«Проект по формированию и развитию национальной культуры в дошкольном возрасте»
проект (старшая группа) по теме

проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon проект106.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Проект по формированию и развитию национальной культуры

         в дошкольном возрасте»        

        

                                                 Выполнила:

                                                                      Кузнецова Э.Р. воспитатель

                                                                       МАДОУ «Детский сад № 47

                                                                  комбинированного вида»

                                                                            Приволжского района г.Казани

г.Казань - 2013 г.

Актуальность проекта.

В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Приобщение дошкольников к народной культуре становится социальным заказом общества, что отражено в государственных документах: «В законе об образовании», «Концепции государственной национальной политики».

С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций. И маленький татарин, и маленький башкир, и маленький русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту.

«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут». Э.К.Суслова.

В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Не секрет, что сегодня всё большее распространение среди российского общества получили недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в семью, детский сад, школу.

Россия – страна многонациональная, многокультурная, многоязычная. Так было всегда. Если проследить историю русского этноса, мы увидим, что, кроме восточных славян, в формировании этого этноса приняли участие финно–угорские, тюркские, балтийские племена и народности. Еще раз подчеркнем: все они внесли вклад именно в русскую национальную культуру.

Тема толерантности, совместного проживания разных народов для мира, России и в том числе Республики Татарстан в последнее время стала очень актуальной.

Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурной осведомлённости. Поэтому роль педагога – удовлетворить детское любопытство и дать детям элементарные знания о традициях, быте, культуре народов родного края.

Цель проекта: объединить усилия семьи и ДОУ по вопросам формирования и развития национальной культуры  в дошкольном возрасте.

Задачи проекта:

- Повысить профессиональную компетентность педагога в вопросе поликультурного воспитания дошкольников и реализации Региональной программы дошкольного образования;

- Изучить Учебно-методический комплект «Разноцветная планета»;

- Провести анализ мониторинга воспитанников по данной проблеме;

- Пройти обучение на курсах повышения квалификации «Совершенствование коммуникативной компетентности (в обучении татарскому языку) воспитателей ДОУ»;

- Изучить периодические издания и др. литературу;

- Организовать предметно-развивающую среду группы в соответствии с темой проекта;

 - Расширить знания о жизни людей, живущих в Республике Татарстан, их обычаях, традициях, фольклоре.

Работа с родителями:

-  Познакомить родителей с содержанием работы по проекту;

- Поместить на сайт детского сада и на стенд в группе информацию для родителей о внедрении новых УМК по обучению детей двум государственным языкам РТ;

- Довести до сведения родителей информацию о размещении на официальном сайте Министерства образования и науки РТ  мультипликационных фильмов, созданных по произведениям татарских писателей;

- Порекомендовать родителям посетить вместе с детьми музеи, выставки;

- Привлечь родителей к участию в организации праздников и других мероприятий.

Календарный план работы на тему:

«Родной город»

на 1 неделю  декабря месяца в старшей группе

Образовательная область

Дни недели

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

Физическая культура

Физкультура

Расширять представления детей о спортивных командах «Ак Барс», «Рубин», «Уникс»

Национальная игра «Бег в мешках»

Физкультура

Национальная игра «Катык»

Физкультура на свежем воздухе

Национальная игра «Разбивание горшков»

Здоровье

Беседа: «Национальные целебные напитки: айран, сузьма, кумыс»

Просмотр мультфильма

«Кызыклы шэкерт»

Проблемная ситуация «Если я заболел»

Безопасность

Беседа: «Улицы нашего города»

Ситуативный разговор: «Правила поведения в Казанском метрополитене»

Социализация

Подвижная игра

«Куянкай»

Сюжетно-ролевая игра

«Кибет», «Ашхане»

Беседа:

«Родной свой край люби и знай!»

