Исследовательский проект "Культура и быт народов Крайнего Севера"
план-конспект занятия по теме

Арунова Альвина Михайловна

Проектная деятельность в ДОУ. Проект "Культура и быт народов Крайнего Севера"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_karte_yamala_ne_tochka_malaya.docx496.09 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проекта

Характеристика проекта: долгосрочный, творческий, познавательный  проект: «На карте Ямала не точка малая…»

Цель:  воспитание у детей любви к родному краю (к малой Родине).   

Задачи развития:

  • Формирование познавательного интереса к окружающей среде, воспитание эмоционального отношения к природе, быту, культуре, обычаям, искусству коренных народов (ханты, ненцы) родного края.
  • Развитие коммуникативных способностей в процессе реализации проекта.
  • Развитие творческого мышления.

Задачи исследовательской деятельности:

Младший дошкольный возраст:

  • Создание проблемной игровой ситуации (ведущая роль воспитателя).
  • Формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности.

Старший дошкольный возраст:

  • Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
  • Формирование определять возможные методы, решения проблемы с помощью взрослого.
  • Развитие навыков использования специальной терминологии, ведения коммуникативной беседы в процессе совместной деятельности. 

Участники проекта – дети, педагоги, родители.

Возраст детей – 4 - 7 лет.

Срок реализации проекта: 

Этапы реализации проекта

I этап – подготовительный (январь-май)

Исходя из интересов детей, проводится анкетирование родителей, обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми, создание условий, необходимых для реализации проекта.

II этап – основной (сентябрь  – январь)

Реализация основных видов деятельности по направлению проекта. Презентация.

III этап – итоговый (февраль – апрель)

Включает в себя сбор и отработку материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными. Обобщение материалов проекта.

Предполагаемые результаты:

  1. Создание в группе необходимых условий по ознакомлению детей с жизнью коренных народов (ненцев, хантов).

       - оформление национального уголка;

       - оформление фотовыставки «Мы на Севере живём»;

       - оформление папки – передвижки «Город в лицах»;

  - подборка методической литературы, художественной литературы, иллюстрированного материала.

  - изготовление атрибутов для игровой и театрализованной деятельности.

2. Система работы по приобщению детей дошкольного возраста к культуре коренных народов Севера.

  • Оценка эффективности по итогам работы проводится по трем направлениям: дети, родители, педагоги.
  • Оценка заинтересованности детей, их успешности в общем деле отслеживается через наблюдение и анализ детской деятельности, занятий, бесед с детьми.
  • Оценка заинтересованности и участия в проекте родителей происходит через их участие в проведении совместных мероприятий, анализ участия родителей в подготовке условий деятельности детей, участие в конкурсах.
  • Оценка активизации деятельности педагогов отслеживается по качеству проведения работы с детьми в рамках проекта, а также через участие в городском конкурсе проектов.

      По окончании проекта проводится анкетирование всех участников педагогического проекта.

 

Обоснование необходимости проектной деятельности по формирование любви к малой родине.

     Одним из приоритетных направлений в работе с детьми является  – национально-региональный компонент. Работа организуется в рамках проекта: «На карте Ямала не точка малая…!» ЯНАО – это край, в котором живут и работают люди разных национальностей. Людям, живущим на Ямале необходимо с уважением относиться к коренным жителям, их быту, культуре.

     Чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже у дошкольников. Чтобы любить Родину, писал академик Д.С. Лихачев, надо знать, за что её любить, надо знать её историю, знать героев и их великие подвиги.

      Только дав ребёнку эти знания, мы можем создать необходимые условия для преемственности, духовной связи поколений, воспитания в каждом ребёнке патриота, гражданина.

     Мы живём на великой земле, среди самобытных народов. Здесь зарождаются самые первые понятия о доброте, красоте, смелости, трусости.

    Любой край, область, даже небольшая деревня неповторима. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет мне формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.

     Любовь к близким, к своему дому, городу, стране – необходимые каждому человеку качества. Северный народ яркий пример неизменной любви к своей земле: «Ненец и тундра – брат и сестра». Ненцы и ханты берегут природу родного края, чтобы сохранить её для последующих поколений.

    Очень рано в мир ребёнка входит природа родного края, которая выступает в роли первого педагога, знакомящего его с малой родной. Но без помощи взрослого детям трудно понять, что город, село, лес, река, которые он видит каждый день – это и есть Родина.

И мне очень хочется, чтобы наши дети переняли мудрость коренных народов Севера, научились так же любить свой родной край, свою землю. Не мало важно приобщить детей к культуре, быту, традициям и искусству народов

Севера, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение и гордость за землю, на которой мы живём.

         Изучив культуру своих предков, историю своего народа,  дети в дальнейшем с уважением и интересом будут относиться к культурным традициям других народов.

         Для того чтобы разбудить в ребёнке интерес к столь серьёзной теме необходимо найти способ как правильно и интересно (с точки зрения ребёнка) её представить в играх, рассказах и занятиях, аудио-видео материалах, в книгах, экскурсиях и, конечно же, развить собственные навыки. Чтобы передать детям любовь к Родине нужно её любить самой.        

        В настоящее время, как никогда остро стоит вопрос о патриотическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста.  Задача педагогов воспитывать в детях любовь к Родине, к родному краю, гуманное отношение к окружающему, природе, животному миру, помочь детям усвоить необходимые знания о родном крае.

