Проект по формированию и развитию национальной культуры в дошкольном возрасте (старшая группа)
проект (старшая группа) по теме

Долгосрочный проект, целью которого является приобщение старших дошкольников к национальной культуре татарского народа через использование различных компонентов его культурно-исторического наследия, и создание условий для овладения татарским языком, как средством общения.

Включает в себя годовое тематическое планирование, календарный план на одну неделю. приложение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

Проект по формированию и развитию национальной культуры в дошкольном возрасте

Выполнила:

Хрипунова А. Г.

воспитатель МДОУ

 «Детский сад № 324»

Советского р-на

г. Казани

Казань 2013

Актуальность проекта

«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут». Э.К.Суслова.

        Россия – страна многонациональная, многокультурная, многоязычная. Так было всегда.В сегодняшней России русская культура не просто сосуществует с культурами других народов, она интенсивно взаимодействует с ними.  

        В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Приобщение дошкольников к народной культуре становится социальным заказом общества, что отражено в директивах государственных документов: «В законе об образовании», «Концепции государственной национальной политики».

        С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций. И маленький татарин, и маленький русский, и дети других национальностей должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту.         Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. Образовательные учреждения в поликультурном обществе способны обеспечить формирование личности ребенка, имеющего возможность переходить от родной национальной культуры — к общероссийской и через нее — к мировой, т. к. общечеловеческие духовные ценности создаются усилиями всех народов, а культура каждого из них способна раскрыть национально-духовный образ мира. Однако освоение мировой культуры невозможно без освоения собственной национальной культуры, родного языка, национальных традиций и истории своего народа С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурной осведомлённости. Поэтому роль педагога – удовлетворить детское любопытство и дать детям элементарные знания о традициях, быте, культуре народов родного края. А изучение государственных языков становится обязательным компонентом не только школьного, но и дошкольного образования.

        «Важно дать возможность в детских садах изучать государственные языки республики. Это не только богатство, которое они приобретут в юные годы, но и хороший старт для школьного этапа, для этапа обучения в вузах, чтобы те сложности, которые иногда испытывают дети при изучении государственных языков в наших

школах, как русского, так и татарского, для них проходил проще.» (Премьер-министр РТ И. Халиков).

        Научиться говорить на татарском, русском или каком-либо другом языке — это не только выучить слова и выражения, но и научиться жить в другом культурном пространстве, т. к. изучение другого языка — это и знакомство с другой культурой, с праздниками и обычаями другого народа, сказками, детскими играми, фольклором. Приобщение детей к другой национальной культуре не только дает детям новые знания о ней, но и помогает им лучше узнать особенности своей культуры, т. к. процесс познания происходит в сравнении.

        В нашей республике, которая в общественном сознании ассоциируется с образом региона, где достигнуты прочные межконфессиональные и межнациональные связи и согласие, русский и татарский языки становятся обязательным компонентом обучения не только в школе, но и в дошкольном учреждении. В соответствии с законом РТ «О языках народов республики Татарстан» обеспечивается возможность получения детьми дошкольного возраста образования на родном языке. Раннее обучение второму языку создает прекрасные возможности  для того, чтобы  вызвать у детей интерес к истории, традициям русского и татарского народов, привить чувство уважения к их языковому культурному наследию, а также способствует развитию коммуникативно-речевого такта.

Цель проекта:  приобщение старших дошкольников к национальной культуре татарского народа через  использование различных компонентов его культурно-исторического наследия (устное, музыкальное, декоративно-прикладное народное творчество; народные игры и игрушки; праздники; народные традиции и обычаи) и создание условий для успешного овладения татарским языком, как средством общения.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по теме проекта; собрать и изучить имеющиеся образцы культурно-исторического наследия татарского народа (фольклор, народные игры, праздники, традиции, обычаи, детскую литературу, произведения музыкального и декоративно- прикладного искусства и т.д.);  провести мониторинг образовательного процесса по всем областям с учетом регионального компонента, изучить его и на основе полученных данных провести соответствующую работу: составить перспективный план по формированию и развитию нац. культуры у старших дошкольников, создать в группе предметно-развивающую среду, способствующую повышению познавательной и речевой активности детей; пройти курсы повышения квалификации по теме «Совершенствование коммуникативной компетентности (в области изучения татарского языка) воспитателей ДОУ».

