церковный праздник Воздвиженье 27 сентября. На этот день не намечали важных дел, так как считалось, что они будут неудачными. Этот праздник связан с обычаем начинать рубить капусту. Капусту было принято рубить всем вместе. Девушки собирались, ходили из дома в дом и рубили капусту, вечером пили чай, угощались пирогом с капустой, и шло веселье: песни, хороводы, игры, шутки. Капустницы проводились не только в деревне, но и в городе и продолжались в течение двух недель. На застолье приходили парни и выбирали себе невест. После Воздвижения начинались осенне-зимнее посиделки.

Международные- это праздники, отмечаемые во всём мире

8 марта – «международный женский день». В начале XX века на Международной конференции поступило предложение от Клары Цеткин о  создании праздника «Международный женский день». В Россию праздник пришел в 1913 году.

1 июня – «международный день защиты детей». Был утвержден в ноябре 1949 года решением сессии совета международной федерации женщин и отмечается ежегодно 1 июня. Этот праздник отмечается в более 30 странах мира. День защиты детей – это праздник детей, защиты их прав, побуждающих взрослых думать о детях.

Государственно-гражданские –  праздники официально установленные в России указом президента Российской Федерации

9 мая – «день воинской славы России» или «день Победы». Иосиф Виссарионович Сталин подписал Указ о провозглашении 9 мая Днем Победы над фашистской Германией. С того момента ежегодно отмечается этот радостный и в то же время печальный праздник.

 При ознакомлении педагогов с праздничной культурой я использую следующие формы работы: семинарские занятия, педагогические советы, участие педагогов в создании музея народного быта, создание библиотеки на данную тему, участие в праздниках, пошив костюмов, изготовление атрибутов.

Опытом своей работы мы делимся  на «кустовых посиделках», которые у нас проходят совместно с детскими садами «Чайка», «Светлячок», «Росинка».

Чтобы повысить заинтересованность родителей к возрождению народной культуры я провожу беседы с родителями, помещаю материалы о традициях и обычаях предстоящих праздников в уголке для родителей, организую выставки поделок к предстоящим праздникам, провожу тематические родительские собрания, совместные посиделки детей и родителей.

Работая над данной темой, я достигла определенных успехов.                                    Моя воспитанница заняла первое место в конкурсе «Маленькие звездочки». Улучшились знания детьми традиций и обычаев праздников. Высокий уровень вырос с 20% до 42%, средний уровень с 40 до 80%, низкий уровень с 15 до 3%. Дети знают много народных игр и песен.

Увеличился словарный запас детей, дети в своей речи используют слова обозначающие предметы старинного русского быта, знают много фольклорных произведений, улучшилась  интонационная выразительность речи, коммуникативные способности детей при общении со взрослыми и сверстниками.

Хороший праздник – это праздник веселый, интересный, надолго оставляющий у детей положительные впечатления.

У того, кто забывает прошлое, не бывает будущего. А ведь прошлое страны, ее история – это не только войны, монархи и научные достижения, но и быт народа, его традиционная культура и повседневная жизнь.

В честь праздника «Покрова пресвятой Богородицы», ещё раз повторюсь, что в этот день было  принято собираться на посиделки и угощаться капустными блюдами, я хочу вас угостить пирогами с капустой.

В своей презентации    я смогла рассказать не обо всех праздниках, поэтому хочу вам подарить книги из которых Вы более подробно узнаете о праздниках и обрядах русского народа.                                                                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование праздничной культуры дошкольников. Стендовый доклад

В докладе освещены следующие вопросы: 1. Праздники, развлечения - их роль в формровании вкуса и творческих способностей у детей....

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской праздничной культуры"

Дошкольный возраст – благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способный возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, сохранить русские традиции...

«Развитие творческих способностей старших дошкольников на основе календарно-праздничной культуры Белгородчины»

 Тема проектаориентирована на воспитание ребенка в традициях отечественной народной культуры Белгородчины, формирование бережного отношения и любви к ней. Символизирует непреходящее значен...

Приобщение дошкольников к русской и кубанской праздничной культуре!

опыт работы по приобщению дошкольников к русской и кубанской праздничной культуре...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РИТУАЛЬНО-ПРАЗДНИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ СЛАВЯН В СОВРЕМЕННОМ ДОСУГЕ

Технология праздника представляет собой пространство «погружения» ребенка и педагога в сферу культурных ценностей и смыслов целостного мировидения русского народа.С праздничными днями народного календ...

Опыт работы по теме: «Приобщение старших дошкольников к традициям и праздничной культуре русского народа»   

Цель:Приобщение  детей к   праздничной культуре русского народа - традициям, обрядам, литературному, изобразительному, музыкальному наследию.Задачи:Образовательные:•Продолжать знакомить...

«Этнокультурный компонент в художественно эстетическом воспитании дошкольников, формирование этнокультурного самосознания и самоэдентичности дошкольников на основе музыкально-игровой культуры, народно- праздничной культуры и народных музыкальных инструмен

Народные игры - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. К сожалению, народные игры почти исчезли, поэтому задача педагога сделать этот в...