Знаменитые земляки
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) по теме

Савицкая Елена Константиновна

Цель: Знакомить детей со знаменитыми земляками:

М.В.Ломоносовым, М.С.Крюковой, С.Г. Писаховым, Ф.А.Абрамовым.

Задачи: Формировать у детей представление о сенсорных эталонах цвета, длительности времени. Способствовать самостоятельному применению детьми освоенных эталонов для анализа предметов. Побуждать детей точно обозначать словом особенности предметов и материалов, называть обследовательские действия. Совершенствовать аналитическое восприятие. Развивать умение пользоваться антонимами, синонимами, многозначными словами; понимать при восприятии художественной литературы и использовать в собственной речи средства языковой выразительности – метафоры, образные сравнения, олицетворения. Развивать самостоятельное речевое творчество. Обогащать представление об особенностях литературы. Поддерживать проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах художественно-творческой деятельности. Способствовать становлению позиции художника-творца, поддерживать проявления самостоятельности, инициативы, индивидуальности, активизировать творческие проявления детей.

ВИКТОРИНА - ИГРА  "ЖЕМЧУЖИНЫ РУССКОГО СЕВЕРА"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Знаменитые земляки

Цель: Знакомить детей со знаменитыми земляками:

М.В.Ломоносовым, М.С.Крюковой, С.Г. Писаховым, Ф.А.Абрамовым.

Задачи: Формировать у детей представление о сенсорных эталонах цвета, длительности времени. Способствовать самостоятельному применению детьми освоенных эталонов для анализа предметов. Побуждать детей точно обозначать словом особенности предметов и материалов, называть обследовательские действия. Совершенствовать аналитическое восприятие. Развивать умение пользоваться антонимами, синонимами, многозначными словами; понимать при восприятии художественной литературы и использовать в собственной речи средства языковой выразительности – метафоры, образные сравнения, олицетворения. Развивать самостоятельное речевое творчество. Обогащать представление об особенностях литературы. Поддерживать проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах художественно-творческой деятельности. Способствовать становлению позиции художника-творца, поддерживать проявления самостоятельности, инициативы, индивидуальности, активизировать творческие проявления детей.

Самостоятельная деятельность

Образовательные ситуации

Наблюдения, опыты

Познавательно – речевая деятельность

Центр книги:

- портреты: Михаил Васильевич Ломоносов, Степан Григорьевич  Писахова, Марфа Семёновна  Крюкова, Фёдор Александрович Абрамов;

- выставка книг Ф.Абрамов «Алые олени», С.Писахов «Мороженые песни», «Как поп работницу  нанимал», «Северное сияние», «НЕ любо - не слушай…»;

-Фотооткрытки Буклет «Михайло Ломоносов»;

Центр искусства:

-подбор фотооткрыток, иллюстраций, работ из мозаики;

- выставка «Солнечный камень» изделий из янтаря;

Центр игры:

Режиссёрская игра «Фиксики» игры с бросовым материалом

Юный учёный «Лаборатория»

Юный сказитель «Литературная гостиная»

Юный писатель , поэт «Литературная мастерская»

Центр строительства: создавать по рисунку – схеме из мелкого строителя  поморской деревни;

Центр творчества:

Мини-мастерская:

-рыбацкой сети или «авоськи» или других простых узлов «Украшение»(макраме-техника узелкового плетения. Развитию макраме очень помог флот);

-мозаичное панно из стекляруса, пайеток или бумаги

Эксперимент  «Загадка солнечного камня»- выявить свойства и значение янтаря для людей;

Эксперимент «бутерброд» - помочь детям увидеть , каким образом образуются осадочные породы;

Эксперимент «Зачем кораблю паруса» - узнать, зачем кораблю паруса;

Эксперимент «Солнечные часы» - показать детям , что по солнцу можно определить время. Развитие наблюдательности  и внимания.

Искусство экспериментирования «Цветик – разноцветик» смешивание  основных цветов: жёлтого, красного и синего. Познакомить с таблицей смешивания красок. Таблица смешивания цветов позволяет узнать, как при смешивании двух и более цветов и оттенков получается нужный.

Эксперимент «Разноцветные огоньки» - узнать, из каких цветов состоит солнечный луч.

