Грачиная каша
учебно-методический материал (подготовительная группа) по теме

Иркабаева Гавгар Хурматовна

Непосредственно образовательная деятельность. "Грачиная каша" башкирский национальный праздник.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл НОД "Грачиная как"18.95 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность

Образовательная область «Познание»  

Познакомить детей с башкирским  национальным праздником

 «Грачиная каша».

Интегрированные   области:  коммуникация, музыка,  социализация,  чтение художественной литературы.

Интегрированные задачи:        

Образовательные: Познакомить детей с национальным праздником башкирского народа, с его историей и значением в жизни народа; обогащать познавательно - речевые способности детей.

Развивающие: Развивать интерес к быту и культуре башкирского народа; развивать кругозор к башкирскому фольклору.

Воспитательные: Воспитывать в детях любовь и  уважение  к народным традициям, обычаям башкирского народа; формировать позитивное отношение к культуре народа родного края.

Атрибуты: Магнитофон, платочки, ленточки, скатерть, дрова, казан, самовар. Продукты  питания: крупа, соль, масло, молоко, яйца, мёд.

Предварительная работа: Беседа с  детьми о празднике "Грачиная каша", изучение закличек и подвижную игру, изготовление макета дерева, бумажных грачей, познакомить с башкирскими блюдами.

Ход проведения:

Звучит музыкальная пьеса «Праздник весны» («Грачиная каша» композитора А. Кубагушева).

Педагог: - Дети, отгадайте загадку.

Верный страж и друг полей,

Первый вестник теплых дней.

Кто это?  

Дети: - Грач.

Педагог: - Правильно грач. Сегодня я хочу познакомить вас с древним башкирским праздником.

Это праздник встречи весны. Именно с прилетом грачей начиналась весна – так думали в древности башкиры. Радуясь, они собирались на берегу реки или на возвышенном месте, зажигали костер и варили кашу. Пока  варилась вкусная каша, играли, пели, танцевали. Слышите, как кричат грачи? Это  значит, наступила весна, просыпается природа (играет башкирская  музыка).

Когда просыпалась природа от зимней спячки, таял снег, бежали ручейки и люди праздновали праздник «Грачиная каша». Башкиры его называли «Каргатуй» или «Карга буткахы». В конце мая и в начале июня дети бегали по всей деревне, собирали продукты и зазывали на праздник людей песнями и стихами:

Дети:  Прилетели к нам грачи,

“Кар – кар – кар”, - кричат они.

И зовут всех нас на луг.

Приходи и ты , мой друг!          

          Не забудь ты взять, дружок

Яйца, соль и казанок.

        Молочка добавим в кашу,

        Ну, и маслица, в придачу.

Иди на праздник каргатуй,

Повеселись и потанцуй!

Жадный на праздник не пойдет,

Но дома покоя не найдет.

Педагог: - За хорошую весть  люди  угощали  детей  сладостями.

К месту проведения праздника несли собранные накануне по домам чай, яйца, сахар, хлеб, крупу, молоко масло, самовары и вот такой казанчик.  (Педагог берет с костра казанчик).

Вот в таких казанчиках бабушки готовили кашу. Давайте соберем продукты для каши в этот казанчик. (Педагог показывает продукты дети перечисляют их).

Дети:  - Масло, молоко, соль, крупа  ячменная. (Педагог все складывает в казанчик).

Педагог: - Правильно, молодцы! Вот сейчас можно варить кашу. (Ставлю казан на костер и начинаю  перемемешивать кашу).

 А когда бабушки варили кашу приговаривали так:

  • Каша варится вкусна,

Каша варится сладка,

Уварилась кашка – Во!

Масла падает в неё.

В этот день девочки и женщины с разными  хорошими пожеланиями  привязывали  ленточки, платки, бусы, кольца, браслеты и серебренные монеты к дереву или кустарнику.  Вот у меня есть ленточки и платочки,  давайте и мы привяжем ленточки с пожеланиями. (Дети по одному  говорят свои пожелания и привязывают к дереву разноцветные ленточки).

Дети:  - Чтоб нам здоровья желали.        

  • Чтоб от сглаз берегли.
  • Чтобы дружбу восхваляли.
  • Чтоб все несчастья исчезли.
  • Чтоб нищета исчезла.
  • Чтоб жадность сгорела.
  • Чтоб бедность исчезла.
  • Чтоб зависть сгорела.
  • Чтоб все здоровыми были.
  • Чтоб  развивались на ветру и впоминали нас.

Педагог: - Вокруг  украшенного дерева водили хоровод произнося благопожелания. Во время праздника обращались к природе и птицам с просьбами об изобилии и благополучии. Давайте и мы встанем в хоровод и попоросим дождя у природы.

Дети:  - Дождик, дождик, лей, лей!

Пусть растет все поскорей,

Будет травка зеленей!

Дождик, дождик, лей, лей!

Ты воды не жалей!

Педагог:  - Молодцы! А сейчас предлагаю поиграть в башкирскую игру

“Положи платочек”. (Проводится игра).

Педагог:  - Скоро сварится каша, давайте готовить скатереть. Вот так застелим на поляну скатереть и поставим угощенья из башкирских блюд. Как называется это блюдо?

Дети:  - Это баурсак, усбосмак,вак бэлэш, лепешки, чак- чак, корот, бэлэш, мед.

Педагог:  - Молодцы! Вот и каша сварилась. Приглашаю всех к костру. Первая порцию отдадим земле с пожеланием всем мира, спокойствия и богатого урожая. Вторую - воде, чтобы вода сохранила жизнь на земле. Третью - небе, чтобы было много солнечных дней и во - время шли дожди, а четвертую - грачам с благодарностью за то, что они принесли весну!

- Принесли мы вам, грачи, вкусной каши, калачи:

Кашей угощайтесь, нам дождя желайте! (Ставлю кашу под дерево, где весят грачи).

Приглашаю всех поесть вкусную грачиную кашу.