Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Рассматривание женской головной повязки «Сурпан».
план-конспект занятия по теме

Продолжать учить детей выделять характерные особенности чувашского декоративно-прикладного искусства, выразительные средства произведения (женская головная повязка сурпан).

Вводить детей в мир связей народного искусства с природой, жизнью человека. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rassmatr_surpanov.docx17.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

 по познавательному развитию

в старшей группе

на тему:

«Рассматривание женской головной

 повязки «Сурпан».

Тема: «Рассматривание женской головной повязки «Сурпан».

Программное содержание: Продолжать учить детей выделять характерные особенности чувашского декоративно-прикладного искусства, выразительные средства произведения (женская головная повязка сурпан).

Вводить детей в мир связей народного искусства с природой, жизнью человека. Подводить к пониманию того, что в орнаменте и способах ношения сурпана отразились представления народа о неразделенности миров - небесного, земного, подземного, что орнаментированные концы обозначают «здешний мир», «подземный мир» и белое полотнище - «небесный мир».

Закрепить представления о назначении сурпана (связь с космосом, функция оберега, практическая и эстетическая функции).

Познакомить с новым элементом чувашского орнамента и его семантикой:             - солнце.

Учить видеть красоту композиции, развивать интерес к чувашскому народному искусству.

Материал: Предметы чувашского народного искусства: лапти, рубаха, масмак, сурпан;

дидактическая игра «Назови узор», бумага, карандаши или фломастеры, письмо.

Ход занятия.

Дети играют в уголке. Воспитатель, обращаясь к ним, говорит:

«Дети, сегодня к нам в гости хотела придти девочка Анюк. Она предупредила меня об этом. Давайте немного приберёмся к приходу гостьи и подумаем, как мы встретим её, может расскажем ей знакомые стихи или поиграем в любимые игры?

Раздается стук в дверь, воспитатель приносит письмо и мешок.

«Посмотрите, это мне сорока принесла и передала».

Читает письмо: «Ребята, Анюк к вам сегодня не придет. Я её украла. Выполните три моих задания - желания, тогда я отпущу её. Тухатмаш (колдунья)».

-Ребята, поможем Анюк? Давайте посмотрим, что там за задания.

Читает: «В моём мешке много красивых вещей. Расскажите о них то, что знаете».

Воспитатель поочередно достаёт из мешка лапти, масмак. Спрашивает, что это такое. В последнюю очередь достает сурпан.

-А это что такое? Как вы думаете, на что похоже это изделие? (ответы детей).

Воспитатель: «Это не шарф и не полотенце, хоть и похоже на них. А это женская головная повязка - сурпан (повтор детьми).

Такую повязку носили раньше чувашские женщины. И этот сурпан большая драгоценность и редкость, потому что, такие повязки уже вышивают редко, а те, которые сохранились, берегут, как зеницу ока.

А как вы думаете, для чего носили раньше женщины эту головную повязку «сурпан»? (высказывания детей). Да, носили и для красоты, и чтобы защитить себя от холода зимой и от жары летом. А еще вот от чего. В старину люди не понимали всего того, что происходит в природе: они не знали, отчего гремит гром, идет дождь или снег. Всё это люди приписывали злым духам, силам. Чтобы защитить себя от злых духов, болезней, женщины - чувашки носили такие повязки.   И ещё  потому, что так было принято, так как все женщины после свадьбы одевали эту головную повязку. А самое главное вот для чего: считалось, что сурпан связывает человека с небесным миром, с космосом. Они думали, что с неба, с небесного мира можно получить тепло, свет, а значит энергию, чтобы жить и трудиться. И ещё все чуваши думали, что сурпан связывает их с другими мирами.

А теперь посмотрите, я покажу вам, как носили этот сурпан (можно привлечь девочку и примерить сурпан на ней).

Ну, вот мы и выполнили первое задание.

А теперь давайте прочитаем второе задание. Читает: «Пусть ваши детки расскажут о том, чем красиво это изделие».

А действительно, чем красиво это изделие? Посмотрите, какое оно длинное. Из каких частей оно состоит? (высказывания детей). Да, можно выделить три части: две из них, с обеих сторон сурпана, разноцветные. Это узорные части.

