Приобщение детей подготовительной к школе группы к национальной культуре и искусству Коми через изобразительную деятельность.
рабочая программа (подготовительная группа) по теме

Егорова Вера Васильевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2» с. Помоздино

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

Приобщение детей подготовительной к школе группы

к национальной культуре и искусству Коми через изобразительную деятельность.

Составитель:

 Егорова Вера Васильевна,

воспитатель.

с. Помоздино, 2013.

Пояснительная записка

Чтобы у ребёнка формировалось чувство любви к Родине, необходимо воспитывать у него эмоционально-положительное отношение к тем местам, где он родился и живёт, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, природы, истории, формировать стремление принести посильную помощь людям труда, родной природе, своему краю. Особую роль в развитии глубокого, осознанного чувства у детей играют знания. В решении этих задач необходимо дать представления о Республике Коми, о её истории, культуре, традициях народов, населяющих его.

Изобразительная деятельность даёт большие возможности для работы по ознакомлению детей с национальными и культурными традициями коми народа с использованием подлинного материала и позволяет закрепить знания детей, полученные в результате общения, формирующееся у них отношение к окружающему.

Настоящая программа описывает курс по приобщению детей подготовительной к школе группы к национальной культуре и искусству коми через изобразительную деятельность. Данная программа является частью «Рабочей учебной программы по изобразительной деятельности для детей 6-7 лет» Егоровой В.В. Разработана программа на основе содержания по изобразительной деятельности для ДОУ по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой с учётом обновления содержания по парциальным программам и национально - регионального компонента. Программа составлена по блокам: «Коми Парма: животные и птицы, растительность», «История и традиции», «Культура и быт», «Декоративно - прикладное искусство».

Приобщение к национальной культуре и истории коми реализуется на занятиях (наглядный компонент, художественное слово и речь педагога), экскурсиях, при практической работе по декоративно – прикладному искусству (далее - ДПИ), в дидактических играх. При отборе программного материала в первую очередь учитываются возрастные особенности детей.

Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей:

  «Физическая культура». Использование рисунков в оформлении к

праздникам, развлечениям.

 «Музыка». Использование рисунков в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств. Разучивание коми песен.

•«Коммуникация» и «Чтение художественной литературы». Использование на занятиях художественного слова, рисование   иллюстраций   к   потешкам,   сказкам,   стихотворениям; развитие   монологической   речи   при   описании   иллюстраций   к художественной  литературе  и  репродукций  картин  художников, собственных работ и работ своих товарищей.

•«Познание». Расширение кругозора в процессе рассматривания картин, различных наблюдений, экскурсий, занятий по ознакомлению с окружающим (люди, природа, мир, история), а также знакомства со строением предметов, объектов.

  • «Социализация». Подчеркивать ценность каждого ребенка для общества вне зависимости от его индивидуальных особенностей и этнической принадлежности.

Цель программы:

1.Приобщать детей к национальной культуре и искусству Коми - культуре своего народа.

2.Систематизировать элементарные представления о народном искусстве, как части художественной культуры.

Задачи:

1.Воспитывать желание использовать изобразительную деятельность как средство отражения впечатлений об окружающем, личного опыта, интересов.

2.Дать   представления   о   деятельности   художников   (на   местном материале).

3.Расширять представления о скульптурах малых форм, выполненных по мотивам коми национальных сказок, быта, природы, и скульпторах коми края.

4.Дать представление детям о прикладном искусстве народа коми, учить видеть его красоту, неповторимость, понимать их прикладной характер (узорное вязание, ткачество, резьба по дереву и бересте, посуда керамическая и деревянная).

5.Побуждать выражать свои чувства и переживания по поводу того или иного произведения искусства - радость, восхищение, выбирать особо понравившиеся.

6. Приобщать детей к коми разговорной речи.

Актуальность:

Создание программы связано с необходимостью решения задач по воспитанию патриотизма, формированию нравственных чувств, эстетическому воспитанию.

Принципы:

  • Система
  • Последовательность
  • Целесообразность
  • Связь с другими видами деятельности

Чтобы работа приносила результат:

  • Меняется развивающая среда
  • Информирование родителей
  • Занятия по ознакомлению детей с окружающим миром (одежда, посуда и т.д.)
  • Ознакомление с коми художественной литературой (сказки, легенды).
  • Дидактические игры.
  • Экскурсия в музей
  • ИЗО-деятельность    (лепка,    аппликация,    конструирование, рисование.).

Этапы:

1.Познавательный

2.Ознакомительный

3.Изобразительный

Распределение материала по видам деятельности

Элементы приобщения

Виды деятельности

Изо-деятельность

Озн. с худ лит. Коммуникация

Познание

Музыка

Уголок

Свободная деятельность

Ознакомление с родным Коми краем:

•    Геральдика

•    Республика (столица, карта)

•    Природные       ресурсы       (полезные

ископаемые, лес и т.д.)

