Статья "Развитие социально- коммуникативной компетентности дошкольников старшей группы"
статья (старшая группа)

Статья содержит полную характеристику понятия социально- коммуникативной компетентности дошкольников и раскрывает методы ее развития у дошкольников старшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_sots_komm_kompetentn.docx20.75 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие социально- коммуникативной компетентности дошкольников старшей группы

   Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, так как основные структуры личности закладываются именно в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей. В связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры,  возрастает актуальность развития  социально-коммуникативной компетенции дошкольников в современных условиях.  

   Социально–коммуникативная компетентность – это готовность субъекта получать в диалоге необходимую информацию, представлять и отстаивать свою точку зрения на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей, умение соотносить свои устремления  с интересами других людей, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу.

   Основной целью социально – коммуникативного развития дошкольников является позитивная социализация детей,  приобщение их  к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.  В связи с этим  можно выделить следующие задачи социально – коммуникативного развития:

  • усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
  • развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;
  • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
  • формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,
  • формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
  • формирование основ безопасности в быту, социуме, природе;
  • формирование социально-коммуникативных речевых умений (развитие способности вступать в общение и поддерживать его).

    Для решения поставленных задач необходимо соблюдать ряд условий:

  • использование в практике работы здоровьесберегающих образовательных технологий;
  • реализация общеобразовательной программы;
  • обогащение предметно-пространственной среды.

   Развитие собственной активной позиции у ребенка обеспечивается предоставлением ему инициативы в самых разных видах деятельности, и прежде всего в игре.

   Основными принципами дошкольного образования, направленными на формирование личностных качеств дошкольника и его адаптацию к социуму, являются:

  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • учёт этнокультурной ситуации развития детей.

   Согласно ФГОС ДО, выделяется ряд требований к условиям реализации образовательной области «Социально- коммуникативное развитие»:

1. Требования  к основным компетенциям педагога:

  • обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;
  • поддержка индивидуальности и инициативы детей;
  • установление правил поведения и взаимодействия с детьми в разных ситуациях;
  • построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника;
  • организация сотрудничества с родителями воспитанников.

2. Рекомендуемые инновационные формы работы с детьми.

Младший дошкольный возраст

  • вариативная организация игр-экспериментов и игр-путешествий предметного характера с детьми как основных методов воспитания;
  • организация сюжетных игр;
  • организация моментов радости, связанных с культурно-гигиеническими навыками и навыками ЗОЖ;
  • простейшие поисковые и проблемные ситуации;
  • игры с моделированием;
  • литература и игра (чтение).

Средний дошкольный возраст:

  • организация сюжетно-ролевых игр;
  • вариативная организация игровых проблемных ситуаций, игровых поисковых ситуаций, усложняющихся игр-экспериментирований и игр-путешествий, игр-этюдов;
  • введение в процесс воспитания простейших ситуационных задач;
  • беседы и совместная познавательная деятельность воспитателя и детей с элементами игры.  

Старший дошкольный возраст:

  • ситуационные задачи, их широкая вариативность;
  • использование метода проектов;
  • использование метода коллекционирования;
  • использование театрализованной деятельности;
  • использование литературно-игровых форм (сочинение с детьми загадок, стихотворные игры);
  • самостоятельная деятельность детей.

3. Инновационные формы работы с родителями:

  • совместные образовательные проекты, а также семейные;
  • вечера вопросов и ответов;
  • родительские гостиные;
  • совместное творчество родителей, детей и педагогов;
  • творческие выставки и фотовыставки;
  • тематические вечера и викторины;
  • совместные досуги;
  • видеоинтервью и мультимедийные презентации;
  • совместное создание мини-музеев.

   Для успешной работы по формированию социально-коммуникативной компетентности дошкольников необходимы следующие организационно-педагогические условия:

  • создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и любви;
  • обучение умению слушать и слышать другого;
  • развитие умения использовать в общении мимику, пантомимику и голос;
  • развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях;
  • обучение умению использовать формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;
  • воспитание доброжелательного отношения к сверстникам;
  • формирование чувства симпатии между участниками общения;
  • объяснение детям, что неосторожно сказанное слово ранит не менее больно, чем действие;
  • обучение  детей умению владеть собой;
  • развитие умения анализировать ситуацию;
  • целенаправленное формирование у детей коммуникативных навыков.

   Социально-коммуникативное развитие рассматривается во ФГОС ДО как одно из основных направлений развития дошкольника. Актуальность рассмотрения этой проблемы заключается в том, что данная сфера чаще всего находится в области стихийной социализации и редко – в фокусе внимания педагогов и психологов. Поэтому становление социально-коммуникативной компетентности и приобретение социально-коммуникативного опыта должно стать сферой пристального и целенаправленного внимания педагога и психолога и, конечно, роль этих специалистов: педагога и психолога в формировании социально-коммуникативной компетентности ребёнка трудно переоценить.

Литература

.1.Венгер Л.А., Мухина В.С. «Возрастная психология: Феноменология развития, детство и отрочество», Просвещение, 2008.

2. Галигузова  Л.Н.,  Смирнова Е.О. Ступени общения от года до семи лет. М., 2006.

3.Клюева Н.В., Касаткина  Ю.В. Учим детей общению. С-Пб., 2010.

4.Лисина М.И. Общение ребенка со взрослыми как деятельность/ под ред. Лисина М.И. М., 1974

5.Панфилова А.П. Теория и практика общения : Пособие для студ. Издательский центр «Академия», М.,2011.

6.Полякевич Ю.В., Осинина Г.Н. Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет: модели комплексных занятий/ Волгоград.: Учитель,2011.

7. Репина Т.А., Стеркина Р.Б. Общение детей в детском саду и семье. М., 2014.

8.ФГОС ДО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования»

Взаимодействие  и  общение со взрослыми и сверстниками является важнейшим фактором, во многом определяющим развитие ребенка как человека общественного. Это взаимодействие является исходным м...

Семинар «Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования» (февраль, 2014-2015 учебный год)

Семинар«Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования»(февраль, 2014-2015 учебный год)...

«Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования»

«Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОСдошкольного образования»...

Семинар-практикум: «Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

Семинар-практикум "Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников в соответствии с требованиями  ФГОС ДО"...

Внедрение инновационных и развивающих игр в развитии социально-коммуникативной компетентности дошкольников

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образов...

Мастер-класс для педагогов «Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников средствами ИКТ-технологий"

При формировании социально-коммуникативной компетентности дошкольников педагог ДОУ может использовать в своей практике различные педагогические технологии – игровую, обучение в сотрудничестве, техноло...