Проект "Баллада о родной земле"
проект (старшая группа) по теме

Губарь Лилия Викторовна

Материалы проектной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ballada_o_rodnoy_zemle.docx39.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 

детский сад комбинированного вида № 14 «Оленёнок»

г. Минеральные Воды

Проект

«Баллада о родной земле»

для детей старшего возраста

Срок реализации: 2012-1013 учебный год

воспитателя МБДОУ Детский сад № 14 «Оленёнок»

Губарь

Лилии Викторовны

г. Минеральные Воды, 2013 г.

Ты вспоминаешь не страну большую,

которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую,

какой её ты в детстве увидал.

К. Симонов

Нормативно-правовое обеспечение проекта:

Правовой основой патриотического воспитания на современном этапе являются:

- Конституция РФ;

- Федеральные законы РФ: закон РФ «Об образовании», «Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»;

- Указ Президента РФ от 10.01.2000 № 24 «О концепции национальной безопасности Российской Федерации»;

- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»;

- «От рождения до школы» - примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Актуальность:

Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.  

И действительно, как ни велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

В связи с тем, что проблема воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой родине выпала из поля зрения ученых и практиков на многие годы, то перед нами, педагогами дошкольного образования, стоит задача – углубить это чувство. Помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нём некоторые доступные для ребёнка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.

С введением в действие закона РФ «Об образовании» произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:

- обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;

- формирование межличностных отношений и т.д.

Проблема:

Проведённое среди детей и родителей воспитанников ДОУ анкетирование показывает:

- к 5-6 годам у 70% дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию села, района, края;

- у 65% детей отмечается низкий уровень знаний истории города, края;

- 80% родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения города из-за высокой занятости;

- 40% родителей затрудняются в знании истории города, края;

- 20% родителей не знают и не хотят знать историю города и края.

Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но необходимо усилить работу в данном направлении, наполнить ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. Решением данной проблемы стала реализация проекта «Баллада о родной земле».

В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного края и его влиянии на патриотическое воспитание дошкольников и их родителей. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родной землёй возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, то есть через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Гипотеза:

Процесс патриотического воспитания дошкольников можно будет считать успешным, если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, края, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил край, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности. 

                                         

Цель проекта:

Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям.

Задачи проекта:

  1. Дать знания детям о родном крае, регионе Кавказских Минеральных Вод, городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в крае.
  2. Познакомить с именами тех, кто основал и прославил Ставропольский край.
  3. Расширить знания детей о флоре и фауне Ставропольского края.
  4. Познакомить с культурой и традициями родного края.
  5. Пробудить в детях чувство любви к своему городу, краю, уважение к его традициям и обычаям.
  6. Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
  7. Пополнить знания педагогов и родителей о Ставропольском крае, о КМВ, родном городе.
  8. Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края.

Предполагаемый результат

- итоговым результатом является диагностика, где дети покажут свои знания. Дети и родители примут активное участие в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности;

- освоение детьми доступных знаний об истории родной земли;

- дошкольники приобретут навыки социального общения со взрослыми;

- дети научатся проявлять внимание и уважение к ветеранам, пожилым людям, будут способны оказать им посильную помощь;

- педагоги и родители пополнят знания детей о родном крае, о городе.

Продукт проекта:

Пополнение материалом уголка по краеведению.

Участники проекта:

Дети, воспитатели, специалисты ДОУ, родители.

Сроки реализации:

2012-2013 учебный год.

Этапы проекта:

1 этап. Информационно-накопительный:

- изучение интереса детей для определения целей проекта;

- сбор и анализ литературы для взрослых и детей;

- обращение к специалистам.

2 этап. Организационно-практический:

Анкетирование педагогов. Цель: выявить знания о родном крае, их готовность пополнить эти знания, поделиться с коллегами; уровень готовности педагогов к проблеме.

Создание творческой группы (включаются педагоги, заинтересованные в данной теме; педагоги, имеющие опыт работы по данной теме). Цель: донести до участников проекта важность и актуальность данной темы. Заинтересовать каждого педагога темой проекта.

Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме.

Составление плана работы над проектом. Учитывается мнение каждого педагога.

Формы и методы работы с педагогами

Лекторий «Историческое и настоящее название улиц и площадей города» (музей).

Семинар-практикум «Игры и занятия наших бабушек и дедушек».

Открытый просмотр занятия в подготовительной к школе группе «Семья. Родословное древо моей семьи».