Игры с правилами

Татарская народная игра «Самовар»

Просмотр мультфильма  «Акбай собирается идти на день рождения»

Труд

Труд в природе

Сопровождать трудовые операции детей сточками из стихотворений Г.Тукая «Забавный ученик», «Киска-озорница»

Дежурство по столовой

Активизировать словарь:

Аш, ботка, кашык, тэлинке, чэй, чынаяк

Дежурство по подготовке к занятиям

Активизировать словарь:

урындык, эстэл, дэфтэр

Ручной труд (сопровождать трудовые операции ребенка строчками из стихотворений Г.Тукая «Забавный ученик», «киска-озорница»)

Наблюдение

Беседа: «Профессии людей, живущих в родном городе»

Познание

Экспериментирование

Дидактическая игра «Символика РТ и г.Казани»

Развивающая игра

«Узнай по картинке достопримечательность г.Казани»

Коммуникация

Игра-драматизация «Три дочери» обр.

С. Гильмутдиновой

Режиссерская игра

«Йорт тозибез уены»

Развитие речи

«Дружба и братство дороже богатства»

Грамота, разучивание стихотворения Г.Тукая «Наша семья»

        Показ настольного театра

«Коза и баран» Г.Тукай

Чтение художественной литературы

Рассказ

Р.Фахруддин «Воспитанный ребенок»

Чтение

А. Алиш «Чем занимаются люди?»

Обсуждение

Рассказывание из личного опыта «Где я был в Казани»

Чтение, беседа о прочитанном

С.Хаким «Мы с Волги, из Казани»

Самостоятельная деятельность в книжном уголке

Художественное творчество

Выставка поделок по тат. народ. сказкам

Рисунки «Мой город»

Экскурсия в Национальный музей РТ

Музыка

Подвижная игра

«Передача платочка» (тат.народ.мелодия в обработке В.Валиевой)

Музыкальное занятие

Слушание Государственный гимн РТ, муз. Р. Яхина,

Танцевально-игровое творчество: «За водой» тат. нац. Мелодия в обраб. Р.Еникеевой

Музыкальное занятие

Пение «Жеребенок в городе», муз. М.Шамсутдиновой, сл. Ш. Галиева, пер. С. Малышева,

Танец «Парный танец», тат. народная мелодия в обраб. З.Хабибуллина

        

        Перспективный план мероприятий на год для детей старшей группы.        

Сентябрь

Создание библиотеки книг татарских писателей и поэтов совместно с родителями.

Октябрь

Выставка рисунков по татарским литературным произведениям.

Ноябрь

«Сомбеле бейреме».

Декабрь

«Хуш килсен яна ел».

Январь

Консультация для родителей «Расскажи  о своих любимых местах нашего города».

Февраль

 Тематический вечер,  посвящённый творчеству татарского поэта Мусы Джалиля.

Март

«Науруз бейреме».

Апрель

Неделя  Г. Тукая.

Май

Фотовыставка «Герои войны – наши земляки».

Июнь

Проведение праздника «Сабантуй» с участием родителей.

Июль

Экскурсия по экологической тропе «Природа родного края».

Август

Проведение развлечения для детей «Казань – мой город».

        

Заключение

Предполагаемый результат:

- Воспитание у детей любви к своему краю, чувство гордости за свою республику, свой город;

- Закрепление знаний о символике Татарстана и г.Казани;

- Привитие уважительного отношения  к родной культуре и традициям родного народа  и культуре народов других национальностей;

- Знакомство с достопримечательностями нашего города, легендами;

- Продолжать знакомить детей с деятелями культуры: художниками, певцами, композиторами, поэтами, писателями, вызвать интерес к их творчеству.

Приложение 1.

Татарские народные игры.

«Эбек»

«Йозексалыш»

«Кап та коп»

«Почмакалыш »

«Самовар»

«Мэкальэйтеш»

«Буяусатыш»

«Чума урдек, чума каз»

«Утыр, утыр, Мэликэ»

«Ак калач»

«Кэрия - Зэкерия»

«Курсетэле, ускенем»

«Бугенкемненконе»

Приложение 2.

Пальчиковые игры

  1. Атка печон кем сала?
  2. Качканбармакны тап?
  3. Тычкан  - толкечабышы.
  4. Йогереурдек.
  5. Нинди женлек.

