Конспект просмотра открытого занятия «Знаменитые земляки» «ОО «Социально-коммуникативное развитие» (старшая группа)
план-конспект занятия (старшая группа)

Кантеева Вера Петровна

Знакомство со знаменитыми земляками -  одна из форм  работы с дошкольниками при осуществлении задач воспитания интереса и любви к родному краю. Занятие разработано в соответствии с  Примерным  региональным модулем программы  дошкольного  образования "Мы в Мордовии  живем": /О.В.Бурляева и др./. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2011.- 104с.; Воспитанники старшей групппы закрепляют знания о мордовском фольклоре; продолжают знакомство с именами олимпийских чемпионов – уроженцев Мордовии, их спортивными достижениями; расширяют представления о знаменитых земляках – героях ВОв; деятелей культуры и науки, писателей и поэтов, художников  и композиторов Мордовии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_zanyatiya_znamenitye_zemlyaki.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №41 присмотра и оздоровления»

Конспект

просмотра открытого занятия

 «Знаменитые земляки»

«ОО «Социально-коммуникативное развитие»  

(старшая группа)

                                                        Подготовила и  провела:

                                                            воспитатель первой квалификационной

категории  Кантеева В.П.

        

Программное содержание

Обучающие задачи:

  • продолжать знакомство воспитанников со столицей Мордовии – городом Саранск, его достопримечательностями;
  • воспитывать интерес к  ознакомлению и изучению прошлого и настоящего народов, проживающих на территории Мордовии;
  • закреплять знания о мордовском фольклоре;
  • продолжать знакомство с именами олимпийских чемпионов – уроженцев Мордовии, их спортивными достижениями;
  • расширять представления дошкольников о знаменитых земляках – героях ВОв; деятелей культуры и науки;
  • обогащать словарный запас детей

Развивающие задачи:

  • развивать творческое воображение, ассоциативную память, диалогическую  и монологическую речь

Воспитательные задачи:

  • воспитывать интерес и любовь к родному краю; 
  • воспитывать интерес к творчеству писателей и поэтов, художников  и композиторов Мордовии;
  • формировать чувство гордости за знаменитых земляков.

Методы и приемы:

  • словесные: введение в игровую ситуацию; использование художественного слова (чтение стихотворений);  беседа, рассказ.
  • наглядные: рассматривание портретов писателей, художников, спортсменов, композиторов Мордовии, героев военных действий;
  • игровые: игры – дидактические, подвижные;

Оборудование: 

Стенды с портретами писателей Мордовии, спортсменов, героев ВОв; куклы в национальных костюмах; фотографии и иллюстрации достопримечательностей Саранска

Предварительная работа:

 - беседа об известных людях Мордовии;

 - рассматривание иллюстраций;

- проведение мордовских подвижных народных игр в спортивном зале и на прогулке;

 - рассказывание детей о близких родственниках.

Методические приемы

  1. Организационный момент. Беседа о Родине
  2. Памятка «Правила поведения в общественных местах»
  3. Д/и «Продолжи предложение»
  4. Д/и «Угадай национальный костюм»
  5. Д/игра «Назови элементы орнамента мордовской вышивки» 
  6. Д/игра «Узнай достопримечательности Саранска»
  7. Беседа о мордовском фольклоре
  8. П/и «В петушка»
  9. Чтение отрывков стихотворений о Саранске
  10. Д/игра «Найди вторую половинку»
  11. Беседа «Наши земляки – известные  спортсмены»
  12. Физминутка «Чемпионы»
  13. Дыхательное упражнение «Вырасту большой»
  14. Наши земляки - герои и полководцы
  15. Сообщения детей о родственниках, воевавших в ВОв
  16. Беседа «Знаменитые земляки - люди искусства»
  17. Итоги

Ход занятия

1.Организационный момент. Беседа о Родине

(Дети входят в группу и встают полукругом около воспитателя)  

Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Проходите. Рада видеть вас. Каждый день, общаясь с вами, я вижу,  как вы растете, становитесь старше. Уже много знаете об окружающем нас мире, о стране, в которой живете. А  страна  у нас  удивительная.  Скажите, как она называется?

Дети. Россия.

Воспитатель. Много стран на планете Земля, везде живут люди. Но для нас Россия – необыкновенная, единственная, почему?

Дети. Потому что она наша Родина.

Воспитатель. Но у каждого человека есть еще и малая Родина.  Что  мы называем малой Родиной?