Консультация о поэтах, писателях, художниках (библиотека).

Консультации «Красная книга Ставрополья», «Символика Ставропольского края», «Экология», «Ископаемые», «Природа», «Климат», «Кавказские Минеральные Воды - главная лечебница страны».

Аукцион форм работы по ознакомлению с родным городом. Цель: выявить интерес к проблеме методов активного обучения; обмен опытом работы.

Формы и методы работы с детьми

Игровая деятельность:

- дидактические игры «К нам гости пришли», «Кто что делает», «Вежливый разговор по телефону»;

- сюжетно-ролевая игра «Семья»;

- сюжетно-ролевая игра «Санаторий».

Оформление дидактических игр по краеведению: «Узнай, где я нахожусь», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего города», «Город будущего», «Мой край родной», «Я – фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной».

Познавательное развитие:

- экскурсии по городу;

- экскурсия в библиотеку. Рассказ библиотекаря об образовании нашего города;

- заочная экскурсия «Ставрополь – главный город нашего края»;

- игры, песни и костюмы наших бабушек и дедушек;

- проведение цикла познавательных занятий «Ставрополье - прошлое и настоящее», «Моя Родина - Ставропольский край», «Ермолов - защитник своей Родины», «Возникновение Минеральных Вод», «Минераловодцы - участники Великой Отечественной войны», «Моё имя, его значение», «О чём рассказали старые фотографии», «Семья. Родословное древо моей семьи»;

- просмотр видеофильма «Мой детский сад»;

- посещение музея. Встреча в музее – родители, дети.

Продуктивная деятельность:

- народное творчество Ставропольского края;

- лепка «Животные и птицы Ставропольского края»;

- создание папки рисунков «Минеральные Воды глазами детей и родителей»;

- изготовление макетов «Наша улица», «Наш детский сад», «Мой город в будущем»;

- оформление фотоальбома «Ставрополье – капелька России».

Развитие речи:

- составление творческих рассказов «Мой любимый уголок КМВ»;

- беседы с детьми «Я люблю свою маму», «Моя бабушка – самая хорошая», «Мы – дружная семья»;

- ознакомление с художественной литературой;

- знакомство с творчеством детских писателей Ставрополья (библиотека);

- разучивание стихов, песен о Ставропольском крае, Минеральных Водах.

Музыка:

- занятие-игра «Знакомство с играми бабушек и дедушек»;

- развлечение «Пришла Коляда накануне Рождества»;

- «Оркестр народных инструментов»;

- оформление музыкального уголка в русских народных традициях.

Формы и методы работы с родителями:

- беседы с родителями о важности проблемы патриотического воспитания;

- оформление папки-передвижки «Люби и знай свой край родной»;

- изготовление семейных альбомов;

- привлечение родителей к пополнению уголка краеведения предметами русского быта;

- словотворчество с родителями «Сочини частушку о городе, крае»;

- выставка «Сделаем наш город лучше и красивее» (совместно с родителями);

- оформление альбомов «Достопримечательности моего города», «Красная книга Ставропольского края», «Хлеб – всему голова!», «Природа нашего края»;

Информация для родителей «Символика Ставропольского края», «Экология Ставропольского края».

III. Презентационно-завершающий

Представление своих проектов в форме, выбранной педагогами

Оформление уголка краеведения «Родная земля»

Открытое занятие «Моя Родина - Ставрополье!»

Выставка продуктов детской деятельности.

Оценка этапов реализации проекта детьми.

Презентация проектов, видеороликов.

IV. Контрольно-рефлексивный

Подведение итогов.

Беседа «Что мы хотели узнать? Что узнали? Для чего узнали?»

Содержание тематического планирования материала

Тематическое планирование способствует эффективному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, городе, помогает им устанавливать взаимосвязь между событиями и явлениями. Все предлагаемые темы связаны между собой логически и вместе представляют целостную картину сведений о родной земле.

Построение регионального компонента основано на произведениях местных писателей и поэтов, на знакомстве с работами местных художников и опирается на следующие положения:

- приоритет общечеловеческих гуманистических ценностей при отборе материала народной культуры;

- вариативность конкретного содержания в соответствии с местными условиями воспитания и развития детей;

- современный уровень образования ребёнка.

Раздел

Содержание

Родная семья

Мир ребенка начинается с его семьи, впервые он осознает себя человеком – членом семейного общества. В рамках этого блока дети получают знания о своем ближайшем окружении, семье, у них воспитываются гуманные отношения к своим близким, уточняются представления детей о занятиях, именах близких людей, семейных историях, традициях.