Приложение 3.

Диалоги, употребляемые детьми и воспитателем в режимных моментах.

Русский язык

Татарский язык

  1. Здравствуйте, дети!

Исенмесез, балалар!

Доброе утро!

Хэерлеирте!

Как у вас дела?

Хэллерегезничек?

  1. Дети, идем мыть руки!

Балалар, кулларныюаргабарбыз!

  1. Приятного аппетита!

Темлебулсын!

Спасибо было очень вкусно!

Рехмет, биктемлебулды!

  1. Дети, идем гулять!

Балалар, урамгачыгабыз!

Давайте, поиграем в игру!

Эйдегез, уйныбыз!

  1. Дети готовимся ко сну!

Балалар, йокларгаэзерленебез!

Спокойного сна!

Тынычйокы!

Приложениие 4.

Композиторы и художники Республики Татарстан

- С.Сайдашев,

- Б.Урманче,

- И.Фаттахов,

- Х.Якупов;

- Р.Яхин.

Приложение 5.

Список детской литературы

«Три дочери» тат. нар. сказка, обр. Гильмутдиновой,

«Глупый волк» тат. нар. сказка, пер. Р.Ахмета,

«Воспитанный ребенок» Р.Фахруддин, пер. Р.Ахмета,

«Чем занимаются люди» А.Алиш, пер. Г.Каримовой,

«Наша семья», «Осень», «Забавный ученик», «Киска-озорница» Г.Тукай,

«Дедушка Мороз» А.Кари,

«С добрым утром!» пер. Б.Баширова

Татарские народные потешки, заклички, прибаутки «Мешок», «Лисонька», «Даут с петушком», «Шутка».

 

Приложение 6.

Список литературы для воспитателей.

  1. Гарифиева Г. З. «Сомбелене, кем беле?»
  2. Закирова К. В. «На поляне детства»
  3. Закирова К. В. «Балачак аланы»
  4. Закирова К. В. «Ин матурсуз»
  5. Закирова К. В. «Уйный – уйныйусебез»
  6. «Закон об образовании в РТ»
  7. Зарипова З. М. «Тугантелдесойлешебез»
  8. КашаповаМ. Ф. «Ин татлы тел – туган тел»
  9. «Федеральные государственные требования»
  10. Шаехова  Р. К. «Региональная программа дошкольного образования». – РИЦ,2012 г.

Журналы

  1. «Мэгариф»
  2. «Сабантуй» - газета
  3. «Салават купере» - журнал
  4. «Ялкын»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по формированию и развитию национальной культуры в дошкольном возрасте (старшая группа)

Долгосрочный проект, целью которого является приобщение старших дошкольников к национальной культуре татарского народа через использование различных компонентов его культурно-исторического наследия, и...

Проект по формированию и развитию национальной культуры в дошкольном возрасте

Долгосрочный проект, целью которого является приобщение старших дошкольников к национальной культуре татарского народа через использование различных компонентов его культурно-исторического наследия, и...

Проект по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Данный проект представляет педагогическое обоснование достижения целей и задач, планирование, ряд мероприятий по улучшению материально-технического состояния МБДОУ и мероприятий педагогического характ...

Комплексно – тематическое планирование по нравственно - патриотическому воспитанию через приобщение к национальной культуре Младший дошкольный возраст

Комплексно – тематическое планирование по нравственно - патриотическому воспитанию через приобщение к национальной культуреМладший дошкольный возраст...

Проект «Дидактическая игра как средство развития физической культуры детей дошкольного возраста».

Одним из средств мотивации может стать Дидактическая игра - это  дополнительный стимул физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает лишним. Можно без особых затрат обновить ...

Проект «Строевая подготовка как средство развития физической культуры детей дошкольного возраста».

Актуальность проекта заключается в необходимости усиления мотивации и потребности детей и их родителей к занятиям физической культурой.Одним из средств мотивации может стать «Строевая подготовка...