         Эффективным средством организации такого процесса является технология проектирования и проект как одна из форм поисковой деятельности. 

 

Задачи проекта:

  • Углубить и конкретизировать представления детей о родном крае.
  • Обратить внимание ребят на своеобразие быта, одежды, культуры    людей коренной национальности.
  • Расширить представления о флоре и фауне Пуровского района.
  • Воспитывать у детей любовь к своей малой Родине и уважительное отношение к коренным народам Севера.

 

      Создание в группе предметно-развивающей среды.  Общеизвестно, что у детей дошкольного возраста преобладает наглядно – образное мышление, следовательно большое внимание необходимо уделять оформлению   наглядного материала.    

      При организации работы необходимо учитывать рекомендации педагога – психолога.

     Продукты проектной деятельности:  стенд «Край родной, навек любимый»;

                                                                    папка «А я люблю места свои родные, милые такие…».

 

ЯНАО – это не только трубопроводы, буровые вышки, но и оленьи пастбища, рыбные угодья. Для ознакомления детей с трудом коренных народов Севера, подготовлена игра «Оленеводы».

Коренные жители тундры верны традициям. Ненецкие женщины с давних времён занимаются бисероплетением, изготовлением национальной одежды.

http://tmndetsady.ru/upload/news/orig_33711a40288df00ea003e81d15e919a1.jpg

Связь с педагогами в работе над проектом: «На карте Ямала не точка малая…»

Специалисты

Содержание работы

Воспитатели

Игровая деятельность.

Социальное развитие.

Речь и речевое общение.

Познавательное развитие.

Природа.

Художественная литература.

 

Музыкальный

 руководитель

Знакомство с национальным фольклором.

Знакомство с национальными музыкальными инструментами.

Применение практических знаний в различных видах деятельности детей (пение колыбельной для детей ясельной группы).

«Потешки расскажем и игры покажем».

 

Педагоги дополнительного образования

Знакомство с народным творчеством.

Практическая работа по народно-прикладному искусству.

 

Руководитель по физическому воспитанию

Знакомство с народными играми   ненцев, хантов, манси, селькупов.

Национальные виды спорта.

Проведение соревнований, эстафет, игр, забав.

 

Родители

Практическая помощь в оформлении национального уголка.

Работа в творческой мастерской по изготовлению народных игрушек.

Выставка совместных поделок.

Фотовыставка «Родной край».

Конкурс «Ненецкая национальная кухня».

 

 

Основные направления работы

Социальное развитие

Беседы на тему «Всем советуем дружить», «Ненец и тундра – брат и сестра».

Традиции и обычаи лесных и тундровых ненцев.

Макет чума. Нарты с оленьими упряжками (игрушки).

Куклы в национальной одежде (мальчик и девочка).

Люлька из бересты, кукла младенец.

 

Речь и речевое общение

Обогащение лексики ненецкими словами обозначающие предметы обихода.

Устный фольклор ненецкого народа (загадки, пословицы, поговорки, потешки, сказки, заговоры, заклинания, обереги, считалки).

Здоровье

Физическое воспитание

Знакомство с национальными спортивными играми (метание тынзана на хорей, прыжки через нарты, метание топора на дальность, гонки на оленьих упряжках), фотовыставка

«Есть щедрость без границ».

  Беседы на темы: «Северная кладовая» (лес), «Северные витамины» (ягоды, дикоросы), «Живое серебро» (рыбные запасы), «В гостях у хозяюшки Антальты» (польза даров леса и рек).

Игры. Эстафеты.

 

Природа

Беседы на тему: «Что имеем, не храним – потерявши плачем».

Посещение краеведческого музея.

Мини-музей в МДОУ «Золотой ключик».

Северный калейдоскоп (времена года).

Альбом «Животные Ямала».

Альбом «Растения тундры, растения леса».

Гербарий местных растений.

Опытно – поисковая работа.

 

Край родной навек любимый

«А я люблю свои места, родные милые такие!...»

Знакомство с символикой, картой России, флаг России, гимн, флаг и герб ЯНАО и Пуровского района.

Знаменательные даты – день рождения  города .

Достопримечательности нашего города (ул. Тарасова, ул. Губкина, ул. Анны Пантелеевой, набережная Саргина и т.д.).

Экскурсия на набережную Саргина к монументально – художественной композиции «С горизонта пришедшее».

Беседы с приглашением работника ЦНК (Центр национальных культур).

Проведение интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?».

Альбом «Мы на севере живём».

Фотоальбом «Наш любимый город».

 

Театр

Инсценировка (сказок, легенд ненецкого, хантыйского народов).

Изготовление национальных костюмов.

 

ИЗО

Знакомство с народно – прикладным искусством ненецкого, хантыйского народов (виды орнаментов, рисование узоров)

Участие в конкурсе «Все краски Ямала».

Художественно – ручной труд

«В мастерской Эдейки».

Знакомство с художественными промыслами (кожа, мех, дерево, кость, береста, бисер).

Изготовление игрушки – куклы и использование её на занятиях как сюрпризный момент.

Виды орнаментов, их символика.

Аппликация из ткани, меха, кожи, сукна.

Плетение узоров, вышивка бисером, бисероплетение, конструирование из бумаги, бросового материала (шишки,   листья).

«Подарок для Айны» (плетение коврика).