Дети. Это место, где родился человек, где все ему знакомо и дорого. Это наша республика, город,  улица,  дом.

Воспитатель. Как называется наша малая Родина?

Дети. Город Саранск.

Дети. Сегодня я приглашаю вас в путешествие по музеям нашего города.  К сожалению, путешествовать мы будем,  не выходя из детского сада. Вот  что мы сделаем.  Встанем вкруг и произнесем волшебные слова

Вокруг себя повернись

и в музее очутись

II.  Памятка «Правила поведения в общественных местах»

Воспитатель. Мы находимся в музее для дошкольников. Вас приветствует  экскурсовод Вера Петровна. Прежде чем начать экскурсию, мы вспомним правила поведения в общественных местах. Как себя нужно вести в театре, музее, на выставке?

Дети: (по очереди):

- нельзя громко разговаривать, перебивать взрослых;

- нельзя мусорить, бегать;

- вопросы можно задавать с разрешения взрослых

Воспитатель. Надеюсь, что именно так вы будете себя вести на экскурсии.

III.  Д/и «Продолжи предложение»

Воспитатель. Вспомним, что мы знаем о нашей малой Родине. Поиграем  в словесную игру «Продолжи предложение»

- Наша республика называется… (Мордовия)

- Столица Мордовии… (Город Саранск).

- В республике много заповедников, лесов, полей …(рек, озер)

- В Саранске много музеев, стадионов …(парков, улиц, площадей)

Воспитатель. Молодцы, вспомнили. Ребята, а вы знаете, что все,  кто родился  и живет в одном городе, в одной республике, называются земляками. Мы с вами земляки.

IV. Д/и «Угадай национальный костюм»

Воспитатель. Начинаем нашу экскурсию по музею. Скажите, люди каких национальностей живут  в Мордовии? 

Дети. Русские, мордва, татары, узбеки и др.

 (Воспитатель с детьми рассматривают трех кукол в национальных костюмах)

Воспитатель. Да, наша республика многонациональна. У каждого народа есть своя культура, свой национальный костюм. Обратите внимание на костюмы трех кукол. Какие народы они представляют?

Дети. Русские мордва, татары.

Воспитатель. Что характерно для каждого костюма?

Дети. У каждого костюма  своя  национальная вышивка, определенные цвета орнамента.

V. Д/игра «Назови элементы орнамента мордовской вышивки»

(Ребенок подходит к стенду,  показывает образец, и  называет элементы орнамента мордовской вышивки: крест, галочка, полоска, ромб)

VI. Д/игра «Узнай достопримечательности Саранска»

(Дети выходят по очереди к стенду, показывают иллюстрации и называют известное им здание, площадь, памятник)

Воспитатель. Мы рассмотрели экспонаты с национальной одеждой. Ребята, а как называется  музей, где  собраны предметы национальной одежды, старинные вещи?

Дети. Краеведческий музей.

Воспитатель. У нас в городе много музеев. Посмотрите на иллюстрации. Я думаю, что вы узнали многие достопримечательности.

Найдите иллюстрацию с изображением Краеведческого музея. (Ребенок показывает)

Воспитатель.  Что вы еще узнали? Где были с родителями?

(Дети показывают и называют достопримечательности Саранска)

Воспитатель. В центре города находится Мордовский республиканский  музей изобразительных искусств имени  С. Д. Эрьзи. Музей носит имя известного во всем мире скульптора,  нашего земляка. Здесь представлены его работы.

(Воспитатель показывает иллюстрацию музея и портрет скульптора)

В музее есть зал, где представлены картины мордовского художника Ф.В.Сычкова.

(Дети рассматривают картины художника)

Посмотрите, какими он изобразил девушек - мордовок.

-какая у них одежда?

-какие  лица?

-как они проводят время?

(Дети отвечают на вопросы)

VII. Беседа о мордовском фольклоре

Воспитатель. Наша Мордовия – удивительный край. Она расположена в центральной части русской равнины.

(Карта республики Мордовия)

Давным – давно  была удивительная страна. Называлась она Русь. По соседству жил бесстрашный народ – мордва. Мокша и эрзя собирали дикий мед, ягоды, грибы. Возделывали землю. Сами ткали холсты и шили себе одежду. Очень верили в силу природы. Сочиняли и передавали из поколения в поколение сказки, загадки, пословицы. А мы о них узнаем не только из книг, но и от людей, которые их рассказывают.

