Роль игры в ознакомлении дошкольников с родным городом
статья на тему

Бронивец Юлия Павловна

Сообщение "Роль игры в ознакомлении  дошкольников с родным городом"

                                              

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_kak_sredstvo_oznakomleniya_s_gorodom.docx24.97 КБ

Предварительный просмотр:

(1)

(2) На нас, педагогов – дошкольников, возложена великая миссия – воспитать подрастающее поколение патриотами своей Родины, научить их любить свою страну и гордится ею. (3)Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. (4) Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период и в то же время приобщаться к богатством национальной и мировой культуры.

(5) В нашем  детском саду  реализуется  программа «Город, в котором я живу», разработанная  авторским коллективом педагогов нашего ДОУ. (6) Программа направлена на реализацию национально - культурного компонента  основной общеобразовательной программы  дошкольного учреждения.  (7) Важное место в  ряду методов и приемов, направленных на реализацию содержания программы занимает игра и прежде всего дидактическая игра, которая представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. (8) Она является игровым методом обучения для детей дошкольного возраста, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью и средством разностороннего воспитания личности ребенка одновременно.

Творческой группой педагогов ДОУ разработана картотека авторских дидактических игр, которые в соответствии с общепринятой классификацией

делятся на предметные, настольно -печатные, словесные. (9) Все их объединяет одно: играя дети незаметно для себя  для себя, закрепляют имеющиеся и  приобретают новые знания о родном городе, учатся осуществлять поисковые действия, мыслить и творить, а самое главное  игры позволяют педагогу повысить личностную значимость и привлекательность для дошкольников предлагаемого им краеведческого материала.

(10)Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся   использовать приобретенные ранее знания о городе в новых связях, в новых обстоятельствах.

Например:

Игра  «Узнай описанию»  -  предлагаем детям послушать короткие рассказы о достопримечательностях города, отгадать и назвать их.,

 «Знатоки города» -  по фрагменту открытки,  фотографии узнать памятник и рассказать о нем.

«Письмо другу» -  дети составляют рассказ о городе детям из другого города;  «Кто  подберет больше слов»  - воспитатель называет существительное - дети подбирают подходящие по смыслу определения – прилагательные (например, Братск - красивый, большой, уютный, любимый);

  «Продолжи» - воспитатель начинает фразу, дети заканчивают, н-р, Наш город называется…Жителей нашего города называют …;

«Так бывает» - Педагог называет словосочетание, ребенок раскрывает его значение. Например: Холодный  Братск (город зимой), веселый  Братск (город в праздник), мокрый  Братск ( город во время дождя);

«Все ли верно, докажи» -  послушать высказывание и определить, верно ли оно, привести аргументы в пользу своего утверждения.    Город Братск больше, чем город  Москва; На алюминиевом заводе делают летучий металл;  

«Ассоциации» -  Игра проводится по типу социо игры с волшебной палочкой. Дети предают палочку по кругу и называют слова -ассоциации к заданному слову (Н-р, алюминий, самолет, аэропорт, проволока, рабочий, металл и т. п.) 

«Ассоциативнвная цепочка» - усложненный вариант игры «Ассоциации». Передавая палочку, дети придумывают ассоциацию к предыдущему слову. Главное, что бы  все называемые слова каким - либо образом связывались со словом «Братск»  (н-р, Братск- улица - фонарь - ГЭС-ангара - речной порт - троллейбусное депо - провода - фонарь - витрина - магазин и т.п.)

(11) Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, различные виды лото, домино. При их использовании решаются различные развивающие задачи. Так, например, в игре, основанной на подборе картинок по парам дети объединяют картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу. При подборе  картинок по общему признаку дети учатся  обобщать, устанавливать связи между предметами, классифицировать.

Составление разрезных картинок направлено на развитие у детей логического  мышления, умения из отдельных частей составлять целый объект. Описание, рассказ по картинке с показом действий, движений направлено на развитие речи, воображения, творчества.

Примеры игр:

(12)Дидактические игры с картой - схемой ближайшего окружения.

Варианты заданий:  

-  «Где эта улица, где этот дом» - Ведущий предлагает отметить фишкой какое-либо место на плане (Положи фишку на «магазин»).

- Угадай, что я загадала. Ведущий отмечает фишкой какой – либо объект на плане, а дети называют его.