•    Родное   село   (достопримечательности,

известные люди, учреждения, природа,

домашние         животные,         птицы,

архитектура).

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Коми Парма

•    Растения

+

+

+

+

+

+

•    Животные

+

+

+

+

+

+

•    Взаимосвязь в природе

+

+

+

+

История и традиции

•    Семья

+

+

+

+

+

+

•    Праздники

+

+

+

+

+

+

•    Коми герои ВОВ, гражданской войны

+

+

+

+

•    Известные люди (Тима Вень,

+

+

+

+

Культура и быт

•    Архитектура

+

+

+

+

+

•    Литература

+

+

+

+

•    Фольклор

+

+

+

•    Декоративно-прикладное искусство

+

+

+

•    Устное народное творчество

+

+

+

+

+

•    Национальные                 музыкальные

+

инструменты

•    Одежда и обувь

.

•    Посуда

•    Утварь

+

+

+

+

+

•    Профессии

+

+

+

+

+

•    Подсобное хозяйство

+

+

+

+

+

•    Мебель

+

+

+

+

Содержание работы.

Тематика

занятий

Задачи

Развивающая среда

Результат

освоения

способов

знаний,

умений

детьми

№ занятия

Предметно    пространственная среда

Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми

1

2

3                       4

5

Блок «Коми Парма: животные и птицы, растительность»

1

Рисование

«Пышкай»

Познакомить              со штриховыми   рисунками птиц. Учить передавать в

рисунке       характерные особенности       воробья: пропорции его тела, цвет оперенья, форму клюва, хвоста. Развивать умения применять при закрашивании изображения разные

приёмы           рисования карандашом:  тушёвку и штриховку,          разный нажим.

Н.М.:    несколько цветных изображений птиц: воробья, сороки, вороны, синицы и

др. (иллюстрации, художественные открытки,

штриховые изображения     из

книжек раскрасок,   силуэт

птицы.

М.Д.:          листы бумаги 12x12 см, простой и цветные

карандаши.

Показ,

рассматривай

ие,

объяснение,

беседа,

напоминание,

поощрение,

оценка

1

Портретный

графический

рисунок        с

изображением

воробья

2

Рисование

«Катша»

Продолжать учить детей

определять по

изображению птицы её

характерные

особенности; видеть

различия в форме частей

тела и в пропорциях

сороки и воробья. Учить

изображать новую позу

птицы - птица сидящая

на ветке с повёрнутой

головой назад. Упражнять

в произвольном нажатии

карандаша для получения

нужной интенсивности

цвета.

Н.М.:     несколько

иллюстраций      с

изображением

сороки,

иллюстрация      с

изображением

воробья(для

сравнения).

М.Д.:          листы

бумаги           А4,

угольные

карандаши.

Показ,

рассматривай

ие, сравнение,

объяснение,

напоминание,

оценка.

Предметный

рисунок        с

изображением

сороки          в

простом

движении.

3

Лепка

«Рака

лэбö»

Продолжать знакомить

детей с барельефом.

Учить изображать ворону

на пластине способом

налепа. Продолжать

учить передавать

небольшое движение

животных. Развивать

умения аккуратного

пользования материалами.

Н.М.:              две

картинки           с

изображением

сидящей (стоящей)

и летящей вороны,

лист    бумаги    с

нарисованным

телом  и  головой

птицы для показа

рисования крыльев и хвоста. М.Д.:    картонные

квадратные листы

бумаги, пластилин,

стеки.

Показ,

рассматривай

ие,   вопросы,

объяснение,

напоминание,

поощрение,

оценка.

Пластина      с

изображением

рельефного

изображения

вороны         в

движении.

4

Рисование

«Сюзь»

Продолжать знакомить детей с штриховыми рисунками. Учить рисовать сову штрихами, передавая ее особенности, дополнять рисунок деталями. Развивать умения аккуратного пользования материалами. Воспитывать интерес к природе и побуждать передавать впечатления в изодеятельности.

Н.М.: изображение совы красками (без показа оперения) и иллюстрации      к произведениям Е.Чарушина,  лист бумаги для показа. М.Д.:                                                                                                                                                                              листы

бумаги,   угольные карандаши.

Показ,

наводящие

вопросы

проблемная

ситуация,

объяснение,

напоминание,

поощрение,

оценка.

Предметный графический рисунок        с изображением

совы.

5

Рисование «Еж»

Учить передавать в рисунке связное содержание - изобразить эпизод из жизни ежей. Развивать умение композиционно правильно располагать объекты на листе и соблюдать пропорции между предметами. Продолжать учить изображать предметы и объекты штрихами. Воспитывать любовь к природе.

Н.М.:     сюжетная картинка «Ежи» из серии        «Дикие животные», незаконченные изображения елочки и ежа (без хвои и иголок). М.Д.: лист бумаги А4,                                                                                                                                                                         цветные

карандаши, простой карандаш.