Перед вами портрет Серафимы Марковны Люлякиной, известной сказительницы. Она рассказывала старинные сказки, былины,…

Вы читали сказки мордовского народа. Кого из героев сказок знаете?

Дети: Вирява – богиня леса, Ведява – богиня воды.

Воспитатель. Чтобы задобрить богов, древние люди произносили заклинания, а дети заклички.

Чтение заклички (ребенок): 

Чика, листь, листь, листь,

Оев каша пенчь максан!

Чика, листь, листь,

Якстере атякш теть максан!

Солнышко, выйди, выйди.

Получишь ложку каши!

Солнышко, выйди, выйди.

Получишь красного петушка!

Воспитатель. Дети не только знали заклички, потешки, прибаутки, но и играли в подвижные игры.

VIII. П/и «В петушка»

(Дети встают в круг. Петушок ходит

внутри  круга.  Как заканчиваются слова, которые произносят дети, петушок выбирает соперника. Дети хлопают, «Петушки» стараются вытолкнуть друг друга из круга. Остается победитель. Играют 2 раза)

Петя, Петя, Петушок

Листе, бойкане, дружок.

Патяса тюрьхтяма.

Пильгаса топоттяма

Петя, Петя, Петушок

Выходи скорей, дружок,

Крыльями махни

Ножками топни.

IX.  Чтение отрывков стихотворений о Саранске

Воспитатель. О том, как  жили наши предки,  мы вспомнили. Современный Саранск  растет и развивается (Чтение детей)

1.Сколько сказочных мест у России

Городов у России не счесть.

Может, где-то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем здесь

***

2.Саранск все время строится

и храмы золотит.

Кругом цветы на улице

И чисто все блестит  

Воспитатель. Все радует наш взгляд в родном городе. Храмы, стадионы, музеи, проспекты, жилые комплексы, детские сады. Ребята,  я приготовила иллюстрации для показа, но с ними что-то случилось. Их стало так много…

X.  Д/игра «Найди вторую половинку»

Воспитатель. Ребята, помогите нам собрать картинки.

(Дети собирают пазлы с изображением зданий и построек – достопримечательностей Саранска)

XI.  Беседа «Наши земляки –известные  спортсмены»

Воспитатель. Среди достопримечательностей в нашем городе есть спортивные сооружения. Много стадионов. Какое событие было летом 2018 года?

Дети:  Чемпионат мира по футболу.

Воспитатель. Где проходили матчи чемпионата в нашем городе?

Дети: На стадионе Мордовия Арена.

Воспитатель. Ребята,  нашу  республику называют спортивной? Почему?

Дети: Много спортсменов с мировым именем.

Воспитатель. Вспомним имена  известных спортсменов.

(На стенде  портреты, воспитатель  называет ФИО спортсмена, дети – вид спорта)

XII.  Физминутка «Чемпионы»

Воспитатель. Ребята, вы растете, становитесь старше, сильнее. В будущем тоже достигнете спортивных успехов. Покажем. Как мы стремимся к этому.

(Дети выполняют движения по ходу текста)

Будем мы на радость маме

С детства закаленными.

Скоро вырастим и сами

Станем чемпионами.

Танцы, танцы, тренировки -

Мы от них не устаем.

Мы умеем прыгать ловко,

От больших не отстаем.

XIII.  Дыхательное упражнение «Вырасти большой»

ИП: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз.

XIV. Наши земляки - герои и полководцы

Воспитатель. Много лет среди равнины

Мой Саранск стоит старинный

Славен город наших дедов

В жизни многое изведал

Много войн и много бед,

Много радостных побед.

Мордовия вместе со всей страной ежегодно отмечает День Победы. Каждый год жители республики  участвуют  в шествии «Бессмертного полка». И вы вместе с папами и мамами, я уверена, тоже чествовали солдат  ВОв.  Ребята, скажите, как называется этот памятник и где он находится?

(Воспитатель демонстрирует иллюстрацию

Дети: Памятник «Родина – мать». Он находится в центре города.

 (Воспитатель обращает внимание детей на стенд с портретами)

Воспитатель. Ребята, в нашей республике много людей, которые прославили республику, проявляя  храбрость и героизм во время тяжелых испытаний для Родины

Среди них:

  1. Адмирал Ушаков Федор Федорович.
  2. Герой советского союза Пуркаев Максим Алексеевич
  3. Герой Вов  Девятаев Михаил Петрович
  4. Летчик-космонавт Дежуров Владимир Николаевич

XV. Сообщения детей о родственниках, воевавших в ВОв

Воспитатель. И среди ваших родственников есть, герои, которые, может быть, не так известны, но  в вашей семье их помнят и чтят.

