«Этнокультурный компонент в художественно эстетическом воспитании дошкольников, формирование этнокультурного самосознания и самоэдентичности дошкольников на основе музыкально-игровой культуры, народно- праздничной культуры и народных музыкальных инструмен
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа) по теме

Гущина Лариса Геннадьевна

Народные игры - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. К сожалению, народные игры почти исчезли, поэтому задача педагога сделать этот вид деятельности частью жизни детей. 
Практическая значимость данной картотеки заключается в том, что она создает условия возрождения народных игр и помогает делать досуг детей содержательным и полезным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_sayta.docx951.21 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 36 «СОСЕНКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА

ЗЕЛЕНОДОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

«Этнокультурный компонент в художественно эстетическом воспитании дошкольников, формирование этнокультурного самосознания и самоэдентичности дошкольников на основе музыкально-игровой культуры, народно- праздничной культуры и народных музыкальных инструментов.»

Тема: «Народные игры Поволжья с детьми дошкольного в контексте ФГОС»

Из опыта работы музыкального руководителя Гущиной Л.Г

АКТУАЛЬНОСТЬ
Народные игры - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. К сожалению, народные игры почти исчезли, поэтому задача педагога сделать этот вид деятельности частью жизни детей. 
Практическая значимость данной картотеки заключается в том, что она создает условия возрождения народных игр и помогает делать досуг детей содержательным и полезным.

ЦЕЛЬ: приобщение детей к народной культуре и культуре народов Поволжья.
ЗАДАЧИ:
1. Знакомить с народными праздниками, входящими в народный календарь национальностей Поволжья; с историей их возникновения; воспитывать желание перенимать и хранить народные традиции.
2. Развивать координацию движений, мышечный тонус, артистические умения.
3. Способствовать развитию инициативы, организаторских и творческих способностей.

Традиции - это живая национальная память народа, это то, что в конечном итоге хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений. В соответствии с ФГОС ДО, одним из основных принципов дошкольного образования является учет этнокультурной ситуации развития детей. [ФГОС ДО от 17.10.2013. № 1155, п.1.4]. В последние годы мы по-новому относимся к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил самое ценное из своих культурных достижений, поэтому, для нас стала актуальна проблема - найти такие формы и средства приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальных культур, которые были бы педагогически целесообразными и адекватными характеру деятельности дошкольников. Наиболее доступными для детей дошкольного возраста средствами и формами этнокультурного воспитания, используемыми педагогами в нашем дошкольном учреждении стали следующие:
Народная музыкальная культура.
В народной музыке как нельзя ярче проявляются ее свойства, как эмоционального языка, как средства передачи чувств. Это - универсальное средство общения народов. Большое значение в жизни народа играли музыкальные инструменты. И мы в нашем дошкольном учреждении стремились познакомить ребят не только с русскими народными инструментами и историей их создания, но и музыкальными инструментами других народов Поволжья. Мы слушали звучание народных инструментов, сравнивали его с голосами природы, осваивали приемы игры на доступных для детского исполнения народных инструментах.

Народна я праздничная культура Одним из основных компонентов составляющих культуру любого народа является праздник. Народный праздник, по определению Большой Советской Энциклопедии - «праздник, уходящий своими корнями к народным традициям». Все народные праздники связаны с трудовой деятельностью человека, с сезонными изменениями в природе, важными для народа событиями и датами. Безусловно, участие в этих событиях помогает приобщить детей к изучению истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.

 Народная игровая культура. Ребенку понятны и интересны такие ее формы, как народные игры разных видов (подвижные игры и состязания, сюжетные, хороводные, словесные), народная игрушка, народный праздник и народный театр . Введение элементов игровой культуры народов Поволжья в образовательный процесс по художественно-эстетическому развитию позволило нам вызвать у детей к ней интерес.

Справедливо известное изречение: если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и чем играют его дети. Игра сопровождает человека с колыбели. Ученые давно заметили, что именно детские игры помогают зримо представить седую старину. Многое из того, что было характерно для быта, с веками исчезло, но кое-что сохранилось лишь в детских играх.