2. Познакомить родителей воспитанников с задачами региональной программы дошкольного образования и формами их осуществления, рассказать об основных компонентах УМК и возможностях использования их для закрепления материала в домашних условиях (просмотр мультфильмов на региональном телевизионном канале, знакомство с произведениями тат. литературы посредством чтения хрестоматии «На поляне детства»); познакомить с лексическим минимумом для данной возрастной группы; в течении года консультировать родителей по вопросам воспитания детей на основе культурного наследия тат. народа, Обогащать знания родителей об истории и культуре тат. народа; Обогащать отношения родителей с детьми опытом совместной творческой деятельности; укрепить взаимосвязь с родителями воспитанников.

3. Создание условий для восприятия  детьми целостной картины мира; формирование новых, расширение и углубление имеющихся представлений о культуре, истории и жизни татарского народа; Знакомство со знаменательными событиями в истории тат. народа; повышение познавательной и речевой активности детей; Воспитание достойного человека и будущего гражданина России.

Календарный план работы по реализации проекта  «Формирование и развитие национальной культуры в дошкольном возрасте»     на тему: «Я и моя семья»     на _1__ неделю  _ноября______   месяца в старшей группе

Образовательная область

Дни недели

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Физическая культура

Соревнование «Кто дальше бросит» Цель: упражнять в метании мешочка с песком.

Физкультура по плану инструктора по физической культуре

Физкультура по плану инструктора по физической культуре

Физкультура на улице по плану инструктора по физической культуре

Подвижная игра «Горшки продаем» Цель: Развивать быстроту реакции, упражнять в беге, воспитывать желание участвовать в общей игре, соблюдать правила игры.

Здоровье

 

Рассматривание иллюстраций и обсуждение правил гигиены для сохранения зрения

Цель: побуждать детей участвовать в обсуждении, учить не перебивать товарища, слушать высказывания других, аргументировать свое мнение.

 

Безопасность

Наблюдение  за уличной собакой и щенками

Цель: Уточнить правила поведения с уличными животными; выяснить, чем мы можем помочь им в трудное для них холодное время года.

Беседа: «Если я потерялся» Цель: научить правилам поведения в данной ситуации, закреплять умение называть свою фамилию и имя; фамилию, имя и отчество родителей, домашний адрес и телефон.

ФЭЭП «Наши меньшие друзья»

Цель: уточнить знания детей о домашних и бездомных животных;  закрепить правила поведения с бездомными животными, вызвать чувство сострадания к бездомным животным; формировать чувство ответственности за братьев наших меньших; Побуждать детей к высказываниям из личного опыта, развивать коммуникативные навыки.

Социализация

Сюжетно-ролевая игра «Семья» Цель: Способствовать обогащению знакомой игры новыми решениями, за счет введения новой роли (Гость из тат. деревни, который не говорит по русски)

Сюжетно-ролевая игра «К нам гости пришли» Цель:  учить развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего.

Игра «Мы за руки возьмемся» Цель:Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Праздник «День семьи»

Труд

Труд в природе Работа сдежурными по уголку природы. Цель: Закреплять умение выполнять обязанности дежурного (поливать растения, рыхлить землю, стирать пыль с листьев.

Дежурство по столовой Цель: Формировать ответственность за выполнение трудовых поручений

Дежурство по подготовке к занятиямЦель: Формировать ответственность за выполнение трудовых поручений

Ручной труд : изготовление «цветных стекляшек» из картона для танца на предстоящем празднике семьи Цель: воспитывать желание участвовать в изготовлении атрибутов для общего мероприятия.