Рассматривай

ие,       показ,

игровой

приём,

объяснение,

напоминание,

упражнение,

поощрение,

оценка

Сюжетный графический рисунок        с изображением ежей.

6

Аппликац

ия

«Жонь пелысь вылын»

Учить                                                                                                                                                         располагать

фигуры на листе бумаги в зависимости                                                                                                                                                                                              от

задуманного простого сюжета.                                                                                                                                                                                                                                                                             Учить

изображать в аппликации двух снегирей в разных позах: сидящего на ветке рябины и летящего. Упражнять                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      в вырезывании фигуры по силуэту или по нарисованному контуру. Формировать умение передавать характерные особенности снегирей (окраску форм частей тела). Продолжать учить детей работать парами. Упражнять в способе парного вырезывания.

Учить         использовать

дополнительный

материал                  для

изображения          снега

(манка, пенопласт).

Н.М.:        фигуры «снегирей» (по две штуки разных по величине), специально подобранная бумага                                                                                                                                                                                                   для

составления композиций.

М.Д.:

Тонированная бумага, цветная бумага, клей, клеёнка, салфетки, ножницы, манка или                                                                                                                                                                                       мелкий

пенопласт.

Показ,

моделирование, объяснение,

напоминание,

поощрение,

оценка

Аппликация передачей простого сюжета.

7

Лепка

«Наян руч»

Учить лепить лису в

движении методом

вытягивания из целого

куска.

Продолжать учить

передавать движение:

определённую позу

(выгнутая спинка, лапы

поджаты к туловищу).

Отрабатывать приёмы

лепки сглаживание.

Н.М.:

иллюстрации      с

изображением

лисы    в    разных

позах,  скульптура

малых форм лиса.

М.Д.:    пластилин,

стеки, доски

Показ,

проблемная

ситуация,

объяснение,

напоминание,

поощрение,

оценка.

Лепная фигура

лисы            в

движении.

8

Лепка

«Черияс»

(изопласти

ка)

Продолжать знакомить с

барельефом. Продолжать

учить изображать

объекты нанесением

пластилина на

поверхность. Развивать

чувство цвета, умение

дополнять работу

деталями.

Н.М.:

иллюстрации

разных рыб.

М.Д.:        картон,

пластилин, стеки.

-

Показ,

рассматривай

ие,

объяснение,

напоминание,

поощрение,

оценка.

Предметная

лепка

барельефа     с

изображением

рыбки.

9

Лепка

«Пармаса олысьяс»

Учить детей лепить

животных по типу

народной игрушки на

трех опорах(стоят более

устойчиво, прочно).

Продолжать учить лепить

из целого куска, путем

вытягивания частей.

Продумывать

выразительные средства в

зависимости от сюжета

(озирающийся заяц -

голова повернута,

ревущий медведь -

раскрыта пасть и т.д.)

Н.М.:         Набор

картин              с

изображением

животных на трех

опорах

(царапающийся

медведь, сидящий

медведь,   медведь

на    трех    лапах,

косой,

обдирающий

луб...)       и       с

использованием

передачи

выразительности

образа

(прислушивающий

ся   или   усталый

волк,

высматривающая

добычу лиса)

М.Д.:   Пластилин,

стеки,     бросовый

материал

Показ,

рассматривай

ие,

объяснение,

напоминание,

поощрение,

оценка.

/

Лепные

фигуры диких

животных

объединённые

одним

сюжетом.

10

Рисование

«Арся

кыдз»

Учить передавать в

рисунке характерные

особенности берёзы в ясный день (белый ствол

с чёрными пятнами,

тонкие изогнутые ветки,

легкая крона), осеннюю

окраску листвы; обучить

правильным способам

действий полусухой

жёсткой кистью при

рисовании вертикальных

мазков для изображения

чёрных пятен на стволе

берёзы; упражнять в

рисовании концом кисти

тонких изогнутых линий;

через стихотворения

И.Торопова «Кыдз» и

репродукции картин

формировать в

представлении детей

образ белоствольной

стройной берёзы.

Н.М.: репродукции

картин               с

изображением одинокой берёзы и

берёзы    в    лесу

среди деревьев.

М.Д.:

тонированная

бумага              с

определением

горизонта в виде

вытянутого

прямоугольника,

дополнительные

листы бумаги для

упражнений       в

рисовании тонких

линий   и   разных

способах    работы

жесткой    кистью;

кисти          №2,4,

жесткие, гуашь.

Показ,

проблемная

ситуация, художественн

ое       слово,

рассматривай

ие

репродукций,

объяснение,

напоминание,

поощрение,

оценка.

Предметный

рисунок        с

изображением берёзы.