Родной город

Дети получают краеведческие сведения о родном городе (районе, крае), об истории его возникновения, его достопримечательностях, промышленности, видах транспорта. городских зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей. деятелях культуры. знаменитых земляках. Воспитывается гордость за свою малую родину, желание сделать её лучше.

Родная страна

На занятиях этого блока дети получают географические сведения о территории России, знакомятся с государственными символами России: герб, флаг, гимн. Расширяют представление о значении государственных символах России. Воспитывается уважительное отношение к гербу, флагу, гимну РФ. Дети знакомятся со столицей нашей Родины - Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами. Формируются основ гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, её культуре, осознание личной причастности к жизни Родины.

Родная природа

Любовь к родной природе - одно из проявлений патриотизма. При ознакомлении с родной природой дети получают сначала элементарные сведения о природе участка детского сада, затем краеведческие сведения о природе. И наконец, - общие географические сведения о России, природе родного края, реках, растениях, лекарственных травах, животном мире. Воспитывается умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, желание больше узнать о родной природе.

Родная культура

 Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. На занятиях этого блока дети знакомятся с устными народными творчеством: сказками, былинами, потешками, праздниками и обрядами, народно-прикладным искусством. Педагоги формируют у детей общее представление о народной культуре, её богатстве и красоте, учат детей любить и ценить народную мудрость, гармонию жизни.

Обеспечение проектной деятельности:

Методическое обеспечение

  1. Доможакова Т.И. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста // Управление ДОУ. - 2006. - № 8. - С.80-85.
  2. Евдокимова Е.С. Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ // Управление ДОУ. - 2002. - № 6.
  3. Ершова З.А., Краскина Н.А. «Никто не забыт, ничто не забыто…» // Управление ДОУ. - 2008. - № 4. - С.74-76.
  4. Жирякова И.В. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику // Управление ДОУ. - 2008. - № 4. - С.77-78.
  5. Зверева О.Л., Ерохина И.А. Взаимодействие ДОУ и семьи по патриотическому воспитанию дошкольников // Управление ДОУ. - 2012. - № 2. - С. 92.
  6. Зукау Е.Ф. Проектный метод в патриотическом воспитании дошкольников   // Управление ДОУ. - 2009. - № 1. - С. 96.
  7. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Моя малая Родина // Управление ДОУ. -  2002. - № 6. - С.78-84.
  8. Коротовских Л.Н. Методическое сопровождение краеведения в ДОУ.             // Управление ДОУ. - 2006. - № 8.
  9. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников // Управление ДОУ. - 2005. - № 1. - С.55-58.
  10. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста // Управление ДОУ. - 2004. - № 4.
  11. Материалы сайтов Интернет.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

  1. подбор исторической литературы;
  2. подбор произведений русского народного творчества;
  3. подбор произведений ставропольских поэтов, писателей, художников;
  4. подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки);
  5. подготовка разного вида бросового материала;
  6. подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности;
  7. дидактические игры;
  8. выставки книг, рисунков, поделок;
  9. создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Россия – родная Земля». Сценарий музыкального развлечения в подготовительной группе.

Цель.Воспитывать у детей любовь к родному городу, краю, к Родине, чувство гордости, уважение к государственной символике.Задачи.Пробудить в детях интерес к русскому фольклору, к богатому миру че...

картотека стихов о родной земле

Стихи о любви и бережном отношении к земле...

Досуг "Край родной, земля Амурская"

Материал в доступной форме формирует у дошкольников нравственно - патриотические чувства; закрепляет представления  детей о малой родине – Приамурье, приобщает дошкольников к национальной к...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе на тему: «Родная земля».

Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе на тему: «Родная земля».Тип занятия: комплексноеВид занятия: познавательноеЦель: повышение интереса к истории и природе родного края.Зада...

Конспект образовательного мероприятия в подготовительной к школе группе «Защищал родное небо - прославил родную землю»

Конспектобразовательного мероприятия в подготовительной к школе группе«Защищал родное небо  - прославил родную землю»[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"8489882","attribut...

НОД в подготовительной группе Тема: «Родные просторы, родная земля, цвети, процветай же моя Кулунда!»

Цель: Прививать чувство   любви к родному селу, родной природе.Задачи:Дать детям знания об истории родного села; Формировать представление о малой Родине через просмотр...