(Рассказы детей о родных, воевавших в ВОв)

Воспитатель. Имена всех, кто защищал нашу Родину,  навсегда останутся в памяти народной.

XVI. Беседа «Знаменитые земляки - люди искусств»

Воспитатель. Нашу республику посещают гости из других стран. Ребята, что мы можем рассказать о земляках, которые вписали свое имя в сокровищницу мировой культуры.

(Дети выходят по очереди с фотографиями и встают полукругом, называя фамилии и имена)

- поэт А.И. Полежаев. Его именем названа одна из центральных улиц Саранска

- детская писательница   Т.Тимохина. Ее сказки мы читаем и перечитываем.

- композитор Н. В. Кошелева. Она автор музыки гимна Республики Мордовия.  

- поэт  - публицист Н.П. Огарев. Мордовскому университету присвоено его имя.

Воспитатель. Ты можешь гордиться, мордовский край, что в созвездии имен мировой культуры есть имена и наших земляков.

XVII. Итоги

Воспитатель.  Я думаю всем, кто приедет в Мордовию, она понравится. Вы так тепло о ней рассказали.

(Дети встают рядом с воспитателем и читают строки):

Мордовия моя,  какие люди!

С такими и на праздник, и на труд.

Так пусть же каждый час твой светел будет

Во все века, которые грядут.

Воспитатель. А мы возвращаемся в детский сад.

Вокруг себя повернись.

В детском саду очутись

Воспитатель.  Вот мы и в своей группе. Дети, что вы узнали сегодня на занятии?

Что  вам понравилось?

(Дети отвечают)

Использованная литература:

  1. Мы в Мордовии  живем: пример. регион. модуль программы  дощк. образования /О.В.Бурляева и др./. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2011.- 104с.
  2. Миняева Г.Н. Истя минь эрятано-Тяфта минь эрятама./ Г.Н.Миняева; поволж. Центр культур финно-угор. Народов. – Саранск, 2012.-132 с.  Миняева Г.Н. Так мы живем.
  3. Алешина Н.В. «Знакомство с родным городом»,1999.
  4. Белоусова Л.Е. Добрые досуги по произведениям детских писателей. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.-144с.
  5. «Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников», 2003.
  6. Новицкая М.Ю. «Наследие. Патриотическое воспитание в д/с», 2003.
  7. «Саранск – столица Мордовии». Книга-альбом, 2006.
  8. Источник: https://borgul.ru/2016/08/kompleksy-dyhatelnoj-gimnastiki.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по образовательной области " Социально-коммуникативное образование" в старшей группе " Путешествие в страну вежливости"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности.Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы. Возрастная группа : старшая.Тема НОД: «Путешествие в...

Конспект занятия по социально-коммуникативной деятельности в старшей группе на тему: «Родина бывает разная, но у всех она одна».

Сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально знач...

Открытое занятие по социально-коммуникативному воспитанию в старшей группе «Опасности на вокзале»

Открытое занятие по социально-коммуникативному воспитанию в старшей группе«Опасности на вокзале»...

Конспект социально-коммуникативного занятия в старшей группе «Моя дружная семья»

Что такое семья? Это первый устойчивый коллектив в жизни ребенка.Что такое семья? Вам скажу по секрету-Это папа и мама всех дороже на свете!Это с ними прогулки, поездки на море,Это брат и сестра, та, ...

Статья "Развитие социально- коммуникативной компетентности дошкольников старшей группы"

Статья содержит полную характеристику понятия социально- коммуникативной компетентности дошкольников и раскрывает методы ее развития у дошкольников старшей группы....

КОНСПЕКТ ООД социально-коммуникативного характера в старшей группе на тему: «Азбука вежливости»

Цель: воспитывать  у детей вежливость, навыки культурного поведения и общения.Задачи:Образовательные: - формировать у детей представления и потребности в доброжелательном общении с окружающими, ф...

Конспект открытого занятия по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» тема «Остановись, мгновенье!» в старшей группе

Цель: Создание условий для развития социально-коммуникативных навыков старших дошкольников средствами фото и фототехники. Задачи:1.Познакомить детей с историей фотоаппарата.2.Расширить представле...