11

Рисование

«Арся

клён и

коз»

Учить передавать в

рисунке строение клёна и

ели, их различия в

силуэтах; изображать

деревья на широкой

полосе земли на разном

расстоянии («ближе» и

«дальше»). Развивать

художественный вкус у

детей (умение передавать

красоту пейзажа через

сочетание разных красок

в рисунке: ярких,

светлых, тёмных).

Упражнять в технике

рисования щетинной

кистью (умение

изображать наклонными

штрихами хвою ели).

Побуждать детей вносить

в рисунок дополнения,

обогащающие его

содержание.

Н.М.: Три чёрных

силуэта          ели,

берёзы,   клёна   и

изображением

дерева с листвой;

лист    бумаги    с

нарисованной

веткой   ели   для

показа   рисования

хвои      щетинной

кистью.

М.Д.:

Тонированные

листы   бумаги   с

определением

линии    горизонта

(небо               до

горизонта,

окрашенное

красками

вечернего    заката

или          восхода

солнца,      гуашь,

кисти    №2,4     и

щетинные.

Показ,

проблемная

ситуация,

объяснение,

напоминание,

поощрение,

оценка.

Пейзажный

рисунок        с

изображением

разных       по

строению

деревьев       с

передачей

перспективы

12

Аппликац

ия

«Арся

лунö

ворын»

Учить детей составлять

сюжетную аппликацию,

отражать в ней природу

осени; продолжать

развивать умение

использовать широкую

полосу земли для

размещения предметов

Н.М.: Аппликация

-образец, силуэты

деревьев с занятия

«Арся клён и коз».

М.Д.: картон 30x40

см,                    с

определением

линии    горизонта

Показ,

расматривани

е, объяснение,

напоминание,

поощрение,

оценка.

Пейзажная

аппликация   с

изображением

нескольких

деревьев       с

передачей

перспективы.

13

Рисование  «Пелысь

роз»

Развивать умение планировать

расположение отдельных предметов на плоскости при рисовании натюрморта. Побуждать детей дополнять рисунок - вносить в натюрморт изображение каких-либо небольших предметов и передавать связь с композиционным центром (ваза с ветками) через их расположение, цвет, величину. Учить передавать характерные особенности рябины (ветки), сложный лист, гроздь ягод. Учить новому техническому приёму - двухцветному боковому мазку.

Н.М.:фланелеграф       в вертикальном положении,       на котором 1/3 часть занимают изображение части стола и силуэтное изображение вазы, ветку                                                                                                                                                                                                                                или

картинка                                                                                                                                                                                                          с

изображением ветки рябины, лист бумаги                                                                                                                                                                                                                                                       с

нарисованным тонким  черешком для                                                                                                                                                                                                             показа

рисования осенних листьев рябины. М.Д.:                                                                                                                                                                             листы

бумаги

тонированные на 1/3 часть занимают изображение части стола, остальное стена, гуашь, мягкие кисти, простой карандаш.

проблемная

ситуация,

объяснение,

напоминание,

поощрение,

оценка.

Рисунок в жанре

натюрморта   с передачей образа    ветки рябины.

14

Лепка «Тшакъяс лон зык»

Продолжать учить лепить по произведениям коми писателей (И.Коданёв «Тшакъяслбн зык»). Учить передавать в лепке сюжет сказки, придавать изделиям сказочный образ. Развивать умение лепить из целого куска, сглаживать поверхность.

Н.М.:

иллюстрация      к сказке, картинки с изображением разных грибов М.Д.:    пластилин, стеки,    бросовый материал

(бусинки, веточки, листья    и    т.д.), «полянка», вырезанная       из картона._______

Показ,

проблемная

ситуация,

объяснение,

напоминание,

поощрение,

оценка.

Лепные

фигуры

сказочных

грибов,

объединённые

одним

сюжетом

15

Лепка

«Арся

уджъяс»

Учить передавать в лепке сюжет и отражать деятельность человека осенью. Развивать умение лепить фигуру человека в движении.Учить соблюдать пропорции,

Н.М.:

иллюстрации

картин                                                                                                                                                                                                                                                            с

изображением

сезонных    работ,

сюжетные

картинки                                                                                                                                                                                                       с

изображением

человека в разных

позах

М.Д.:    пластилин,

стеки,    бросовый

материал

.

Показ,

рассматривани

е,  объяснение

напоминание,

поощрение,

оценка.

Лепные фигуры передачей движения.

16

Аппликация

«Вöрса зверь-пöтка арын»

сухих листьев белочку,

подбирать формы

листьев соотнося их со

строением фигуры

зверька. Упражнять детей

в составлении

композиции.

Воспитывать любовь к

природе.

Н.М.:

Показ,

Аппликация иллюстрация      с

изображением

белочки в природе.

М.Д.:          сухие

листья,         клей,

кисти, картон.

проблемная

ситуация,

объяснение,

напоминание,

поощрение,

оценка.

Апликация с передачей

сюжета.