Игровая деятельность

Подвижные игры: «Солнце» (Хейро), «Каюр и собаки», «Олени и пастух», «Ловля оленей», «Отбивка оленей», «Оленьи упряжки», «Белый шаман».

Дидактические игры: «Животные тундры», «Что растет в тундре?», «Собери картинку». Атрибуты для подвижных игр.

Сюжетно ролевая игра: «Чум».

Художественная литература

Знакомство с национальными поэтами, писателями. Чтение стихов, рассказов, легенд, сказок.

Ненецкая сказка: «Кукушка».

Знакомство с творчеством Л. Лапцуя, Н. Дудникова, А. Ругина.

Книга «Северные льдинки» Л.В. Федоровой (ненецкие сказки).

Музыкальное воспитание

Северные мотивы (песни, колыбельные).

Прослушивание ненецких песен (аудиозапись).

Разучивание национальных танцев.

Проведение праздника с приглашением сотрудников ЦНК (национальный праздник).

Знакомство с народными инструментами.

Внесение в сценарий утренников национальных компонентов (игры, танцы, песни).

 

ПЛАН РАБОТЫ

ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

К КУЛЬТУРЕ КОРЕННЫХ НАРОДОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА

(блочное планирование)

1.     ПРИРОДА ЯМАЛА.

Задачи:

  • формировать экологическую культуру детей;
  • расширять представление о флоре и фауне Ямала.

Формы организации детской деятельности:

  • игра;
  • беседа;
  • экскурсии;
  • походы и т.д.

2.     БЫТ КОРЕННЫХ ЖИТЕЛЕЙ.

Задачи:

  • знакомство детей с   национальным своеобразием в   одежде, украшениях, предметах быта и их назначении;
  • помочь детям понять истоки выразительности в конструкции и оформлении предметов быта различного назначения. 

Формы организации детской деятельности:

  • проведение тематических экскурсий;
  • работа в творческой мастерской.

3.     КУЛЬТУРА КОРЕННЫХ НАРОДОВ.

Задачи:

  • знакомить с фольклором народов Севера, с его собирателями (малые фольклорные жанры: загадки, пословицы, поговорки; сказки, их содержание и художественное своеобразие; заговоры, заклинания, обереги и т.д.);
  • знакомить с творчеством национальных поэтов и писателей. 

Формы организации детской деятельности:

  • театрализация;
  • инсценировки сказок и легенд народов Севера;
  • праздники.                    

 4. НАРОДНО - ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ЯМАЛА

Задачи:

  • знакомить детей с художественными промыслами (художественная обработка кожи, меха, дерева, бересты); с детскими игрушками – кукла «нухуко» и кукла «акань»; виды орнаментов и их символика;
  • вызвать интерес к произведениям мастеров народных промыслов
  • обучить начальным практическим навыкам (аппликации из ткани, сукна, кожи, меха). 

Формы организации детской деятельности:

  • работа в творческой мастерской (плетение узоров, вышивка бисером, конструирование из бумаги и т.д.)

ПРИРОДА ЯМАЛА

4 – 5  лет

5 – 6 лет

6 – 7 лет

Знакомить детей с растительным (ель, берёзы), животным миром (олень, волк, медведь, белка, лиса, сова, чайка) и объектами неживой природы Ямала (вода, песок, торф, снег, дождь, явления природы).

 

Расширять представления о растительном (кедр, лиственница, рябина, багульник, голубика, брусника, грибы), животном мире (белый медведь, песец, рысь, лемминг, куропатка, гусь, утка, лебедь; особенности их внешнего вида и способы передвижения). Продолжать знакомить с объектами неживой природы (радуга, туман, северное сияние, метель, пурга).

Расширять и углублять представления о растительном (ивняковые заросли, карликовая берёзка, можжевельник?, ягель, мох, лишайник) и животном мире (норка, ондатра, морж, тюлень, нерпа, белуга, кулик,    орлан), видах рыб (осётр, муксун, пыжьян).

Дать целостное представление об экосистеме «тундра» (о составе сообщества, условиях среды, приспособлениях к ней, температурном режиме, освещённости, роли человека в сохранении системы и правилах поведения в ней).

БЫТ КОРЕННЫХ НАРОДОВ ЯМАЛА

4 – 5  лет

5 – 6  лет

6 – 7 лет

Дать общее представление о жилище – чуме, нартах; одежде (взрослой и детской).

Расширять представления о назначении бытовых предметов и знакомить с новыми: аркан, люлька, женская сумочка (туця) для хранения швейных принадлежностей.

Дать представление о средствах передвижения (олени, собаки, вертолёт, снегоход).

Познакомить с национальной одеждой и её украшениями.

Учить различать элементы узора «заячьи ушки», «чум», «проталинки». Углублять представление о жилище народов Севера – чуме, его устройстве и назначении; женской (ягушка) и мужской (малица) одежде, обуви (кисы).

Учить различать элементы узора на национальной одежде: «оленьи рога», «ветки», «локоть лисы», «копыта».

 Расширять представления о предметах домашней утвари: деревянная колотушка, игла, нож, сундук, скребок для выделки шкур и др.

КУЛЬТУРА КОРЕННЫХ НАРОДОВ ЯМАЛА (ФОЛЬКЛОР) 

4 – 5  лет

5 – 6 лет

6 – 7 лет

Знакомить детей с колыбельными песенками, потешками, сказками.