Эксперимент «Звёзды помощники» - узнать, почему звёзды совершают круговое движение по ночному небу.

Эксперимент «Дневные звёзды» - показать, что звёзды светят постоянно.

Экскурсия к памятнику М.В.Ломоносова у школы № 6

 Цель: знакомить детей с памятником  М.В. Ломоносова в г Новодвинске.

Задачи: учить рассматривать монументальную скульптуру;

- развивать способность видеть и понимать средства выразительности (поза, настроение, одежда), замечать дополнительные детали;  

- воспитывать чувство гордости великим земляком и уважение к труду скульптора.

Историческая справка к памятнику М.В. Ломоносова. В ноябре 1961-го отмечалось 250-летие М.В.Ломоносова. В июле того же года в печати появилось упоминание об установке в сквере на Центральной улице посёлка Первомайский скульптуры великого земляка. В 1973г она была перенесена к школе № 6 . В 2007 г Архангельским художником А. лазурко проведена рестоврация. Памятник сделан из мраморной крошки

Выставка минералов

Беседа «история рождения янтаря» - знакомство с натуральным природным камнем;

 

Игра – фантазирование «История червячка из янтаря» - побуждать согласовывать придуманные события с замыслами партнёров – сверстников. Фиксировать продукт – сюжета пиктограммами, картой земли (страны).

Театральная игра по сказкам Степана Писахова

Рассказывание о поморской сказительнице Марфе Крюковой

Беседа по сказкам Степана Писахова.

Знакомство с русским советским писателем Фёдором Абрамовым

Познакомить детей с литературным творчеством Михайло Ломоносова.

Режиссёрская игра по сказкам С.Писахава; Согласовывать развитие сюжета со сверстниками.

  Составление синквейнов – учить детей мыслить максимально ёмко, кратко и понятно выражать свои мысли.

 

 

Вне темы

Блоки Дъенеша « Поиск клада», «Логика и цифры»;

Палочки Кюизенера « составляем квадрат, стороны которого равны, например, чёрной палочке (число 7), «математический планшет», «На золотом кольце сидели»;

Логическая занимательная задача «Измени фигуру, переложив палочку»;

Игра – головоломка «маленький дизайнер»;

Самостоятельное обнаружение зависимости размером  мерки «Измеряем разными мерками»;

Интеграция. Познание  связей и зависимостей

 «Планирование и строительство поморской деревни (избы)»

«Придумай и нарисуй задачу»

Январь – 3 неделя

Словарь: Земляк, помор, сказительница, шнека, вёсельщик, кормщик, янтарь,

Продуктивная деятельность

Художественная литература

игры

НОД

Рисование по произведениям Степана Писахова

Цель. Отображать в рисунке полюбившегося персонажа или сюжет из любимой сказки писателя –сказочника.

Задачи:

- стимулировать детей самостоятельно проявлять эстетическое отношение к художественной литературе;

-  умение создавать работу на заданную тему,  стремиться создавать выразительный образ героя;

- использовать и сочетать в работе разные материалы;

- продолжать знакомить с жанровой живописью;

- выделять в рисунке главное и существенное цветом, расположением на листе, величиной.

Рисование «Северное сияние»

Цель. Развивать чувство цвета при составлении гаммы из нескольких цветов..

Задачи:

-  Продолжать учить смешивать красный, жёлтый и синий цвет акварели для получения новых  цветов;

- пользоваться палитрой;

- свободно владеть кистью, использовать разные приёмы рисования.

Лепка по сказкам Степана Писахова

Цель. Учить детей  лепить скульптурную группу.

Задачи:

- передавать пропорции и динамику действия;

- соотносить предметы по величине;

Аппликация «Рыбка»

Цель. Учить силуэтному вырезыванию .

Задачи:

- уметь последовательно анализировать линии силуэта  предмета (справа снизу вверх по кругу и вернуться в туже точку, а левша - слева снизу вверх по кругу и вернуться в туже точку);

-  вырезать, соблюдая правила техники безопасности;

- наклеивать на заранее приготовленный фон.

  Ручной труд игрушка для игры с ветром «воздушный змей»

Цель. Продолжать учить анализировать чертёж, создавать по нему поделку.

