Конспект фольклорных посиделок «Зиновий синичник» (подготовительный возраст)
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Мазур Татьяна Сергеевна

 

Народный календарь. Зиновий-синичник

12 ноября
Зиновий. Зиновий-синичник, синичкин праздник. В этот день синицы прилетают из-за моря, а с ними – снегири, сойки, чечетки, свиристели.
Поговорки: - Немного зинька (синичка) ест- пьёт, а весело живёт".
 image                                                                                                разделитель осенний 24.gif

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zinoviy_sinichnik.docx26.75 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент Образования г. Братск

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

«Центр Развития Ребенка – Д./С №9»

«Солнечный город»

Конспект фольклорных посиделок

«Зиновий синичник»

(подготовительный возраст)

                                                                                                  Подготовил:

                                                                                                   Мазур Т.С.

                                                                                                   I кв. категория

                                              Братск 2013 г.

 

Цель:

Приобщение  детей  к  культуре, традициям родного края.

Задачи:                                                                                                        Образовательные:                                                                                                Закрепление представлений детей о перелётных зимующих птицах Сибири, их внешнем виде, образе жизни. Расширение и активизация словаря по теме.    Развивающие:                                                                                                             Развитие речевой активности, диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной и мелкой моторики, творческого воображения.                                               Воспитательные: Формирование навыков сотрудничества, выдержки, доброжелательности. Воспитание бережного отношения к природе.

                                                                                                                Образовательная деятельность в режимных моментах: 

Художественное творчество по теме   «Перелетные птицы», изготовление  листовок «Покормите птиц зимой», поиск детьми информации о зимующих птицах, заучивание пословиц и поговорок, совместное  с родителями изготовление кормушек.

 

Интеграция образовательных областей:

- Познание – Социализация,

- Чтение художественной литературы – Коммуникация – Музыка.

- Здоровье – Физическая культура.

- Труд – Безопасность.

Создание предметно - развивающей среды:

  1. Предметы быта, для стилизации помещения под «Русскую избу».
  2. Иллюстрации «Перелетные птицы», разрезные картинки «Зимующие перелетные птицы»
  3. Мнемотаблицы.
  4. Клей, картон.
  5. Для изготовления кормушек: шишки, крупа,  сливочное масло, коробки, тесьма, стаканчики от йогурта.
  6. Кормушки, изготовленные ранее родителями и детьми.
  7. Аудиозапись «Голоса природы» тема «Птицы»

Ход занимательного дела:   Дети входят в зал.

Воспитатель:                                                                                                                              Мы как в «Горенку» войдем,
Сразу смотрим, за окно:
Что за окном, что в календаре,
То у нас и на языке.                                                                                                  
(Воспитатель подводит детей к  календарю, где изображена синица).

Ребята, посмотрите на календарь, сегодня  у синички праздник…                                  А вы знаете, как он называется?                                                                                       (Дети называют праздник и его фольклорные особенности:  «Зиновий синичник» - Синичкин праздник.  Считается,   что  в  этот  день  прилетают  зимние птицы: синицы, свиристели, чечетки, снегири. Им устраивают  веселую встречу, мастерят и развешивают  кормушки.).

                                             

Воспитатель:

Ну, если сегодня такой замечательный праздник, то будем веселиться!                                   В круг ребята становитесь,
Крепче за руки держитесь.
Я шкатулочку возьму,
И пословицы сложу.                                                                                                               ( Дети перечисляют знакомые пословицы о синице и зимующих  перелетных птицах, воспитатель раздает фишки разного цвета, для объединения детей в пары.  Слышится пение лесных птиц.)

Воспитатель:

На праздник прилетели птицы:

Голуби, синицы, чайки, пеликаны, утки, гуси, совы,

Майки и орланы,  ласточки, коровы.

Голуби, синицы, цапли, соловьи,

Окуни и воробьи.

Надо синичке помочь и пригласить на праздник  зимующих с нами птиц.

(Дети делятся на пары в соответствии с цветом полученных ранее фишек, подходят к колесу обозрения и из разрезных картинок составляют изображение птиц, и с использованием мнемотаблиц кратко рассказывают о своей птице. Слышится стрекот сорок.)

Воспитатель:

Раскричались галки и вороны не знают кого в игре водящим выбрать, ребята как мы можем им  помочь?

(Дети определяют, что водящего можно выбрать при по мощи считалки, показывают прием расчета, тем самым выбирается водящий для п/игры «Галки - вороны».)

П./И «Галки - вороны».                                                                                                       С пением прибаутки дети, держась за руки, двигаются по кругу боковым приставным шагом. «Ворон» - водящий ходит в круге. С последним словом прибаутки «ворон» слегка ударяет по рукам стоящих рядом детей, которые по этому сигналу должны обежать круг, каждый со своей стороны и постараться успеть встать на свое место; место проигравшего занимает «ворон», а отставший от соседа ребенок становится водящим.

