Педагогическая идея: Формирование поликультурной компетентности дошкольника в условиях работы ДОУ
статья по теме
методичекие рекомендации для воспитателей ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogichekaya_ideya_formir._polik._kompitentnosti.docx | 26.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование поликультурной компетентности дошкольника в условиях работы ДОУ.
Актуальность и перспективность опыта.
Приобщение детей к истокам национально-региональной культуры, развитие интереса к национальным традициям является очень актуальным вопросом современности. Формирование чувства собственного достоинства у ребёнка, как представителя своего народа, невозможно без обращения к историческим корням и национальным истокам мордовского народа.
Большое внимание уделяется национально – региональному компоненту, что способствует формированию любви к родному краю, уважения к народам, населяющим республику.
Региональная культура становится первым шагом в освоение богатств мировой культуры, присвоение общечеловеческих ценностей, формировании собственной личности культуры. В последнее время в дошкольном образовании также уделяется большое внимание национально – региональному компоненту.
Возрождение культурного наследия нашей страны начинается с воспитания чувства гордости и любви к своей Родине, своей национальности у подрастающего поколения.
Считаю, что передавая знания детям, необходимо учитывать, что эти знания должны иметь воспитательную ценность, способствовать формированию нравственных чувств.
И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев, преумножить и передать их будущим поколениям. Наше будущее зависит оттого, сумеем ли мы восстановить историческую преемственность жизни Мордовии. Именно сегодня нужно посеять в детских душах семена таких понятий, как долг, честь, совесть, любовь и преданность Родине и другие, для того, чтобы завтра они дали всходы. Очень важно это сделать именно в дошкольном возрасте, так как в этот период происходит усвоение социальных норм, моральных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания.
Концептуальность
Основной задачей работы по национально – региональному компоненту, является формирование духовно-нравственного отношения к своей семье, городу, республике, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа и родному языку. Это направления в работе по национально – региональному компоненту.
Приоритетами в развитии нашего образовательного учреждения считаю:
- формирование у детей чувства любви к Родине на основе ознакомления с природным окружением, культурой и традициями народов, издавна проживающих на территории региона;
- пробуждение интереса детей к эрзянскому языку, желание изучать и общаться на нем;
- формирование представлений о России, как о родной стране и о Мордовии, как о своей малой Родине;
- воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России и Мордовии;
- формирование познавательного интереса к окружающей природе: к языку, литературе, истории, музыке, изобразительному искусству народов, проживающих в Мордовии;
- формирование чувства сопричастности к достижениям земляков в области культуры, науки, спорта;
- воспитание гражданско – патриотических чувств.
Основные методы и приёмы активизации процесса формирования этнокультурной компетенции детей – игровые методы и приемы:
Игры: "Старинное-нестаринное", "Чем мы похожи?", "Особенности быта народов России", "Лавка сувениров" и т.д.
- Сравнение.
- Вопросы.
- Сюрпризные моменты.
- Метод моделирования и конструирования.
- Заполнение карты.
- Метод проектов.
Искусство педагогов состоит в умелом комбинировании методов и приёмов, в логическом соотнесении их с формой и местом использования, возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников. Приоритет в работе с дошкольниками отдаётся игровым методам обучения, поддерживающим постоянный интерес к занятиям и стимулирующим познавательную активность детей.
Теоретическая база опыта.
За основу в своей работе по национально-региональному компоненту взяла программу А.И.Исайкиной «Обучение мордовским языкам в ДОУ Республики Мордовия». Также использую рекомендации программы «Детство» Бабаевой Т.И., Гогоберидзе А.Г., Михайлова З.А., и др., программа и методические рекомендации «Валдоня» которая помогала приобщать детей к культурному наследию родного края. А теперь использую новый примерный региональный модуль программ О.В. Бурляевой «Мы в Мордовии живём».
В практику работы активно внедряется парциальная программа О. Л. Князевой и М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», активно используется краеведческий материал. Результат такой работы - формирование у дошкольников чувства гордости за принадлежность к мордовской национальной культуре.
Ведущая педагогическая идея.