 А какие они? (высказывания детей). Да, тут много узоров. А вот третья часть. Чем она отличается от узорных концов? (ответы детей). Это белое полотно без узоров.

Мне моя бабушка рассказывала, что на сурпанах отображается красота миров. Как вы думаете, каких миров? (ответы детей). На сурпанах чуваши показали красоту трёх миров: небесного, земного и подземного.

Попробуйте найти на этой вещи небесный мир. Да, белое полотно сурпана - это, по представлению чувашей, небесный мир, красота которого заключается в белом цвете. А почему небесный мир показан белым цветом? (высказывания детей). Белый цвет - цвет чистоты,  цвет снега.

Узорные же концы сурпана означали: один из них - земной, другой - подземный. А как вы думаете, в чем красота этих миров? (ответы детей).

Действительно, красота достигается за счет вышивки. А какие цвета использовали вышивальщицы? (дети перечисляют). Обратите внимание, что больше всех встречается красный и чёрный цвет. Они всегда существуют вместе и встречаются чаще других.

А чем ещё красиво это изделие? Может здесь много вышивки? А как они расположены?

Да, они расположены по рядам. Сколько здесь рядов? (три): один ряд в центре, широкий, и два ряда по  уже, сверху и снизу.  И узоры здесь чередуются.

Мы с вами знаем, что узоры в чувашской вышивке что - то обозначают. И давайте сейчас поиграем и игру «Назови узор». Я вам буду показывать знакомые узоры, а вы скажите, что они обозначают.

Воспитатель показывает изображение воды, горы, пахотной земли. Предлагает отыскать эти узоры на сурпане.  А как вы думаете, что обозначает этот элемент узора  (показывает изображение солнца). Ответы детей.

Так чувашские женщины изображали солнце. Попробуйте найти на изделии изображение солнца. Видите, как много солнц здесь вышито. Чуваши связывали с солнцем красоту природы. В народе говорили: пока солнце восходит, мир живёт, а вместе с ним и природа, и все прекрасное на земле: цветущие луга, пшеничные поля и другие - будут жить.

По представлению чувашского народа, жизнь зависит от сияния солнца, сила которого заключается в его лучах. Поэтому чаще всего солнце вышивают в сияющем состоянии с лучами.

Чувашский народ всегда восхвалял и славил солнце в своих играх, песнях, танцах.

И мы с вами тоже знаем игры, давайте поиграем.

Проводится игра «Солнышко».

Среди игроков выбирают водящего - солнышко, остальные встают в круг. В центре круга располагается водящий. Игроки берутся за руки и водят хоровод:

Гори, солнце, ярче,

Лето будет жарче,

А зима - теплее,

А весна - милее.

Затем игроки подходят к солнцу. Водящий говорит: «Горячо!» - и догоняет их. Водящий осаливает игроков касанием руки. Пойманный игрок становится водящим и игра продолжается.

Вот мы и выполнили второе задание. Теперь почитаем, какое же третье задание.

Читает: «Нарисуйте знакомые вам элементы чувашской вышивки».

Ребята, давайте постараемся нарисовать красивые чувашские узоры, чтобы колдуньи они понравились,  и она стала доброй и отпустила к нам Анюк. А рисовать вы можете любые из этих узоров.

Дети рисуют.

Заходит колдунья, здоровается, рассматривает рисунки детей, спрашивает, что это они тут нарисовали,  хвалит их: «Молодцы, со  всеми заданиями справились хорошо.  Придётся отпустить  вам  Анюк.     Заберу-ка я свой мешок. А может, вы мне свои рисунки подарите?»

Уходит. Приходит Анюк. «Здравствуйте, дети. Спасибо, что помогли мне. Я вам принесла гостинцы от бабушки и хочу с вами поиграть».

Дети вместе с Анюк  сначала играют в игру «Солнышко», а затем Анюк угощает их яблоками или пирожками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности (старшая группа), тема: "Дерево доброты".

Материалы на епархиальный конкурс методических разработок для детей дошкольного возраста, посвященных 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского "Когда сердцем правит любовь"....