Продолжать знакомить с фольклором северных народов.

Заучивать небольшие стихотворения, «баюльные» песенки. Рассказывать северные сказки и инсценировать их.

Загадывать и разгадывать загадки о животных и растениях.

Знакомить с окружным городом Салехардом, городами округа, родным городом Тарко – Сале и их достопримечательностями.

Дать представление о геральдике.

Расширять и углублять знания о фольклоре народов Севера. Рассказывать и инсценировать сказки (о животных, волшебные, бытовые); знакомить с загадками, пословицами, поговорками, приметами коренных жителей; с творчеством Л.Лапцуя, Р.Ругина.

Знакомить с народными музыкальными инструментами (пензер – барабан; томран – губной инструмент; полян – дудка; чипсан – свистулька; куйп – шаманский бубен). Принимать активное и осмысленное участие в национальных праздниках.

 НАРОДНО – ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ЯМАЛА 

4 – 5  лет

5 – 6 лет

6 – 7 лет

Знакомить с образцами народно – прикладного искусства Ямала: детская игрушка – кукла «нухуко» (ненецкая), кукла «акань» (хантыйская).

Аппликация из ткани, сукна.

Знакомить с видами орнаментов поясов, подвязок кружев, одежды, предметов быта.

Плетение из шерстяных ниток, бисера.

Рисунок на бересте. Художественная обработка меха: мозаика из меха.

Знакомить с художественными промыслами: вышивка и плетение бисером; резьба по кости, дереву; изделия из металла.

Украшения и их символика.

 

ФОРМЫ РАБОТЫ:

  • занятия – путешествия в тундру с Эдейкой (ненецким мальчиком);
  • занятия – исследования;
  • экскурсии в городской Центр национальных культур, Центр детского туризма и краеведения, краеведческий музей;
  • совместные праздники с представителями коренного населения Ямала;
  • составление Красной книги Ямала;
  • интеллектуальная игра – занятие «Что? Где? Когда?» и другие адаптированные игры;
  • выпуск тематических газет;
  • организация выставок;

   

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ КРАЕВЕДЧЕСКОГО УГОЛКА 

ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

(4 – 5 лет)

№ п/п

Тема

Формы работы

 

Сроки

1.

Знакомство с родным краем

Беседа, показ иллюстраций, фотографий

Октябрь

2.

Сказки северных народов

Занятие, дидактическая игра

Октябрь

3.

Северный фольклор. «Из какой сказки?»

Беседа, музыкальное занятие, дидактическая игра

Ноябрь

4.

Мой родной город

Беседа, просмотр репродукций, иллюстраций

Декабрь

5.

Животный мир тундры

Занятие, показ иллюстраций, картин

Декабрь

6.

Растительный мир тундры

Экскурсия в краеведческий уголок, рассматривание альбома

Январь

7.

Колыбельные песни северных народов

Музыкальное занятие

Январь

8.

В гостях у Тундровичка

Игры народов Севера, физкультурное занятие

Февраль

9.

Чтение рассказа Н.Емельяновой и В. Челинцевой «Окся – труженица»

Беседа, показ изделий народного промысла

Февраль

10.

«Мышонок и медведь»

Игра – инсценировка

Март

11.

Экскурсия в краеведческий музей

Экскурсия

Апрель

12.

В гостях у Тундровичка

Развлечение

Апрель

Уголок краеведения

План работы с детьми среднего возраста

№ п/п

 

Тема

Формы работы

Сроки

1.

Знакомство с краеведческим уголком

Экскурсия

Октябрь

2.

Сказки северных народов

Инсценировка

Октябрь

3.

Северный фольклор «Песни под снегами»

Праздник

Ноябрь

4.

Мой родной город

Беседа, рассматривание фотографий

Декабрь

5.

Животный мир северного края

Рассматривание картин и иллюстраций «Животные Севера»

Декабрь

6.

Растительный мир Севера

Дидактические игры

Январь

7.

Фольклор народов Севера

Музыкальное развлечение

Январь

8.

Игрища загадок

Ненецкие загадки, потешки, считалки

Январь

9.

В гости к нам пришёл Эдейка

Северные детские игры, физкультурное занятие

Февраль

10.

Уроки бабушки Анико

Беседа, показ изделий народных мастеров, работа в творческой мастерской

Февраль

11.

В гостях у сказки

Пальчиковый театр

Март

12.

Флора и фауна Севера

Экскурсия к краеведческий музей

Апрель

13.

Встреча с коренными жителями Ямала

Встреча – праздник

Апрель

14.

Посещение краеведческого музея

Экскурсия

Май

Уголок краеведения

План работы с детьми старшей группы

 

 

 

Тема

 

Формы работы

 

Сроки

1.

Знакомство с краеведческим уголком

Беседа, показ иллюстраций, фотографий, экскурсия в краеведческий уголок

Октябрь

 

 

 

 

2.

Сказки северных народов

Литературная викторина

Октябрь

3.

Северный фольклор «Легенды Севера»

Музыкальное занятие, театрализация

Ноябрь

4.

Мой родной город

Беседа, просмотр видеофильма

Декабрь

5.

Животный мир северного края

Занятие, показ иллюстраций, картин, зарисовки

Декабрь

6.

Растительный мир Севера

Рассматривание дидактических таблиц, опыты

Январь

7.

Фольклор народов Севера

Музыкальное развлечение

Январь

8.