Ведущей педагогической идеей в моей образовательной работе является приобщение дошкольникам традиции и обычаев своего народа. Хочется воспитать детей, которые осознавали бы себя частью великой страны, любили её, дорожили её прошлым, знали свой мордовский язык, изучали его и общались на нём, исполняли песни мордовских композиторов. Сохранение особенностей характера, которые присуще человеку мордовской культуры. В основе своей она христианская. Её суть – желание активного творческого добра не только себе и своим близким, но и чужим детям.
Оптимальность и эффективность средств.
При работе с детьми использую следующие принципы организации воспитательного процесса: наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, связь теории с практикой обучения и жизнью. В работе с детьми использую следующие методы: наглядный, словесный, практический. Воспитываю чувство гордости за свою малую родину, за мордовский народ. Углубляю представления о родном крае, детям даю элементарные сведения о республике
В кружке по изучению эрзянского языка «Сяткине» работаю над произношением слов, разучиванием с детьми песен и стихов на эрзянском языке.
Закрепление изученного происходит в процессе обучения с детьми в свободное время, во время праздников, утренников, развлечений. Участие детей в народных играх позволяет им через игровое общение, усвоить культуру народа, обогатить словарный запас.
Реализовываю эти идеи через весь воспитательно – образовательный процесс, через все формы работы с детьми.
Результативность опыта
Результативность моей работы проявляется в участии детей в конкурсах и мероприятиях различного уровня.
год | Муниципальный уровень | Республиканский уровень | Российский и международный уровень |
2011 | Республиканский праздник «Шумбрат, Мордовия» | ||
2013 | Межрегиональный конкурс чтецов на мордовском языке «Тирень – тядень кель» | ||
2013 | Городской конкурс Лучший эскиз костюма «Костюм девушки эрзянки» | ||
2010 | Городской конкурс на лучшую куклу в национальном костюме народов Поволжья «Дружные соседи» Башкортастан. |
Возможность тиражирования. Обобщение собственного педагогического опыта реализовано в выступлениях на научно – практических педагогических конференциях различного уровня, проведении открытых занятий, публикациях, а также участии в конкурсах.
Сайт Деминой Ольги Васильевны, воспитателя:
Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приемы работы с воспитанниками.
1. «Национальный колорит прививаем с детства» - консультация для родителей».
2. «Особенности интеграции национального – регионального компонента в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»- консультация для педагогов.
3. «Этнокультурное образование в дошкольном образовательном учреждении»- выступление на конференции.
4. «Приобщение детей к народным традициям» - консультация для родителей.
5. «Формирование этнокультурной компетентности дошкольников»- выступление на конференции.
6. «Путешествие по родному краю» - НОД с детьми среднего дошкольного возраста.
7. «Использование национальных традиций в практике работы кружка «Сяткине».- консультация для педагогов.
8. «Мы в Мордовии живем!» - интегрированная НОД с детьми старшего дошкольного возраста.
9. «Светофор для Буратино» - обучение детей среднего дошкольного возраста правилам дорожного движения.
10. «Роль кружковой работы в знакомстве детей с традициями мордовского народа» - выступление на конференции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая идея: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников с использованием регионального компонента».
Педагогическая идея:«Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников с использованием регионального компонента»....
Педагогическая идея: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников с использованием регионального компонента».
Формирование здорового образа жизни детей...
Формирование поликультурной компетентности педагогов и родителей в условиях ДОУ (из опыта работы).
Наша страна относится к поликультурным и полиэтническим сообществам. Необходимость обеспечить в ней толерантное сосуществование больших и малых народов порождает потребность в поликультурном воспитани...
Статья на тему: Педагогические основы формирования здоровьесберегающей компетентности у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС в ДОУ.
В последнее время вопрос о состоянии здоровья наших детей, к сожалению, встает особенно остро, как перед родителями, так и перед педагогами. Нашим детям в современном мире приходится расти и развивать...
Презентация Формирование поликультурной компетентности педагогов и родителей в условиях ДОУ
Презентация...
Для родителей "Формирования читательской компетентности дошкольников, как условие развития функционально грамотной личности»
Читательская компетентность детей дошкольного возраста - это совокупность умений и навыков, отражающих готовность восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщен...
Педагогический проект «Формирование этнокультурной компетентности дошкольников»
Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творче...