Галки - вороны,                                                                                                     Все ли  здоровы?                                                                                                       Одна галка не здорова,                                                                                                   Себе ножку наколола.                                                                                                Галки - вороны,                                                                                                             Гнезда горят,                                                                                                                       кто последний прибежит                                                                                                                    у того гнездо сгорит.                                                                                                  

Воспитатель:

Ребята, галки и вороны так громко кричали, что всех птиц распугали,  мы загадки с вами отгадаем, кто спрятался в лесу узнаем.

(Дети загадывают друг – другу  по очереди загадки, и вывешивают иллюстрации  с изображением птиц).  

Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
(Сорока)

В серой шубке перовой,
И в морозы он герой.
Скачет, на лету резвится,
Не орел, - а все же птица! 
(Воробей)

Не дворник, не плотник,
А первый в бору работник. 
(Дятел)

Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это… (Снегири).

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка,
И полоска шарфика.
(Синица).

Вот птичка так птичка,                        Всю ночь летает -
Мышей добывает.
А станет светло -
Спать летит в дупло.  (Сова)      

Не дрозд, не синичка,
Не лебедь, не утка,
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,                          Выводит птенцов
Только лютой зимой.
(Клёст).

Воспитатель:                                                                                                                   Как много разных птиц прилетело сегодня к синичке на праздник, чем же нам их угостить? Чем больше всего любят лакомиться птицы в холодное время года?                                                                                                                     (Дети перечисляют все, чем можно угостить птиц).

Ребенок:

Всё короче зимний день.

Не успеешь пообедать,

Солнце сядет за плетень

Ни комарика, ни мушки

Всюду только снег, да снег.

Хорошо, что нам кормушки

Сделал добрый человек.

Воспитатель:  

Ребята, мы с вами  любим природу и  заботимся о ней, я предлагаю вам сделать кормушки  для наших пернатых друзей.

(Дети при помощи расчета синица – воробей – снегирь делятся на три группы, с помощью камней определяются посыльные, получают задание и самостоятельно изготавливают разного вида кормушки  с опорой на схему).                                                                                                              

1 группа. Кормушка из тетрапакетов.

2 группа. Кормушка из сосновых шишек и сливочного масла.

3 группа. Кормушка из масла и крупы формованная в стаканчиках от йогурта.

Презентация получившихся кормушек.

Ребенок:

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой стайки на крыльцо.

Не богаты их корма: горсть зерна нужна

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Воспитатель:                                                                                                                     Все гости собрались, сытые, довольные, споем на прощание с ними ребята шуточную песню-хоровод «Тень – тень – потетень».

Тень – тень – потетень!

Выше города плетень,

Сели птицы на плетень,

Похвалялися весь день!

Хвалилась синичка:

«Схожу по водичку!»

Сорока хвалилась,

Что каша сварилась.

Под музыку дети уходят из зала.

Воробей хвалился,

Да спать завалился.

Когда он проснется,

Песня вновь начнется.

Тень – тень – потетень!

Выше города плетень,

Сели птицы на плетень,

Похвалялися весь день!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительного возраста с ЗПР по лексической теме: «Дикие животные»

Коррекционно-образовательные задачи:- уточнить и расширить знания детей о диких животных;- закрепить знания детей о повадках диких животных в зимнее время года;- закрепить умение употреблять существит...

Конспект НОД для детей старшего подготовительного возраста по ОБЖ

Повторение и закрепление знаний о знаках, светофоре и  правилах поведения пешехода на дороге...

Конспект занятия для детей старшего подготовительного возраста Тема: «Золотая хохлома»

Рисование декоративное по мотивам народной росписи Тема: «Золотая хохлома» Програм. содержание: 1. Продолжать развивать художественный вкус детей, знакомя их с народным декоративным творчеством (дымов...

Фольклорные посиделки «Зиновий синичник».

Познавательно – развлекательный досуг по развитию речи с использованием малых фольклорных форм....

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительного возраста Тема: «Сказочное путешествие»

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительного возрастаТема: «Сказочное путешествие»    с использованием современных образовательных технологий (игровые техно...

Методическая разработка: КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.Цель: расширение знаний воспитанников по лексической теме, корре...

конспект итогового занятия для детей подготовительного возраста "Загадочное приключение в Стране Знаний"

Цель: Актуализировать знания и умения детей по  областям в соответствии с программными задачами.Задачи:Образовательные: Упражнять детей в умении делать звуковой анализ слова, образовывать сл...