Музыкальный калейдоскоп

Концерт для детей

Январь

9.

Мы смелые и ловкие

Игры народов Севера, физкультурное занятие

Февраль

10.

Ремёсла народов Севера

Беседа, показ изделий народных мастеров, работа в творческой мастерской

Февраль

11.

Голубика

Кукольный театр

Март

12.

Мой родной город

Экскурсия

Апрель

13.

Встеча с коренными жителями Ямала

Встреча – праздник

Апрель

14.

Посещение музея

Экскурсия

Май

15.

Флора и фауна Севера

Экскурсия

Май

ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

 

Для детей 4-5 лет

 

Для детей 5-6 лет

 

Для детей 6-7 лет

Макет жилища – чум

Карта Ямало – Ненецкого автономного округа

Карта России

Нарты с оленями (игрушка)

Куклы в национальных костюмах

Карта Ямало – Ненецкого округа

Куклы в национальной одежде (взрослый и ребёнок)

Альбом «Мы на Севере живём»

Географический атлас

Люлька из бересты, кукла – младенец

Гербарий местных растений

Глобус

Ободки с ненецкими узорами, шапочки с оленьими рожками

Книги национальных авторов

Альбом «Мой край»

Альбомы с фотографиями северных растений и животных

Фотоальбом «Наш любимый город»

Альбом «Животные Ямала»

Мох, шишки, листочки, веточки, камешки и другой природный материал

Дидактические игры: «Животные тундры», «Что растёт в тундре», «Собери картинку»

Гербарий местных растений

Стаканчики, формочки для воды, снега, зеркальце

Режиссёрская игра «Чум»

Макет «Экосистема»

 

Атрибуты для подвижных игр: «Набрасывание аркана», «Перетягивание каната», «Охота на куропаток»

Альбом «Фольклор народов Севера»

 

Материал для творческой деятельности: природный материал, кусочки меха, краски, пластилин и т.д.

Книги национальных поэтов и писателей

 

 

Фотоальбом о родном городе

 

 

Символика России, Ямало – Ненецкого автономного округа, Пуровского района

 

 

Дидактические игры: «Четвёртый лишний», «Что растёт в тундре», «Времена года», «Планета Земля и её жители», «Угадай по описанию»

 

 

Режиссёрская игра «В стойбище оленеводов»

 

 

Атрибуты для подвижных игр: канат, шапочки, нарты, налобные повязки

 

 

Материал для творческой деятельности: природный материал, кусочки меха, ткань, бисер, леска, нитки, краски, пластилин и т.д.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

  № п/п

 

Формы работы

 

 

Задачи

 

 детей 4-5 лет

 

детей 5-6 лет

 

детей 6-7 лет

1.

Круглый стол

Расширять представления родителей о культурных традициях северных народов

«Ямал – мой край родной»

Особенности национальной кухни северян

Адаптированная интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

2.

Консультация

Вводить родителей в мир культуры народов Ямала

Фольклор северных народов

Кто в меховом мешочке живёт? (игрушки ненецких детей)

Узоры на снегу (искусство плетения бисером, аппликация из элементов национального узора)

3.

Родительское собрание

Формировать уважение к культурным традициям народов Ямала

Воспитание детей в ненецких семьях

Роль ненецкой женщины в сохранении традиций и семьи

Тундровый этикет (нравственное воспитание)

4.

Музыкальная гостиная

Знакомить с многообразием песенной культуры народов Ямала, её художественными и психологическими особенностями

Певец Ямальской земли – композитор С.Няруй

Предания старины глубокой (легенды ненцев)

У родного очага

5.

Совместные праздники

Приобщать родителей к основам национальных традиций коренных жителей Ямала

В гостях у Тундровичка

В стойбище у Эдейки

Мы любим край, в котором мы живём

6.

Тематические стенды

Формировать представление о содержании понятия «Культура народов Ямала»

На краюшке земли

Из глубины веков

Народно – прикладное искусство народов Севера

7.

Фотостенды

Формировать у родителей эмоционально положительное отношение к культуре народов Ямала

Войди в природу другом

Нас приворожил Север

Национальная интеллигенция

8.

Экскурсии

Приобщать к участию в патриотическом воспитании детей

В тундру

В краеведческий музей

В Центр национальных культур

9.

Анкетирование

Сбор актуальной информации

Выявить уровень знаний родителей о Севере и интерес к проблеме приобщения детей к культуре коренных народов Ямала

Что даёт родителям совместная работа с педагогом в данном направлении

Какова роль родителей в воспитании у детей патриотических чувств к родному краю

 

 Конспект занятия

(старшая группа, возраст детей - 5-6 лет).

 

Тема: «Праздник на стойбище»

Цели: 1. Приобщение детей к важной части духовной культуры

           северных народов, привитие бережного отношения к

           национальной культуре и традициям ненецкого народа.

           2. Знакомство с предметами быта и обычаями.

           3. Воспитание уважения к обычаям и традициям коренных

           народов Севера.

Оборудование:

Чум, люлька,  атрибуты к играм «Олени», «Важенка и оленята», две куклы (одна из них ненецкая), малица, ягушка, «священное дерево», красная ленточка, диск «Пуровские Россыпи»,  выпущенный  к 70 - летию Пуровского  района в 2002 году.