Познание

НОД

ФЭМП «Далеко-близко» Цель:учить делить квадрат на четыре части, путем складывания по диагонали; составлять предмет из четырех частей; измерять протяженность с помощью условной мерки; развивать представление о расстоянии: «далеко-близко»​​

Конструирование «Дом моей мечты» Цель: продолжать развивать умение устанавливать связь между создаваемыми  постройками и тем, что дети видят в окружающей жизни, создавать постройки по ссобственному замыслу.

Ознакомление с окружающим

Тема: «Моя семья»

Цель: Обогащать духовный мир детей;;познакомить с особенностяим уклада жизни в тат. и русск. семьях; развивать мышление, память, речь, любознательность, воспитывать культуру общения.

Познавательно-исследовательская деят-ть: вместе с родителями дети готовят стенгазету на тему: « Семейные традиции»

«Развивающая игра»

«Кому что нужно?»

Цель: развивать диалогическую речь детей; логическое мышление.

Коммуникация

Тат .язык НОД по плану преподавателя тат. языка.

 

 Пальчиковая игра«Семья»

Тат. язык в режимные моменты. Закрепление вжливого обращения:

приветствие, прощание, пожелания приятного аппетита; обращение с просьбой.

Дидактическая игра

Бу нерсе? Нинди?

Цель:Закрепить название предметов посуды и определения, активизировать их в речи детей

Презентация газет «Семейные традиции» Цель: Формировать у детей интерес к своей семье, ее обычаям и традициям, развивать любознательность, диалогическую и монологическую форму речи. Воспитывать чувство гордости за свою семью.

Чтение художественной литературы

Рассказывание тат. нар. сказки «Три дочери» Цель: продолжать воспитывать интерес к тат. нар. культуре,воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, продолжать учить выражать словесно свое отношение к героям сказки и аргументировать свое мнение.

Чтение стихотворений про семью, членов семьи.

Цель: продолжать воспитывать интерес к художественному слову, Формировать эмоциональное отношение к прчитанному.

С. Михалков (из Ю. Тувима) «Где очки?»

Цель: Познакомить с новым стихотворением, Вызвать эмоциональный отклик на прочитанное; подвести к пониманию того, что плохое зрение доставляет большое неудобство и выводу, что зрение надо беречь.

Чтение стихотворения Р. Миннуллина «Люблю гостей»

Беседа о прочитанном.

Цель: продолжать знакомить детей с произведениями татарских поэтов; Продолжать формировать эмоциональное отношение к прочитанному; Совершенствовать диалогическую форму речи.

Викторина

Художественное творчество, музыка

Инд. работа: закончить рисование портрета мамы с Данилом, Егором и Глебом

Музыка (по плану муз. руководителя)

Аппликация «Дом, в котром я живу» Цель: развивать творческое мышление, Закреплять приемы работы с бумагой и ножницами, воспитывать аккуратность.

Рисование: «Моя семья»

Цель: Учить создавать сюжетную композицию на заданную тему; обращать внимание на расположение объектов на листе, их пропорции; развивать воображение, Совершенствовать имеющиеся изобразительные навыки, воспитывать интерес и любовь к своей семье и событиям, присходящим в ней.

Комплексно-тематическое годовое планирование

работы в старшей группе

Месяц

Физическое развитие

(физиче-ская культура, здоровье)

Социально-личностное развитие (безопас-ность, социализа-ция, труд)

Познавательно-речевое развитие (познание, чтение художественной литературы, коммуникация)

Художественно-эстетическое развитие (музыка, художественное творчество)

Темы: Мой дом, мой город

Сентябрь

Игры

«Колеч-ко», «Так, да и нет..», «Маляр и краски», «Лете-ли, летели», «Мәли-кә»

Беседы

«Самые красивые места, достопримечательности родного города»

«Мы не одни живем на земле» «Шурале попал в беду» (противо-пожарная безопас-ность)

Совместный продукт родителей и детей :

коллаж «Прогулки по любимому городу»

Нод «Казань — столица Татарстана»

Сказки.

