Формирование познавательных способностей детей дошкольного возраста на основе национальных и культурных традиций мордовского, русского, татарского народов.
материал (средняя группа) на тему

Шабаева Анна Николаевна

Тема: « Формирование познавательных способностей детей дошкольного возраста на основе национальных и культурных традиций мордовского, русского, татарского народов».

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка.

Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные, духовные.

«Те высокие, нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства, под влиянием социальных условий жизни и воспитания», - писал А.В. Запорожец.

Большое внимание воспитанию чувств ребенка уделял В.А. Сухомлинский. Он считал, что важно, с малых лет, воспитывать чувства ребенка, учить его соизмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.

В связи с потребностью  воспитания нравственных качеств личности ребенка и его мировоззрения  определяющую роль играет формирование чувства национального достоинства, правильного и полного представления о родной стране, городе, о своей национальной принадлежности, о традициях, предметах культуры, , ориентирующим детей  на добро, истину, любовь и веру . Это и является актуальностью темы по гражданско- нравственному воспитанию.

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Русский и мордовский народ не должны  терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно отвоёванного своим искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемо частью души ребёнка, началом порождающем личность.

При работе по формированию познавательных способностей детей дошкольного возраста на основе национальных и культурных  традиций мордовского, русского и татарских народов я поставила перед собой цель:

формировать у детей дошкольного возраста, ценностные ориентиры и нравственные нормы, основанные на национальных  культурно – исторических традициях этих народов.

Исходя из этого были поставлены следующие задачи:

 • Создание условий для восприятия целостной картины мира. 
• Формирование первоначальных представления о культуре, истории и жизни русского и мордовского народа, их богатстве и разнообразии, красоте и благородстве. 
• Знакомство с знаменательными событиями в истории русской, мордовской культуры. 
• Возрождение народных традиции. 
• Помощь родителям в возрождении духовно-нравственных традиций семейного воспитания детей. 
• Повышение познавательной активности детей, активизация словаря. 
• Воспитание достойного человека и будущего гражданина России. 

Наметила предполагаемый результат в формировании познавательных способностей детей дошкольного возраста на основе национальных и культурных традиций. В результате работы предполагается, что у детей сформируется правильное и полное представление о родной стране, городе, о своей национальной принадлежности, о традициях, предметах культуры, сформируется чувство национального достоинства. У родителей повысится заинтересованность к возрождению культуры своего народа.

В своей работе я использую примерную основную программу « Детство»,

« Мы в Мордовии живем» примерный региональный модуль программы дошкольного образования.

Учитывая возрастные особенности детей в воспитании патриотических , духовно- нравственных чувств, социально- коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми родного края, той общественной среды. В которой они живут.

Усвоение теоретических знаний осуществляется детьми на уровне терминов В поисках эффективных путей  приобщения дошкольников к народной культуре я стараюсь использовать в своей работе наиболее эффективные формы и методы работы, позволяющих познакомить детей с образом жизни, самобытной культурой, уникальной историей, традициями коренных жителей, природой, самой культурой.

Чтобы заложить в ребенке основу народной культуры, понимание народных обычаев и традиций, воспитать осознанные гуманные чувства к представителям живой и неживой природы,  необходимо разработать доступную возможностям детей  систему НОД, игр и упражнений.

При отборе содержания к НОД я руководствовалась  ведущими  принципами краеведения  и системности:

1.      С учетом принципа краеведения  были отобраны наиболее доступные детям дошкольного возраста материалы ( традиции, обряды, игры, представители живой и неживой природы, с их мифологическими особенностями, приспособления к среде обитания);

2.     С учетом принципа системности построено содержания НОД.

Наряду с игровыми методами, в обучении использую ряд методов и приемов, стимулирующих познавательную и социальную активность детей:

1.     Концентрический метод обучения ( по спирали) с соблюдением  дидактического принципа от простого к сложному;

2.     Метод « оживления» теоретического материала – сказок, мифов, легенд и преданий посредством театрализованных постановок;

3.     Эвристический( частично поисковый) метод;

4.     Метод моделирования, реконструкции, позволяющий вводить в обучение дошкольников элементы проектной деятельности.

Наиболее интересные для детей эффективные в плане усвоения материала, являются комплексные познавательные НОД, которые включают в себя:

1.     Чтение специальной  и художественной литературы ( мифы, легенды, сказки, сказания);

2.     Использования иллюстративного материала ( альбомов, открыток, иллюстраций, коллажей, картин как местных так и русских художников, отображавших красоту лесов, быт и праздники жителеи Мордовии и русского народа и т.д.)

3.     Ручной труд ( роспись предметов, поделки из природного материала, фигурное вырезывание, изготовление атрибутов к играм и элементам костюмов, конструирование макетов);

4.     Народные спортивные игры ( в том числе соревновательного характера), динамические паузы, физкультминутки.

5.     Экскурсии в мини-музей, экскурсии в музеи города ( краеведческий),библиотеку им . Н.А. Некрасова, встречи с почетными жителями города Саранска.