-  «Украсим улицу цветами». Ведущий  предлагает «Посади цветы у музея» (больницы, школы и т.д.). 

- Незнайка приехал в гости к нам в город, но не знает, как найти магазин (где у нас находится аптека и т.п.), помоги ему найти дорогу.

- Нарисуй свой путь от дома до детского сада.

- Братские загадки.  Педагог загадывает загадку о каком-нибудь месте в городе, дети отгадывают и находят это место на карте-схеме города.

-  определение места дома, по указанному адресу.

(13) Дидактические игры «Разрезные картинки»

- Педагог демонстрирует картинки с изображением разных объектов города, разбитых на части, предлагает детям воссоздать изображения.

- «Угадай чей герб» - детям предлагается собрать разрезанные на части гербы Братска, Иркутска, Москвы, России и назвать где чей герб;

Выполняя задание с разрезными картинками дети могут работать как индивидуально так и в компаниях, каждый со своим комплектом, либо все детали перемешиваются и дети должны выбрать из общей массы заданные детали по образцу или слову воспитателя. Кроме того разрезные картинки можно использовать для объединения детей в компании. Каждый ребенок берет по одной части. Все, у кого детали являются частью единого целого, становятся одной компанией и далее выполняют другие задания.

(14) Дидактические игры  с наглядным материалом  на классификацию, сравнение, обобщение, сериацию.

«Что сначала, что потом» 1-вариант -  предлагаем детям разложить иллюстрации по порядку: что было сначала  и что потом. (Бурятское стойбище, Братский острог и т.п.). 2 вариант: Воспитатель сам раскладывает иллюстрации, намеренно допуская ошибку. Затем предлагает детям найти ошибку и исправить её.

 «Предприятия нашего города»  - детям предлагаются карты с фотографиями предприятий города и маленькие карточки с изображением их продукции. Участники должны отгадать, какое предприятие города производит продукцию, изображенную на карточке. Выигрывает тот, кто первый закроет карточками поле.

«Найди отличия» Воспитатель предлагает сравнить жителей старого (на примере Ангарской деревни) и современного города: как выглядели и одевались; как и где работали мужчины; как и где работали женщины; во что играли дети; старинные улицы и современные и др.

«Что напутал художник» На предложенных карточках имеется ошибка в изображении зданий, задача ребенка найти ее и аргументировать свой ответ.

«Разложи предметы по домам» Детям предлагается разложить отдельные карточки, на то поле, которому они соответствуют. Например в кукольный театр  те предметы, которые необходимы в театре. Для проверки можно предложить детям  перевернуть карточки изнаночной стороной, если карточки одного цвета, то задание выполнено верно.

«Чем похожи, чем отличаются»   - детям предлагается сравнивать между собой попарно изображенные здания (разное количество этажей, разное назначение, разный материал).

- «Почини здание»  -  Детям предлагаются карточки, где недостает части здания и карточки с недостающими элементами, задача подобрать нужную часть.

- «Ассоциации» Картинки с изображением людей разных профессий, фотографии учреждений и предприятий нашего города, на которых работают наши горожане. Детям предлагается соотнести эти картинки друг с другом и объяснить свой выбор.

- «Подзорная  труба» - Детям предлагается иллюстрация с изображением городского объекта. Ведущий прикрывает картинку  листом с  круглым отверстием  и кладет ее перед играющими. Рассматривать картинку можно только через отверстие, постепенно передвигая верхний лист, но не поднимая его. Все рассматривают ее одновременно, но каждый водит лист в течение минуты. Затем ведущий предлагает, чтобы кто-нибудь рассказал, что изображено на картинке, остальные исправляют и дополняют его. В заключение игры картинка открывается, и ведущий объявляет победителя, который рассказал наиболее правильно и подробно. Он и сменяет ведущего. Как усложнение: сначала отверстие большего размера, далее размер уменьшается.

«Контуры и тени». Детям предлагается подобрать карточки к изображениям архитектуры и скульптуры (с одной стороны тень сооружения, а с другой стороны - его контурное изображение).