«Глупый волк»,

пер.Р. Ахметова;

«Как Таз рассказывал падищаху небылицу»

Произведения татарских писателей и поэтов. Поэзия.

 

 Миннуллин. «Люблю гостей»,пер.С.Малышева  

Проза

А. Алиш. «Чем занимаются люди», пер. Г. Каримовой;

Литературные сказки

А. Гаффар. «Червяк идет в гости»;

Для заучивания наизусть

Считалки

Музыка.

Песенки. Игровой фольклор.

«С добрым утром…»,    пер. Р. Ягафарова, перес. Л. Кузьмина.

Пение: «Петух», муз. Дж. Файзи; сл. М. Джалиля. Танцы «Парный танец», татарская народная мелодия в обраб. З. Хабибуллина.

Хороводная «Кэрия-Зэкэрия» народная песня, пер.С. Малышева.

ИЗО деятельность.

Лепка.

«Лабиринт сказок» (герои сказок А. Алиша)

Праздник

“Белем бәйрәме”

Октябрь

Игры

 «Лисички и курочки», «Жмурки»

Беседы

«Культура и быт татарского народа»

«Плачет хлебушко, когда его ест лентяй»

Совместный продукт родителей и детей : презентация «Любимое  блюдо татарской кухни в нашей семье»

Знакомство с татрским народным праздником «Сөмбел»

Сказки

«Лиса, еж и ежиха», пер. Л. Замалетдинова;

«Зухра-йолдыз»

Произведения татарских писателей и поэтов

Поэзия

Г. Тукай «Осень» (отрывок), пер.А. Ахметовой;

Проза

Р. Фахреддин.

«Воспитанный ребенок», пер.Р.Ахмета;

Литературные сказки

Р. Батулла. «Лесные разбойники», пер. Э. Умерова;

Для заучивания наизусть

М.Джалиль «Петушок»

Музыка

Песенки.  Игровой фольклор

«Даут с петушком», пер. Р. Ягафарова, перес. Л. Кузьмина

Слушание музыки «Осень».

Пение «Көз, көз, әйт әле».

ИЗО деятельность.Лепка

«Я слепил бэлеш»

.

Праздник «Сөмбел»

Ноябрь

Игры

«Горшки продаем»

«Кто дальше?»

Беседы «Татарский растительный орнамент»,

,

«Как жили наши предки»

   

Совместный продукт родителей и детей : Стенгазета «Семейные традиции»

Песенки. Игровой фольклор

«Лисонька …»,  пер. Р. Ягафарова, перес.Л. Кузьмина;

Сказки

«Три дочери», обраб.

 С. Гильмутдиновой

Произведения татарских пис-лей и поэтов. Поэзия

Р. Миннуллин «Сын и мама»

Проза.

М. Хасанов «Потеплело»

Литературные сказки

Г. Галеев. «Петух и часы», пер. Л. Файзуллиной.

Для заучивания наизусть

Г. Тукай «Наша семья», пер. Е. Тушновой

Музыка.

Слушание: Р. Яхина «Көз».

ИЗО деятельность

Аппликация

«Украшение полотенца».

Рисование

 «Украшение платка для эби»

Праздник

День семьи.

Тема: Человек и окружающий мир, Новый год

Декабрь

Игры

«Тимербай», «Займи место»

Беседы

 «Народные ремесла татар»

Дид.игра «Составь узор»

Совместная деятельность детей, родителей и педагога:

создание в группе музея из предметов народных татарских промыслов

НОД «Одежда татарского народа»

Произведения татарских писателей и поэтов

Р. Валеева. «Тюбетейка и калфак»,

пер.Е.Муравьева;

Для заучивания наизусть

А. Кари «Дедушка Мороз», пер. Е. Муравьева

Музыка

Пение «Кыш бабай».