Предварительная работа:

Знакомство с мальчиком из тундры Нядмой, рассматривание иллюстраций: тундра, стойбище. Разучивание сюжетно -ролевой игры «Олени».

Словарная работа:

Стойбище, Нарка, аньторова, первенец.

Стойбище- место, где расположено несколько чумов.

Нарка: имя девочки (старшая).

Аньторова: здравствуйте (перевод с ненецкого языка).               

Первенец- первый ребёнок в семье.

Ход занятия:

Проблемная ситуация

1. Раздаётся стук в дверь, почтальон отдаёт телеграмму.

Педагог: Интересно, от кого телеграмма? Давайте прочитаем.

2. Чтение текста:

Дорогие ребята!  У моих родственников родилась дочка.  Я хочу,   чтобы вы разделили радость моей семьи.  Приглашаю вас к себе в гости.  Об этом радостном событии

узнали соседи. Будет большой праздник.

Обязательно приезжайте. Я и моя семья будут очень рады.

С уважением ваш друг Нядма  Айваседо.

3. Беседа воспитателя с детьми:

Ребята! Помните, к нам  приезжал мальчик Нядма.

Он рассказывал вам о своих родственниках, о своей семье. 

 Вы помните, где живут Нядма и его родственники?

-Они  живут в тундре.

Педагог: Ребята нам надо добраться до стойбища.

На каком транспорте мы поедем в  стойбище?

-         Мы будем добираться до стойбища на оленях. Вы хотите, ребята поехать в гости?

-         Да.

Звучит песня  «Саморутка» в исполнении Л. Лонгортова.

(Дети отправляются в путешествие

Педагог: Вот мы и приехали на стойбище.

    (Нядма  встречает  детей).

-         Здравствуйте!

Нядма: Аньторова!

Проходите, гости дорогие.

     Устали с дороги…

 Их встречает мама Нядмы:

-         Здравствуйте, проходите. Мы очень рады вас видеть.

Сейчас я вас угощу ароматным чаем   из листьев брусники и

земляники.

-         А где ваша малышка?

-         Можно нам на неё посмотреть?

-         Вот она в люльке лежит.

-         Какая хорошенькая!

4. Чтение стихотворения «Наша маленькая девочка…» (читает ребёнок) 

«Наша маленькая девочка,

Девочка в своей  ягушечке

Похожа на птицу Хурюха,

Хорошая она, милая она,

С вьющимися волосами,

С румянцем на лице.

Две её большие щёки,

Как два солнца горят»

- Как девочку зовут?

  -Девочку зовут Нарка.

-Какое интересное имя

-  Как переводится имя Нарка?

Хозяйка   - Имя Нарка означает – «старшая»

 Дети -Ой, какая интересная кроватка.

Хозяйка - Это не кроватка.  Это люлька.

Люлька – первое жилище  маленького  тундровика.

Люлька изготавливается к рождению первенца.

Она отлично приспособлена к кочевому образу жизни.

Лёгкая, прочная, её без труда можно перенести в руках, перевозить в лодке и привязывать к нартам.

Обращает внимание на дочку и говорит: «Ребята! Она проснулась и улыбается вам. Давайте мы с ней поиграем.  

5. Пальчиковая игра «Кулачок»

Этот пальчик маленький.

Этот пальчик слабенький.

Этот пальчик длинненький.

Этот  пальчик  сильненький.

Этот пальчик толстячок.

А все вместе – кулачок!

Хозяйка: Сейчас я покормлю дочку, а вы посмотрите на оленей.

6. Подвижная игра «Важенка и оленята»

(Фонограмма песни В. Казымкина «Стадо оленей»)

7. Подарок для Нарки.

Дети: Хозяюшка! Мы привезли для вашей дочки в подарок куклу Таню.

- Спасибо большое. А у Нарки тоже есть кукла Нухуко.  Её подарили соседи.

Хотите посмотреть?

-Да!

-Её одежда из сукна, а вместо головы утиный клювик.

Увидеть такую куклу – большая редкость. Их можно увидеть ещё и в музее.

Хозяйка опять подходит к люльке и говорит гостям: «Дочка хочет спать»

Она хорошо засыпает под колыбельные песни.

(Хозяйка чума поёт, а дети выполняют релаксационные упражнения)

Баю-баю, убаючи.

Балу-лэа, - убаючи.

Одеяло из мехов

Легче летних облаков.

Ночь, как тень – прозрачней тени,

Где – то хоркают олени.

Утий, утий, Убайчи.

Усни, усни, Убайчи.

Тундра мохом поросла

И оленям нет числа.

Бродят дикими стадами

С наклонёнными рогами.

8. Подарок хозяйки и отъезд гостей.

Дети: Спасибо вам большое за песню и ваше гостеприимство.

Нам пора возвращаться домой.

Хозяйка: Подождите, ребята! У меня к вам просьба:

Завяжите эту красивую ленточку на ветку священного дерева. Пожелайте моей малышке крепкого здоровья, счастливой жизни.

(Нядма ведёт гостей к священному дереву. Дети завязывают ленточку, которая является символом появления нового человека на Земле)

Педагог: У каждого народа свои традиции, обряды и обычаи.

Сколько радости, сколько счастья приносит в мир родившийся человек!

 

Непосредственная образовательная деятельность

«Путешествие к северным народам»

(старшая группа, возраст 5-6 лет)

Тема: «Быт коренных жителей Севера».