(15) Особое место в ряду дидактических игр, знакомящих детей с родным городом занимают сюжетно -дидактические игры - путешествия. Они  отражает реальные факты и события через необычное: простое - через загадочное, сложное - через преодолимое, необходимое - через интересное Они призваны усилить впечатление, придать познавательно ого содержания, сказочной необычности, обратить внимание детей на то, что существует рядом, но они этого не замечают.  Это может быть путешествие в намеченное место, преодоления пространства и времени, путешествие мысли, воображения. Они позволяют объединить в игровом   модуле  множество разнообразных игровых дидактических  приемов, решить множество познавательных задач, вызвать у детей неподдельный интерес к происходящему. (16) Для этих игр мы используем  прием моделирования  игровых ситуаций   из книги А. И. Бурениной «Театр Всевозможного». Перед каждым путешествием мы составляем с детьми модель, которая включает в себя следующие компоненты:

 • цель — зачем организовано путешествие (например, что-то достать, кому-то помочь, что-то узнать и т. д.);

 • маршрут - куда пойдем или поедем;

 • транспортные средства;

 • попутчиков;

 • (что с собой нужно взять для достижения цели) и др.;

 • непредвиденные обстоятельства;

 • выход из ситуации и завершение путешествия.

Например, Игра - Путешествие «По Ангаре»

Цель: Пройти путь Ангары от Байкала к Енисею;

Маршрут - добраться от Братска до Байкала, найти Шаман - камень, пройти путь от Байкала до Енисея с учетом того, что на реке построены гидроэлектростанции;

Транспортные средства подбираются в зависимости от маршрута (автобус, корабль на воздушной подушке, парусник и т. д.);

Попутчиков, н-р, ученый - ихтеолог, исследующий рыб, обитающих в Ангаре;

Непредвиденные ситуации:  шторм на Братском море, сети браконьеров и т. п.

Выход из ситуации, завершение путешествия - возвращение  домой на самолете.

Таким образом, используя огромный воспитательно-образовательный потенциал дидактической игры, педагог может решать самые разнообразные задачи воспитания, обучения и развития детей, добиваясь высокой эффективности их реализации. Руководство дидактическими играми в старшем дошкольном возрасте требует от педагога большой, продуманной работы в процессе их подготовки и проведения.

(17) При проведении дидактических игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста воспитателю необходимо соблюдать следующие условия:

•        четко, эмоционально и выразительно разъяснять детям задачу и правила игры;

•        занимать в игре позицию равноправного партнера, сопереживать играющим, живо и эмоционально реагировать на ход игры, поддерживать интерес к действиям каждого ребенка;

•        вводить в игру элементы соревнования, веселой состязательности команд, поощрять болельщиков, которые эмоционально поддерживают играющих;

•        давать возможность каждому ребенку быть в роли, как участника, так и ведущего игры;

•        обеспечивать постоянную смену игровых ролей;

•        варьировать задания и правила игры, развивая способность произвольно перестраивать свое поведение в соответствии с изменением игрового содержания;

•        осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к детям через вариативность игровых заданий и правил;

•        средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач;

•        используемая в дидактической игре наглядность должна быть доступной и ёмкой.

(18) Подводя итог  выступлению, хочется подчеркнуть, что воспитание любви к своей Родине, своему городу – это многотрудный, долговременный, ювелирный процесс, он должен осуществляться ненавязчиво и постоянно, с самого раннего детства. (19) И именно игра поможет  сделать так, что бы  впечатления детства у наших воспитанников  стали истоками любви к родному городу и к людям, живущим в нем, истоками патриотических чувств.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по ознакомлению с родным городом и краем как средство патриотического воспитания дошкольников

Предлагаемые  дидактические   игры  по краеведению  помогут организовать и интересно провести совместную деятельность педагога с детьми...

Игровые задания и дидактические игры по знакомству с родным городом.

Данные задания в игровой форме помогут закрепить знания о городе, развить зрительное внимание и восприятие, память, мышление, мелкой моторики....

Игры по ознакомлению с родным городом Брянском

Игры для детей старшего возраста...

Дидактическая игра по ознакомлению с родным городом "Найди фрагмент"

Цель игры: закреплять знания о достопримечательностях г.Санкт – Петербурга...

Конспект квест – игры на тему: «Знатоки родного города» 6-7 лет

Конспект квест – игры на тему: «Знатоки родного города»6-7 лет...

Картотека игры по ознакомлению с родным городом Озерском

КАРТОТЕКА  РАЗВИВАЮЩИХ  И  ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГРДЛЯ ДЕТЕЙ   СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГОВОЗВАСТА,НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ  ЗНАНИЙ О РОДНОМ ГОРОДЕ....