ИЗО деятельность

Аппликация

«Орнаментация каймы» (Тюбетейка, калфак).

Рисование

«Роспись блюда»

 

Праздник

«Яңа ел»

Тема: Зима

Январь

Игры

«Скок-перескок»,

«Хлопушки»,

Беседы

«Мы так похожи друг на друга»

Дидактические игры.  «Подбери наряд для куклы», «Сложи узор»

Совместный продукт родителей и детей: конкурс поделок «Любимые герои татарских сказок»

НОД Сравнение татарского и русского национального костюма

Сказки

«Коза и волк».

«Котан Иваныч»,

«Храбрый петух»

Произведения татарских писателей и поэтов

Поэзия.

Дж. Тарджеманов. «Зима», пер. М. Ивансен;

Чтение стихов М. Джалиля

Музыка

Знакомство с музыкальным инструментом: «Кубыз».

Слушание «Уммегульсум» тат.народ мелодии в обработки Ф. Фаизовой.

ИЗО деятельность

Рисование

«Украсим Айсылу  платьице». «Лирический танец»,татарская народ. мелодия в обраб. А. Ключарева

Аппликация

«Иллюстрации к сказке «Храбрый петух»»

Лепка

«Татарские сказки про животных»

Развлечение

«Встреча со сказкой» (инсц-ка д).

Тема: Я вырасту здоровым, День защитника отечества

Февраль

Игры

«Серый волк», «Жмур-ки»,

«Чума үрдәк, чума каз».

Беседы

«Казань спортивная»,

«Они защищали наше Отечество».

НОД Знакомство с жизнью и творчеством М. Джалиля

Сказки.

«Саран и Юмарт»

«Зилян»

Произведения татарских писателей и поэтов

Поэзия

 Р. Миннуллин. «Стою я на посту»,

Ф. Карим.  «Скоро весна», пер. Т. Стрешневой.

.

Музыка

Песенки. Игровой фольклор

«Навруз, Навруз…», пер.  Р. Ягафарова

Знакомство с музыкальным инструментом «Гармун».

 Пляска с пиалами.

Игра с пением: «Малика»; муз. Ф. Шаймардановой, слова народные

ИЗО деятельность

Лепка.

«Любимые герои стихотворений М. Джалиля»

Аппликация

«Тюбетейка для дедушки».

Рисование

«Украшение фартука».

Фольклорный досуг

 «А у наших у ворот развесёлый хоровод» (хороводные игры и забавы).

Тема: Женский день, Человек и мир вещей

Март

Игры

«Перехватчики»,»Угадай и догони», «Кто быстрее смотает клубок»

Беседы

«Знаменитые наши земляки» (художники, композиторы)

«Татарская вышивка»

Совместный продукт родителей и детей: Фотовыставка «Мы были в музее»

НОД «Встреча спрекрасным. Музеи родного города»

Произведения татарских писателей и поэтов

Проза.

А. Хасанов. «Мама сказала», пер. Ф. Зарифуллина;

Для заучивания наизусть

Р. Валеева. «Поздравляю тебя, мама», пер. Р. Валеева

Музыка.

Песенки. Игровой фольклор.

«Навруз, Навруз…», пер.  Р. Ягафарова

Песня «Яз житэ»

ИЗО деятельность.

Аппликация.

  «Ичиги для мамы»

Рисование

«Кукла в национальном костюме».

Праздник

«Навруз»(Масленница)

Тема: Весна

Апрель

Игры.

«Спутанные кони», «Кто первый?».

Беседы

«Встреча весны.Татарские народные весенние праздники: Боз карау,Янгыр яу, Кызыл Йоморка»,

«Витамины  нашего края укрепляют организм»

НОД «Знакомство детей с жизнью и творчеством татарского народного поэта Г. Тукая»

Сказки.