17

Рисование

«Видзöд,

уси лым»

Продолжать учить

передавать явления

природы в рисунке.

Учить рисовать фрагмент

из природы

ограниченный рамой

окна. Развивать умение

составлять композицию.

Учить всматриваться в

красоту окружающей

природы.

Н.М.: репродукции

картин      зимнего

пейзажа

оформленные, как

вид с окна.

М.Д.:

видоискатели,

кисти №2,4, гуашь,

тонированная

бумага, вода.

Показ,

рассматривание,

наблюдение,

объяснение,

поощрение,

оценка.

Пейзажный

рисунок        с

изображением зимней природы

18

Рисование

манкой

«Пуяс

вылын

пуж»

Продолжать учить

рисовать

нетрадиционными

способами. Учить

изображать деревья

манкой. Развивать умение

располагать деревья в

композиции.

Отрабатывать умение

рисовать схематический

рисунок, технику нажима

на карандаш. Продолжать

учить видеть красоту

зимнего дня и вызывать

желание отражать его в

рисунке.

Н.М.: репродукции

картин               с

изображением

зимнего пейзажа

М.Д.:        плотная

бумага,       манка,

простой карандаш,

клей, салфетки.

Показ,

проблемная

ситуация,

объяснение,

напоминание,

поощрение,

оценка.

'

Предметный

рисунок        <

изображением

деревьев.

19

Рисование

с натуры

«Гортса

дзоридзъя

с»

Продолжать знакомить с

жанрами

изобразительного

искусства -

натюрмортом. Учить

детей передавать

относительную величину

горшочка и растения,

характерную форму

горшка, строение

растения — расположение

отростков, их количество;

характерный цвет

изображаемого .

Упражнять в рисовании

вспомогательного

рисунка, закрашивания

готовго,отрабатывать нажим карандаша

Н.М.:    комнатное

растение,

расположенное

перед   детьми   на

однотонном   фоне

(пастельных

оттенков)

М.Д.:          листы

бумаги           А4,

карандаши

простые и цветные

•~'

Показ,

рассматривай

ие, наводящие

вопросы,

упражненеие,

объяснение,

напоминание,

поощрение,

оценка.

Рисунок     в

жанре

натюрморта   с

изображение

комнатного

растения

(Амаралис,

аспидистра)

20

Рисование

«Льöм»

Воспитывать эстетически

- нравственное

отношение к природе

через изображение её

образа в собственном

творчестве. Развивать

умение располагать

рисунок в центре листа.

Учить изображать ветку

черёмухи

нетрадиционным

способом - тычком

(ватная палочка).

Развивать чувство цвета,

ритма.

Н.М.:

иллюстрация       с

изображением

ветки черёмухи

М.Д.:   альбомный

лист                  с

тонированный     в

тёмный         цвет,

гуашь, кисть №2,

ватные    палочки,

вода,

Показ, рассказ, объяснение,напоминание, поощрение, оценка.

Предметный рисунок с изображением ветки черёмухи.

Блок «История и традиции»

21

Лепка

«Ми гуляйтам йöрын»

Учить составлять

коллективную

композицию из

вылепленных фигур,

передавая

взаимоотношения между

ними. Продолжать учить

передавать несложные

движения (наклон и

поворот туловища,

разные положения рук) и

настроения героев.

Развивать глазомер.

Воспитывать умение

договариваться.

Н.М.:

иллюстрация       с

изображением

гуляющих    детей

или фотография.

М.Д.:    пластилин,

стеки,    подставки

для   вылепленных

изделий, доски.

Показ,        ,

объяснение,

напоминание

, поощрение,

оценка.

Лепные фигуры

в       движении

объединённые

одним

сюжетом.

22

Рисование

«Бать»

Учить рисовать мужской

портрет, стараясь

передать особенности

внешнего вида, характер

и настроение конкретного

человека. Вызвать

интерес к поиску

изобразительно -

выразительных средств,

позволяющих раскрыть

образ более полно, точно,

индивидуально .

Продолжать знакомить с

жанром изобразительного

искусства - портрет.

Н.М.: репродукции

портретов, таблица

способов

изображения   губ,

носов,          усов,

причёски,  бровей,

глаз.

М.Д. :          листы

бумаги,      гуашь,

кисти№2,4,

простой карандаш,

вода.

Показ,

проблемная

ситуация,

объяснение,

напоминание

, поощрение,

оценка.

Портретный

рисунок образа

отца       (дяди,

деда).

23

Рисование

«Мам»

Учить рисовать портрет,

передавая особенности

мамы Уточнять знания о

жанре живописи -

«портрете»

Воспитывать у детей

эмоциональное отношение к образу

Н.М.: репродукции

портретов, таблица

способов

изображения   губ,

носов,          усов,

причёски,  бровей,

глаз. М.Д.:                                                                                                                                                                              листы

бумаги,      гуашь, кисти№2,4, простой карандаш, вода.