Цели: 1. Дать представление о том, где и как живут коренные 

            жители севера.

           2.Развивать  связную речь детей.

           3. Обогащение словарного запаса детей

  1. Знакомство со словами на ненецком языке «Мя» (чум), «Нюк» (покрытие)» Аньторова» (здравствуйте).
  2. Развитие  мелкой  моторики.
  3. Воспитывать уважение к представителям коренных народов Севера.

Оборудование: Макет чума,  картины с  изображением посуды,                        хорея, атрибуты к сюжетно –  ролевой  игре. Изделия  из оленьего меха, сукна,  изделия  из  бисера,  поделки  из  дерева,  кости, нарты,  ягушка,  малица,  самодельные  ненецкие  игрушки, для детей,  макет  карты  Пуровского  района,  пластилин,  карта ЯНАО, диск «Пуровские  россыпи» (выпущен  к 70 –летию   Пуровского района).

  Предварительная работа: Беседы, рассматривание альбомов, иллюстраций,  предметов  декоративно-прикладного искусства, ненецких  национальных орнаментов, посещение мини – музея детского сада, знакомство с картой  Пуровского  района.

Пояснительная записка: Тех,  кто прожил  в Тарко-Сале        более 20 лет,  очень волнует вопрос об уважительном отношении к людям коренной национальности, к их быту, культуре.

Именно это побудило меня написать проект.

Я перед собой поставила следующие задачи:

Углубить и конкретизировать представления детей о родном крае.

Обратить внимание ребят на своеобразие в облике людей коренной национальности, их одежду.

Расширить представления о флоре и фауне  Пуровского  района

Воспитывать у детей любовь к своей  малой  родине и уважительное отношение к   народам Севера.

 Словарная работа:

«Стойбище» - «чум»- жилище ненцев, «нюк» - покрытие для чума.

«Хорей» - длинный шест, «малица» - мужская национальная верхняя одежда, «ягушка» - женская национальная верхняя одежда, «кисы» - сапоги,  сшитые из оленьего меха.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами отправляемся в путешествие, а на чем мы поедем, вы узнаете, если загадку отгадаете. 

В ночь  беззвёздную до чума

Кто добраться вам поможет?

Кто разыщет путь по ветру,

Если в тундре  бездорожье.

(Олень).

Имитация поездки в тундру на оленях под  музыкальное сопровождение (В Казымкина «Щенгащета».

  Воспитатель: Ребята, мы побываем в гостях у северных народов, посмотрим,  где и как живут. Чем занимаются?

Люди, каких национальностей живут на этой суровой и прекрасной земле.

Дети: ханты, ненцы, селькупы,  коми – зыряне.

  Вот сколько национальностей вы знаете. У каждого народа есть свой язык, свои традиции, свой быт. Сегодня ребята мы побываем в гостях у ненцев. А где живут ненцы?

Дети: Ненцы живут в тундре.

 Воспитатель: Правильно, в тундре. Мы с вами живём в домах, а что им служит им домом?

Дети: «Чум».

Воспитатель: Правильно. Чум по ненецкий – «Мя».  Повторите ребята «МЯ».

Воспитатель: Как вы думаете, почему они живут в чуме, а не в доме?

Дети: Они часто переезжают с места на место а чум   легко собирается и разбирается.

Воспитатель: Давайте заглянем в чум, посмотрим из чего состоит чум, как собирается и как он обустроен.

Дети: Чум состоит из множества шестов, связанных между собой, которые ставятся по кругу, а сверху покрываются покрытием.

Воспитатель: повторите, ребята. В зависимости от времени года чум бывает зимний и летний. Какая разница между зимним и летним чумом?

Покрытие, по  ненецки «нюк» (повторите ребята).

Дети: На зимнем чуме покрытие из оленьей шкуры.

Воспитатель: Раньше летний чум покрывали берестой (берёзовая кора), а сейчас покрывают брезентом (эта такая плотная ткань, которая не пропускает дождь, ветер).

-         А что служит полом в чуме?

-         Кладут доски, оленьи шкуры

-         Чем согревают  чум?

-         Железной печкой

-         Правильно  в середину чума ставится железная печь.

-         А  какая    мебель  есть  в чуме?

-         В место обычного стола стоит невысокий узкий столик, за которым жители чума кушают. За столиком находиться сундучок с небольшим запасом еды и посуды.

-         Из чего сделанная посуда? (из дерева).

-         Почему именно из дерева?

-         Потому что жители тундры переезжают с места на место обычная посуда может  разбиться, а деревянная посуда на  много легче и прочнее.

Ребята, в чуме живёт одна большая семья, и живущие в чуме поддерживают порядок. Хозяйством занимается женщина (чум работница).

-Что она делает?

Ведёт хозяйство, готовит еду, убирается в чуме, занимается рукоделием, смотрит за детьми.

- Несмотря на то, что у женщины много работы по хозяйству, она находит время  заниматься рукоделием. Она большая мастерица:  шьёт покрытие для чума, одежду для всех членов семьи, выполняет узоры из меха, ткани, плетёт из бисера. Шить одежду и плести бисером - это очень трудоёмкая работа. У чумработниц очень устают глаза и кисти рук,  чтобы отдохнули глаза, и пальцы рук давайте научим хозяев делать пальчиковую гимнастику и гимнастику для глаз.

Наши братья шили платья

Был царём один из братьев

Он корону надевал,

Но в труде не отставал.