«Кто сильный?», «Старик и лиса»

Произведения татарских писателей и поэтов

Поэзия.

Р. Корбан. «Больнее было бы…», пер. С. Махотина;

Проза

А. Алиш. «Как я учился считать», пер. Л. Файзуллиной.

Литературные сказки.

Ф.Шафигуллин «Лейсан», Р.Батулла «Лесные разбойники».

Для заучивания наизусть

Э. Шарифуллина «Хочу быть шофером»

Музыка

Слушание «Вальс», муз. С.Сайдашева.

Пение «Пришла весна» муз. Дж. Файзи.

Танец «Потанцуем», муз. А. Абдуллина.

ИЗО деятельность

Лепка.

«Путешествие в сказочной стране» (герои сказок Г.Тукая)

Конкурс рисунков по произведениям Г. Тукая

Праздник

«Тукай безнең белән»

Тема: День победы,

Май

Игры

«Тюбетей-ка»

Беседа

 «Край мой — Татарстан»

 НОД «Они сражались за родину» (о героях и участниках ВОВ — наших земляках)

Произведения татарских писателей и поэтов

Поэзия

Б. Рахмат «На сабантуе»

Для заучивания наизусть

 Х.Халиков «С добрым утром!»

Литературная викторина «Путешествие по знакомым произведениям»

Лепка

«Страна фантазий» (полюбившиеся герои сказок народов Поволжья)

Аппликация-рисование. «Магазин народных промыслов»

(Коллективная работа)

Праздник

«Венок дружбы»

Летние мероприятия:

Июнь — Знакомство детей с национальным татарским праздником «Сабантуй»,  с его историей и традицией.

Праздник «Сабантуй»

Июль — природа Татарстана. Исследование с детьми ближайшего природного окружения. Знакомство с искусством составления гербария. Совместная работа родителей и детей по составлению гербария из растений, произрастающих на территории их малой родины (разных районов республики).

Август — Конкурс знатоков родного города.

Заключение

Предполагаемые результаты:

-  Ребенок овладеет лексическим минимумом татарских слов, установленных региональной программой, и сможет пользоваться им в активном общении с носителями языка;

-  Произойдет расширение и углубление представлений детей об окружающем мире, обогащение представлений об основных ощечеловеческих ценностях;

- Сформируется правильное и полное представление о родной стране, городе, о своей национальной принадлежности, о традициях, предметах культуры; сформируется чувство национального достоинства;

- Произойдет углубление жизненного опыта детей;

- Повысится заинтересованность родителей к изучению и возрождению национальной культуры родного края.

Таким образом данный проект дает возможность воспитать свободную творческую личность, осознающую своикорни, национальные истоки, смело ориентирующуюся в современном мире и готовую жить в согласии и мире со всеми народами.

 Литература

1. Бабынина Т. Ф., Хабибуллина И. З., Харисова Н. И. Воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста на основе культурно-исторического опыта. Казань, 2010.

2. Бабынина Т. Ф. Традиции национальных культур. Казань, 2006.

3. Гильфанова А. М., Насырова Г. Р. Перспективное планирование работы по внедрению национально-регионального компонента в воспитательно-образовательный прцесс. Н. Челны, 2010.

4. Закирова К. В. На поляне детства : хрестоматия для воспитателей дошкольных образоваьельных учреждений и родителей. Казань, Редакционно-издательский центр, 2011.

5. Закирова К. В., Мортазина Л. Р.  Балачак-уйнап-колеп усер чак. Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. РИЦ, 2012.

6.  Зарипова З. М., Кидрячева Р. Г., Шарипова Л. А. Татарча сойлешебез: рабочая тетрадь для детей 5-6 лет с комплектом наклеек.- Казань: Хэтер, 2012.

7.  Зарипова З. М., Кидрячева Р. Г., Шарипова Л. А. Методическое пособие к рабочей тетради для детей 5-6 лет « Татарча сойлешебез». - Казань: Хэтер, 2012.