поощрение, оценка.

Показ,

рассматривай

ие,

проблемная

ситуация,

объяснение,

напоминание,

Портретный

рисунок образа

матери

(бабушки, тёти).

24

Рисование «Олìсны

вылìсны

пöч да пöль»

Учить рисовать портрет пожилых людей, передавать отличительные особенности (седые волосы, морщинки и овал лица и т.д.)

Развивать умение видеть пропорции лица.

Упражнять в использовании в рисовании разного нажима при закрашивании. Воспитывать уважение к пожилым людям.

Н.М.: репродукции портретов                                                                                                                                                                                    с

изображением людей разных возрастов, дид. игра «Составь портрет», таблица способов

изображения глаз, ртов, бровей, носов.

М.Д.:                                                                                                                                                                             листы

бумаги                                                                                                                                                                                                  А4,

простой и цветные карандаши

Дид.     игра,

показ,

рассматрива

ние,

объяснение,

напоминание

, поощрение,

оценка.

Портретный рисунок

человека        в возрасте.

25

.

Лепка

«Коми

Мойдысь да

Легендаясысь геройъяс»

(Ема -Баба,

Леший,

Пера-

Богатыр)

Развивать интерес к коми легендам и преданиям. Учить лепить игрушки-миниатюры, отражая содержание прочитанного и самостоятельно выбирая способ лепки. Развивать умение передавать динамику движения, пластику, особенности внешнего вида.

Н.М.:

иллюстрации к

легендам и

преданиям с

изображением

гароев,

скульптуры малых

форм - сказочные

герои

М.Д.: пластилин,

бросовый

материал, стеки,

доски.

проблемная

ситуация,

объяснение,

напоминание

, поощрение,

оценка.

Лепная  фигура

сказочного

персонажа.

Блок «Культура и быт»

26

Рисование «Коми

Республикалöн столица»

Знакомить детей со столицей - Сыктывкаром, с его достопримечательностями. Учить рисовать многоэтажные дома. Дома разной архитектуры. Развивать умение рисовать на широкой полосе. Развивать воображение и творчество.

Н.М.:    слайд-шоу

«Сыктывкар»,

фотографии        с

изображением

столицы,

М.Д.:                                                                                                                                                                             листы

бумаги,      гуашь,

кисти№2,4,

простой карандаш,

вода.

Наглядный,

рассказ

воспитателя,

проблемная

ситуация.

Рисунок         с

изображением

архитектурных

зданий                                                                                                                                                                                      и

передачей

композиции

27

Рисование «Менам керка»

Учить изображать деревянный дом с двух сторон, передавая фактуру дерева тонкими линиями и штрихами разного характера. Упражнять в составлении композиции. Развивать умение рисовать и

закрашивать разным

нажимом карандаша.

Воспитывать

самостоятельность и

инициативность .

Н.М.:

иллюстрации   или

фотографии        с

изображением

деревенского

дома,

М.Д.:       цветные

карандаши, листы

бумаги           А4,

простые

карандаши.

Показ,

проблемная

ситуация,

объяснение,

напоминание

, поощрение,

оценка.

Рисунок         с

изображением

деревянного

дома                                                                                                                                                                                                                                     с

передачей

композиции.

28

Рисование

«Менам

муса

Помöсдiн»

(2

занятия)

Учить рисовать

многоплановый рисунок,

изображая здания разного

назначения, природу,

людей. Развивать умение

составлять композицию

рисунка. Воспитывать

интерес к родному селу.

Н.М.:  альбомы с

фотографиями

достопримечатель

ностей              с.

Помоздино.

М.Д.:          листы

бумаги,      гуашь,

кисти№2,4,

простой карандаш,

вода.

Показ,

рассматрива

ние,

объяснение,

беседа,

поощрение,

оценка.

Рисунок         с

изображением

родного села

29

Аппликац

ия

«Театр»

Учить передавать в

аппликации особенности

конструкции

театрального здания и его

архитектурных деталей -

колонны, фронтона,

широкой лестницы,

арочную форму окон и

дверей. Учить детей

ориентироваться на

крупные части здания

при размещении окон и

дверей для достижения

симметрии и ритма в их

расположении. Развивать умение складывать

полоски в два и четыре

раза для получения 4-8

одинаковых частей и

ровно разрезать их по

сгибу.

Н.М.:

иллюстрации

зданий театров РК,

фланелеграф для

показа размещения

архитектурных

деталей (колонны,

двери, окна,

лестница.

М.Д.:  бумага для

наклеивания

готового

изображения,

клей,     ножницы,

цветная     бумага,

карандаши      или

фломастеры     для

изображения

мелких деталей.

Показ,

проблемная

ситуация,

объяснение,

напоминание,

поощрение,

оценка.

Предметное

изображение

здания

архитектуры.