. Понятий ( Мордовия, Россия, гимн Мордовии, России, флаг Мордовии и России, леса, мокша, эрьзя, татары, русские и т.д.), которые закрепляются в результате эмоционального проживания в игровой деятельности.

Практические навыки приобретаются в процессе творческого труда: изготовление рисунков, панно ( предметов в технике аппликации из природного материала, кукол,  макетов и т.д.).

Социализация детей осуществляется в коммуникативных с участием  в коммуникативных ситуациях с участием родителей ( игры, конкурсы, экскурсии, праздники, выпуск стенгазеты и пр.)

Изучая традиции, жизнь и быт мордовского, русского народов, дети усваивают нравственные нормы поведения в обществе: гуманность человеческих взаимоотношений, толерантное, уважительное отношение к коренным жителям нашего региона, к природе родного края, к тому что окружает ребенка и близко ему со дня рождения, учатся сохранять и приумножать богатство родной земли.

На протяжении своей работы с детьми стараюсь приобщать детей к национальной культуре. Я считаю, что эту работу следует начинать с детства.

 

 

Мною был создан кружок по духовно- нравственному воспитанию

 « Колокольчик»

Актуальность и значимость работы по духовно-нравственному воспитанию детей связана с потребностью  воспитания духовно –нравственных качеств личности ребенка и его мировоззрения  определяющую роль играет православный уклад жизни, чтобы дать воспитанникам возможность обретения  спасительного нравственного востребованного духовного опыта через приобщения их к истокам православной культуры, ориентирующим детей  на добро, истину, любовь и веру в образцах православной жизни.. Термин «духовно – нравственное» подчеркивает взаимосвязь нравственного и духовного воспитания; так как человек, следуя нравственным нормам в разных ситуациях должен иметь определенные ориентиры – высшие ценности, являющиеся своеобразным компасом на жизненном пути. Основная цель духовно – нравственного воспитания состоит состоит в стремлении реализовать те задачи нравственного воспитания, которые содействуют духовному развитию ребенка.

Мною была разработана рабочая программа по духовно – нравственному воспитанию, которую я реализую на кружковых занятиях детьми 4, 5, 6 летнего возраста.

Главной целью программы является создание условий для приобщения детей к духовно-нравственным ценностям, и воспитания готовности следовать им. Программа построена в соответствии с личностно-ориентированны подходом к воспитанию детей, что позволяет обеспечить её единством с современными программами дошкольного образования. Наряду с традиционными средствами воспитания и обучения программа предполагает использование богатого опыта русского православия.

Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, в качестве приоритетных задач я выделила следующие:

-формировать первоначальное представление о культуре, истории и жизни русского народа;

-возражать православные народные традиции;

-знакомить с историей православия;

-помогать родителям в возрождении духовно-нравственных традиций семейного воспитания детей;

-знакомить с достоянием предков, которое поможет вырасти личностями, сознающими свою сопричастность к богатейшей тысячелетней истории родного народа;

-повышать познавательную активность;

-воспитывать достойного человека, будущего гражданина России.

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно отвоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемо частью души ребёнка, началом порождающем личность.

Я включила в программу следующие разделы:

1. Использование всех видов фольклора: сказки, песенки, потешки, поговорки, загадки, небылицы, дразнилки.

Потому что в устном народном творчестве, как нигде сохранились особенные черты русского, мордовского характера, присущи ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, трудолюбии, храбрости, верности. Особые задачи при знакомстве с русской, мордовской литературой – воспитание эстетического вкуса и любви к русской, мордовской речи.

2. Знакомство детей с жизнью и бытом русского, мордовского народа, с предметами обихода, домашней утварью, орудиями труда.

Окружающие предметы старины воспитывают в ребёнке чувства красоты, любознательности, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа

3. Такое же воспитательное значение имеет знакомство детей с русским народным костюмом, его характерными особенностями, необычайным колоритом, который за частую приравнивается с произведением искусства;

4. Знакомство детей с народной игрушкой, декоративной росписью, тоже очень важно, оно пленит душу, гармонией и ритмом, а также увлекает детей национальным искусством.

5. Большое место в приобщении детей к русской народной культуре занимают праздники, часы развлечения, народные традиции. В них собраны накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времени года, погодными наблюдениями, поведением птиц, животных, растений. Причём эти наблюдения связаны с трудом человека и его жизнью во всём его многообразии. Это такие народные праздники. Как: «Сытник», «Город мастеров», «Рождество», «Масленица», «Пасха», «Жаворонки», «Вербное воскресенье», «Троица» и другие.

6. Использование русских, мордовских народных игр позволяет решать сразу несколько задач: развивается память, внимание, смекалка, речь. Дети через игровые тексты: считалки, распевки, заклички познают язык.

7. Знакомство детей с притчами, главами книги «Детская библия» несёт в себе духовное начало. (И не случайно кружковые занятия называются духовно – нравственными.) Христианские заповеди: не убий, люби ближнего своего, не лги, неси добро людям не наносит вреда, в них основы нравственности.

Стремление показать ребёнку, что наряду с внешним окружающим миром есть другой, внутренний мир человека – мир желаний, переживаний чувств. И побудило меня к составлению данной программы по духовно – нравственному воспитанию.

