наследие русского народа
статья по теме

Пантелеева Надежда Николаевна

Опыт работы коллектива БДОУ "Детский сад компенсирующего   вида 194" города Омска по проблеме нравственного воспитания дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasledie_rmsskogo_naroda.docx20.77 КБ

Предварительный просмотр:

Как  cформировать  интерес  дошкольника к культурному наследию русского народа

 

Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей   жизни,  а   настоящая, яркая, самобытная,   неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в  детские годы, что вошло   в его разум    и   сердце   из   окружающего мира – от этого    в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (В.А.Сухомлинский) [1, с.137].

Работу по организации духовно-нравственного воспитания в ДОУ, мы начали с анализа  сложившегося  в детском саду кадрового, родительского потенциала, материальных условий для организации духовно-нравственного воспитания дошкольников. Педагогическим коллективом были определены цели и задачи работы, решение которых представляется возможным только через включение в образовательный процесс всех его участников:

-формирование национальных базовых ценностей, через духовно-нравственное воспитание  личности ребенка как гражданина России;

-расширение социального опыта, принятия общепринятых норм и правил жизни через организацию игровой, проектной деятельности, вовлечение родителей в процесс социализации детей;

- формирование начальных основ сотрудничества  в триаде педагог –ребенок – родитель в процессе игрового взаимодействия в ведущей деятельности каждого возрастного этапа: раннее детство – общение и предметная деятельность, дошкольное детство – общение и игра;

- становление творческого начала, развитие воображения ребенка посредством вовлечения его в активный процесс познания.

Источники духовно-нравственного воспитания:

Семья,  труд, природа, страна, Родина, малая Родина, общество, искусство.

Реализация поставленных задач коллектив ДОУ осуществляет  в нескольких направлениях:

  •  повышение уровня теоретических знаний педагогов о православной культуре и воспитании, освоение разнообразных форм и методов духовно-нравственного развития детей в различных видах деятельности;
  • воспитание любви и уважение к семье, как основной ценности; приобщение детей к элементарным общепринятым нормам  и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
  • приобщение  детей к общечеловеческим ценностям;
  • воспитание у дошкольников  ценностного отношения к труду и природе;
  • воспитание патриотических чувств, осознанное принятие ребенком традиций и культуры родного  города, района, страны, наполнение конкретным содержанием понятий: «малая родина», «родная земля», «Отечество», «родной язык», «моя семья» [2, с. 242];
  • определение основных направлений взаимодействия с семьями детей.

С этой целью был разработан план методической работы с кадрами. В ходе реализации плана были проведены:

  • теоретические и практические семинары:

1.Создание проекта «Мамочка любимая».

2.Изготовление подарков к праздникам.

3.«Наши руки не для скуки»,

  •  мастер-класс: «Славлю моё Отечество», «Знай и охраняй свой край», организовано консультирование по различным аспектам духовно-нравственного воспитания, изучение методической литературы таких отечественных учёных и мыслителей как: Бушелева Б.П., Сухомлинский В.А., Шершенева Е.Ф., Ефимова А.  и многих других.

Под руководством старшего воспитателя педагоги подбирали и анализировали  материалы   и   систематизировали в методическом кабинете по разделам:

- продуктивная деятельность в духовно-нравственном воспитании;

- консультативный и информационный материал для родителей;

- игровая деятельность в духовно-нравственном воспитании.

Были организованы открытые показы занятий: «Дерево добра», «Добро и зло», «Мать и семья». «Жадность и щедрость», «Память» и др. что  позволило педагогам овладеть практическими методами и приемами работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию в различных видах детской деятельности.

Создание условий для осуществления духовно-нравственного воспитания детей в условиях взаимодействия включало организацию предметно-развивающего пространства дошкольного учреждения.