Задачи:

- выполнять поделку строго следуя чертежу;

- закреплять умения детей складывать квадрат по диагонали «косынка»;

- приклеивают «хвост»;

- учить анализировать качества выполнения работы. Почему твой змей не полетит?

Оригами « рыбацкая лодка»

Цель: закреплять умения  работать пооперационной карте.

Задачи:

- ровно складывать поделку;

- тщательно проглаживать сгибы;

-  воспитывать силу воли доделывать поделку самостоятельно, помогать сверстникам.

Марфа Крюкова «Здравствуй, морюшко Белое» (отрывок)

Марфа Крюкова докучная сказка «кожух»

- мы с тобой шли?

-шли

-кожух нашли?

-нашли

 - я тебе его дал?

- дал

- ты его взял?

- взял

- так, где же он?

- что?

- да кожух!

- какой?

- мы с тобой шли?...

Фёдор Абрамов рассказы из книги «Алые олени»

Обратить внимание детей на описание пинежской природы в разное время года. Работа над метафорами

Степан Писахов

Не любо – не слушай

Северное сияние

Мороженые песни

Собака Розка

Апельсин

Звёздный дождь

Лень да Отеть

Перепелиха

Налим Малиныч и др

Михайло Ломоносов

«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния»

(читать отрывок, сл. р)

Лице своё скрывает день,

Поля покрыла ночь, Взошла на горы чёрна тень,

Лучи от нас склонялись прочь.

Открылась бездна звёзд полна;

Звездам числа нет, бездне дна.

……………….

Но где ж, натура , твой закон?

С полночных стран встаёт заря!

Не солнце ль ставит там свой трон?

…………….

Как может быть, чтоб мёрзлый пар

Среди зимы рождал пожар?

Михайло Ломоносов

«Мышь некогда…» (разучивание)

Мышь некогда, любя святыню,

Оставила прелестный мир,

Ушла в глубокую пустыню,

Засевши вся в галланский сыр.

Режиссёрская игра «Фиксики» игры с бросовым материалом.

Дидактические и развивающие  игры «Лоскутное одеяло» - целое из 12 частей;

« Что предмет расскажет о себе» - узнавание предметов по описанию или вопросам;

«Собери волшебный узор» - целое из 12 частей ;

 «Геоконт», « Чудо – цветик» - освоение отношений «целое – часть»;

«Разложи по яркости цвета» - последовательность ;

« найди клад» - ориентировка по плану; «Лабиринты»

«кто быстрей найдёт все ошибки» - контрольно-проверочные действия;

«Да и нет не говорить» ;

Крестики – нолики,  «уголки» в шашки, «волк и овцы» в  шахматы.

Сюжетно-ролевая

«Путешествие в прошлое»

Словесные игры

«Какой звук есть во всех словах» - упражнять в чётком произношении изолированных звуков, развивать фонематическое восприятие.

« подумай, не торопись» - находить слова с разной длительностью звучания; составлять рассказ из двух-трёх предложений, каждое слово в которых начинается с определённого звука.

«Соседи» - Правильное построение фразы. Совершенствование ориентировки в пространстве.

«Волшебное зеркало» - совершенствование ритмичной, выразительной речи и координации движений.

«Опиши предмет» - сравнение и описание предметов на ощупь.

Подвижные игры

- с элементом хоккея, вести шайбу (мяч)  клюшкой;

- с элементами тенниса, подбрасывать и ловить мяч ракеткой с ударом о стену;

- с бегом, «Быстро возьми и быстро положи»; «Два мороза»;

- эстафета на санках;

- катание на санках вперёд спиной, отталкиваясь руками о землю;

- ходьба на лыжах по целине,

- бег на лыжах по лыжне;

- катание с ледяной горки на животе, вперёд спиной, «паровозиком»

 Мальчик из Холмогор

Цель. Знакомить детей с выдающимся земляком М.В.Ломоносовым.

Задачи: 

- учить внимательно, слушать рассказ воспитателя о знаменитом земляке;

-учиться создавать загадки, используя сравнение, метафоры;

- развивать словарь детей с помощью средств языковой выразительности, помогать находить их в литературном тексте и создавать свои образные сравнения;

- отвечать на вопросы воспитателя и задавать вопрос по теме занятия.