Целый ряд детских игр основан на соединении песни с движением. Это игры хороводные. В подобных играх действие осуществляется в ритме, словах и текстах, здесь ребенок драматизирует то, о чем поется в песне. Песня тесно связана с народной игрой.

Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде.

Таким образом, включая народную игру в учебно-воспитательный процесс, педагог ненавязчиво, целенаправленно вводит детей в мир народной культуры, этики, человеческих отношений.

Связь времён сегодня ляжет перед  вашим взглядом,

Станет ближе прошлое мгновенно!

Помнить «корни», свой родной народ, родную землю

Должен каждый я считаю, непременно.

Наша память, наше желание чтить и не забывать свои традиции –это  нити которые связывают нас с прошлым. А без прошлого  как говорится, нет настоящего и будущего!

Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старины своей не помним мы,
Забываем мы о ней.
И хоть более привычны стали
Нам полеты на Луну,
Вспомним мы народные обычаи,
Вспомним  с вами нашу старину.

Когда -то стародавние времена жил народ работал без устали, а когда заканчивались полевые работы, или когда начинались праздники, устраивал народ долгожданные посиделки, гулянья .

 - В народе говорят «Маленькое дело, лучше большого безделья», а сделал дело -  (ответы гостей) гуляй смело!

И люди гуляли, пели, плясали, да в игры играли!

Именно Игры были непременным элементом народных праздников.

Наша задача как  педагогов приобщить дошкольников к истокам национальной культуры.

В раннем детстве ребенок как губка впитывает все  что он видит .Именно в это время мы должны приобщать его к  народной музыкальной культуре.

Всякая традиция живет благодаря интерпретации.   ПольРикер 

 французский философ, один из ведущих представителей философской герменевтики, новой ветви философии.

 Я не зря привела эти слова. Бывает, что некоторые игры сложны для понимания и  для исполнения детьми , а познакомить с ними нужно. Так вот, некоторые игры мы интерпретировали, или скажем адаптировали для наших детей, детей дошкольного возраста, что бы было более понятнее, интереснее и проще.

 

Сегодня мы хотим познакомить вас с некоторыми из множества народных игр.

Поиграть я приглашаю

И друзей всех зазываю

А кого не примем,

За уши поднимем

Уши будут красные

До того прекрасные.

Ну-ка люди не зевайте

В круг скорее вы вставайте

Русская игра«Дударь»

C:\Users\User\Desktop\Народные игры\i-35963.jpg

- В игре «Дударь» видно ее обрядовое значение, призванное привлечь к здоровью водящего. И конечно эта игра очень хорошо показывает знание своего тела и умение двигаться под музыку в различных положениях.

 Выбирается ведущий, вокруг него водится хоровод, начинают движения  посалонь ( по часовой стрелки)со словами:

«Дударь, дударь – дударище,

старый, старый старичище,(хоровод  по солнцу во круг дударя)

Его во колоду, его во сырую, его во гнилую.

Дударь, дударь, что болит?»

Дальше ведущий называет часть тела, например локоть, каждый играющий берет правой рукой впереди стоящего за локоть, все двигаются по кругу, произнося текст.

«Дударь, дударь – дударище,

старый, старый старичище,(хоровод  по солнцу во круг дударя)

Мы тебя полечим,

чтоб расправил плечи.(сужаются к центру)

Мы тебе поможем,

станешь ты пригожим.(расходятся)

Ты омолодишься,

 и развеселишься!(хлопают в ладоши)

Как выкрикнет слово «Здоров» все разбегаются, а ведущий старается поймать того, кто хочет занять  его место.

Древняя славянская игра «Вербохлёст».

C:\Users\User\Desktop\Народные игры\image.jpg

Считалка

Катился горох по блюду

Ты води а я не буду

Эту игру можно рассматривать как вариант обычных догоняшек или пятнашек. Но в народе к ней относились по-особенному, так как считали, что она может иметь серьезные последствия для каждого, по кому ударили вербой.