Программа представляет собой интегрированный курс, который обеспечивает взаимосвязь с основными направлениями воспитания и обучения детей: формированием экологического мышления, краеведения, основами логического мышления, культуры межличностных отношений, художественно- эстетическим и патриотическим воспитанием, родной речью, здоровым образом жизни.

1. Блок.

«В гостях у природы» (экологическое)

Приметы, пословицы, поговорки.

2. Блок.

«История древней Руси» (патриотическое воспитание)

Культура, обычаи и традиции русского народа.

3. Блок.

«Знакомство с православной литературой»

Легенды, библейские рассказы, притчи, были и т. д.

Для реализации программы я использую методы: наглядные, словесные, практические.

Наглядные методы использую во время:

• Чтения рассказов

• Экскурсий в музеи

• Наблюдений

• Рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, предметов

• Экскурсий

Словесные методы в процессе:

• Чтения литературных произведений

• Чтения стихотворений детьми, воспитателем

• Бесед, обобщающих рассказов

• Загадывание загадок

• Рассматривание наглядного материала

• Разбора житейских ситуаций

• Проведение викторин, досугов

Практический метод использую при:

• Организации продуктивной деятельности (лепка, роспись народных игрушек)

• Изготовление пособий для занятий, праздников, сувениров для родителей

Использую следующие формы работы с детьми:

• Кружковые занятия, беседы, обыгрывание ситуаций духовно – нравственного содержания

• Все виды художественно творческой деятельности детей

• Проведение совместных праздников

• Экскурсий, целевых прогулок

• Организация выставок

• Творческие вечера

Таким образом в программе прослеживается несколько направлений:

1. Духовно – образовательное (занятия, беседы)

2. Воспитательно–оздоровительное (праздники, народные подвижные игры, прогулки)

3. Культурно-познавательное (встречи, экскурсии, концерты)

4. Нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам)

Особое внимание уделяю работе с родителями:

Апробированы следующие формы работы с родителями:

• Родительские собрания на духовно-нравственные темы

• Лектории

• Открытые показы воспитательно-образовательного процесса

• Проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, семинары)

• Анкетирование родителей с целью коррекции процесса по духовно-нравственному воспитанию в семье

• Индивидуальные консультации

• Наглядные виды работы: информационные стенды, папки-передвижки, выставки детских работ, литературы

• Индивидуальная работа с детьми

• Совместные праздники

Работая по программе «Духовно-нравственное воспитание», я убедилась, что она формирует умение понять другого человека, принять его таким, каков он есть, учит жить в согласии с собой и свое совестью, развивает чувство достоинства, помогающее с честью пройти жизненные трудности, которые неизбежно встанут на их жизненном пути.

В настоящее время я продолжаю разрабатывать наглядные пособия, приобретать литературу.

 Чтобы программа выполнялась я создала предметно-развивающую среду: в методическом кабинете создан уголок народного творчества, где собраны образцы народно-прикладного искусства, разные виды росписи, глиняные, деревянные игрушки, куклы в русских, мордовских, татарских народных костюмах. На базе д/с имеется мини-музей « Изба старины». Музей способствует гражданско-патриотическому воспитанию детей.. Экспонаты музея (вышивки, предметы быта) помогают преумножать всё без исключения: сотрудники д/с, родители.

Все занятия с детьми проходят в музее – на деревянных лавочках. Дети погружаются в мир далёкой старины и лучше понимают и чувствуют то, о чём я им говорю.

Провожу диагностику усвоения детьми знаний о истории и культуре русского народа.

Перспектива на будущее: продолжать работу с детьми по духовно- нравственному воспитанию; обобщение ППО; продолжать работу с родителями. Но главная перспектива, заключается в усвоении ребёнком вечных ценностей: милосердия сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Формирование познавательных способностей детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой Кубани"

За последние годы в стране произошли большие перемены. Россия переживает один из не простых исторических периодов. Из современного нравственного воспитания дошкольников фактически исключены понятия па...

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ МОРДОВСКОГО НАРОДА

Национальная культура - незаменимое средство эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников. Оно дает возможность ребенку позитивно относиться к природе, семье, родине, развивае...

Презентация "Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста"

презентация раскрывает роль развивающих игр в развитии познавательных способностей детей дошкольного возраста...

Деловая игра «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста.»

Деловая игра для педагогов ДОУ на тему: "Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста"...

Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста

   В дошкольном возрасте познавательное развитие достигается с помощью игры.     Развивающие игры активизируют познавательные процессы, развивают познавательный ин...

Педагогический проект "Формирование познавательной активности детей дошкольного возраста на основе развивающих игр"

Тип проекта:Долгосрочный, групповой, исследовательско-творческий.Участники проекта:Дети, родители воспитанников, воспитатели группы, заведующая, старший воспитатель.Актуальность темы:Предметная исслед...

«Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста»

Современный педагог ставит своей целью воспитание ребёнка-дошкольника – творчески развитого, инициативного, раскрепощенного, с высоким уровнем развития познавательных процессов, умеюще...