(работа над текстом стихотворения  С.И. Стремилов, которое посвятил М.В.Ломоносову:

В соседстве двух морей,

На родине метелей,

Вблизи бродящих льдов и стужи он рождён;

 Н.А. Некрасова «Школьник»

Буря –непогодушка унесла его с родной сторонушки.)

Рыбина – белужина

Цель. Знакомить детей с профессией поморов рыболовством. Предметами, которые необходимы при ловле рыбы.

Задачи:

- учить употреблять в речи простые распространённые предложения с дополнением, стоящим в творительном падеже, например: Рыбаки поймали рыбу (чем?) ярусом. Вёсельщик помогает кормщику держать верёвку, а потом гребёт (чем?) вёслами.

- при рассматривании иллюстраций учить составлять сложносочинённое предложение с противопоставлением, например: У рыбака усталое , суровое лицо, но добрая улыбка;

- продолжать развивать словесно-логическое мышление, речь при отгадывании загадок;

- знакомить с водным рыболовецким транспортом поморов, его предназначением,

- расширять словарь детей при помощи слов шняка или шнека, ярус, кормщик, вёсельщик.

Физ/мин.  Поморская игра «Рыбаки и рыбы»

Считалкой выбираются двое детей – «рыбаки», а остальные «рыбы». «Рыбаки» стоят в центре круга, а дети-рыбы ведут хоровод и поют: В воде рыбы живут,

Нет клюва, а клюют.

Есть крылья – не летают.

Ног нет , а гуляют.

Гнезда не заводят,

А детей выводят.

Закончив песню, «рыбы» разбегаются в разные стороны. «рыбаки» берутся за руки и ловят «рыб». Пойманной  считаются «рыба», которую «рыбаки» берут руками взахват. Они присоединяются к «рыбакам» и ловят оставшихся «рыб». Игра проводится один раз.

Литература

Андреев – Кирич С.А. , Может собственных Платонов… М.: Детская литература , 1974.-172с.

Агапова И. А., Давыдова М.М. беседы о великих соотечественниках с детьми 5-7 лет, М.: ТЦ Сфера,2007. -94с.

Бондаренко В. .Поморская сага. М.: Советская Россия, 1984.-560с.

ГурьяновО. Мальчик из Холмогоров. М: Детская литература, 1981.-79с.

Личутин В. , половников С. Марфа-поморка, ИПП «Правда Севера»,2006. – 228с.

Ломоносов М. Жизнеописание. Избранные труды. Воспитание современников. Суждения потомков. Стихи и проза о нём. М.: Современник, 1986.-493.

Максакова А.И., ТумаковаГ.А. Учите , играя, М, Просвещение,1983-144с.

Марков А.В. Беломорские былины, М.,1901 (в библиотеке)

Мозаика и цветное стекло в России XVII века. Проспект выставки из фондов отдела истории русской культуры. Ленинград, 1986. -12с

Некрасова Е.А. Ломоносов – художник. М.: искусство,1988.-144с.

Равич Н.А. Повесть о великом поморе. М.: Детская литература, 1976.-166с.

Родина Ломоносова . Литературно-художественный журнал №3, 1992.-72с.

Селивёрстова В.И. Речевые игры с детьми, ВЛАДОС

Сиротюк Л.Л. Физика для малышей. М: Педагогика, 1979.-168с.

Свирелька, ежемесячный журнал № 1, 2002 о природе для детей от 3 до 8 лет (с 12,13 «Полярное сияние»)

Тарловская Н.Ф. ,Топоркова Л. А.Обучение детей конструированию и ручному труду в малокомплектном детском саду, М., Просвещение,1992.-160с.(с155, «игрушки с ветром»)

Степан Писахов .Сказки

Итоговое

Жемчужины Русского Севера

Викторина - игра

Цель. Обобщать знания детей о знаменитых земляках: М.В.Ломоносовым, М.С.Крюковой, С.Г. Писаховым, Ф.А.Абрамовым.

Организация. Портреты знаменитых земляков. Дети делятся на 4 команды. У каждой команды своё место стульчики и стол.

Оборудование. Обруч или большая верёвка, удочки с магнитами(4), магнитные рыбки,4 детских ведёрочка, 4 мозаики.

Ход викторины.

1 задание. Дети должны придумать название своей команды, чтобы в названии было связано с севером.

Дети получают от 1-4 баллов, которые отображаются на наборном полотне.