30

Рисование

«Медся

муса

коми

мойд»

Побуждать детей

самостоятельному выбору

сказки, сюжета, способов

изображения о

задуманном. Упражнять в

использовании различных

материалов. Упражнять в

изображении персонажей

в движении. Развивать

творчество и

воображение.

Н.М.:

иллюстрации      к

коми сказкам.

М.Д.:          листы

бумаги,   восковые

мелки,        гуашь,

кисти        разных

размеров, цветные

карандаши.

Показ,

проблемная

ситуация,

объяснение,

напоминание

, поощрение,

оценка.

Иллюстрация-

рисунок         с

изображением

разных

предметов      и

фигур

объединённые

одним сюжетом

31

Лепка

«Ми

радейтам

тöвся

спорт»

Учить передавать в лепке

любой вид зимнего

спорта (конькобежцы,

лыжники, хоккеисты,

фигуристы), выделяя их

характерные особенности в зависимости от вида

спорта. Продолжать

учить передавать в лепке

несложное движение.

Воспитывать интерес к спорту.

Н.М.: фотографии

известных

спортсменов    РК,

спортсменов       в

деятельности.

М.Д.:    пластилин, стеки,    подставки

для   вылепленных

изделий, доски.

Показ,

проблемная

ситуация,

объяснение,

напоминание

, поощрение, оценка.

Лепная  фигура

спортсмена     в

движении.

32

Лепка «Гортса

пемöсъяс»

Продолжать учить лепить домашних животных с

детенышами, передавать небольшой сюжет. Развивать умения

полученные ранее.

Н.М.:  скульптуры малых         форм

домашних животных. М.Д.:    пластилин,

стеки,    подставки

для   вылепленных

изделий, доски.

Показ, проблемная

ситуация, объяснение, напоминание

, поощрение,

оценка.

Лепные фигуры домашних

животных, объединённые одним

сюжетом.

33

Аппликация «Менам грездлöн улича»

Учить детей отражать в аппликации свои

впечатления от увиденного. Приобщать к традициям родного села. Развивать умение работать коллективно. Воспитывать бережное отношение к работе

сверстников.

Н.М.: альбомы с фотографиями

достопримечатель ностей              с. Помоздино. М.Д.:картон    А4, клей,          кисти, фломастеры, салфетки, клеёнки.

Показ, проблемная

ситуация, объяснение, напоминание , поощрение, оценка.

Аппликация     с изображением

архитектурных зданий            и передачей композиции

34

Рисование «Сиктса машинаяс»

Учить передавать в рисунке форму и строение легкового автомобиля (удлинённый, низкий, с плавными

переходами от части к части), строить

композицию по графической схеме, где

показано расположение предметов (зданий, деревьев) и автомобиля

на разных уровнях; использовать простой карандаш для создания

вспомогательного рисунка.       Продолжать учить      передавать      в

рисунке несложный сюжет,

Н.М.:    Две    три иллюстрации      с изображением легковых автомобилей

разных       марок; схема композиции

рисунка,           на которой  большим

прямоугольником обозначены здания,              а

маленьким автомобили (маленький

прямоугольник нарисован     ниже большого           и

частично закрывает      его);

линией    отделена

дорога. М.Д.:

тонированные листы бумаги А4, 1/3       закрашена

серой       краской (асфальт).

Показ, пояснения, объяснение, напоминание , поощрение,

оценка.

Рисунок         с изображением сельского пейзажа, транспорта     и

передачей композиции.

*"

35

Рисование «Тувсовья уджъяс»

Учить передавать содержание коми поговорки «Тувсов луныд

во чбж вердб» в рисунке.

Учить      самостоятельно

придумывать содержание

рисунка.          Развивать

умение рисовать «далеко»

и   «близко»,   правильно

передавать      пропорции

предметов   и   объектов.

Воспитывать   интерес   к

труду взрослых.

Н .М.: иллюстрации      с изображением

человека            в

трудовой

деятельности.

М.Д.:

тонированные

листы бумаги А4,

кисти №2,4, гуашь,

вода,        простой

карандаш.

Показ, проблемная ситуация,

объяснение,

напоминание

, поощрение,

оценка.

Пейзажный рисунок          с изображением

весенней

природы         и

деятельности

человека в ней

36

Рисование

«Победнöй

май»

Формировать у детей

представление о подвиге

народа, который встал на

защиту своей Родины в

годы ВОВ. Уточнить

знания о свойствах

разных материалов,

используемых в работе:

акварель и восковые

мелки. Закреплять умения

рисовать непрерывной

линией, достижение

свободного движения

руки в произвольном и в

заданном направлении.

Развивать

композиционные навыки,

пространственные

представления.

Н.М.: Репродукция

картины с

изображением

салюта,

фотографии

местных

ветеранов.

М.Д.:          листы

бумаги            А4,

восковые    мелки,

акварельные

краски, кисть №4,

вода.