8. Ильдарханова Ф. А. Семья и общество. Социальные и этнодуховные аспекты возрождения семьи. - Казань,2002.

9.Насыйри Каюм. Книга о воспитании. Казань. Татарское книжное изд-во, 1990.

10. Нигматов З. Г. Гуманистические традиции педегогики. Казань. Хэтер, 2003.

11. Нигматов З. Г. Этнопедагогика. Казань. Хэтер, 2002.

12. Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «324 присмотра и оздоровления» Советского района г. Казани. 2011.

13. Уразманова С. В., Чешко С. В. Татары. Москва. Наука, 2001.

14. Харисов Ф. Ф. Национальная культура и образование. Москва. Педагогика, 2000.

15. Шаехова Р. К. Раз-словечко, два-словечко: занимательное обучение татарскому языку. Казань. Хэтер,2011.

16. Шаехова Р. Г. Региональная программа дошкольного образования. Казань. РИЦ, 2012.

17. Этнография татарского народа. Казань, 2004


Приложение

Диалоги

Син кем? -— Мин Катя.

Син малайме? — Юк. Мин малай тугель.

Син кызме? — Айе. Мин кыз.

Исенмесез, балалар! — Исенмесез, Анастасия Георгиевна!

Халяр ничек? — Эйбет!

Бик шеп.

Исенме, Илана — Исенмесез, Ан. Г-на.

Киль мнда. Бу нэрсэ? — Бу курчак.

Илана, курчак бир —Мэ

Матур курчак! Мэ, рэхмэт!

 Миша, туп бир  —Нинди туп?

Зур — Нинди: кызыл?

Юк. Яшель туп бир.— Мэ

Рэхмэт

Детская литература

  • Татарские народные сказки. Казань: Татарское кн. изд-во, 1986.
  • Закирова К. В. На поляне детства : хрестоматия для воспитателей дошкольных образоваьельных учреждений и родителей. Казань, Редакционно-издательский центр, 2011.

Татарские народные игры:

  • Продаем горшки
  • Серый волк
  • Скок-перескок
  • Хлопушки
  • Займи местоимения
  • Ловушки
  • Жмурки
  • Перехватчики
  • Тимербай
  • Лисички и курочки
  • Угадай и догони
  • Кто первый?
  • Кто дальше бросит?
  • Мяч по кругу
  • Спутанные кони

Дидактические игры:

  • Бу нэрсэ? нинди? Ничэ?
  • Нэрсэ кирек?
  • Бир элементов
  • Нэрсэ бар?

Развивающие игры:

  • Составь узор
  • Что лишнее?

Игры с пением:

  • Маликэ
  • Кэрия-зэкэрия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по теме «Использование логических игр, задач, упражнений при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» (старшая группа)

Расписание последовательного применения логических игр, задач и упражнений (с раскрытием целей обучения) поэтапно в период обучения ребёнка в старшей группе....

Проект по формированию и развитию национальной культуры в дошкольном возрасте

Долгосрочный проект, целью которого является приобщение старших дошкольников к национальной культуре татарского народа через использование различных компонентов его культурно-исторического наследия, и...

детский проект «Путешествие по русским народным сказкам» для детей дошкольного возраста старшей группы

С каждым годом количество детей с ограниченными возможностями здоровья становится все больше. Результаты исследований и практика свидетельствуют о том, что любой человек, имеющий дефект развития...

Рабочая программа по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста (старшая группа)

учебно - методическое пособие для воспитателей детских садов. по программе "От рождения до школы".ориентировано на старший возраст (5 - 6 лет)....

Индивидуальный план профессионального развития педагогов на тему: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» старшая группа № 6 «Непоседы»

Актуальность темы:Эта тема для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.В рамках введения ФГОС дошкольного образования повышаются требования к уровню ра...