2 задание. Детям зачитывается отрывок из произведения земляков, дети должны назвать автора и название произведения, а так же жанр. Задание задается индивидуально каждой команде. Если команда не отвечает на вопрос, ход переходит той команде, которая первой подняла руку, но при этом была хорошая дисциплина. За дисциплину снимается 1 бал. Команды получают от 1-4 баллов, которые отображаются на наборном полотне.

а) мы с тобой шли?...(Марфа Крюкова, докучная сказка);

б) ..Звездам числа нет, бездне дна…(Михайло Ломоносов. …величие северного сияния, стихотворение);

в).. Засевши вся в галландский сыр.(Михайло Ломоносов. Мышь некогда.., стихотворение);

г)…Сёмга да треска ловится, сама потрошится, сама солится, сама в бочки ложится.(Степан Писахов. Не любо – не слушай.., сказка );

д) ..А льды наши зимние блестят, будто бралианты…(Марфа Крюкова. Здравствуй, морюшко белое, былина).

3 задание. Поймай рыбку

Всем детям задаётся вопрос « Почему на севере рыбаков называли «поморами»?

Команда, которая первой подняла руку и ответила, получает 1  балла.

В центре зала (группы) лежит обруч или круг сделан из верёвки – это пруд, там плавают рыбки.

1вариант. Из каждой команды выходит представитель и за 30 секунд ему надо выловить как можно больше рыбок.

2 вариант. Проводится в виде эстафеты, тогда участвуют все дети, каждая команда «улов» кладёт ведро. В конце эстафеты подсчитывается количество выловленных рыбок.

Победитель получает 4 балла(3,2), команда, выловившая меньше рыбок, получает 1 бал.

4 задание.  Каждой команде задаётся вопрос, а к нему даётся три варианта ответов. Из трёх надо выбрать правильный и назвать его. За правильный ответ команда получает 1 бал

Как называется рыболовное парусное судно у поморов?

а) шнека; б) шайба; в) шхуна.

Какой камень в народе называют солнечным?

а) гранит; б) янтарь; в) бирюза.

Светятся ли звёзды днём?

а) светя; б) не светят; в) Иногда светят, иногда нет.

Зачем кораблю паруса?

а) для красоты; б) чтобы плыть; в) чтобы нырять.

Какого цвета лучи у солнца?

а) жёлтые; б) 7 цветов радуги имеют; в) прозрачные.

5 задание. Составь узор

Всем детям задаётся вопрос, для чего М.В.Ломоносов в своей лаборатории варил смальту? Команда, которая первой подняла руку и ответила, получает 1  балла.

 Сейчас мы с вами будем художниками мозаистами. Каждая команда получает незаконченную мозаичную картинку бабочки. Команда должна правильно(симметрично) выложить остальную половину бабочки. Учитывается правильность выполнения работы. Учитывается не быстрота, а правильность. Команда, не сделавшая ни одной ошибки, получает 4 бала (3,2,1)

Проводится поморская игра «рыбаки и рыбы»

Завершить викторину подсчётом баллов. Награждение победителей

Resource id #6370

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект "Знаменитые земляки-яркие профессии". Автор: Долгалева И.В.

Мы живем в г. Смоленске, ходим по его улицам и часто не знаем в чью честь они названы, чем занимался и прославился тот или иной человек, за какие заслуги ему установили памятник....

Проект "Знаменитые земляки Кубани"

Формирование патриотизма, чувства гордости за великих кубанских поэтов, спортсменов, композиторов....

Презентация по теме: "Знаменитые земляки-яркие профессии".

Познакомить дошкольников с известными земляками, их профессиональеной деятельностью и значением в жизни других людей....

Знаменитые земляки города Новосибирска

Краткая биография знаменитых земляков города Новосибирска для патриотического воспитания детей дошкольных учреждений....

презентация о знаменитых земляках "Богатства, отданные людям"

презентация о скульпторе Борисенко А. И....

Конспект просмотра открытого занятия «Знаменитые земляки» «ОО «Социально-коммуникативное развитие» (старшая группа)

Знакомство со знаменитыми земляками -  одна из форм  работы с дошкольниками при осуществлении задач воспитания интереса и любви к родному краю. Занятие разработано в соответствии с...