Показ,

пояснения,

объяснение,

напоминание

, поощрение,

оценка.

Открытки        с

изображением

праздничного

салюта

Блок «ДПИ»

37

Рисование

«Что

носили

раньше

коми»

Расширять     знания     о

национальной      одежде

народа        коми        (о

разновидностях в связи с

местом       проживания). Учить           изображать

характерные особенности

костюма                Усть-

Куломского          района

девочки      (парня)      в

национальной     одежде.

Упражнять в рисовании

вспомогатель-ного

рисунка, в закрашивании.

Воспитывать  интерес  к

коми быту. Продолжать

знакомить     с     трудом

взрослых - ткачеством

Н.М.: фотографии

с     изображением

национальной

одежды с разных

районов РК. М.Д.:          Листы

бумаги А4, кисти

№2,4, гуашь, вода.

Показ,

проблемная

ситуация,

объяснение,

напоминание , поощрение,

оценка.

Портретный

рисунок         с

изображением

человека        в

национальной одежде.

38

Рисование

«Визя

чувки»

Уточнить сведения детей

об    узорном    вязании.

Продолжать знакомить с

элементами            коми

орнамента   -   ошейник коровы, рог барана, человек, олень. Учить рисовать элементы орнамента, соблюдая прямой угол в некоторых элементах. Воспитывать уважение к труду взрослых.

Н.М.:   подлинный

материал        или

иллюстрации

изображений

чулок.

Показ,

проблемная

ситуация,

объяснение,

напоминание

Предметный

рисунок силуэта

чулок   с   коми

орнаментом.

39

Лепка «Сов доз»

Продолжать знакомить с бытом коми народа, изделиями из дерева-солоницей. Учить лепить солонку из соленого теста. Упражнять в лепке из целого куска методом вытягивания, обрбатывать поверхность формы движениями пальцев. Воспитывать интерес к работе мастеров умельцев.

Н.М.: солонка или её изображение.

М.Д.: Соленое тесто, доски, салфетки.

Показ, проблемная ситуация, объяснение, напоминание, поощрение, оценка.

Лепная солонка из соленого теста.

40

Аппликация «Кичышкöд»

Познакомить детей о значении полотенца в жизни людей в прошлом. Учить детей украшать изделие растительными элементами. Продолжать знакомить с трудом взрослых – вышиванием.

Н.М.: полотенца с вышивкой.

М.Д.: цветная бумага,клей, ножницы, салфетки.

Показ, проблемная ситуация, объяснение, напоминание, поощрение, оценка.

Изображение изделия – полотенца с узором характерным коми вышивке.

41

Рисование «Узор на круге» (мезень)

Закреплять умение составлять узор в круге, самостоятельно придумывая сюжет работы. Предложить детям сочинить сказку о нарисованном.

Н.М.:Схемы расположения узора в круге.

М.Д.: Круг d=20 см, гуашь красная, кисть №2 круглая, гелевая ручка.

Показ, проблемная ситуация, объяснение, напоминание, поощрение, оценка.

Рисунок ДПИ

42

Рисование «Поднос-сказка»

Составить по сюжету сказки изображение на плоскости, используя элементы мезенской росписи. Развивать творчество и технические навыки.

Н.М.: Таблица элементов росписи. Сказка «Кукушкины дети». Поднос из картона.

М.Д.: Гуашь, кисть, гелевая ручка.

Показ, проблемная ситуация, рассказ, беседа,объяснение, напоминание, поощрение, оценка.

Рисунок ДПИ

43

Рисование «Огоньки Мезени»

Закреплять умения, знания, и навыки по изображению элементов мезенской росписи. Предложить детям придумать узор для своей работы на материале. Довести работу до конца по технологии. Придумать со своими элементами сказку.

Н.М.: таблица элементов, иллюстрации с изображением изделий.

М.Д.: гуашь, кисти, гелевые ручки, картон.

Показ, игровая ситуация, объяснение, напоминание, поощрение, оценка.

Рисунок ДПИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация кружковой работы как форма приобщения детей подготовительной к школе группы к русской культуре (на примере деятельности фольклорного кружка «Посиделки у Алёнки»)»

Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ «Основные направления  региональной образовательнойполитики в контексте модернизации российского образования»....

Из опыта работы «Приобщение детей подготовительной к школе группы к русской народной культуре в процессе овладения приёмами и техникой вышивания»

Из опыта работы ведения кружковой деятельности «Волшебная иголочка» по приобщению детей подготовительной к школе группы к русской народной культуре, развитию художественно – творческ...

Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской национальной культуре и декоративно-прикладному искусству "Душу русскую сохрани, землю русскую сбереги"

Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к с...

ТВОРЧЕСКИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Приобщение детей подготовительной к школе группы к искусству России через ознакомление с народными промыслами»

       Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение               «Детский сад о...

Приобщение детей подготовительной к школе группы к художественной литературе

дной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению с...