Этот пальчик маленький.

Этот пальчик слабенький.

Этот пальчик длинненький.

Этот пальчик сильненький.

Этот пальчик толстячок.

А все вместе -  кулачок.

А теперь мы с вами поиграем в игру «Важенка и оленята».

(звучит фонограмма песни В.Казымкина «Стадо оленей»).

 

Бродит в тундре важенка,

С нею оленята.

Объясняет каждому,

Всё, что не понятно.

Топают по лужам

Оленята малые,

Терпеливо слушают

Наставления мамины.

 

У хозяина тоже много работы.

-Чем занимается хозяин? (оленеводством, рыболовством, охотой).

-Вот как много дел у хозяина, а в свободное время он тоже любит мастерить.

-Что он умеет мастерить?

-         Он мастерит деревянную посуду, различные поделки из дерева, кости, занимается резьбой по дереву, делает игрушки для мальчиков. А для девочек игрушки делают мамы. Потому, что в тундре нет магазинов. 

-         Какие  игрушки у девочек? (показ воспитателем куклы).

-         -Из чего сделана кукла?

-         Голова – утиный нос, а одежда такая же, как и у взрослых.

-         Какие игрушки у мальчиков?

-         Мальчики учатся бросать «тыншан»(аркан), играют в кости,   прыгают через нарты

-         Что такое нарты? На что они похожи?

-         «Нарты» похожи на русские санки.

-         Правильно у нарт есть полозья, с помощью которых они передвигаются, есть место для сидения. Всё это делают из дерева без единого гвоздя и поэтому нарты очень легкие и удобные  в обращении.

-         А какая разница между нартами и санками?

-         На нартах катаются круглый год, а на санках только зимой.

-         Ребята, с помощью чего управляют оленьей упряжкой? (хореем)

-Хорей – это длинный шест.

Как вы думаете, в тундре холодно?

-Холодно.

-Тундра – это открытая  местность, там  нет  леса, и дуют очень сильные ветры и метели. Чтобы не замерзнуть, жители тундры шьют  себе тёплую одежду.

-А как называется верхняя мужская одежда?

-«Малица».

-Кто расскажет о малице? (из чего шьют, и какая она).

-Малицу шьют из сукна, с тёплой подстёжкой из оленьей шкуры.

-Как называется женская верхняя одежда?

-«Ягушка».

-Чем отличатся малица от ягушки?

-У малицы  есть капюшон, а ягушка похожа на пальто, и нет капюшона. На  ягушке вышивают узоры.

-Что носят мужчины на ногах? «кисы».

-«Кисы» - это тёплые сапоги  шитые из оленьей шкуры.

Молодцы ребята, мне очень понравились ваши ответы.

Подведение итогов:

- Где мы были в гостях?

-Люди, какой национальности живут в тундре?

 -Что служит им домом?

Как будет по ненецки чум?

Как будет по ненецки покрытие?

-Чем обогревают чум?

-Какие бывают чумы?

-Как называют женщину, которая работает в чуме?

-Как называется мужская верхняя одежда?

-Как называется женская верхняя одежда?

-Как называется мужская обувь?

-Как называется приспособление, которым погоняют оленей?

-Чем занимаются мужчины коренной национальности?

 -Молодцы ребята.

 -Мы так долго задержались, дорога дальняя пора возвращаться домой.

 Подвижная игра: (звучит фонограмма песни В. Казымкина «Щенгащета»)

«Ветерок летит в лицо

Мчатся нарты с кручи

Самолётом хорошо

А олени – лучше»

Дети подходят к карте Пуровского района.

Ребёнок читает стихотворение

Вы на карту посмотрите

И Ямал на ней найдёте,

Потому что здесь наш дом

Мы на Севере живём!

-Ребята, а сейчас мы с вами будем делать макет карты Пуровского района.

 

Дети рассматривают карту Пуровского района. Отмечают, какой цвет преобладает, какого цвета реки. Садятся за столы. Покрывают макет карты пластилином.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Подвижные игры народов Крайнего Севера» - практическое пособие для воспитателей и инструкторов по физической культуре.

Материал предназначен для воспитателей и инструкторов по физической культуре. Подвижные игры народов Крайнего Севера не только развивают необходимые физические качества – ловкость, силу, выносливость,...

«Знакомство с жизнью и бытом народа Крайнего Севера».

Задачи:познакомить детей с жизнью народов севера;воспитывать у детей чувство дружбы и уважения к народам нашей Родины;познакомить детей с новыми словами и понятиями: тундра, чум, малица, пимы, нарты, ...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа). Тема:«Знакомство с жизнью и бытом народов Крайнего Севера».

План-конспект занятия по развитию речи(подготовительная группа). Тема:«Знакомство с жизнью и бытом народов Крайнего Севера».Цели:·         познакомить дете...

Проект "Культура и быт народов крайнего севера"

Расширить представления детей об окружающем мире...

Проект "Культура и быт народов Крайнего Севера Росии"

Россия – многонациональное государство, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному,  доброму отноше...

Картотека подвижных игр коренных народов Крайнего севера

Картотека подвижных игр коренных народов Крайнего севера...

«Подвижные игры коренных народов Крайнего Севера в физическом развитии детей» Консультация для педагогов

laquo;Подвижные игры коренных народов Крайнего Севера в физическом развитии детей»Консультация для педагогов ...