В вербное воскресение веточки вербы люди дарили друг другу со словами:
Верба свята! Верба свята!
Верба-хлёст бит до слез,
Верба бела бьет за дело!
Верба красна бьет напрасно!
Пришла верба из-за моря,
Принесла верба здоровья!


Сюжет игры 
«Вербохлест» прост: нужно по звуку музыкалных инструментов догнать его и ударить, точнее — исхлестать его пучком из вербовых веток. Ребенок,  которого «Вербохлёст» хлеснул первым, становится водящим. Игра повторяется.

Сначала выбирают голящего (догоняшку, пятнашку), дают ему в руку вербу, завязывают глаза и он пытается догнать и хлыстнуть вербой .

 Драматургия игры строится на противоречии: каждому из игроков хочется, чтобы верба даровала ему счастье, здоровье, но голящий бьет довольно крепко, а ветки растения еще только набухли почками, голые, их удары болезненны, поэтому не так-то хочется, чтобы тебя догнали. В народе говорили: "Вербы хлест — бей до слез!» И это была правда. Но правда была и в другой поговорке: «Бьем, чтобы был здоровым!»

Дети, взявшись за руки, идут по кругу, приговаривая:

Верба свята! Верба свята!
Верба-хлёст бит до слез,
Верба бела бьет за дело!
Верба красна бьет напрасно!

Вербохлёст! Бей до слез!»

Башкирская народная игра Курай (Дудочка)

C:\Users\User\Downloads\a_7969196f.jpg

Считалка башкирская:

Ак сук, кара сук,

Бында торма, йукер сык!

Игра проводится под  любую башкирскую народную мелодию. Дети, взявшись за руки, образуют круг и двигаются в одну сторону. В   центре   круга   один   ребенок,   он   кураист, в руках у него курай (длинная дудочка), он сидит на пеньке и играет в курай.   Дети по кругу ходят, бегут, выполняют притопы на слова:

«Услыхали наш курай,

Собрались мы все сюда.

Наигравшись с кураистом,

Разбежались кто куда.

«Ты, курай задорный, наш веселей для нас играй.

На зеленом, на лугу

Мы пляшем под курай,

За тем звучит башкирская музыка, кураист встает и вместе с детьми начинает танцевать и выполнять движения башкирского танца по кругу. Когда заканчивается музыка нужно быстро суметь занять место кураиста после окончание музыки.

Казахская  игра «Хвосты» или «Пастух и овцы»

C:\Users\User\Desktop\Народные игры\hello_html_626c718a - копия.jpg

                                           Старинная казахская считалочка:

Бас бармақ,

балаң үйрек,

ортан терек,

сылдыр шүмек,

кішкентай бөбек.

В начале игры с помощью считалочки выбирается водящий - «Пастух», он в руках держит много ленточек - хвостиков. Остальные игроки – овечки, они берутся левой рукой каждый за свою ленточку и встают по кругу во круг «пастуха». С началом музыки начинается движение по кругу (как бы катаясь на карусели).

Суть игры заключается в том, что в итоге игрок должен выдернуть 'хвостик' у как можно большего количества соперников, одновременно следя, что бы у него самого ни кто не выдернул хвостик .

На лугу зеленом

Я пасу овечек

Отпущу кудрявых

Погулять у речки

Пусть овечки погуляют

И друг с другом поиграют

1,2,3, кто ловчее покажи!

 Овечки быстро прикрепляют ленточки (хвостики)сзади за пояс так, по сигналу (можно включить веселую музыку)

Играющие начинают   отбирать друг у друга хвосты  и одновременно защищают свой собственный. Оставшийся без хвоста считается проигравшим,они выбывают из игры. В конце игры останется игрок, у которого остался «хвост». Он и становится пастухом. 

Татарская  игра «Тюбитейка»

C:\Users\User\Downloads\hello_html_8019a1d.png

Считалка: татарская

Эке пэке, кыек сэке,

Эремчек, син торып тор, э син чык.