Созданы картотеки словесных игр духовно-нравственного содержания, пальчиковых игр, ребусов, кроссвордов, загадок, пословиц и поговорок, изготовлены дидактические игры по ознакомлению дошкольников с русской народной  культурой  «Назови ласково», «Закончи предложение», «Где ошибся художник»,  изготовлены \кукольные\  народные костюмы разных областей России, оформлены альбомы  «Наша дружная семья», «Моя мама рукодельница», «Моя любимая игрушка».

Дети с педагогами приняли участие в конкурсе рассказов «Их именами названы улицы нашего города», «Мой дворик», «Четвероногие и хвостатые», организованным Омским городским общественным благотворительным Фондом «Развитие», сектор образования по Октябрьскому административному округу департамента образования Администрации города Омска, бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей города Омска «Дом детского творчества Октябрьского административного округа», «Мой любимый округ», посвященный 70-лнтию Октябрьского административного округа города Омска,  где стали победителями.

Постоянно взаимодействуем с: «Омским государственным историко–краеведческим музеем, где прослушали серию тематических бесед «Как рубашка в поле выросла», «История народной игрушки».

Бюджетным учреждением города Омска библиотекой им.  Ф.М. Достоевского, где  участвовали в викторинах, развлечениях по темам: «Путешествие по русским народным сказкам, былинам», «Как аукнется, так и откликнется», «Поэты, писатели, художники Омска и т.д. Для родителей в приемных оформлена информация о праздниках и семейных традициях, предлагается литература для семейного чтения, консультативный материал по вопросам духовно-нравственного развития детей, периодически проходят тематические выставки фотографий, поделок, рисунков. Разработаны памятки и консультации по темам: «Православные праздники зимой», «Советы православных педагогов по воспитанию детей» и другие. Родители заинтересованно участвовали в составлении генеалогического древа своей семьи, придумывали герб и девиз, составляли родословную своей фамилии. Это способствует активному включению родителей в процесс духовно-нравственного воспитания, сплочению семьи, возрождению семейных традиций.

Главный результат нашей работы, на который хочется надеяться, заключается в усвоении ребёнком вечных ценностей, что выпускник нашего детского сада будет:

  • Добрый, не причиняющий зла живому;
  • Честный и справедливый;
  • Трудолюбивый и настойчивый;
  • Творящий и оберегающий красоту мира;
  • Стремящийся к знаниям и критично мыслящий;
  • Смелый и решительный;
  • Чувствующий свою связь со своим народом, страной, культурой;
  • Бережно относящийся к слову, к своим речевым поступкам;
  • Патриотичный (готовый поступиться своими интересами);
  • Толерантный (уважающий других, не похожих на него).

Список литературы:

1. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. – М.: Педагогика,1981.  

2. Варакса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. «От рождения до школы» Программа дошкольного образования. – М.: «Мозаика-синтез», 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание уважения у старших дошкольников к традициям и наследию русского народа через знакомство с деревянным зодчеством

В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится  патриотическое воспитание. Отторжение подрастающего поколения от отечественной ...

Доклад на тему: "Духовно- нравственное воспитание дошкольников через приобщение к культурному наследию русского народа".

Духовно-нравственное воспитание детей на основе традиций и культуры русского народа....

Лэпбук "Бабушкин сундучок. Наследие русского народа" 2018г.

Цель лэпбука: обобщение и систематизация тематической информации по ознакомлению дошкольников с народным творчеством и традициями, в рамках образовательно-воспитательного процесса в ДОУ в условиях реа...

Макет" Русская изба" .Цель наглядного пособия: приобщить детей к богатому культурному наследию русского народа, способствовать формированию у детей личностной культуры

Цель наглядного пособия: приобщить детей к богатому культурному наследию русского народа, способствовать формированию у детей личностной культуры...

Проектная деятельность «Народное искусство и культурное наследие русского народа».

Данный проект эффективен в формировании личности ребёнка, его патриотизма и системного подхода по формированию знаний о народно – прикладном искусстве и воспитанию у детей дошкольного возраста л...

«Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к нравственному наследию русского народа»

Народные игры,традиционные  и обрядовые народные праздники в патриотическом воспитании дошкольников...