Для начала определяется один ведущий, всем нужно встать в круг . Ведущий идет с внешней стороны круга и говорит:

Туп-туп-тубэтэй,

Тубэтэен  укалы.

Чиккэн  матур  тубэтэен

Менэ кемдэ тукталды.

Обходя этот круг с внешней стороны, ведущий с окончанием слов одевает тюбетейку  на кого-то из детей и убегает.  Тот на кого одели тюбетейку должен как можно скорее догнать ведущего и надеть ему на голову тюбетейку, а ведущий должен постараться занять место игрока в круге. 

Хороводная  русская игра «Жаворонок»

C:\Users\User\Downloads\546799_7.png

Роль «жаворонка» выполняет ребенок, у него в руках колокольчик. Он входит в круг, который образуют дети. «Жаворонок» идет в кругу навстречу движению детей. Все проговаривают:

В небе жаворонок пел,

Колокольчиком звенел.

Порезвился в тишине,

Спрятал песенку в траве.

Все останавливаются.

- «Жаворонок» - педагог обращается к стоящему напротив него ребенка и проговаривает слова:

Если сможешь повторить

Будем мы с тобой дружить.

- Ребенку предлагается с помощью колокольчика повторить ритмические разные упражнения..

Игра создана на основе подвижной народной игры «Жаворонок», где изменены правила, действия и темп - с игры с активной подвижностью на игру малой подвижности.

Русская игра "Клубочек"

 Участники берутся за руки цепочкой. Один крайний участник(узелок) ведёт за собой всю цепочку ,не спеша вращается на месте, и вся цепочка участников завивается вокруг него «клубком». 

C:\Users\User\Downloads\IMG_9273.JPG


 Когда клубок закрутился полностью, все поднимают руки, не расцепляя их и за узелком выпутывается из «клубка», проходя под воротами и вытягивая всех остальных.  Во время игры поется песенка:

Уж я улком шла, переулком шла,
Клубок ниточек нашла
Клубок катится, перекатится
Нитка тянется, перетянется
Клубок дале, дале, дале
Нитка доле, доле, доле

 Тонка ниточка не рвись, поскорее раскрутись!

Когда клубок раскрутился и все встали в круг, поются слова
                              Я за ниточку бралась, тонка нитка порвалась!

все участники демонстративно «разрывают» руки. Игра очень хороша для чувства единения, начала игр, когда все собрались и еще не все знакомы.

***

В игры с вами поиграли

Что- то новое узнали

Вспомнили что позабылось

Мы на славу потрудились!!!!!!! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников на материале русской народной культуры

В процессе работы с детьми надо стремиться к созданию особой атмосферы жизни и активного сотворчества с детьми. Главными составляющими этой атмосферы будут красота, добро, радость, терпени...

«Народное искусство как средство эстетического воспитания и формирования активной творческой личности ребенка дошкольника»

Пояснительная запискаДля дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь детей и в педагогический процесс детс...

презентация на тему :Формирование художественно-эстетического воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора, приобщение к истокам русской культуры.

Народные игры с пением и движением - еще один способ приобщить детей к народным традициям и получить первые навыки танцевальных и театральных действий. Кроме того, обращение к русскому народному творч...

Мастер – класс для педагогов "Использование народной куклы в художественно-эстетическом воспитании дошкольников. Изготовление народной тряпичной куклы Кувадки"

 Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре....

Роль народной традиции в художественно- эстетическом воспитании дошкольников

Традиции и образ жизни любого народа воплощаются в костюмах, украшениях, предметах быта, оформлении жилища, которые исходят из глубокой древности и с течением времени видоизменяются, сохраняя при этом...

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников на материале русской народной культуры

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников наматериале русской народной культуры...

Сценарий открытого просмотра непрерывной образовательной деятельности В старшей группе «Пчелка» на тему «национально-региональный компонент в художественно-эстетическом воспитании дошкольников».

Программное содержание:Образовательные задачи: продолжать  вводить детей в мир  чувашского прикладного искусства – вышивки, показать  связь народного искусства с природой и жизнью...